Файл: Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7290

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

41

• общественные потребности для реализации инновационных предложений;

• предприниматель для организации на основе инновационных предложений венчур-

ного предприятия;

• высокий научный потенциал;

• рисковый капитал для финансирования венчурного предприятия.

Из  этих  предпосылок  относительно  новая  и  с  точки  зрения  реализации  очень  важ-

ная  –  это  выбор  предпринимателя,  способного  организовать  венчурное  предприятие  на

основе инновационных предложений. Не любой предприниматель может быть организато-

ром, менеджером венчурного предприятия, поэтому возникает вопрос о критериях, кото-

рыми необходимо руководствоваться инвесторам при выборе менеджеров (предпринимате-

лей). С учетом содержания выполняемых работ в данном случае основным критерием может

быть тот, который отражает уровень квалификации и практический опыт управления пред-

принимателя.

Инвесторы рискового капитала ставят успешную реализацию проекта в прямую зави-

симость  от  организационно-управленческих  навыков  инициаторов  создания  венчурных

предприятий.  Подобный  подход  целесообразен,  ведь  успех  или  неудача  инновационного

проекта (предложения) во многом определяется правильностью выбора стратегии и тактики

освоения и продвижения нового товара (продукции, технологии) на рынке, умением подо-

брать и сплотить коллектив, заинтересовать его в конечных результатах работы. Менеджеры

малых инновационных предприятий (особенно венчурных) должны одновременно сочетать

в себе такие качества, как твердость и вместе с тем гибкость в процессе достижения поста-

вленных целей, готовность к риску и тщательный расчет принимаемых решений, совершен-

ное знание как технической, так и экономико-правовой стороны дела. При этом предпо-

чтение следует отдавать тем предпринимателям, которые уже имеют положительный опыт

руководства аналогичными организациями (предприятиями). В экономике страны в целом и

ее регионов пока нет необходимого числа квалифицированных менеджеров для управления

венчурными организациями.

Инвестирование в венчурные предприятия характеризуется рядом особенностей:

• средства предоставляются на длительный срок на безвозвратной основе и без гаран-

тий, поэтому инвесторы идут на большой риск;

• долевое участие инвестора в уставном капитале компании (объединения). Это озна-

чает, что рисковый капитал рассматривается не как кредит, а как паевой взнос в уставный

капитал венчурной организации в зависимости от доли участия;

• участие инвестора (инвесторов) в управлении созданной венчурной организацией.

При этом инвесторы оказывают различные услуги (управленческие, информационные, кон-

сультационные и др.).

Отметим, что венчурные организации могут финансироваться крупными предприяти-

ями (объединениями), банками, государством, страховыми обществами, различными фон-

дами  (в  том  числе  пенсионными),  частными  лицами  и  финансовыми  компаниями.  При

этом государственные органы могут выполнять роль организатора, финансиста, источника

научно-технической информации и заказчика.

Венчурные организации могут быть трех типов: 1) корпоративные; 2) внутренние вен-

чуры; 3) самостоятельные.

Корпоративные венчурные структуры (они могут иметь различные разновидности)

предназначены  расширить  приток  на  предприятия  новых  идей  и  технологий  извне,  что

позволит ускорить процессы модернизации и обновления продукции и в конечном итоге

повысить конкурентоспособность предприятий на рынке. Создание корпоративных венчур-

ных структур – это прерогатива самих предприятий.


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

42

Внутренние венчуры относительно независимые, создаются в составе крупных объ-

единений (компаний). В этом случае подразделения получают самостоятельность в выборе

направлений  исследований,  организации  работы,  формировании  персонала  инновацион-

ного предприятия. Внутренние венчуры обычно создаются по решению руководства круп-

ной  компании  (объединения)  и  имеют  юридическую  и  финансовую  самостоятельность.

Самостоятельные венчурные организации нацелены на поиск и разработку принципиально

новых инновационных решений, освоение опытных образцов и доведение результатов раз-

работок до уровня коммерциализации. Они могут работать по своей инициативе и по заказу.

Большинство из них создаются по инициативе физических лиц, но при поддержке (в пер-

вую очередь в области финансирования) юридических лиц, кредитных организаций и госу-

дарственных органов. Наибольшее распространение венчурные организации получили за

рубежом.

Прогрессивными формами организации инновационной деятельности являются также

технопарки.  Они  поддерживают  развитие  инновационной  деятельности  и  способствуют

передаче на рынок готовых научно-технических новшеств. Впервые технопарки появились

за рубежом. Так, первый технопарк был создан в 1950-е гг. в Стэнфордском университете

(США). В настоящее время это крупнейший технополис, насчитывающий около 8000 инно-

вационных фирм. Характерной их особенностью является то, что на каждой из них занято

менее 10 научных работников. Они ведут между собой интенсивный обмен научно-техниче-

скими и производственными идеями, содействуя тем самым развитию наукоемкой передо-

вой техники и технологии. Не менее важной является оказываемая ими помощь в решении

региональных и муниципальных проблем экономики и культуры. Технопарк представляет

собой  территорию,  пригодную  (благодаря  размерам,  относительной  близости  научных  и

промышленных центров и т. д.) для создания инфраструктуры (банки, гостиницы, магазины,

рестораны, информационные центры и т. д.), на которой можно создать комфортные условия

для жизни и работы.

Существует множество разновидностей технопарков, главная цель которых – усиле-

ние связей между научными исследованиями, разработками и бизнесом. Эти связи поро-

ждают  малые  высокотехнологичные  предприятия,  способствуют  ускоренному  продвиже-

нию результатов научных исследований и разработок на рынок. Следовательно, основная

функция технопарков заключается в интеграции науки и бизнеса. Технопарк является юри-

дическим лицом и создается в соответствии с действующим законодательством. Это не бла-

готворительная организация, и его услуги должны оплачиваться либо заинтересованными

фирмами, либо спонсорами. Финансовый итог деятельности технопарка – прибыль от реа-

лизации  результатов  научных  и  конструкторских  работ  и  т.  д.,  которая  принадлежит  его

организаторам в соответствии с принятым уставом. Практически все технопарки образу-

ются по инициативе государства с привлечением частных фирм, которые только и допус-

каются к финансированию. Государство финансирует лишь те исследовательские работы,

которые связаны с повышением конкурентоспособности национальных фирм на мировом

рынке. Процесс создания технопарков довольно длительный (может измеряться десятиле-

тиями), определяется профилем и объемом их деятельности.

На  первом  этапе  создания  технопарка  определяется  его  инфраструктура.  При  этом

немаловажна позиция местной власти, ее понимание политических и экономических выгод

размещения технопарка в регионе (новые рабочие места, доходы от аренды, развитие мест-

ного  предпринимательства,  экономическая  диверсификация  в  регионе).  На  втором  этапе

образуются  новые  предприятия.  Реализация  второго  этапа  обусловлена  наличием  круп-

ных вузов и исследовательских институтов, квалифицированной рабочей силы, комфортных

условий жизни и т. д. Каждый технопарк предполагает размещение на его территории фирм,


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

43

находящихся на разных стадиях развития, и обеспечение их услугами: финансовыми, кон-

сультационными, учебными, техническими и т. п.

Выделяют следующие основные типы технопарков: научные, технологические, биз-

нес-инкубаторы, технополисы. Главная функция  научного парка – проведение теоретиче-

ских, фундаментальных и прикладных исследований. Наукоемким фирмам, находящимся

на разных стадиях развития и ограниченным в финансовых и материальных ресурсах, парк

предоставляет возможность проводить научные исследования в течение достаточно продол-

жительного времени. В ряде случаев парки, идя на значительный риск, финансируют при-

оритетные научные направления. Научные парки могут быть специализированными (как

правило, это связано со сложностью экспериментального оборудования и объекта исследо-

вания и разработок) либо многопрофильными (что объясняется наличием и совместимостью

объектов исследования на одной территории для отраслей с высоким уровнем технологий).

Научные парки решают три основные задачи:

• инициирование оригинальных научных идей, способных привести к прорыву в тех-

нике и технологии;

• осуществление ускоренного переноса научных и технических знаний из вузов и НИИ

в промышленность;

• повышение качества подготовки выпускников вузов за счет их активного участия в

исследованиях и разработках, получении и приложении новых знаний.

Технологический парк представляет собой научно-производственный комплекс, кото-

рый обеспечивает разработку технологий, превращение их в коммерческий продукт и пере-

дачу в производство, тестирование и сертификацию продукции, сервисное обслуживание,

экспертную оценку технологий. Производственная база парка определяется возможностями

фирм-учредителей. Кроме того, технологический парк формирует благоприятную среду для

развития малых инновационных фирм. Технологический парк состоит из различных цен-

тров (исследовательских, маркетинговых, центров обучения и др.). Каждый из них реали-

зует определенный набор услуг.

Бизнес-инкубаторы  представляют  собой  сложные  многопрофильные  комплексы  и

предназначены для образования и поддержки малых предприятий, оказания им инноваци-

онных услуг и обучения персонала. Создают бизнес-инкубаторы крупные компании, мест-

ные органы власти, правительственные ведомства, частные фонды. Бизнес-инкубатор, явля-

ясь, по существу, своеобразной формой технопарка, выполняет его функции, поддерживая

фирмы, преодолевающие предстартовый период, в течение строго ограниченного времени

(инкубационный период 2–3 года). По истечении инкубационного периода инновационная

фирма-клиент покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность. Вновь возни-

кающие высокотехнологичные фирмы находятся под опекой бизнес-инкубатора, пользуются

его помощью, оставаясь при этом экономически и юридически самостоятельными. Особен-

ностью бизнес-инкубатора является то, что он не финансирует фирмы, которые опекает.

