Файл: «Личные неимущественные права как предмет гражданского права».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, возможно сформулировать следующие выводы:

- региональный законодатель в рамках установленного федеральными законами разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также в случаях прямого федерального делегирования ему таких "ограничительных" полномочий вправе осуществлять ограничение прав и свобод человека и гражданина;

- при ограничении прав и свобод человека и гражданина региональный законодатель должен исходить из правовых принципов справедливости и соразмерности. [18]

Очевидно, что правовое их закрепление напрямую связано с толкованием решения Конституционного Суда от 4 апреля 1996 г. N 9-П о возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом. Данная правовая позиция, исходя из проделанного в статье анализа, нуждается в определенном уточнении. Подобное уточнение может быть дано путем официального разъяснения Конституционным Судом своего решения от 4 апреля 1996 г. N 9-П в порядке, установленном Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ст. 83, 77), по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд, включая органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, а также других лиц, в число которых входят Генеральный прокурор и Министр юстиции Российской Федерации.

2 Международные стандарты и средства международно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина

2.1 Международные стандарты в области прав человека

Международные стандарты в области прав человека - это "правила, выраженные в виде общепризнанных принципов и норм международного права в сфере прав человека", которые юридически обязывают государства создавать правовой, политический и социальный режим обеспечения прав и свобод человека. Целью создания международных стандартов в области прав человека является создание типовых моделей, которые используются государствами для разработки своих собственных законодательств.


Необходимость выработки международных стандартов в области прав человека впервые была осознана в конце XIX века. В это время промышленно развитые страны начали принимать трудовое законодательство, которое подняло уровень оплаты и, следовательно, стоимость наемного труда. В связи с этим промышленно развитые страны оказались в экономически проигрышном положении по отношению к странам, не имеющим законов о труде. В результате консультаций появились первые конвенции, в которых государства брали обязательства друг перед другом в отношении своих граждан. Бернская конвенция 1906 года о запрещении ночного труда женщин стала первым международным договором в области социальных прав. Значительное количество конвенций в области труда было разработано Международной организацией труда, созданной в 1919 году. Таким образом, социальные права нашли свое отражение в международном праве значительно раньше политических прав. Преступления против человечности, совершенные во время Второй мировой войны, показали несостоятельность традиционной точки зрения, согласно которой обращение государств со своими гражданами является исключительно внутренним делом государств. Подписание Устава ООН 26 июня 1945 года сделало права человека неотъемлемой частью международного права. Согласно Уставу государства - члены ООН обязались принимать совместные меры, направленные на поощрение и защиту прав человека во всем мире. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства". Принятие Всеобщей декларации прав человека послужило толчком к дальнейшей разработке международных стандартов в области прав человека и созданию механизмов международного контроля. [17]

За последние пятьдесят лет только под эгидой ООН было заключено свыше 60 международных договоров по правам человека.

Международные стандарты включают в себя основные права человека, закрепленные в важнейших международно-правовых актах, устанавливающих "планку, ниже которой государство не должно опускаться".

Права человека, содержащиеся в конституциях государств и в международно-правовых документах, в частности в Международном билле о правах человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года и протоколы к нему, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года), а также в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Европейской социальной хартии 1961 года, составляют по сути дела международные стандарты в области прав человека. Эти стандарты, выраженные в виде общепризнанных принципов и норм международного права в сфере прав человека, юридически обязывают государство создавать правовой, политический и социальный режим обеспечения прав и свобод человека. [27]


Международные стандарты поведения государств в сфере прав человека, изложенные в общей форме в Уставе ООН, конкретизированы в документах, составляющих Международный билль о правах, а также в ряде конвенций ООН. В частности, международные стандарты содержатся в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенции о правах ребенка 1989 года, Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, Конвенции о правах инвалидов 2006 года, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения или наказания 1984 года. Существенный вклад в кодификацию международно-правовых норм в области прав человека вносят специализированные учреждения ООН, в первую очередь Международная организация труда (МОТ), принявшая более 170 конвенций в области занятости, гигиены труда и защиты трудовых прав трудящихся, а также Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Международно-правовые документы, устанавливающие международные стандарты в области прав человека, закрепляют также правовые принципы, имеющие важное значение для каждого человека, и обязательны для всех государств - участников этих международно-правовых актов. К этим принципам относятся:

а). Основные права и свободы человека являются естественными и принадлежат каждому от рождения, что делает их неотъемлемыми и неотчуждаемыми.

б). Признаваемые международными договорами основные права и свободы должны быть гарантированы каждому человеку, находящемуся под юрисдикцией соответствующего государства и в пределах его территории.

в). Официальные власти государств - участников международных договоров в области прав человека обязаны соблюдать законность и нормы права, предусмотренные в договорах.

г). Обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому бы то ни было признаку.

д). Основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства, а их обеспечение и защита являются предметом национального законодательства и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов местных органов власти.

е). Коллективные права каждого вытекают из прав и свобод личности и не должны им противоречить.

ж). Фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, в том числе во время чрезвычайного положения и даже войны.


Как было показано выше, международно-правовые стандарты в области прав человека юридически обязывают государства предоставить лицам, находящимся под их юрисдикцией, права и свободы, предусмотренные в этих стандартах. Государства также должны сотрудничать между собой с целью обеспечения взятых на себя обязательств на международном уровне. [23]

Одни из этих институтов собирают информацию о положении дел с правами и свободами человека в различных частях мира, составляют доклады, публикуют ежегодники прав человека. Другие институты создаются специально для изучения состояния дел в конкретных правозащитных областях (Совет по правам человека ООН, Комиссия по статусу женщин, Комиссия по устранению расовой дискриминации, Комитет по правам человека и др.). Такие специальные органы существуют в ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и в других организациях. Классическим примером правозащитных институтов является Европейская, Африканская и Межамериканская комиссии по правам человека.

К числу институтов, наделенных правом выносить обязательные для исполнения государствами решения можно отнести Европейский и Межамериканский Суды по правам человека. Но эти суды могут налагать санкции на нарушителей прав человека и народов только в плане возмещения материального ущерба государством, допустившим нарушение, жертве нарушения прав человека.

2.2 Механизм международного контроля

Система контроля в современном международном праве прав человека в силу своей природы и выполняемых функций является надежной гарантией соблюдения государствами своих обязательств по основным международным договорам в правозащитной сфере. Акцент в этом вопросе смещен в сторону обеспечения выполнения государствами своих обязательств в сфере уважения и защиты прав человека.

Первым международным органом, занимающимся контролем в правозащитной сфере, являлась созданная в 1946 году в рамках ООН Комиссия по правам человека. Комиссия сама не выносила решения по направляемым в ООН жалобам о нарушении прав человека, а лишь передавала их соответствующим государствам с просьбой рассмотреть и дать ответ на утверждение о нарушении ими прав граждан. Поступающие в Комиссию жалобы публиковались в виде ежегодных докладов о нарушениях основных прав и свобод человека в конкретных государствах.

Комиссия по правам человека до замены ее Советом по правам человека являлась главным межправительственным органом системы Организации Объединенных Наций, призванным содействовать развитию международного сотрудничества в сфере поощрения и защиты прав и свобод человека. Комиссия по сути дела была единственной из числа так называемых функциональных комиссий Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), создание которой было предусмотрено в Уставе ООН. Комиссия, собиравшаяся на свои сессии раз в году, рассматривала большое количество вопросов, не относящихся к правозащитной тематике, и тем самым выходила за пределы своей компетенции, что снижало эффективность ее работы и подрывало авторитет этого важного органа в сфере прав человека. Более того, в результате политизации рассматриваемых вопросов возникало недоверие государств, их разобщение, что противоречит целям и принципам ООН. [26]


На Всемирном саммите 2005 было принято решение о преобразовании Комиссии в Совет по правам человека, мандат которого заключался в обеспечении всеобщей обязанности уважать и защищать права и основные свободы всех людей без каких-либо различий и на справедливой и равноправной основе. Статус этого нового органа ООН несколько выше, чем Комиссии по правам человека. В марте 2006 года в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 60/251 этот Совет был утвержден.

Создание Совета ООН по правам человека, подотчетного Генеральной Ассамблее ООН и состоящего из 47 представителей государств, подтверждает закономерность усложнения международной нормативной системы.

На Совет по правам человека, который является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи, возложен следующий мандат: содействовать уважению и защите всех прав человека; рассматривать ситуации с их грубыми и систематическими нарушениями; содействовать эффективной координации и интеграции деятельности, касающейся прав человека, в рамках системы Организации Объединенных Наций. [15]

Совет должен, в частности:

- содействовать учебно-просветительской деятельности в области прав человека, деятельности по оказанию консультационных услуг, предоставлению технической помощи и созданию потенциала, которая будет осуществляться в консультациях с заинтересованными государствами-членами и с их согласия;

- служить форумом для обсуждения тематических вопросов по всем правам человека;

- делать рекомендации Генеральной Ассамблее в отношении дальнейшего развития международного права в области прав человека;

- содействовать полному выполнению обязательств в области прав человека, принятых государствами, и осуществлению контроля над достижением целей и выполнением обязательств, касающихся поощрения и защиты прав человека на уровне ООН;

- проводить всеобъемлющие периодические обзоры выполнения каждым государством его обязательств и обязанностей в области прав человека. Такой обзор должен быть механизмом сотрудничества, основанным на интерактивном диалоге с соответствующей страной при ее активном участии и учете ее потребностей;

- содействовать посредством диалога и сотрудничества предотвращению нарушений прав человека и реагировать на чрезвычайные ситуации в области прав человека;

- взять на себя роль и обязанности Комиссии по правам человека в связи с работой Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, как они были определены в резолюции Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года N 48/141;