Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7290
Скачиваний: 31
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
41
• общественные потребности для реализации инновационных предложений;
• предприниматель для организации на основе инновационных предложений венчур-
ного предприятия;
• высокий научный потенциал;
• рисковый капитал для финансирования венчурного предприятия.
Из этих предпосылок относительно новая и с точки зрения реализации очень важ-
ная – это выбор предпринимателя, способного организовать венчурное предприятие на
основе инновационных предложений. Не любой предприниматель может быть организато-
ром, менеджером венчурного предприятия, поэтому возникает вопрос о критериях, кото-
рыми необходимо руководствоваться инвесторам при выборе менеджеров (предпринимате-
лей). С учетом содержания выполняемых работ в данном случае основным критерием может
быть тот, который отражает уровень квалификации и практический опыт управления пред-
принимателя.
Инвесторы рискового капитала ставят успешную реализацию проекта в прямую зави-
симость от организационно-управленческих навыков инициаторов создания венчурных
предприятий. Подобный подход целесообразен, ведь успех или неудача инновационного
проекта (предложения) во многом определяется правильностью выбора стратегии и тактики
освоения и продвижения нового товара (продукции, технологии) на рынке, умением подо-
брать и сплотить коллектив, заинтересовать его в конечных результатах работы. Менеджеры
малых инновационных предприятий (особенно венчурных) должны одновременно сочетать
в себе такие качества, как твердость и вместе с тем гибкость в процессе достижения поста-
вленных целей, готовность к риску и тщательный расчет принимаемых решений, совершен-
ное знание как технической, так и экономико-правовой стороны дела. При этом предпо-
чтение следует отдавать тем предпринимателям, которые уже имеют положительный опыт
руководства аналогичными организациями (предприятиями). В экономике страны в целом и
ее регионов пока нет необходимого числа квалифицированных менеджеров для управления
венчурными организациями.
Инвестирование в венчурные предприятия характеризуется рядом особенностей:
• средства предоставляются на длительный срок на безвозвратной основе и без гаран-
тий, поэтому инвесторы идут на большой риск;
• долевое участие инвестора в уставном капитале компании (объединения). Это озна-
чает, что рисковый капитал рассматривается не как кредит, а как паевой взнос в уставный
капитал венчурной организации в зависимости от доли участия;
• участие инвестора (инвесторов) в управлении созданной венчурной организацией.
При этом инвесторы оказывают различные услуги (управленческие, информационные, кон-
сультационные и др.).
Отметим, что венчурные организации могут финансироваться крупными предприяти-
ями (объединениями), банками, государством, страховыми обществами, различными фон-
дами (в том числе пенсионными), частными лицами и финансовыми компаниями. При
этом государственные органы могут выполнять роль организатора, финансиста, источника
научно-технической информации и заказчика.
Венчурные организации могут быть трех типов: 1) корпоративные; 2) внутренние вен-
чуры; 3) самостоятельные.
Корпоративные венчурные структуры (они могут иметь различные разновидности)
предназначены расширить приток на предприятия новых идей и технологий извне, что
позволит ускорить процессы модернизации и обновления продукции и в конечном итоге
повысить конкурентоспособность предприятий на рынке. Создание корпоративных венчур-
ных структур – это прерогатива самих предприятий.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
42
Внутренние венчуры относительно независимые, создаются в составе крупных объ-
единений (компаний). В этом случае подразделения получают самостоятельность в выборе
направлений исследований, организации работы, формировании персонала инновацион-
ного предприятия. Внутренние венчуры обычно создаются по решению руководства круп-
ной компании (объединения) и имеют юридическую и финансовую самостоятельность.
Самостоятельные венчурные организации нацелены на поиск и разработку принципиально
новых инновационных решений, освоение опытных образцов и доведение результатов раз-
работок до уровня коммерциализации. Они могут работать по своей инициативе и по заказу.
Большинство из них создаются по инициативе физических лиц, но при поддержке (в пер-
вую очередь в области финансирования) юридических лиц, кредитных организаций и госу-
дарственных органов. Наибольшее распространение венчурные организации получили за
рубежом.
Прогрессивными формами организации инновационной деятельности являются также
технопарки. Они поддерживают развитие инновационной деятельности и способствуют
передаче на рынок готовых научно-технических новшеств. Впервые технопарки появились
за рубежом. Так, первый технопарк был создан в 1950-е гг. в Стэнфордском университете
(США). В настоящее время это крупнейший технополис, насчитывающий около 8000 инно-
вационных фирм. Характерной их особенностью является то, что на каждой из них занято
менее 10 научных работников. Они ведут между собой интенсивный обмен научно-техниче-
скими и производственными идеями, содействуя тем самым развитию наукоемкой передо-
вой техники и технологии. Не менее важной является оказываемая ими помощь в решении
региональных и муниципальных проблем экономики и культуры. Технопарк представляет
собой территорию, пригодную (благодаря размерам, относительной близости научных и
промышленных центров и т. д.) для создания инфраструктуры (банки, гостиницы, магазины,
рестораны, информационные центры и т. д.), на которой можно создать комфортные условия
для жизни и работы.
Существует множество разновидностей технопарков, главная цель которых – усиле-
ние связей между научными исследованиями, разработками и бизнесом. Эти связи поро-
ждают малые высокотехнологичные предприятия, способствуют ускоренному продвиже-
нию результатов научных исследований и разработок на рынок. Следовательно, основная
функция технопарков заключается в интеграции науки и бизнеса. Технопарк является юри-
дическим лицом и создается в соответствии с действующим законодательством. Это не бла-
готворительная организация, и его услуги должны оплачиваться либо заинтересованными
фирмами, либо спонсорами. Финансовый итог деятельности технопарка – прибыль от реа-
лизации результатов научных и конструкторских работ и т. д., которая принадлежит его
организаторам в соответствии с принятым уставом. Практически все технопарки образу-
ются по инициативе государства с привлечением частных фирм, которые только и допус-
каются к финансированию. Государство финансирует лишь те исследовательские работы,
которые связаны с повышением конкурентоспособности национальных фирм на мировом
рынке. Процесс создания технопарков довольно длительный (может измеряться десятиле-
тиями), определяется профилем и объемом их деятельности.
На первом этапе создания технопарка определяется его инфраструктура. При этом
немаловажна позиция местной власти, ее понимание политических и экономических выгод
размещения технопарка в регионе (новые рабочие места, доходы от аренды, развитие мест-
ного предпринимательства, экономическая диверсификация в регионе). На втором этапе
образуются новые предприятия. Реализация второго этапа обусловлена наличием круп-
ных вузов и исследовательских институтов, квалифицированной рабочей силы, комфортных
условий жизни и т. д. Каждый технопарк предполагает размещение на его территории фирм,
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
43
находящихся на разных стадиях развития, и обеспечение их услугами: финансовыми, кон-
сультационными, учебными, техническими и т. п.
Выделяют следующие основные типы технопарков: научные, технологические, биз-
нес-инкубаторы, технополисы. Главная функция научного парка – проведение теоретиче-
ских, фундаментальных и прикладных исследований. Наукоемким фирмам, находящимся
на разных стадиях развития и ограниченным в финансовых и материальных ресурсах, парк
предоставляет возможность проводить научные исследования в течение достаточно продол-
жительного времени. В ряде случаев парки, идя на значительный риск, финансируют при-
оритетные научные направления. Научные парки могут быть специализированными (как
правило, это связано со сложностью экспериментального оборудования и объекта исследо-
вания и разработок) либо многопрофильными (что объясняется наличием и совместимостью
объектов исследования на одной территории для отраслей с высоким уровнем технологий).
Научные парки решают три основные задачи:
• инициирование оригинальных научных идей, способных привести к прорыву в тех-
нике и технологии;
• осуществление ускоренного переноса научных и технических знаний из вузов и НИИ
в промышленность;
• повышение качества подготовки выпускников вузов за счет их активного участия в
исследованиях и разработках, получении и приложении новых знаний.
Технологический парк представляет собой научно-производственный комплекс, кото-
рый обеспечивает разработку технологий, превращение их в коммерческий продукт и пере-
дачу в производство, тестирование и сертификацию продукции, сервисное обслуживание,
экспертную оценку технологий. Производственная база парка определяется возможностями
фирм-учредителей. Кроме того, технологический парк формирует благоприятную среду для
развития малых инновационных фирм. Технологический парк состоит из различных цен-
тров (исследовательских, маркетинговых, центров обучения и др.). Каждый из них реали-
зует определенный набор услуг.
Бизнес-инкубаторы представляют собой сложные многопрофильные комплексы и
предназначены для образования и поддержки малых предприятий, оказания им инноваци-
онных услуг и обучения персонала. Создают бизнес-инкубаторы крупные компании, мест-
ные органы власти, правительственные ведомства, частные фонды. Бизнес-инкубатор, явля-
ясь, по существу, своеобразной формой технопарка, выполняет его функции, поддерживая
фирмы, преодолевающие предстартовый период, в течение строго ограниченного времени
(инкубационный период 2–3 года). По истечении инкубационного периода инновационная
фирма-клиент покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность. Вновь возни-
кающие высокотехнологичные фирмы находятся под опекой бизнес-инкубатора, пользуются
его помощью, оставаясь при этом экономически и юридически самостоятельными. Особен-
ностью бизнес-инкубатора является то, что он не финансирует фирмы, которые опекает.
Обычно потенциальные предприниматели имеют смутные представления в области
экономики и организации бизнеса. В этом случае на помощь приходит бизнес-инкуба-
тор, проводящий отбор, прием, размещение и поддержку начинающих предпринимате-
лей и компаний. Бизнес-инкубатор предоставляет производственные площади, помещения
общего пользования (конференц-зал, информационный центр, комнаты для деловых встреч),
службы коллективного пользования (печать, телефон, телефакс), оборудование и мебель,
деловые консультации и услуги, помощь в поиске источников финансирования, обучение по
проблемам предпринимательства, информационные услуги (в частности, патентный поиск),
услуги в области маркетинга и правовой защиты и т. д. По сути, предоставляются хорошо
оборудованные офисы, рабочие места для начинающих компаний, которые освобождаются
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
44
от занимающей много времени организационной деятельности, передавая ее бизнес-инку-
батору, но постепенно к ней приобщаясь, накапливая опыт и обучаясь бизнесу.
Технополис представляет собой научно-производственный комплекс, созданный на
базе отдельного небольшого города с развитой инфраструктурой и обеспечивающий его
жизнедеятельность. При создании технополиса местные власти заинтересованы в реше-
нии местных задач. Поэтому в процессе создания технополиса, весьма трудоемком и дли-
тельном, обязательно учитываются региональные особенности. Это проявляется в следу-
ющем: формируется сфера обитания; повышается уровень заработной платы в местности,
окружающей технополис; создаются благоприятные условия для исследователей и т. д. В
основном в технополисах принимают участие крупные компании, заинтересованные в про-
ведении исследований и развитии новых фирм. Как правило, технополисы связаны с элек-
троникой, биотехнологиями, информатикой, высокоточным машиностроением и другими
наукоемкими производствами, а также приоритетным развитием наукоемких технологий,
концентрацией научных сил на тех направлениях науки, которые будут определять уровень
производства XXI в.
Отметим, что единой и упорядоченной модели создания технопарков не существует.
Более того, теоретическая база, обосновывающая необходимость и конкретность условий
их создания, пути и методы достижения их финансовой устойчивости, проработана недо-
статочно. Тем не менее в России функционируют более 40 технопарков, в которые вхо-
дят несколько сотен малых инновационных фирм. Концепция технопарков в России имеет
основной целью создание качественно новых организационных и экономических условий
эффективного использования научно-технического потенциала страны в рамках интегриро-
ванных в технопарки малых наукоемких предприятий.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
45
3.5. Основные формы и методы поддержки
малых инновационных предприятий
Малые инновационные предприятия нуждаются в постоянной поддержке со стороны
органов государственной власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций.
В первую очередь необходима широкая правовая среда для функционирования МИП. Фор-
мирование правовой среды малых инновационных предприятий является обязательным и
непременным условием, обеспечивающим им экономическую свободу, права и гарантии,
позволяющие осознанно заниматься бизнесом, разрешенным законом. В то же время законо-
дательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность МИП
перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюдже-
тами разного уровня за выполнение обязательств в установленные сроки и в полном объеме.
Законодательные и нормативные акты формируют систему экономических, финансо-
вых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку опреде-
ленным категориям малых предприятий. Устанавливаются общие правила их поведения в
рыночной экономике, одновременно вводятся запреты на ведение незаконного предприни-
мательства. Одновременно законодательными актами устанавливаются меры защиты субъ-
ектов предпринимательства от негативного влияния внешней среды, в том числе от незакон-
ных действий органов власти разного уровня. С принятием законодательных и нормативных
актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, происходит совершенствова-
ние инфраструктуры малого инновационного бизнеса и объединение предпринимательских
организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства (в
том числе инновационного) особое место занимают проблемы финансово-кредитной под-
держки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказываю-
щих существенное влияние на развитие малых инновационных предприятий.
Государственная поддержка осуществляется на федеральном, региональном и местном
уровнях. В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежит Федераль-
ный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Феде-
рации» от 14 июня 1995 г. (в редакции от 21 марта 2002 г.). Предусмотренные на всех уров-
нях меры поддержки малых инновационных предприятий можно разделить на две группы:
первая группа связана с налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, вторая
– со льготами и преимуществами (например, упрощенная регистрация, льготное кредито-
вание и т. д.). В свою очередь, первые из них можно разделить на нормы об упрощенной
системе налогообложения, учета и отчетности и на льготы для предприятий малого инно-
вационного предпринимательства, подпадающих под обычную систему налогообложения
(льготы по налогу на прибыль).
В целях стимулирования инновационной активности МИП методы воздействия госу-
дарства подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регули-
рования развития МИП проявляются в различных формах финансирования, в стимулирова-
нии кооперации малых инновационных предприятий с вузами, крупными предприятиями и
научно-производственными комплексами, в преимущественном праве на получение заказов
по освоению и производству продукции и выполнению услуг для государственных нужд. К
прямым методам следует отнести и целевые программы поддержки малых предприятий в
инновационной сфере. К косвенным методам воздействия государства относятся законода-
тельно-правовые акты, которые весьма разнообразны и касаются многих областей деятель-
ности МИП. К косвенным методам относится либерализация налогообложения, в частно-
сти применение налоговых льгот (снижение ставок налогов, «налоговые каникулы» и др.).