Файл: «Личные неимущественные права как предмет гражданского права».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- действовать в области прав человека в тесном сотрудничестве с правительствами, региональными и национальными организациями, учреждениями по правам человека и гражданским обществом;

- делать рекомендации в отношении поощрения и защиты прав человека.

Помимо международного контроля в правозащитной сфере международное сообщество придает большое значение договорным институтам контроля в области поощрения и защиты прав человека. Девять фундаментальных договоров по правам человека, включая такие из них, как Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, Конвенция о правах ребенка 1989 года, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 года, Конвенция о правах инвалидов, предусматривают создание соответствующих комитетов, на которые возлагается контроль за исполнением государствами-участниками обязательств по соблюдению положений того или иного международного договора.

Имеется также ряд региональных договоров в сфере защиты прав человека, в частности: Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 года, Европейская социальная хартия 1961 года, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 года, Американская хартия прав человека и народов 1981 года, в которых также предусмотрено создание необходимых контрольных механизмов.

При этом в сферу контроля попадают не только положения межгосударственных органов по правам человека, но и отдельные международные документы, не облеченные в нормативную форму (Всеобщая декларация прав человека 1948 года и некоторые другие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН).

В соответствии с положениями этих договоров под эгидой ООН созданы так называемые конвенционные контрольные органы, а именно: Комитет по правам человека, Комитет по экономическим и культурным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток, Комитет по правам ребенка, Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Комитет по насильственным исчезновениям, Подкомитет против пыток.


3. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод личности

В структуре деятельности любого государственного органа вопросы обеспечения прав и свобод граждан занимают значительное место, поскольку это их важнейшая конституционная обязанность. Но решение данных вопросов не входит в круг основного содержания деятельности большинства органов, а подчинено выполнению конкретных задач, являясь одним из условий, способствующих нормальному функционированию государственного органа и достижению поставленных целей. Среди всего разнообразия различных органов существуют специальные, которые образованы для защиты граждан от преступных посягательств, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности. Традиционно данные органы называют правоохранительными. Правоохранительные органы тесно взаимодействуют между собой, специализируясь на решении конкретных задач.

Деятельность правоохранительных органов строго регламентирована соответствующими правовыми документами. В основе правового регулирования компетенции правоохранительных органов лежат принципиальные требования Конституции Российской Федерации. На суды Конституцией возложено осуществление правосудия, на прокуратуру - высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами, местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. [19]

В рамках этой системы значительный объем работы выполняют органы внутренних дел - федеральные исполнительные государственные органы, которым поручена организация непосредственной работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной и личной безопасности граждан, защите прав и законных интересов граждан и организаций от противоправных посягательств.

В основе конституционного принципа организации и деятельности Министерства внутренних дел заложено отнесенное Конституцией к прерогативе Правительства проведение мер «по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.


Роль органов внутренних дел в механизме правового обеспечения прав и свобод личности заключается в обеспечении реализации, охраны и защиты прав и свобод граждан в пределах своей компетенции определенной законодательством.

Основным видом работы органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод личности является их правоохранительная деятельность; предупреждение, выявление, раскрытие, расследование преступлений и иных правонарушений, посягающих на права и свободы граждан.

Содержание охраны прав и свобод граждан применительно к деятельности органов внутренних дел включает в себя предупреждение и профилактику нарушений прав и свобод личности, а также устранение препятствий, не являющихся правонарушениями и мешающих нормальному осуществлению прав и свобод граждан.

Важная роль здесь отводится именно профилактике нарушений нрав и свобод граждан, в которой органы внутренних дел занимают ведущее место, т.к. именно на них возложена непосредственная обязанность по борьбе с преступностью. Профилактика преступлений и иных правонарушений относится к числу приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел.

Основными направлениями деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод личности являются административно-правовая, оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная.

