Файл: Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7289

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

36

водственно-технологических особенностей предприятий и др. Научно-технические услуги

включают в свой состав многие виды услуг – оформление патентов и изобретений, стан-

дартизацию и контроль качества, хранение и содержание научно-технической документа-

ции в надлежащем состоянии, обеспечение информационными материалами, учет объектов

интеллектуальной собственности и др.

Данная классификация малых инновационных предприятий используется в следую-

щих целях: 1) обоснованного их формирования и развития; 2) определения форм и источ-

ников  финансирования;  3)  нахождения  прогрессивных  и  экономичных  организационных

структур; 4) оценки конгруэнтности, т. е. соответствия между реальным состоянием малых

инновационных предприятий (какие они есть на самом деле) и нашими представлениями о

них (какими они должны быть); 5) правильного учета и отчетности, способствующих созда-

нию статистической базы. Последнее исключительно важно в рамках необходимого сравни-

тельного анализа данных различных стран и в условиях вхождения во Всемирную торговую

организацию (ВТО), а также в связи с переходом к международным стандартам в этой обла-

сти, в частности к МСФО.

В своем развитии малые инновационные предприятия прошли два этапа: первый этап

– со второй половины 1980-х и до конца 1990-х гг. и второй – с 1999 г. по настоящее время.

Основная  масса  возникших  в  первый  период  малых  инновационных  предприятий  была

создана для реализации инновационного потенциала, заделы которого были сформированы

еще  в  советский  период  на  государственных  предприятиях,  в  научно-исследовательских

институтах и конструкторских бюро. С созданием этих предприятий связывались надежды

на коммерциализацию многолетних научных и инженерных разработок, в первую очередь в

машиностроении, химической промышленности, некоторых других областях высоких тех-

нологий, в том числе конверсионных.

В  начальный  период  фактически  отсутствовала  инфраструктура  поддержки  малых

предприятий,  которые  практически  не  имели  серьезной  институциональной  опоры  для

реализации  инновационных  проектов.  Часть  из  них  осуществляла  самофинансирование,

прибегая к коммерческой деятельности как источнику последующих инвестиций в высо-

корисковую инновационную деятельность с достаточно длительным сроком окупаемости

вложенных средств. Какой-то части малых предприятий удалось найти стороннего инве-

стора, еще испытывающего иллюзии относительно возможности быстро коммерциализиро-

вать их научный потенциал.

Таким образом, отличительными чертами первого периода формирования и функцио-

нирования МИП являлись:

• использование готовых научно-технических разработок;

• охват традиционных отраслей (химическая, машиностроение, приборостроение);

• отсутствие инфраструктуры.

В последующем, по мере формирования инфраструктуры поддержки малых иннова-

ционных предприятий (например, в виде технопарков при крупных высших учебных заве-

дениях) возникла вторая волна малых инновационных предприятий. Отраслевая структура

МИП существенно сместилась в сторону отрасли коммуникаций и информационных техно-

логий. Малые инновационные предприятия перешли от начального этапа к этапу развития,

когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость, активизация иннова-

ционной деятельности и конкурентоспособность. Второй период развития малых иннова-

ционных предприятий можно охарактеризовать следующими чертами:

• осуществление во многих случаях собственных разработок;

• освоение их, а также нередко организация опытного производства;

•  изменение  приоритетности  отраслей  (переход  к  биотехнологиям,  телекоммуника-

циям и информационным технологиям);


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

37

• наличие инфраструктуры, хотя и недостаточно развитой;

• продвижение ими научно-технической продукции на рынок;

• рискованность.

Кроме того, к особенностям функционирования МИП на втором этапе следует отне-

сти участие в освоении и производстве комплектующих узлов для крупных предприятий и

научно-техническое сотрудничество с зарубежными странами. На втором этапе функции и

направления работ МИП значительно расширились; они, с одной стороны, стали комплекс-

ными, а с другой – уникальными, узкоспециализированными.

В последние годы закрепились позитивные тенденции инновационного развития про-

мышленности,  создания  гибких  организационных  структур  и  активного  использования

инновационного потенциала малых предприятий.

 

3.3.2. Преимущества и значение малых

инновационных предприятий и их типы

 

За последние 15–20 лет во многих странах мира начался переход от массового произ-

водства в рамках крупных промышленных комплексов и корпораций к небольшим промы-

шленным структурам, к оперативному учету запросов потребителей, предъявляющих повы-

шенные требования к качеству продукции и оказываемым услугам. В этом переходе особая

роль отводится МИП, что объясняется преимуществами их функционирования. К преиму-

ществам малых инновационных предприятий, способствующим повышению эффективно-

сти внедрения нововведений с учетом особенностей современного производства, относятся:

• более быстрая адаптация к требованиям рынка;

• гибкость управления и оперативность в выполнении принимаемых решений;

• большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;

• гибкость внутренних коммуникаций;

• осуществление разработок в основном на первых этапах инновационного процесса,

на выполнение которых требуются относительно незначительные затраты (около 2 % общей

суммы);

• более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вносить

прогрессивные изменения в продукцию и технологию процесса производства в ответ на тре-

бования рынков (местных и региональных);

• относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Малые  инновационные  предприятия  располагают  значительными  конкурентными

преимуществами, часто требуют меньших капиталовложений в расчете на одного работника

по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные научные, трудо-

вые и информационные ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбе-

режению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации к достиже-

нию успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые

инновационные предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локаль-

ных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства

к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способ-

ствуют росту занятости населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым

содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических

знаний.

Именно наличие существенных достоинств обеспечивает предприятиям малого биз-

неса, находящимся в условиях куда менее привилегированных и имеющим гораздо меньше

средств  для  проведения  исследований  и  разработок,  возможность  отвоевать  свою  долю

на рынке. Следует отметить гибкость и мобильность МИП, позволяющие ему оперативно


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

38

реагировать на запросы потребителей, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям

рынка. Малый инновационный бизнес можно квалифицировать как особый творческий тип

экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициа-

тивная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для огра-

ниченного числа его участников. Созданию такой атмосферы в малом инновационном биз-

несе и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице

собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.

Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, явля-

ется взаимозаменяемость работников. Между сотрудниками малого коллектива характерны

взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости – дублирование и взаимо-

заменяемость. Существенным преимуществом предприятий малого бизнеса является высо-

кая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на

малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных. Малые

размеры предприятия обеспечивают ему хорошую управляемость при сравнительно низких

управленческих расходах. Наконец, отметим, что для организации малого инновационного

предприятия не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество при-

влекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестои-

мости выпускаемой продукции и в целом на эффективности деятельности малого предпри-

ятия.

В развитии экономики малые инновационные предприятия занимают особое место.

Значимость их определяется не столько высокой экономической эффективностью, сколько

направленностью деятельности МИП на внедрение наукоемких видов продукции и техно-

логических процессов, на повышение конкурентоспособности производства в отдельных

отраслях и в экономике в целом. Малые предприятия в научно-технической сфере позво-

лили России сохранить значительную часть высококвалифицированных кадров. В настоя-

щее время в России в инновационной сфере зарегистрировано около 40 тыс. малых предпри-

ятий (около 4,5 % от их общего количества) с общим числом занятых 200–300 тыс. человек,

из них в сфере наукоемких услуг реально работает до 4000 предприятий с общим числом

занятых 20–30 тыс. человек.

Малые технологические предприятия занимаются доведением научных исследований

и  разработок  до  готового  рыночного  продукта,  выпуском  малых  серий  продукции.  Они

играют  связующую  роль  между  наукой,  производством  и  рынком,  выполняют  заказы  на

рыночно ориентированные исследования и разработки, осуществляют продвижение разра-

боток на рынок. Вложенные в инновационную инфраструктуру средства ведут к повыше-

нию занятости населения и увеличению сбора налогов. Малые предприятия принимают уча-

стие в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформировании предприятий,

внедрении эффективных механизмов взаимодействия крупных предприятий с малыми, спо-

собными встраиваться в технологические процессы, производить необходимые комплекту-

ющие и оказывать всевозможные услуги. Конкретно роль малых инновационных предпри-

ятий проявляется в следующем: создание новых рабочих мест; внедрение новых товаров

и услуг; удовлетворение нужд крупных предприятий; обеспечение потребителей специаль-

ными товарами и услугами.

Создание новых рабочих мест – это важнейший фактор, который несет в себе развитие

малых предприятий. Малое предприятие быстро и относительно недорого создает новые

рабочие места, повышает среднедушевой доход наиболее социально уязвимых групп насе-

ления (женщины, молодежь, уволенные в запас военнослужащие, пенсионеры, мигранты),

снижает «социальную нагрузку» на бюджет, повышает эффективность инвестиций в про-

изводство наиболее конкурентоспособной продукции, сглаживает диспропорции в уровне

и темпах регионального социально-экономического развития и т. п. Это фактор, не только


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

39

обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и спо-

собствующий стабилизации обстановки в обществе, решению ряда социальных вопросов.

Предприятия малого инновационного бизнеса обладают способностью быстро реагировать

на изменения конъюнктуры рынка, осваивать и использовать научно-технологические, упра-

вленческие и организационные новации, создавать новые рыночные ниши и т. п.

По своей природе и особенностям функционирования МИП тяготеют к региональным

и местным условиям. Поэтому за последние годы МИП начали интенсивно развиваться в

регионах России. Этому способствует то, что регионы имеют большую самостоятельность

в расширении ассортимента производимой продукции, финансовом обеспечении инноваци-

онного развития экономики и международном научно-техническом сотрудничестве. Каждый

регион представляет собой конкретный хозяйствующий субъект с четко выраженными гра-

ницами не только географического, но и интеллектуального, научного, финансово-экономи-

ческого и организационно-правового характера. Кроме того, подход к вопросам формиро-

вания и функционирования предприятия малого инновационного бизнеса с региональным

уклоном  целесообразен  и  с  точки  зрения  федеративного  типа  государства  и  бюджетного

федерализма.

С  учетом  особенностей  народного  хозяйства  могут  быть  созданы  три  типа  малых

инновационных предприятий (фирм). Предприятия первого типа могут осуществлять раз-

работку и освоение изделий производственного назначения. Они выходят на рынок и стал-

киваются с конкуренцией крупных предприятий. Такие предприятия могут быть эффектив-

ными в отраслях, где затраты входа на рынок специализированных товаров относительно

невелики, например в машиностроении, приборостроении, в производстве средств связи.

Весьма  эффективными  могут  быть  малые  инновационные  предприятия,  создающие  при-

боры и установки для генной инженерии, медицины.

Предприятия второго типа могут успешно функционировать на рынке потребитель-

ских товаров и конкурировать с крупными предприятиями (объединениями). В данном слу-

чае возможны три разновидности малых предприятий: 1) конкурируют с крупными, осва-

ивая  и  выпуская  продукцию  более  высокого  качества;  2)  не  конкурируют  с  крупными,  а

находят свою рыночную нишу; 3) специализируются на разработках и выпуске на рынок

потребительских товаров, связанных с индивидуальными потребностями, быстрой сменой

моды,  скоропортящимися  видами  продукции.  Такие  малые  инновационные  предприятия

могут эффективно функционировать в легкой, пищевой и деревообрабатывающей промы-

шленности, а также в системе агро-промышленного комплекса.

Предприятия  третьего  типа  могут  работать  совместно  с  крупными,  разрабатывая  и

осваивая промежуточные продукты, полуфабрикаты, комплектующие части и изделия. Они

могут быть эффективными в нефтехимической и химической промышленности, а в ряде

случаев – и в машиностроении.


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

40

 

3.4. Венчурные (рисковые)

инновационные предприятия и технопарки

 

В  составе  малых  предприятий,  занимающихся  инновационной  деятельностью,  рас-

пространение получает специфическая их форма – рисковый бизнес (рисковые предприя-

тия). Эти организации отличаются небольшой численностью персонала, высоким научным

потенциалом,  гибкостью  и  целенаправленной  активностью.  Они  в  основном  занимаются

поисково-прикладными исследованиями, проектно-конструкторскими разработками и осво-

ением  на  их  основе  новых  видов  продукции,  технологических  процессов,  организаци-

онно-управленческих решений. Этим они отличаются от распространенных форм малого

бизнеса.

Проведение научных исследований, особенно поискового характера, сопряжено со зна-

чительным  риском,  поэтому  финансирующий  их  капитал  называется  рисковым  (венчур-

ным). Отсюда и название – «венчурные предприятия (организации)». Вторая их особенность

заключается в том, что основной сферой их функционирования являются наукоемкие отра-

сли (новые средства связи, электроника, биоинженерия, информатика, химия). Венчурные

организации выполняют важную связующую роль между поисковыми исследованиями и

серийным (массовым) производством нововведений. В этом плане по содержанию работ

венчурные предприятия близки к одной из форм интеграции науки и производства – инже-

нерным центрам.

Значение рисковых (венчурных) организаций не ограничивается лишь нововведени-

ями. Они формируют новый инновационно-инвестиционный механизм, соответствующий

требованиям  структурной  перестройки  производства  и  быстрорастущим  общественным

потребностям. К преимуществам венчурных организаций следует отнести и то, что, разраба-

тывая принципиально новые изделия и технологии, они могут одновременно выявлять наи-

более перспективные направления инноваций и тупиковый путь развития исследований, что

приводит к значительной экономии ресурсов. Значимость венчурных организаций состоит

также в том, что они стимулируют конкуренцию, подталкивая крупные объединения (ком-

пании) к инновационной активности. Так, вклад фирмы Apple computer, возникшей как рис-

ковое предприятие, состоял не в создании и производстве персонального компьютера, а в

том, что она побудила компанию-гиганта ІВМ к поискам новых технологических решений и

совершенствованию своей организационно-производственной структуры, которые способ-

ствовали повышению конкурентоспособности ее продукции.

Вместе  с  тем  рисковые  организации  отличаются  неустойчивостью,  ненадежностью

своего положения. Так, в США из созданных в 1960-е гг. рисковых фирм 32 % были погло-

щены крупными корпорациями и компаниями, 37 % обанкротились и выжили лишь около

30 %. Однако эффективность рисковых фирм настолько высока, что делает такую форму

интеграции науки и производства привлекательной и практику их создания целесообраз-

ной. Об этом свидетельствуют многие изделия, получившие распространение во всем мире.

Так, результатом деятельности венчурных организаций стали такие изделия, как кинескоп,

застежка «молния», турбореактивный двигатель, инсулин, цветная фотосъемка, микропро-

цессор. При этом отметим, что некоторые из венчурных организаций превратились в круп-

ных производителей наукоемких изделий (например, Xerox, Apple computer).

Венчурные организации создаются на договорной основе за счет средств юридиче-

ских или физических лиц, кредитов, частных и государственных инвестиций. Для создания

венчурного предприятия (организации) необходимы определенные предпосылки. К таким

предпосылкам относятся:

• инновационные предложения;