Файл: Теоретические аспекты формирования системы мотивации персонала на предприятии.pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты формирования системы мотивации персонала на предприятии
Понятие и функции системы мотивации персонала
Глава 2 Анализ системы мотивации на примере МФО кредитный потребительский кооператив «Первый»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Оценка системы мотивации труда работников организации
Таких сотрудников отличает то, что денежный фактор и содержание работы для них не имеют особого значения. Им важнее признание авторитета руководством компании, с которым они хотят быть на равных. Сотрудничество с ними принесет хорошие плоды, если им дать достаточно свободы и предоставить возможность действовать самостоятельно.
Исходя из данных, можно сделать вывод, в каком направлении необходимо развивать систему мотивации предприятия:
- разработать программу по обучению стрессоустойчивости и борьбе со стрессом на работе;
- разработать мотивационные инструменты исходя из профессионального и хозяйственного типов мотивации;
- усовершенствовать продвижение программы привлечения молодых специалистов на работу в МФО кредитный потребительский кооператив «Первый».
Структурно изложенные рекомендации представлены на рис. 10.
Возможные варианты решения проблем в системе мотивации
Совершенствование системы профессионального развития
Меры по снижению уровня профессионального стресса у сотрудников (приглашение для проведения тренингов коуч-тренера)
Гибкий рабочий график (предоставление выходного по выбору)
Совершенствование программы привлечения молодых специалистов на работу в МФО кредитный потребительский кооператив «Первый»
Рисунок 10. Варианты решения проблем в системе мотивации МФО кредитный потребительский кооператив «Первый»
В качестве одного из направлений было предложено приглашение коуч-тренера, задачей которого является снижение уровня стресса работников. Разберем данное мероприятие подробнее.
В качестве примера рассмотрим программу борьбы со стрессом.
1-ый теоретический модуль «Стресс и здоровье»
Роль стресса в деятельности. Психолого-педагогические и биологические механизмы стресса: данные современных исследований. Влияние стресса на здоровье Сигналы тела человека о внутренних эмоциональных проблемах. Стрессогенные факторы: индивидуальные и универсальные. Профессиональный стресс у специалистов МФО кредитный потребительский кооператив «Первый»: его особенности и ключевые факторы. Профилактика эмоционального выгорания.
2-ой практический модуль «Стресс и деятельность»
Как стресс влияет на продуктивность деятельности. Навыки управления стрессом: изменение отношения, изменение состояния и влияние на ситуацию. Роль контроля над ситуацией в развитии стресса. Переживание беспомощности и его преодоление. Практика: работаем с индивидуальными стрессорами, составляем схему снижения стресса. Упражнения на выявление скрытых стрессоров. Работа в группах.
3-ий практический модуль «Навыки стрессоустойчивости »
Эмоции и их роль в развитии стресса. Практика: осваиваем приемы эмоциональной саморегуляции. Острый стресс и способы его преодоления. Приемы быстрого восстановления энергии. Роль установок и образа мыслей в развитии стресса. Практика: выявляем мысли, вызывающие напряжение. Осваиваем прием «Из проблемы в задачу» и технику ««Положительный диалог с самим собой». Навыки антистрессового поведения в коммуникациях. Конфликты и выходы из них Практика: отработка техник в парах. Восстановительные техники. Личные ресурсы стрессоустойчивости – как развить необходимые навыки в опере на свою индивидуальность. Изменения без стресса.
Далее дадим социально-экономическую оценку описанных рекомендаций. Рассмотрим затраты на предложенные направления.
Таблица 7
Затраты на мероприятия по совершенствованию системы мотивации МФО кредитный потребительский кооператив «Первый»
Мероприятия |
Статьи расходов |
Стоимость, руб. |
Профессиональное развитие |
Курсы повышения квалификации Тренажеры Дополнительные занятия Компенсация расходов Итого |
12500 500 3000 10000 26000 |
Совершенствование программы привлечения молодых сотрудников |
Проведение семинаров Размещение информации в ВУЗах Итого |
8000 900 8900 |
Программа стрессоустойчивости |
Оплата приглашенного специалиста Разработка и печать необходимых метод.материалов Приобретение учебных материалов для сотрудников Итого |
120000 12300 69900 202200 |
Всего |
272000 |
В итоге затраты на предложенные мероприятия составят 272 тыс.руб.
Положительный экономический эффект от мероприятий будет заключаться в снижении текучести кадров и сокращении затрат на подбор персонала.
Согласно мнениям специалистов, уход каждого сотрудника приводит к потере денежных средств, которая, равна от 10% до 20% (в зависимости от уровня должности) годового заработка.
Эти потери вызваны затратами на поиск и подбор нового персонала, его обучение, сюда же относят затраты на адаптацию нового сотрудника и т.д.
Однако, для МФО кредитный потребительский кооператив «Первый» ключевым является социальный эффект от профессиональной подготовки работников, который состоит в повышении их профессионализма и качества выполнения профессиональных обязанностей, так как от этого зависят жизни множества людей.
Среди критериев социальной эффективности можно упомянуть:
- степень соответствия направлений, содержания и результатов управленческой деятельности должностных лиц тем параметрам, которые обозначены в кадровом регламенте государственного органа, должностном регламенте, требованиям к организации;
- соответствие решений и действий сотрудника ситуации и обстановке, а также правильная трактовка происходящих в профессиональном поле событий;
- улучшение объема, качества и характера взаимосвязи между сотрудниками МФО кредитный потребительский кооператив «Первый»;
- улучшение восприятия МФО кредитный потребительский кооператив «Первый» в качестве работодателя;
- соблюдение правил служебного поведения на службе и в отношении потребителей, а также партнеров МФО кредитный потребительский кооператив «Первый».
Заключение
Целью данной курсовой работы ставилась разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала на примере МФО кредитный потребительский кооператив «Первый».
КПК "Первый" - небанковская кредитная организация, созданная путём добровольного объединения физических и юридических лиц для оказания финансовой взаимопомощи друг другу: сбережения личных денежных средств и предоставления займов только членам организации на взаимовыгодной основе.
Анализ состояния кадров и кадровой политики МФО кредитный потребительский кооператив «Первый» показал, что в основе социальной политики предприятия лежит принцип партнерства, который предполагает постоянный диалог социальных партнеров, направленный на решение стоящих перед предприятием задач.
Выстроен и совершенствуется механизм договорного регулирования социально-трудовых отношений.
Основные черты кадровой политики МФО кредитный потребительский кооператив «Первый»:
- имеет долгосрочный характер (формирование системы мотивации, психологических установок, системы управления персоналом, структуры персонала требует много времени);
- связь со стратегией предприятия в целом (при изменении стратегии предприятия корректируется и кадровая политика: происходит изменение структуры и численности персонала, его квалификации и требований к навыкам, методы и стиль управления).
Кадровая политика МФО кредитный потребительский кооператив «Первый» направлена на:
- усиление возможностей предприятия противостоять конкурентам на рынке труда, максимально эффективно использовать свои сильные и слабые стороны во внешнем окружении;
- увеличение конкурентных преимуществ посредством создания условий для эффективного использования и развития трудового потенциала, формирования компетентного и квалифицированного персонала;
- раскрытие способностей работников к инновационному, творческому развитию, для достижения не только целей предприятия, но и личных целей сотрудников.
Анализ и оценка эффективности системы мотивации работников МФО кредитный потребительский кооператив «Первый» позволили сделать вывод, что большинство сотрудников относятся к профессиональному, а также хозяйственному типу мотивации.
Как показали результаты проведенного опроса, работники МФО кредитный потребительский кооператив «Первый» постоянно находятся в стрессовой ситуации, которая связана со сложностью работы, уровнем ответственности, а также предъявляемыми требованиями к профессии.
В качестве первой проблемы было выявлено наличие высокого уровня стресса у работников, психическое напряжение.
К психическому перенапряжению приводит продолжительная напряженная работа. В условиях современных предприятий именно этот режим используется все чаще и чаще, так как на сверхвысоком уровне производственных достижений только он обеспечивает значительный прирост результатов.
Для решения данной проблемы может помочь приглашение стороннего специалиста – коуч-тренера, который будет не только диагностировать сотрудников, но также заниматься психологической помощью, разгрузкой, организовывать и проводить тренинги, направленные на борьбу со стрессом, участвовать в решении конфликтов, снижать уровень напряженности в коллективе, проводить персональные консультации.
В качестве еще одной проблемы было выявлено недовольство сотрудников отношениями с коллегами, то есть низкий уровень коммуникации между сотрудниками. Решение данной проблемы состоит в совершенствовании корпоративной культуры и налаживания внутрикоммуникационных связей.
В качестве третьей рекомендации было предложено совершенствовать программу привлечения молодых сотрудников.
Затраты на предложенные мероприятия составят 272 тыс.руб.
Положительный экономический эффект от мероприятий будет заключаться в снижении текучести кадров и сокращении затрат на подбор персонала.
Однако, для МФО кредитный потребительский кооператив «Первый» ключевым является социальный эффект от профессиональной подготовки работников, который состоит в повышении их профессионализма и качества выполнения профессиональных обязанностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Балашов, Ю.К. Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования / Ю.К. Балашов // Кадры предприятия. - 2014. - №7. - С. 23-28.
- Большакова, И.А. Мотивация как элемент эффективного управления персоналом / И.А. Большакова // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2014. - № 12. - С. 113-116.
- Буданова, М.В. Методика анализа системы мотивации труда персонала промышленного предприятия / М.В. Буданова, С.А. Афонина // Российское предпринимательство. — 2015. — № 8 (206). — c. 83-88
- Ветлужских, Е.В. Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика. / Е.В. Ветлужских - М.: Альпина Паблишер. 2016.
- Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014.
- Гасанов, Р. 67 секретов разработки мотивационной системы. / Р.Гасанов - М.: Феникс. 2013.
- Егоршин, А.П. Управление персоналом: / А.П. Егоршин - М.: Экономика, 2015.
- Иванова, С.И. Мотивация на 100%. А где же у него кнопка? / С.И. Иванова - М.: Альпина Паблишер. 2016.
- Кеннет, Бланшар. Киты. Выше и лучше, или Уроки мотивации, вдохновения и определения целей. / Бланшар Кеннет, ТэдЛасинак, Чак Томпкинс, Джим Баллард - М.: Попурри. 2014.
- Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учеб. / А.Я. Кибанов.- М.: ИНФРА-М, 2016.
- Корзенко, Н.И. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом / Н.И. Корзенко, Т.В. Тимакова // Вестник Челябинского государственного университета.- 2015. -№ 1 (356). - С. 124-126.
- Кулакова, А.Ю. Мотивация персонала в организации / А.Ю. Кулакова, А.С. Костров // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2015. - № 6. – С.5-9.
- Лебедев, М.А. Мотивация как фактор управления персоналом организации / М.А. Лебедев, А.Г. Ивасенко // Современные наукоемкие технологии. -2014. - № 7-2. - С. 164.
- Мескон, М. Основы менеджмента. /М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури - М.: Вильямс. 2014.
- Михайлова, О.В. Мотивация работников как функция управления персоналом / О.В. Михайлова, Е.А. Гришнякова // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления. Материалы Х международной научно-практической конференции. под ред. Ю.В. Вертаковой. - 2015. - С. 268-271.
- Мустафина, Д.А. Мотивация как метод эффективного управления персоналом / Д.А. Мустафина // Перспективные направления социально-экономического развития России Сборник материалов международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 80-83.
- Олегов, Ю.Д., Мотивация персонала. / Ю.Д. Олегов, Г.Г. Руденко, С.Н. Аленько, А.И, Мерко - М.: «Альфа-Пресс», 2013.
- Основы управления персоналом: учеб. / Под ред. Розарёновой Т.В.- М.: ГАСБУ, 2014.
- Павленко, О.В. Нематериальная мотивация в системе управления персоналом / О.В. Павленко // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3 - (56). С. 524-527.
- Суетов, А.К. Мотивация как процесс трудовой деятельности / А.К. Суетов // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2015. - № 25. - С. 130-133.
- Управление персоналом: учебник / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2016.
- Худобина, Г.И. Мотивация труда работников как фактор управления персоналом организации / Г.И.Худобина // В сборнике: Проблемы экономики, организации и управления в России и мире Материалы IX международной научно-практической конференции. Прага, Чешская республика. - 2015. - С. 300-305.
- Чимеева, Б.Б. Мотивация как элемент эффективного управления персоналом / Б.Б. Чимеева, Т.Е. Сангаева // В сборнике: Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. - 2015. - С. 284-288.
- Шапиро, С.А. Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс / С.А., Шапиро, О.В. Шатаева. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013.