Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7289
Скачиваний: 31
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
36
водственно-технологических особенностей предприятий и др. Научно-технические услуги
включают в свой состав многие виды услуг – оформление патентов и изобретений, стан-
дартизацию и контроль качества, хранение и содержание научно-технической документа-
ции в надлежащем состоянии, обеспечение информационными материалами, учет объектов
интеллектуальной собственности и др.
Данная классификация малых инновационных предприятий используется в следую-
щих целях: 1) обоснованного их формирования и развития; 2) определения форм и источ-
ников финансирования; 3) нахождения прогрессивных и экономичных организационных
структур; 4) оценки конгруэнтности, т. е. соответствия между реальным состоянием малых
инновационных предприятий (какие они есть на самом деле) и нашими представлениями о
них (какими они должны быть); 5) правильного учета и отчетности, способствующих созда-
нию статистической базы. Последнее исключительно важно в рамках необходимого сравни-
тельного анализа данных различных стран и в условиях вхождения во Всемирную торговую
организацию (ВТО), а также в связи с переходом к международным стандартам в этой обла-
сти, в частности к МСФО.
В своем развитии малые инновационные предприятия прошли два этапа: первый этап
– со второй половины 1980-х и до конца 1990-х гг. и второй – с 1999 г. по настоящее время.
Основная масса возникших в первый период малых инновационных предприятий была
создана для реализации инновационного потенциала, заделы которого были сформированы
еще в советский период на государственных предприятиях, в научно-исследовательских
институтах и конструкторских бюро. С созданием этих предприятий связывались надежды
на коммерциализацию многолетних научных и инженерных разработок, в первую очередь в
машиностроении, химической промышленности, некоторых других областях высоких тех-
нологий, в том числе конверсионных.
В начальный период фактически отсутствовала инфраструктура поддержки малых
предприятий, которые практически не имели серьезной институциональной опоры для
реализации инновационных проектов. Часть из них осуществляла самофинансирование,
прибегая к коммерческой деятельности как источнику последующих инвестиций в высо-
корисковую инновационную деятельность с достаточно длительным сроком окупаемости
вложенных средств. Какой-то части малых предприятий удалось найти стороннего инве-
стора, еще испытывающего иллюзии относительно возможности быстро коммерциализиро-
вать их научный потенциал.
Таким образом, отличительными чертами первого периода формирования и функцио-
нирования МИП являлись:
• использование готовых научно-технических разработок;
• охват традиционных отраслей (химическая, машиностроение, приборостроение);
• отсутствие инфраструктуры.
В последующем, по мере формирования инфраструктуры поддержки малых иннова-
ционных предприятий (например, в виде технопарков при крупных высших учебных заве-
дениях) возникла вторая волна малых инновационных предприятий. Отраслевая структура
МИП существенно сместилась в сторону отрасли коммуникаций и информационных техно-
логий. Малые инновационные предприятия перешли от начального этапа к этапу развития,
когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость, активизация иннова-
ционной деятельности и конкурентоспособность. Второй период развития малых иннова-
ционных предприятий можно охарактеризовать следующими чертами:
• осуществление во многих случаях собственных разработок;
• освоение их, а также нередко организация опытного производства;
• изменение приоритетности отраслей (переход к биотехнологиям, телекоммуника-
циям и информационным технологиям);
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
37
• наличие инфраструктуры, хотя и недостаточно развитой;
• продвижение ими научно-технической продукции на рынок;
• рискованность.
Кроме того, к особенностям функционирования МИП на втором этапе следует отне-
сти участие в освоении и производстве комплектующих узлов для крупных предприятий и
научно-техническое сотрудничество с зарубежными странами. На втором этапе функции и
направления работ МИП значительно расширились; они, с одной стороны, стали комплекс-
ными, а с другой – уникальными, узкоспециализированными.
В последние годы закрепились позитивные тенденции инновационного развития про-
мышленности, создания гибких организационных структур и активного использования
инновационного потенциала малых предприятий.
3.3.2. Преимущества и значение малых
инновационных предприятий и их типы
За последние 15–20 лет во многих странах мира начался переход от массового произ-
водства в рамках крупных промышленных комплексов и корпораций к небольшим промы-
шленным структурам, к оперативному учету запросов потребителей, предъявляющих повы-
шенные требования к качеству продукции и оказываемым услугам. В этом переходе особая
роль отводится МИП, что объясняется преимуществами их функционирования. К преиму-
ществам малых инновационных предприятий, способствующим повышению эффективно-
сти внедрения нововведений с учетом особенностей современного производства, относятся:
• более быстрая адаптация к требованиям рынка;
• гибкость управления и оперативность в выполнении принимаемых решений;
• большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;
• гибкость внутренних коммуникаций;
• осуществление разработок в основном на первых этапах инновационного процесса,
на выполнение которых требуются относительно незначительные затраты (около 2 % общей
суммы);
• более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вносить
прогрессивные изменения в продукцию и технологию процесса производства в ответ на тре-
бования рынков (местных и региональных);
• относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Малые инновационные предприятия располагают значительными конкурентными
преимуществами, часто требуют меньших капиталовложений в расчете на одного работника
по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные научные, трудо-
вые и информационные ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбе-
режению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации к достиже-
нию успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые
инновационные предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локаль-
ных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства
к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способ-
ствуют росту занятости населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым
содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических
знаний.