Административно-правовая деятельность органов внутренних дел многообразна, основными ее видами являются: охрана общественного порядка; производство по делам об административных правонарушениях; административно-правовая профилактика правонарушений; охрана имущества на основе договоров; осуществление разрешительной системы; охрана, содержание и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан.

Важное место в системе административно-правовой деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод личности занимает служба участковых уполномоченных полиции. Основное направление этой деятельности сосредоточено на профилактике правонарушений в целях обеспечения личной и имущественной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных проступков, а также раскрытие преступлений и оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов. Одним из приоритетных направлений деятельности участковых уполномоченных полиции по обеспечению прав и свобод граждан является индивидуально-профилактическая работа с лицами, склонными к совершению правонарушений, исходя из антиобщественной направленности их образа жизни.


Большое значение в административно-правовой деятельности органов внутренних дел отводится профилактике правонарушений несовершеннолетних и детской безнадзорности. Государство, признавая важность и актуальность этого направления работы, в качестве приоритетных целей и задач своей деятельности по обеспечению защиты и развития детей, их конституционных прав и свобод, разрабатывает программы, направленные на оказание социальной помощи детям в Российской Федерации. Особая тревога вызвана ростом безнадзорности среди детей и подростков и повышением числа совершенных ими правонарушений. [30]

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в предупреждении правонарушений несовершеннолетних, а также в профилактике детской безнадзорности. В этих целях подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественные действия или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния. Кроме того, органы внутренних дел осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск; участвуют в подготовке материалов в отношении несовершеннолетних для рассмотрения возможности помещения их в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей.

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) - одна из тех государственно-правовых форм борьбы с преступностью, которая по своему характеру, целям и способам их достижения может на основании закона ограничивать конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни.

Поскольку оперативно-розыскная деятельность существенным образом затрагивает права личности, главным образом при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как опрос, наведение справок, наблюдение и ряда других, предполагает сбор сведений об образе жизни, поведении, привычках, порочных склонностях, контактах проверяемого лица, большая часть которых относится к сфере частной жизни, то использование ее результатов возможно лишь в строго очерченных законом пределах. Одним из важных элементов этого механизма должна стать детальная правовая регламентация оснований ограничения неприкосновенности частной жизни при проведении оперативно-розыскных мероприятий.


Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел осуществляется посредством предварительного следствия и в форме дознания. Методы исполнения процессуальных действий у них одинаковые, отличаются они лишь объемом, кругом субъектов и подследственностью.

В уголовном судопроизводстве отношения личности с государством могут сопровождаться интенсивным принудительным воздействием со стороны последнего. Поэтому в ходе уголовно-процессуальной деятельности при производстве предварительного расследования должен строго соблюдаться принцип неприкосновенности личности и жилища, охраны личной жизни и тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. В соответствии с этим положением никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения. Лицо, заключенное под стражу, имеет право на обжалование и судебную проверку законности и обоснованности применения в отношении него этой меры пресечения.

В целях обеспечения неприкосновенности жилища законодатель установил положение, в соответствии с которым никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц. Учитывая, что личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом, то обыск, выемка, осмотр помещений у граждан, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях может производиться только на основании судебного решения и в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Особое значение в современных условиях приобретает проблема обеспечения прав и законных интересов потерпевших в процессе осуществления уголовно-процессуальной деятельности. Потерпевший как гражданин, интересы которого государство не сумело оградить от противоправного посягательства, вправе ждать от государства восстановления его нарушенных прав и социальной справедливости, включая возмещение причиненного преступлением вреда. [14]

В правоприменительной деятельности органов внутренних дел еще встречаются нарушения прав и законных интересов потерпевших. Наиболее распространены они в следующих случаях:

а. При регистрации заявлений и сообщений о преступлениях. Это может:

- сокрытие заявлений (сообщений) от регистрации;

- незаконный отказ в регистрации заявлений (сообщений).

б. При решении вопроса о возбуждении уголовного дела. Это может быть:

- нарушение сроков возбуждения уголовного дела;