Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7293
Скачиваний: 31
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
46
Кроме того, к ним следует отнести формы информационного и консультационного обеспе-
чения.
Разделение государственной поддержки малых инновационных предприятий на пря-
мые и косвенные методы является необходимым, но недостаточным. Ведь формы поддержки
весьма разнообразны, одни из них отработаны (законодательно, организационно и т. д.), дру-
гие только пробивают себе дорогу. Так, финансовая поддержка может быть в виде субвенций
(субсидий), финансирования инновационных проектов, компенсации расходов на выплату
процентов по кредитам, предоставления бюджетных кредитов, финансово-имущественной
помощи через механизм лизинга и др. По содержанию государственные формы поддержки
МИП можно сгруппировать следующим образом:
• законодательная;
• финансовая;
• административно-организационная (порядок регистрации, лицензирования и серти-
фикации);
• информационная;
• налоговая;
• имущественная;
• консультационная;
• кадровая (подготовка и переподготовка);
• товарная;
• производственно-техническая;
• страховая.
Кадровая и товарная формы поддержки относятся к новым. Кадровая поддержка пред-
полагает поэтапное введение в действие многоуровневой системы подготовки, переподго-
товки и повышения квалификации специалистов для работы на малых инновационных пред-
приятиях. Под товарной поддержкой в данном случае понимается доведение результатов
инновационной деятельности (НИОКР) до стадии коммерциализации и продвижения това-
ров МИП на рынок (внутренний и внешний).
Процесс возрастания роли одних форм поддержки, снижения значения других, отказа
от использования третьих форм неизбежен и необходим. Но независимо от роли тех или
иных форм поддержки они на всех этапах развития МИП должны применяться в совокуп-
ности, комплексно. Только в таком случае можно достичь наибольшей эффективности их
использования. Формам государственной поддержки развития предприятий характерно сле-
дующее: они разнообразны по характеру и содержанию; различны по значимости; подвер-
жены изменениям структуры и состава; пока отличаются непропорциональностью и несоот-
носительностью; не оценивается эффективность их применения; многие из них в регионах
не используются; нередко местные органы власти не представляют характер и объем работы
с малыми предприятиями в этом направлении.
При выборе методов и форм поддержки основополагающим является Федеральный
закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федера-
ции», который предусматривает создание фонда поддержки малого предпринимательства.
Основным направлением использования этого фонда является поддержка инновационной
деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производство
принципиально новых видов продукции, а также оказание помощи в освоении новых тех-
нологий и изобретений. В решении этих проблем важная роль принадлежит специальному
фонду, созданному по постановлению правительства РФ «О фонде содействия развитию
малых предприятий в научно-технической сфере» от 3 февраля 1994 г. (с изменениями от
26 октября 2000 г.).
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
47
Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере образован
для развития малого бизнеса (создание малых наукоемких фирм, бизнес-инкубаторов, инно-
вационных, инжиниринговых центров и др.). Кроме того, этот фонд поощряет конкуренцию
в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным
наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями. Фонд является государ-
ственной некоммерческой организацией, являясь юридическим лицом, имеет свой расчет-
ный счет. Фонд имеет свой баланс и право оперативного управления находящимся в его
распоряжении государственным имуществом. Он отвечает по своим обязательствам нахо-
дящимися в его распоряжении имуществом и денежными средствами. Источниками форми-
рования средств фонда являются: бюджетные ассигнования в размере 1,5 % средств, преду-
сматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки; добровольные
взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан (в том числе иностранных), юри-
дических и физических лиц; иные поступления от деятельности фонда.
За реализацию поддержки малых предприятий отвечают многие органы власти. К ним
относятся Федеральная антимонопольная служба, Министерство экономического развития
и торговли РФ, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса и его региональ-
ные отделения, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринима-
тельству и туризму, Министерство финансов РФ, Торгово-промышленная палата и депар-
таменты (комитеты, комиссии и т. п.) по поддержке малого предпринимательства, которые
входят в структуру органов местного самоуправления. Кроме того, поддержкой малых пред-
приятий занимаются многочисленные некоммерческие союзы и ассоциации. Значительную
роль в поддержке малого инновационного предпринимательства должно сыграть Объеди-
нение предпринимательских организаций России (ОПОРА), которое учреждено в сентябре
2001 г. по инициативе более 50 общественных предпринимательских организаций. Цель объ-
единения – консолидация усилий общественных организаций малого и среднего бизнеса для
защиты интересов российских предпринимателей на разных уровнях управления.
Успешно защищает интересы предприятий малого инновационного бизнеса Россий-
ская ассоциация малого и среднего предпринимательства. Ассоциация оказывает информа-
ционную, консультативную, методическую, правовую и иную помощь малым и средним
предприятиям, организует взаимодействие и взаимопомощь между объединениями пред-
принимателей, региональными структурами поддержки малых предприятий и др. Ассоци-
ация издает еженедельную газету «Бизнес для всех», является учредителем многих реги-
ональных организаций поддержки предпринимательства и бизнес-образований, является
членом Европейской конфедерации ассоциаций малых и средних предприятий.
Общее число организаций (включая региональные), которые относятся к инфраструк-
туре поддержки малого предпринимательства (в том числе инновационного), составляет
более 1500. Для сравнения приведем следующие данные. В США поддержкой малых инно-
вационных предприятий занимаются Администрация по делам малого бизнеса, Министер-
ство внутренних дел, Национальный научный фонд, центры развития малого бизнеса, тор-
гово-промышленные палаты (всего около 3000 организаций).
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
48
Контрольные вопросы
1. В каких организационных формах осуществляются инновационные (научно-техни-
ческие) разработки?
2. Перечислите основные признаки классификации инновационных (научно-техниче-
ских) организаций.
3. Какие инновационные организации могут быть отнесены к новым, прогрессивным?
4. Раскройте содержание понятия «малое инновационное предприятие».
5. Какими чертами характеризуется малое инновационное предприятие?
6. Назовите признаки классификации малых инновационных предприятий.
7. Для каких целей можно использовать классификацию малых инновационных пред-
приятий?
8. Охарактеризуйте этапы формирования и развития малых инновационных предпри-
ятий. Отличаются ли эти этапы своими особенностями?
9. Какими преимуществами обладают малые инновационные предприятия?
10. В чем проявляется конкретно роль малых инновационных предприятий в иннова-
ционном развитии?
11. Почему в экономике России удалось сохранить значительную часть высококвали-
фицированных кадров?
12. Что такое венчурное инновационное предприятие?
13. Какие предпосылки необходимы для создания венчурных предприятий?
14. Охарактеризуйте особенности типов венчурных предприятий.
15. Чем отличаются прямые методы воздействия государства на инновационную актив-
ность малых предприятий от косвенных?
16. Перечислите и охарактеризуйте государственные формы поддержки малых инно-
вационных предприятий.
17. Какие государственные органы отвечают за реализацию форм поддержки предпри-
ятий малого инновационного бизнеса?
18. Участвуют ли некоммерческие организации в развитии малых инновационных
предприятий?
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
49
Глава 4
Управление персоналом в научно-
технических организациях
4.1. Персонал научно-технических (инновационных)
организаций и особенности управления
Кадровая составляющая инновационного механизма (научного потенциала), т. е.
научно-технические кадры, – это социально-профессиональная группа, состоящая из науч-
ных, инженерно-технических и других категорий работников, осуществляющих процесс
«исследование – производство – потребление». Они связаны единой конечной целью,
общими чертами в содержании, характере и условиях труда, системе стимулирования.
К научно-техническим кадрам относятся работники, постоянно занятые исследованиями,
проектно-конструкторскими, технологическими, организационно-методическими разработ-
ками и их практической реализацией (освоением и внедрением). Научно-технические кадры,
занятые в инновационном процессе, входят в состав совокупного работника и участвуют в
создании национального дохода.
В состав научно-технических кадров входят научные работники, конструкторы, техно-
логи, проектанты, экономисты и другие категории специалистов НИИ и КБ, а также работ-
ники опытно-экспериментальных предприятий и цехов. Сюда же следует отнести работни-
ков научно-технических подразделений объединений и предприятий с учетом степени их
участия в исследованиях и разработках. Отметим, что в соответствии с «Канберрским руко-
водством по измерению кадровых ресурсов науки и техники», принятым ОЭСР в 1995 г.
в Канберре (Австралия), научно-технические кадры классифицируются по уровням ква-
лификации (образования), областям науки, профессии, категории занятости (включая без-
работных и не занятых в экономике), отраслям, регионам, полу, возрасту, национальному
происхождению. Кроме того, учитываются их приток по разным источникам и отток по раз-
личным направлениям, в том числе за рубеж.
Персонал научно-технических организаций подразделяется на следующие группы:
научные сотрудники, научно-технический персонал, научно-вспомогательный персонал,
административно-хозяйственный персонал, производственный персонал (при наличии
опытных и производственных подразделений). Основное звено в структуре научно-техниче-
ских кадров – это научные сотрудники, которые играют особую роль, выдвигая новые идеи,
совершая открытия и предлагая инновационные решения. К научно-техническому персо-
налу относятся конструкторы, технологи, экспериментаторы и другие категории работников,
занимающихся научным обслуживанием, реализацией результатов исследований. Научно-
вспомогательный персонал включает работников патентных служб, подразделений научно-
технической и финансово-коммерческой информации, финансово-экономических подразде-
лений, лаборантов, а также рабочих опытно-экспериментальных производств, наладчиков и
ремонтников научного оборудования и приборов, специалистов по обслуживанию компью-
теров. В административно-хозяйственный персонал входят секретари, делопроизводители,
референты, машинистки, работники службы размножения документов (ксерокопии и др.).
Управление персоналом в научно-технических организациях (включая научные подраз-
деления предприятий и объединений) – это выполнение функции кадрового планирования,
отбора и перемещения работников, формирования в коллективе оптимальной (рациональ-
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
50
ной) структуры взаимоотношений, регулирования мотивационного поведения сотрудников,
создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе, разрешения
конфликтных ситуаций, организации и стимулирования труда. Функции и методы управле-
ния персоналом в инновационных организациях во многом зависят от специфических черт
и содержания инновационных работ. К этим чертам относятся: уникальность и неповтори-
мость выполняемых работ, высокий уровень квалификации и эрудированность сотрудни-
ков, недостаточность информационного обеспечения инновационного процесса (особенно
на первых этапах), риск функционирования многих организаций (например, венчурных),
разнообразие социальных групп в составе специалистов, выполняющих инновационные
работы. С учетом этой специфики ниже изложены некоторые аспекты управления персона-
лом.