Файл: Инновационный менеджмент В.И. Аверченков, Е.Е. Вайнмайер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4560

Скачиваний: 117

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

26

эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда техниче-

ских подсистем (сложный продукт). Эти инновации служат распространению и совершен-

ствованию освоенных поколений техники (технологий), созданию новых моделей машин и

разновидностей материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и тех-

нологий их производства, например повышение КПД двигателя внутреннего сгорания или

переход от катушечных магнитофонов к кассетным.

Процессная инновация представляет собой освоение новых форм и методов организа-

ции производства при выпуске новой продукции. При этом имеется в виду, что выпуск новой

продукции можно организовать при уже имеющихся технологии, оборудовании, энергети-

ческих ресурсах и при использовании традиционных методов организации производства и

управления.

Важнейшим  признаком  инновации  в  условиях  рыночного  хозяйствования  должна

выступать новизна его потребительских свойств. Техническая же новизна играет второсте-

пенную роль.

Таким образом, понятие инновации распространяется на новый продукт или услугу,

способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследователь-

ской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или

создающее условия для такой экономии.

Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований

и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельно-

сти, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образо-

вания, в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значе-

ния в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.

Российскими официальными терминами по инновации являются термины, использу-

емые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы»,

одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832. Такими терми-

нами являются [1]:

1. Инновация (нововведение)  – конечный результат инновационной деятельности,

получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого

на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в

практической деятельности.

2. Инновационная деятельность – процесс, направленный на реализацию результа-

тов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических дости-

жений  в  новом  или  усовершенствованном  продукте,  реализуемом  на  рынке,  в  новом  или

усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельно-

сти, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Рассматривая данное определение инновационной деятельности, следует указать на

отсутствие в нем понятия разработки инновации.

Инновационная деятельность означает весь без исключения инновационный процесс,

начиная с появления идеи и заканчивая диффузией продукта.

Более точное определение инновационной деятельности следующее [1].

Инновационная деятельность – это процесс, направленный на разработку иннова-

ций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных

научно-технических  достижений  в  новом  или  усовершенствованном  продукте,  реализуе-

мом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом

в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные иссле-

дования и разработки.


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

27

 

3.2. Классификация инноваций

по сфере их применения

 

В наиболее общей форме инновации с точки зрения их структурной характеристики,

т.е. с позиций сферы деятельности предприятия, которой инновационное изменение каса-

ется, можно системно классифицировать следующим образом [7].

Инновации «на входе» в предприятие как систему. Речь может идти, например, о

целевом качественном или количественном изменении в выборе и использовании материа-

лов, сырья, оборудования, информации, знаний работников и других ресурсов.

Инновации  «на  выходе»  из  предприятия  как  системы.  Речь  может  идти,  напри-

мер,  о  целевых  качественных  или  количественных  изменениях  в  результатах  производ-

ственно-хозяйственной деятельности, какими являются изделия, услуги, технологии.

Инновации структуры предприятия как системы, т.е. ее отдельных элементов и их

взаимных связей. Речь может идти, например, о целевых изменениях в производственных,

обслуживающих и вспомогательных процессах, причем как по качеству или количеству, так

и по организации и способу обеспечения.

Аналогичная по содержанию, но отличная с точки зрения организации классифика-

ция важных по значимости изменений в характере, содержании и результатах деятельности

предприятия и отдельных его подразделений (заводов, институтов, цехов) была разработана

во  Всесоюзном  научно-исследовательском  институте  системных  исследований  в  Москве

(ВНИИСИ). По этой классификации во взаимосвязи с отдельными сферами деятельности

выделяются следующие группы инноваций.

Технологические инновациинаправленные на создание и освоение в производстве

новой продукции, технологий и материалов, модернизацию оборудования, реконструкцию

производственных зданий и их оснащение, реализацию мероприятий по охране окружаю-

щей среды.

Производственные инновации, ориентированные на расширение производственных

мощностей, диверсификацию производственной деятельности, изменение структуры про-

изводства и соотношений мощностей отдельных производственных единиц (заводов цехов,

участков и т.д.).

Экономические инновации, которые направлены на изменение методов и способов

планирования  всех  видов  производственно-хозяйственной  деятельности,  снижение  про-

изводственных  затрат  улучшение  конечных  хозяйственных  результатов,  рост  экономиче-

ского стимулирования и материальной заинтересованности трудящихся, рационализацию

системы калькуляции внутрипроизводственных затрат.

Торговые инновации, направленные на целевые изменения в торговой деятельности,

основанные на использовании взаимоотношений с поставщиками и заказчиками с учетом

оптимальных условий, предложение новой продукции и услуг, предоставление или изыска-

ние финансовых ресурсов в форме кредитов и займов, применение новых методов распре-

деления прибыли и других накопленных ресурсов и т.д.

Социальные инновации, связанные с улучшением условий и характера труда, соци-

ального обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера взаи-

моотношений на предприятии или между его отдельными организационными подразделе-

ниями.

Инновации  в  области  управления,  нацеленные  на  улучшение  организационной

структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки

информации и документации, рационализацию канцелярских работ и т. д.


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

28

 

3.3. Анализ используемых инноваций

на промышленных предприятиях

 

В  практике  предприятий  многих  промышленно  развитых  стран  в  настоящее  время

используется очень простая классификация инноваций в зависимости от того, что они изме-

няют на предприятии. При этом используются ответы на элементарные вопросы:

1. Что производится?

2. На основе чего и как это производится?

3. Кто это производит?

4. Что применяется для поддержки производства?

На первый вопрос – Что производится? – предполагается ответ: продукция с опреде-

ленными технико-экономическими параметрами, качеством и производственными особен-

ностями (включая услуги, сервис). Изменение того, что производится, должна обеспечи-

вать инновация продукции. Ее целью является отдельное целевое изменение (улучшение)

существующей продукции (количественное изменение) или же весьма глубокое изменение,

а также создание новой продукции (качественное изменение).

Второй вопрос – На основе чего и как это производится? – предполагает ответ: на

основе производственных (технологических), вспомогательных и обслуживающих процес-

сов  с  использованием  соответствующих  материальных  ресурсов  (машин,  оборудования,

материалов, сырья, энергии). Изменение в том, «на основе чего и как это производится»,

обеспечивают инновации процессов, обозначаемые также как технологические инновации.

Термин «технологические инновации»  часто и вполне справедливо критикуется, так

как он, естественно, связывается с представлением, что речь идет только о технологических

процессах, а это существенно сужает содержание понятия. На практике речь идет не столько

о точности термина, сколько о ясном определении того, что под используемым термином

понимается.

Так же, как и инновации продукции, инновации процессов (и другие виды инноваций)

могут характеризоваться качественным или количественным уровнем проводимых измене-

ний.

Третий вопрос – Кто это производит? – подразумевает ответ: работники предприятия

с определенными знаниями и опытом. Цель инноваций в области рабочей силы заключа-

ется в изменении профессионального и квалификационного профиля трудящихся, их моти-

вировки, материального и морального стимулирования, социально-экономического обеспе-

чения.

Последний, четвертый вопрос – Что применяется для поддержки производства? –

предполагает ответ: управленческая деятельность. Такая деятельность имеет как формаль-

ную  сторону  (прежде  всего  организационные  формы),  так  и  содержательную  сторону

(прежде  всего  используемые  способы,  методы,  средства  управленческой  работы  по  пла-

нированию, организации, стимулированию, финансированию и т. д.). Изменение того, что

используется для поддержки производства, обеспечивают инновации управленческой дея-

тельности. Они касаются как формы, так и методов управленческой работы.

Рассмотренный аналитический подход позволяет предложить еще один вид классифи-

кации инноваций, используемых на промышленных предприятиях [7]:

• инновации продукции;

• инновации процессов (технологических);

• инновации рабочей силы (человеческого фактора);

• инновации управленческой деятельности.


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

29

Основу инновационной политики на промышленных предприятиях, как это отмеча-

лось  раннее,  создают  инновации  продукции.  Они  являются  решающими  с  точки  зрения

выполнения главного предназначения предприятия – удовлетворения определенного круга

потребностей, возникающих в обществе. Поэтому в дальнейшем изложении внимание будет

направлено прежде всего на них.

В ходе деятельности предприятия практически невозможно провести точную границу

между  отдельными  типами  инноваций.  Очень  неясной  является  граница,  прежде  всего,

между инновацией рабочей силы и инновацией управленческой деятельности, поскольку

человек является субъектом управленческой деятельности, главной движущей силой реали-

зации инновации как формы (организации), так и методов, способов и средств управленче-

ской работы.

Далее следует подчеркнуть, что на предприятии практически не существуют изоли-

рованные  инновации.  Так,  инновационный  замысел  в  области  продукции,  как  правило,

непосредственно влечет за собой необходимость обеспечения соответствующих инноваций

процессов, а нередко также и инноваций в области рабочей силы и управленческой деятель-

ности. Это означает, что замысел обновления продукции может вызвать повышение требо-

ваний к профессиональному уровню и методам работы:

– в проектировании (прогрессивная концепция продукции);

–  в  конструировании  (более  сложное  моделирование  при  расчетах  конструкции,

выборе материалов, профилировании, установлении допусков и т. д.);

– в технологии (новые инструменты, материалы, технологические процессы); а также

изменение  требований  к  производственной,  измерительной,  вспомогательной  технике

(машины, оборудование, инструменты) и соответствующей профессиональной подготовке

людей, организации их работы и управлению ей.


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

30

 

ГЛАВА 4

Инновационный процесс

 

4.1. Понятие инновационного процесса

4.2. Фазы инновационного процесса

4.3. Структура инновационного процесса

4.4. Источники инновационных идей

4.5. Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов