Файл: Инновационный менеджмент В.И. Аверченков, Е.Е. Вайнмайер.pdf
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4560
Скачиваний: 117
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
26
эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда техниче-
ских подсистем (сложный продукт). Эти инновации служат распространению и совершен-
ствованию освоенных поколений техники (технологий), созданию новых моделей машин и
разновидностей материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и тех-
нологий их производства, например повышение КПД двигателя внутреннего сгорания или
переход от катушечных магнитофонов к кассетным.
Процессная инновация представляет собой освоение новых форм и методов организа-
ции производства при выпуске новой продукции. При этом имеется в виду, что выпуск новой
продукции можно организовать при уже имеющихся технологии, оборудовании, энергети-
ческих ресурсах и при использовании традиционных методов организации производства и
управления.
Важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна
выступать новизна его потребительских свойств. Техническая же новизна играет второсте-
пенную роль.
Таким образом, понятие инновации распространяется на новый продукт или услугу,
способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследователь-
ской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или
создающее условия для такой экономии.
Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований
и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельно-
сти, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образо-
вания, в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значе-
ния в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.
Российскими официальными терминами по инновации являются термины, использу-
емые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы»,
одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832. Такими терми-
нами являются [1]:
1. Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности,
получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого
на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в
практической деятельности.
2. Инновационная деятельность – процесс, направленный на реализацию результа-
тов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических дости-
жений в новом или усовершенствованном продукте, реализуемом на рынке, в новом или
усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельно-
сти, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Рассматривая данное определение инновационной деятельности, следует указать на
отсутствие в нем понятия разработки инновации.
Инновационная деятельность означает весь без исключения инновационный процесс,
начиная с появления идеи и заканчивая диффузией продукта.
Более точное определение инновационной деятельности следующее [1].
Инновационная деятельность – это процесс, направленный на разработку иннова-
ций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных
научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, реализуе-
мом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом
в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные иссле-
дования и разработки.
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
27
3.2. Классификация инноваций
по сфере их применения
В наиболее общей форме инновации с точки зрения их структурной характеристики,
т.е. с позиций сферы деятельности предприятия, которой инновационное изменение каса-
ется, можно системно классифицировать следующим образом [7].
Инновации «на входе» в предприятие как систему. Речь может идти, например, о
целевом качественном или количественном изменении в выборе и использовании материа-
лов, сырья, оборудования, информации, знаний работников и других ресурсов.
Инновации «на выходе» из предприятия как системы. Речь может идти, напри-
мер, о целевых качественных или количественных изменениях в результатах производ-
ственно-хозяйственной деятельности, какими являются изделия, услуги, технологии.
Инновации структуры предприятия как системы, т.е. ее отдельных элементов и их
взаимных связей. Речь может идти, например, о целевых изменениях в производственных,
обслуживающих и вспомогательных процессах, причем как по качеству или количеству, так
и по организации и способу обеспечения.
Аналогичная по содержанию, но отличная с точки зрения организации классифика-
ция важных по значимости изменений в характере, содержании и результатах деятельности
предприятия и отдельных его подразделений (заводов, институтов, цехов) была разработана
во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований в Москве
(ВНИИСИ). По этой классификации во взаимосвязи с отдельными сферами деятельности
выделяются следующие группы инноваций.
Технологические инновации, направленные на создание и освоение в производстве
новой продукции, технологий и материалов, модернизацию оборудования, реконструкцию
производственных зданий и их оснащение, реализацию мероприятий по охране окружаю-
щей среды.
Производственные инновации, ориентированные на расширение производственных
мощностей, диверсификацию производственной деятельности, изменение структуры про-
изводства и соотношений мощностей отдельных производственных единиц (заводов цехов,
участков и т.д.).
Экономические инновации, которые направлены на изменение методов и способов
планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, снижение про-
изводственных затрат улучшение конечных хозяйственных результатов, рост экономиче-
ского стимулирования и материальной заинтересованности трудящихся, рационализацию
системы калькуляции внутрипроизводственных затрат.
Торговые инновации, направленные на целевые изменения в торговой деятельности,
основанные на использовании взаимоотношений с поставщиками и заказчиками с учетом
оптимальных условий, предложение новой продукции и услуг, предоставление или изыска-
ние финансовых ресурсов в форме кредитов и займов, применение новых методов распре-
деления прибыли и других накопленных ресурсов и т.д.
Социальные инновации, связанные с улучшением условий и характера труда, соци-
ального обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера взаи-
моотношений на предприятии или между его отдельными организационными подразделе-
ниями.
Инновации в области управления, нацеленные на улучшение организационной
структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки
информации и документации, рационализацию канцелярских работ и т. д.
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
28
3.3. Анализ используемых инноваций
на промышленных предприятиях
В практике предприятий многих промышленно развитых стран в настоящее время
используется очень простая классификация инноваций в зависимости от того, что они изме-
няют на предприятии. При этом используются ответы на элементарные вопросы:
1. Что производится?
2. На основе чего и как это производится?
3. Кто это производит?
4. Что применяется для поддержки производства?
На первый вопрос – Что производится? – предполагается ответ: продукция с опреде-
ленными технико-экономическими параметрами, качеством и производственными особен-
ностями (включая услуги, сервис). Изменение того, что производится, должна обеспечи-
вать инновация продукции. Ее целью является отдельное целевое изменение (улучшение)
существующей продукции (количественное изменение) или же весьма глубокое изменение,
а также создание новой продукции (качественное изменение).
Второй вопрос – На основе чего и как это производится? – предполагает ответ: на
основе производственных (технологических), вспомогательных и обслуживающих процес-
сов с использованием соответствующих материальных ресурсов (машин, оборудования,
материалов, сырья, энергии). Изменение в том, «на основе чего и как это производится»,
обеспечивают инновации процессов, обозначаемые также как технологические инновации.
Термин «технологические инновации» часто и вполне справедливо критикуется, так
как он, естественно, связывается с представлением, что речь идет только о технологических
процессах, а это существенно сужает содержание понятия. На практике речь идет не столько
о точности термина, сколько о ясном определении того, что под используемым термином
понимается.
Так же, как и инновации продукции, инновации процессов (и другие виды инноваций)
могут характеризоваться качественным или количественным уровнем проводимых измене-
ний.
Третий вопрос – Кто это производит? – подразумевает ответ: работники предприятия
с определенными знаниями и опытом. Цель инноваций в области рабочей силы заключа-
ется в изменении профессионального и квалификационного профиля трудящихся, их моти-
вировки, материального и морального стимулирования, социально-экономического обеспе-
чения.
Последний, четвертый вопрос – Что применяется для поддержки производства? –
предполагает ответ: управленческая деятельность. Такая деятельность имеет как формаль-
ную сторону (прежде всего организационные формы), так и содержательную сторону
(прежде всего используемые способы, методы, средства управленческой работы по пла-
нированию, организации, стимулированию, финансированию и т. д.). Изменение того, что
используется для поддержки производства, обеспечивают инновации управленческой дея-
тельности. Они касаются как формы, так и методов управленческой работы.
Рассмотренный аналитический подход позволяет предложить еще один вид классифи-
кации инноваций, используемых на промышленных предприятиях [7]:
• инновации продукции;
• инновации процессов (технологических);
• инновации рабочей силы (человеческого фактора);
• инновации управленческой деятельности.
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
29
Основу инновационной политики на промышленных предприятиях, как это отмеча-
лось раннее, создают инновации продукции. Они являются решающими с точки зрения
выполнения главного предназначения предприятия – удовлетворения определенного круга
потребностей, возникающих в обществе. Поэтому в дальнейшем изложении внимание будет
направлено прежде всего на них.
В ходе деятельности предприятия практически невозможно провести точную границу
между отдельными типами инноваций. Очень неясной является граница, прежде всего,
между инновацией рабочей силы и инновацией управленческой деятельности, поскольку
человек является субъектом управленческой деятельности, главной движущей силой реали-
зации инновации как формы (организации), так и методов, способов и средств управленче-
ской работы.
Далее следует подчеркнуть, что на предприятии практически не существуют изоли-
рованные инновации. Так, инновационный замысел в области продукции, как правило,
непосредственно влечет за собой необходимость обеспечения соответствующих инноваций
процессов, а нередко также и инноваций в области рабочей силы и управленческой деятель-
ности. Это означает, что замысел обновления продукции может вызвать повышение требо-
ваний к профессиональному уровню и методам работы:
– в проектировании (прогрессивная концепция продукции);
– в конструировании (более сложное моделирование при расчетах конструкции,
выборе материалов, профилировании, установлении допусков и т. д.);
– в технологии (новые инструменты, материалы, технологические процессы); а также
изменение требований к производственной, измерительной, вспомогательной технике
(машины, оборудование, инструменты) и соответствующей профессиональной подготовке
людей, организации их работы и управлению ей.
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
30
ГЛАВА 4
Инновационный процесс
4.1. Понятие инновационного процесса
4.2. Фазы инновационного процесса
4.3. Структура инновационного процесса
4.4. Источники инновационных идей
4.5. Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов