Файл: Операции с ценными бумагами-2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структура инвестиционного портфеля на разных стадиях экономического цикла:

Подъем Спад

75% – простые акции 30% – простые акции

20% – облигации 55% – облигации

5% – денежная наличность 15% – денежная наличность


1.7 Способы распространения новых выпусков ценных бумаг. Особые операции эмитента с ценными бумагами

Во время развития финансовых рынков определились два основных способа распространения ценных бумаг.

  1. Через инвестиционный банк, который выполняет дилерские функции. К его услугам обращаются известные компании, которые осуществляют большую эмиссию. Банк выступает оптовым посредником, проводит анализ финансового состояния компании, определяет экономическую обоснованность решения об эмиссии ценных бумаг, определяет степень вероятной трудности с их дальнейшей перепродажей. Первоначальное распространение ценных бумаг осуществляется среди коммерческих банков, страховых компаний, фирм и частных лиц. Величина комиссионного вознаграждения банка – спред составляет от 3,5% до 22% от общей суммы поступлений от продажи ценных бумаг (в зависимости от степени риска); при этом инвестиционный банк обеспечивает андеррайтинг, то есть дает гарантию размещения ценных бумаг. Эмитенту выдается гарантия формирования необходимого уставного капитала, а инвестиционный банк получает гарантию получения комиссионного вознаграждения. Если банк не в состоянии сам разместить ценные бумаги, он формирует подписной синдикат из мелких дилеров, каждый из которых отвечает за свою часть размещения выпуска и берет на себя всю ответственность за ее реализацию.

  2. Через публикацию проспекта эмиссии, то есть наиболее полную информацию о создаваемом акционерном обществе или о повторном выпуске ценных бумаг. Проспект эмиссии содержит полное наименование акционерного общества, юридические адреса АО и учредителей, размер уставного капитала, который формируется данной эмиссией, номиналы, типы и количество выпускаемых акций, направления инвестиционной деятельности, сроки подписки на акции и другую информацию об эмитенте.

Если первый способ обеспечивает быстрое и гарантированное формирования уставного капитала, но стоит эмитенту дорого, то второй способ является более дешевым, но не дает никаких гарантий. Когда ценные бумаги распространяют через инвестиционный банк, то в такой компании будет преобладать небольшое количество больших держателей акций.

Способы распространения ценных бумаг в Украине:

  1. продажа акций через центры сертификатных аукционов, что было внедрено в период приватизации государственной собственности;

  2. первоначальная продажа акций через Украинскую фондовую биржу;

  3. законом разрешена продажа пакетов акций по коммерческому или некоммерческому конкурсам;

  4. размещение акций путем подписки на них после публикации проспекта эмиссии.


В некоторых странах эмитент имеет право производить особые операции с ценными бумагами.

Особые операции эмитента с ценными бумагами:

  1. Сплит или дробление акций на меньшие акции – это выпуск нескольких новых акций с меньшей новой стоимостью вместо одной старой. Например, сплит три к двум означает, что две старых акции обмениваются на три новых.

  2. Консолидация акций (обратное дробление) – это операция, с помощью которой компания-эмитент уменьшает количество ранее выпущенных акций, обменивая часть номинала новой акции на каждую раньше выпущенную акцию.

  3. Ассимиляция акций, то есть сравнение в правах акций следующего выпуска с акциями предыдущего выпуска (чаще проводится после очередной выплаты дивидендов). Акционеры, которые владеют акциями новых выпусков, получат право на часть нового выпуска акций, как и те, что приобретали акции при создании акционерного общества.

  4. Перегруппировка акцийэто объединение акций нескольких акционерных обществ, которые реорганизуются в одно акционерное общество (как правило, проводится после слияния компаний). В Украине перегруппировка акций осуществляется при условии, что акции всех акционерных обществ находились в системе электронного обращения ценных бумаг.

  5. Индексация акций – это увеличение номинала акций, которое эмитент проводит соответственно увеличению размера уставного фонда после переоценки стоимости основных фондов.




























ТЕМА № 2 ОБЛИГАЦИИ

План

2.1 Основные черты выпуска облигаций

2.2 Классификация и виды облигаций. Типы выпусков

2.3 Определение доходности и курса облигаций

2.4 Рейтинги облигаций


2.1 Основные черты выпуска облигаций

Облигации являются постоянным по величине требованием к прибыли и к активам эмитента (равным по величине сумме погашения). Торговля долговыми инструментами развивается с успехом на всех фондовых рынках потому, что эмитент облигаций сам определяет условия займа. Это делает для него эмиссию облигаций более привлекательной, чем банковский кредит.

Основные характеристики облигаций:

  1. Сумма погашения (номинал или принципал) – определяет величину капитала, которая должна быть возвращена инвестору при наступлении срока погашения.

  2. Купон (номинальная доходность) – это свойство облигаций, определяющее величину годового процентного дохода.

  3. Деноминация – это стандартная сумма погашения облигации, которая меньше тиража эмиссии; на такие суммы разбивается весь выпуск с целью облегчения его размещения среди инвесторов.

  4. Срок погашения – дата окончания срока действия облигаций, когда подлежит возвращению основная сумма долга (как правило, не изменяется).

  5. Выкупной фонд – оговорка в выпуске, которая обуславливает финансовые источники выкупа облигаций на протяжении определенного периода.


Облигационер заключает с эмитентом облигационное соглашение с требованием о том, чтобы компания осуществляла регулярные отчисления на специальный счет с целью гарантировать погашение облигаций при наступлении срока платежа. Оно дает гарантии инвесторам и защищает компанию от чрезмерно больших единовременных затрат при наступлении срока погашения.

Особенности выпусков облигаций:

  1. В зависимости от возможности отзыва облигации бывают:

безотзывные (эмитенту запрещено осуществлять погашение облигаций до истечения установленного срока);

отзывные, то есть эмитент может объявить о погашении выпуска в любое время;

с отложенным отзывом – это такие облигации, которые не могут быть погашены до истечения некоторого срока, а после этого переходят в категорию свободно отзываемых.Высокодоходными являются облигации с отложенным отзывом и отзывные, так как такие оговорки в выпусках отвечают интересам эмитента, а инвестор получит более низкую норму доходности на свои инвестиции, чем он ожидал.

Курс отзыва – это цена, которую эмитент обязан выплатить при досрочном погашении ценных бумаг. Он равен сумме номинала и отзывной премии, обычно равной величине годового процентного дохода.

2 В зависимости от возможности рефинансирования облигации бывают:

с правом рефинансирования. Рефинансирование – это замена облигаций на новые: или с более низкой номинальной доходностью, или с более продолжительным сроком погашения.

Оговорка о рефинансировании запрещает производить рефинансирование, но не запрещает досрочно отзывать облигации. Оговорка о рефинансировании – это условие, которое разрешает досрочно отзывать облигации, но при этом запрещается преждевременное погашение выпуска за счет поступлений, обеспечиваемых облигациями с низкой купонной ставкой, которые замещают данный выпуск, и предназначенных для рефинансирования. Это означает, что выпуск с отсроченным рефинансированием может быть выкуплен и преждевременно погашен по любой причине, кроме рефинансирования.

Главные причины затребования облигаций – это существенное снижение процентных ставок в сравнении с теми, под которые выпускались облигации или изменение сроков погашения долга. В последнем случае вместо изъятых облигаций выпускают более долгосрочные;

без права рефинансирования. Развитие рынка корпоративных облигаций является исключительно важным для Украины. Украинские предприятия именно через выпуск облигаций имеют возможность привлекать большие объемы инвестиционных ресурсов, и будут использовать этот канал в ближайшее время.


2.2 Классификация облигаций. Типы выпусков

Облигации классифицируются по нескольким признакам.

  1. С точки зрения требований к активам эмитента:

а) старшие облигации – это облигации с приоритетным правом требований к активам эмитента, обеспеченные юридически закрепленным правом на специфическую часть имущества эмитента (в виде первой закладной);


б) Младшие облигации – это долговые обязательства, основанные только на обещании эмитента выплатить проценты и возвратить сумму долга в срок.

2 В зависимости от обеспечения:

а) обеспеченные (старшие облигации); в зависимости от вида залога различают облигации:

- с залогом недвижимости;

- с финансовым залогом, то есть обеспеченные ценными бумагами других компаний, которые принадлежат эмитенту, но находятся в доверительном управлении у третьего лица;

- сертификаты под закупку оборудования, которые обеспечиваются закладной на специфические виды оборудования (такие облигации обычно выпускают авиационные, железнодорожные, транспортные компании);

- с комбинированным залогом, то есть обеспеченные частично первыми, вторыми и даже третьими закладными;

б) необеспеченные (младшие) – это облигации, не обеспеченные закладной на активы эмитента.

3 По характеру распоряжения:

а) именные, которые выпускаются для особых собственников, имена которых вносятся в реестр акционерного общества;

б) предъявительские, держатель которых считается их владельцем.

  1. По субъектами выпуска:

а) государственные;

б) корпоративные и облигации инвестиционных фондов;

в) муниципальные;

г) иностранные.

  1. Исходя из принципов выкупа:

а) серийные, которые погашаются сериями через определенные промежутки времени;

б) ординарные, которые погашаются единовременно, то есть все сразу.

6 В зависимости от способа погашения процентов:

а) купонные, которые имеют процентные купоны с фиксированной ставкой процента. Эмитент или платежный агент должны обязательно погашать отрезные купоны, когда наступает срок уплаты. Сейчас такие облигации почти не выпускают, так как такие выпуски требуют от эмитентов дополнительных затрат;

б) с нулевым купоном – это облигации, которые продаются с дисконтом, то есть со скидкой в цене, а потом выкупаются по номиналу. Такие облигации начали эмитировать в США в 80-х годах 20-го века;

в) смешанного типа, в выпусках которых предполагается продажа облигации с дисконтом и купонными платежами, которые выплачиваются уже тогда, когда облигации находятся в обращении;

г) доходные, по которым гарантированно возвращается номинал, то есть сумма долга, а проценты выплачиваются в зависимости от прибыли эмитента.

7 В зависимости от вида валюты, в которой выпускаются облигации, они бывают эмитированными:

а) в национальной валюте;

б) в иностранной валюте;

в) двойной номинации.

8 По характеру обращения различают облигации:

а) обратимые, которые можно в любой момент времени обменять на деньги;

б) конвертируемые, которые можно, в соответствии с условиями выпуска, обменять на акции эмитента в определенный период;

в) с правом досрочного погашения по требованию инвестора.

Корпоративные облигации обычно подразделяются на несколько сегментов:


  • облигации промышленных компаний;

  • облигации компаний коммунальных услуг;

  • выпуски финансовых институтов (например, банков), которые выплачивают проценты один раз в полугодие и, как правило, имеют выкупные фонды.

Кроме базовых типов выпусков, осуществляются также особые выпуски, которые эмитируют облигации, обладающие необыкновенными, уникальными характеристиками: условия выплаты процентов или погашения выходят за обычные рамки.


2.3 Определение доходности и курса облигаций

На развитых фондовых рынках котировки облигаций даются в процентах к номиналу. Например, номинал облигации составляет 1000 долларов, котировка – «at 97». Итак, цена облигации составляет 97% от номинала, то есть 970 долларов.

Принципы динамики курса облигаций

Облигации имеют фиксированную нарицательную стоимость и рыночную стоимость, которая изменяется. Курс облигации определяется ее купоном, сроком погашения и движением рыночных процентных ставок.

Если бы курсы облигаций и рыночных процентных ставок не изменялись, стоимость облигаций на момент погашения определялась бы по формуле сложных процентов как будущая стоимость:


Fn = P*(1 + r)n, (2.1)


где Fn – стоимость облигации на момент погашения, то есть будущая стоимость; будущая стоимость – это сумма, до которой возрастет текущий взнос за период с момента его помещения на счет при условии начисления сложных процентов;

Р – номинал;

r – номинальная доходность;

n – количество лет до погашения облигации.

Этой формулой можно воспользоваться, когда рассчитывается стоимость облигаций, не имеющих вторичного рынка, на любой момент времени.

Показатель со степенью в формуле (2.1) имеет название «коэффициент наращения» и определяется по формуле:


k = (1 + r)n. (2.2)


Но большинство облигаций обращается на вторичном рынке, то есть имеет рыночную цену, а рыночные курсы облигаций изменяются. Курс облигаций не является показателем прибыли. Для определения расчетного курса облигаций необходимо знать номинальную прибыльность, номинал и количество лет к погашению.

Расчетная стоимость облигаций определяется по формуле:


Р = PV * PVIF + I * PVIFA, (2.3)


где Р – текущая стоимость облигаций;

PV – номинал облигации;

PVIF – фактор дисконтирования для однократного потока денежных средств (таблица А-3 финансовых таблиц);

I – номинальная доходность;

PVIFA – фактор дисконтирования для аннуитета (таблица А-4 финансовых таблиц).

Аннуитет – это поток равных сумм денежных средств, возникающих через равные промежутки времени.

Фактор дисконтирования – это фактор приведения будущей стоимости к сегодняшнему времени. Он определяется по формуле:


, (2.4)