Обычно потенциальные предприниматели имеют смутные представления в области

экономики  и  организации  бизнеса.  В  этом  случае  на  помощь  приходит  бизнес-инкуба-

тор,  проводящий  отбор,  прием,  размещение  и  поддержку  начинающих  предпринимате-

лей и компаний. Бизнес-инкубатор предоставляет производственные площади, помещения

общего пользования (конференц-зал, информационный центр, комнаты для деловых встреч),

службы  коллективного  пользования  (печать,  телефон,  телефакс),  оборудование  и  мебель,

деловые консультации и услуги, помощь в поиске источников финансирования, обучение по

проблемам предпринимательства, информационные услуги (в частности, патентный поиск),

услуги в области маркетинга и правовой защиты и т. д. По сути, предоставляются хорошо

оборудованные офисы, рабочие места для начинающих компаний, которые освобождаются


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

44

от занимающей много времени организационной деятельности, передавая ее бизнес-инку-

батору, но постепенно к ней приобщаясь, накапливая опыт и обучаясь бизнесу.

Технополис  представляет  собой  научно-производственный  комплекс,  созданный  на

базе  отдельного  небольшого  города  с  развитой  инфраструктурой  и  обеспечивающий  его

жизнедеятельность.  При  создании  технополиса  местные  власти  заинтересованы  в  реше-

нии местных задач. Поэтому в процессе создания технополиса, весьма трудоемком и дли-

тельном, обязательно учитываются региональные особенности. Это проявляется в следу-

ющем: формируется сфера обитания; повышается уровень заработной платы в местности,

окружающей технополис; создаются благоприятные условия для исследователей и т. д. В

основном в технополисах принимают участие крупные компании, заинтересованные в про-

ведении исследований и развитии новых фирм. Как правило, технополисы связаны с элек-

троникой, биотехнологиями, информатикой, высокоточным машиностроением и другими

наукоемкими производствами, а также приоритетным развитием наукоемких технологий,

концентрацией научных сил на тех направлениях науки, которые будут определять уровень

производства XXI в.

Отметим, что единой и упорядоченной модели создания технопарков не существует.

Более того, теоретическая база, обосновывающая необходимость и конкретность условий

их создания, пути и методы достижения их финансовой устойчивости, проработана недо-

статочно.  Тем  не  менее  в  России  функционируют  более  40  технопарков,  в  которые  вхо-

дят несколько сотен малых инновационных фирм. Концепция технопарков в России имеет

основной целью создание качественно новых организационных и экономических условий

эффективного использования научно-технического потенциала страны в рамках интегриро-

ванных в технопарки малых наукоемких предприятий.


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

45

 

3.5. Основные формы и методы поддержки

малых инновационных предприятий

 

Малые инновационные предприятия нуждаются в постоянной поддержке со стороны

органов государственной власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций.

В первую очередь необходима широкая правовая среда для функционирования МИП. Фор-

мирование правовой среды малых инновационных предприятий является обязательным и

непременным условием, обеспечивающим им экономическую свободу, права и гарантии,

позволяющие осознанно заниматься бизнесом, разрешенным законом. В то же время законо-

дательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность МИП

перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюдже-

тами разного уровня за выполнение обязательств в установленные сроки и в полном объеме.

Законодательные и нормативные акты формируют систему экономических, финансо-

вых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку опреде-

ленным категориям малых предприятий. Устанавливаются общие правила их поведения в

рыночной экономике, одновременно вводятся запреты на ведение незаконного предприни-

мательства. Одновременно законодательными актами устанавливаются меры защиты субъ-

ектов предпринимательства от негативного влияния внешней среды, в том числе от незакон-

ных действий органов власти разного уровня. С принятием законодательных и нормативных

актов,  регулирующих  предпринимательскую  деятельность,  происходит  совершенствова-

ние инфраструктуры малого инновационного бизнеса и объединение предпринимательских

организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства (в

том числе инновационного) особое место занимают проблемы финансово-кредитной под-

держки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказываю-

щих существенное влияние на развитие малых инновационных предприятий.

Государственная поддержка осуществляется на федеральном, региональном и местном

уровнях. В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежит Федераль-

ный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Феде-

рации» от 14 июня 1995 г. (в редакции от 21 марта 2002 г.). Предусмотренные на всех уров-

нях меры поддержки малых инновационных предприятий можно разделить на две группы:

первая группа связана с налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, вторая

– со льготами и преимуществами (например, упрощенная регистрация, льготное кредито-

вание и т. д.). В свою очередь, первые из них можно разделить на нормы об упрощенной

системе налогообложения, учета и отчетности и на льготы для предприятий малого инно-

вационного предпринимательства, подпадающих под обычную систему налогообложения

(льготы по налогу на прибыль).

В целях стимулирования инновационной активности МИП методы воздействия госу-

дарства подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регули-

рования развития МИП проявляются в различных формах финансирования, в стимулирова-

нии кооперации малых инновационных предприятий с вузами, крупными предприятиями и

научно-производственными комплексами, в преимущественном праве на получение заказов

по освоению и производству продукции и выполнению услуг для государственных нужд. К

прямым методам следует отнести и целевые программы поддержки малых предприятий в

инновационной сфере. К косвенным методам воздействия государства относятся законода-

тельно-правовые акты, которые весьма разнообразны и касаются многих областей деятель-

ности МИП. К косвенным методам относится либерализация налогообложения, в частно-

сти применение налоговых льгот (снижение ставок налогов, «налоговые каникулы» и др.).