Именно наличие существенных достоинств обеспечивает предприятиям малого биз-
неса, находящимся в условиях куда менее привилегированных и имеющим гораздо меньше
средств для проведения исследований и разработок, возможность отвоевать свою долю
на рынке. Следует отметить гибкость и мобильность МИП, позволяющие ему оперативно
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
38
реагировать на запросы потребителей, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям
рынка. Малый инновационный бизнес можно квалифицировать как особый творческий тип
экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициа-
тивная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для огра-
ниченного числа его участников. Созданию такой атмосферы в малом инновационном биз-
несе и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице
собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.
Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, явля-
ется взаимозаменяемость работников. Между сотрудниками малого коллектива характерны
взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости – дублирование и взаимо-
заменяемость. Существенным преимуществом предприятий малого бизнеса является высо-
кая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на
малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных. Малые
размеры предприятия обеспечивают ему хорошую управляемость при сравнительно низких
управленческих расходах. Наконец, отметим, что для организации малого инновационного
предприятия не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество при-
влекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестои-
мости выпускаемой продукции и в целом на эффективности деятельности малого предпри-
ятия.
В развитии экономики малые инновационные предприятия занимают особое место.
Значимость их определяется не столько высокой экономической эффективностью, сколько
направленностью деятельности МИП на внедрение наукоемких видов продукции и техно-
логических процессов, на повышение конкурентоспособности производства в отдельных
отраслях и в экономике в целом. Малые предприятия в научно-технической сфере позво-
лили России сохранить значительную часть высококвалифицированных кадров. В настоя-
щее время в России в инновационной сфере зарегистрировано около 40 тыс. малых предпри-
ятий (около 4,5 % от их общего количества) с общим числом занятых 200–300 тыс. человек,
из них в сфере наукоемких услуг реально работает до 4000 предприятий с общим числом
занятых 20–30 тыс. человек.
Малые технологические предприятия занимаются доведением научных исследований
и разработок до готового рыночного продукта, выпуском малых серий продукции. Они
играют связующую роль между наукой, производством и рынком, выполняют заказы на
рыночно ориентированные исследования и разработки, осуществляют продвижение разра-
боток на рынок. Вложенные в инновационную инфраструктуру средства ведут к повыше-
нию занятости населения и увеличению сбора налогов. Малые предприятия принимают уча-
стие в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформировании предприятий,
внедрении эффективных механизмов взаимодействия крупных предприятий с малыми, спо-
собными встраиваться в технологические процессы, производить необходимые комплекту-
ющие и оказывать всевозможные услуги. Конкретно роль малых инновационных предпри-
ятий проявляется в следующем: создание новых рабочих мест; внедрение новых товаров
и услуг; удовлетворение нужд крупных предприятий; обеспечение потребителей специаль-
ными товарами и услугами.
Создание новых рабочих мест – это важнейший фактор, который несет в себе развитие
малых предприятий. Малое предприятие быстро и относительно недорого создает новые
рабочие места, повышает среднедушевой доход наиболее социально уязвимых групп насе-
ления (женщины, молодежь, уволенные в запас военнослужащие, пенсионеры, мигранты),
снижает «социальную нагрузку» на бюджет, повышает эффективность инвестиций в про-
изводство наиболее конкурентоспособной продукции, сглаживает диспропорции в уровне
и темпах регионального социально-экономического развития и т. п. Это фактор, не только
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
39
обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и спо-
собствующий стабилизации обстановки в обществе, решению ряда социальных вопросов.
Предприятия малого инновационного бизнеса обладают способностью быстро реагировать
на изменения конъюнктуры рынка, осваивать и использовать научно-технологические, упра-
вленческие и организационные новации, создавать новые рыночные ниши и т. п.
По своей природе и особенностям функционирования МИП тяготеют к региональным
и местным условиям. Поэтому за последние годы МИП начали интенсивно развиваться в
регионах России. Этому способствует то, что регионы имеют большую самостоятельность
в расширении ассортимента производимой продукции, финансовом обеспечении инноваци-
онного развития экономики и международном научно-техническом сотрудничестве. Каждый
регион представляет собой конкретный хозяйствующий субъект с четко выраженными гра-
ницами не только географического, но и интеллектуального, научного, финансово-экономи-
ческого и организационно-правового характера. Кроме того, подход к вопросам формиро-
вания и функционирования предприятия малого инновационного бизнеса с региональным
уклоном целесообразен и с точки зрения федеративного типа государства и бюджетного
федерализма.
С учетом особенностей народного хозяйства могут быть созданы три типа малых
инновационных предприятий (фирм). Предприятия первого типа могут осуществлять раз-
работку и освоение изделий производственного назначения. Они выходят на рынок и стал-
киваются с конкуренцией крупных предприятий. Такие предприятия могут быть эффектив-
ными в отраслях, где затраты входа на рынок специализированных товаров относительно
невелики, например в машиностроении, приборостроении, в производстве средств связи.
Весьма эффективными могут быть малые инновационные предприятия, создающие при-
боры и установки для генной инженерии, медицины.
Предприятия второго типа могут успешно функционировать на рынке потребитель-
ских товаров и конкурировать с крупными предприятиями (объединениями). В данном слу-
чае возможны три разновидности малых предприятий: 1) конкурируют с крупными, осва-
ивая и выпуская продукцию более высокого качества; 2) не конкурируют с крупными, а
находят свою рыночную нишу; 3) специализируются на разработках и выпуске на рынок
потребительских товаров, связанных с индивидуальными потребностями, быстрой сменой
моды, скоропортящимися видами продукции. Такие малые инновационные предприятия
могут эффективно функционировать в легкой, пищевой и деревообрабатывающей промы-
шленности, а также в системе агро-промышленного комплекса.
Предприятия третьего типа могут работать совместно с крупными, разрабатывая и
осваивая промежуточные продукты, полуфабрикаты, комплектующие части и изделия. Они
могут быть эффективными в нефтехимической и химической промышленности, а в ряде
случаев – и в машиностроении.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
40
3.4. Венчурные (рисковые)
инновационные предприятия и технопарки
В составе малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, рас-
пространение получает специфическая их форма – рисковый бизнес (рисковые предприя-
тия). Эти организации отличаются небольшой численностью персонала, высоким научным
потенциалом, гибкостью и целенаправленной активностью. Они в основном занимаются
поисково-прикладными исследованиями, проектно-конструкторскими разработками и осво-
ением на их основе новых видов продукции, технологических процессов, организаци-
онно-управленческих решений. Этим они отличаются от распространенных форм малого
бизнеса.
Проведение научных исследований, особенно поискового характера, сопряжено со зна-
чительным риском, поэтому финансирующий их капитал называется рисковым (венчур-
ным). Отсюда и название – «венчурные предприятия (организации)». Вторая их особенность
заключается в том, что основной сферой их функционирования являются наукоемкие отра-
сли (новые средства связи, электроника, биоинженерия, информатика, химия). Венчурные
организации выполняют важную связующую роль между поисковыми исследованиями и
серийным (массовым) производством нововведений. В этом плане по содержанию работ
венчурные предприятия близки к одной из форм интеграции науки и производства – инже-
нерным центрам.
Значение рисковых (венчурных) организаций не ограничивается лишь нововведени-
ями. Они формируют новый инновационно-инвестиционный механизм, соответствующий
требованиям структурной перестройки производства и быстрорастущим общественным
потребностям. К преимуществам венчурных организаций следует отнести и то, что, разраба-
тывая принципиально новые изделия и технологии, они могут одновременно выявлять наи-
более перспективные направления инноваций и тупиковый путь развития исследований, что
приводит к значительной экономии ресурсов. Значимость венчурных организаций состоит
также в том, что они стимулируют конкуренцию, подталкивая крупные объединения (ком-
пании) к инновационной активности. Так, вклад фирмы Apple computer, возникшей как рис-
ковое предприятие, состоял не в создании и производстве персонального компьютера, а в
том, что она побудила компанию-гиганта ІВМ к поискам новых технологических решений и
совершенствованию своей организационно-производственной структуры, которые способ-
ствовали повышению конкурентоспособности ее продукции.
Вместе с тем рисковые организации отличаются неустойчивостью, ненадежностью
своего положения. Так, в США из созданных в 1960-е гг. рисковых фирм 32 % были погло-
щены крупными корпорациями и компаниями, 37 % обанкротились и выжили лишь около
30 %. Однако эффективность рисковых фирм настолько высока, что делает такую форму
интеграции науки и производства привлекательной и практику их создания целесообраз-
ной. Об этом свидетельствуют многие изделия, получившие распространение во всем мире.
Так, результатом деятельности венчурных организаций стали такие изделия, как кинескоп,
застежка «молния», турбореактивный двигатель, инсулин, цветная фотосъемка, микропро-
цессор. При этом отметим, что некоторые из венчурных организаций превратились в круп-
ных производителей наукоемких изделий (например, Xerox, Apple computer).
Венчурные организации создаются на договорной основе за счет средств юридиче-
ских или физических лиц, кредитов, частных и государственных инвестиций. Для создания
венчурного предприятия (организации) необходимы определенные предпосылки. К таким
предпосылкам относятся:
• инновационные предложения;