Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7294
Скачиваний: 31
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
51
4.2. Формирование коллективов и стиль руководства
На современном этапе развития инновационных процессов стала очевидной необходи-
мость объединения усилий работников разной квалификации и специальностей, наклонно-
стей и способностей для решения возникающих вопросов в ходе исследований. Роль коллек-
тивного труда постоянно возрастает с увеличением масштабов и сложности инновационных
работ.
Коллективом называется устойчивая социальная группа, объединенная общественно
значимыми целями. Единство, общность коллектива определяются общностью целей, про-
фессиональных, морально-нравственных и социально-психологических характеристик чле-
нов коллектива. Постоянное общение в коллективе работников различных профессий и спе-
циальностей, призванных для решения комплексных инновационных работ, обеспечивает
как их квалификационный рост, так и определенную взаимозаменяемость, что повышает
оперативность работы и в известной мере ускоряет ее выполнение. Чтобы работа органи-
зации была слаженной и управление персоналом эффективным, необходимо формировать
коллектив, определить условия его оптимального функционирования и выработать стиль
руководства.
Коллектив научно-технических организаций формируется на основе соблюдения ряда
принципов. К числу этих принципов относятся: комплексность, психологическая, мораль-
ная (общность правил и норм поведения) и интеллектуальная совместимость, оптималь-
ность размера и структуры коллектива, а также динамичность его состава. Кроме того, к
числу принципов относится и соответствие должностной иерархии фактическому уровню
авторитета сотрудников. Для нормального функционирования коллектива каждый его член
должен иметь область, в которой уровень его компетенции признается наивысшим.
Формирование коллектива включает кадровое планирование, отбор и расстановку
кадров, их перемещение, создание морально-психологического климата и др. Подбор и рас-
становка кадров осуществляются в трех случаях: при создании новой инновационной орга-
низации; при образовании нового структурного подразделения в составе организации; в про-
цессе традиционного совершенствования функционирующих подразделений и организаций
в целом. Во всех этих случаях вышеуказанные принципы формирования коллектива должны
быть соблюдены.
Независимо от вида и этапа инновационных работ их успех прежде всего опреде-
ляется уровнем квалификации исследовательских кадров. Соответствующий для данной
организации уровень квалификации достигается соблюдением принципа комплексности.
В соответствии с принципом комплексности коллектив формируется из разных специали-
стов: исследователей, теоретиков, экспериментаторов, разработчиков-конструкторов (тех-
нологов) – молодых и с опытом работы. При этом необходим отбор тех, кто в наибольшей
степени способен выдвигать новые идеи и работать в новых направлениях без мелочной
опеки научных руководителей. Инициативу, любознательность сотрудника можно считать
важными факторами успешной работы исследователя. Он должен иметь соответствующее
образование, интеллектуальные способности выше средних, быть профессионалом в своей
области знаний, уметь использовать свое мастерство.
При назначении научного работника на должность необходимо прежде всего опреде-
лить уровень его деятельности (руководитель группы, заведующий сектором, ведущий науч-
ный сотрудник). Это важно как для эффективного выполнения задач инновационного про-
екта, так и для создания и сохранения здорового, благоприятного климата в коллективе. При
формировании коллектива на любом уровне управления следует установить соотношение
численности научных работников и вспомогательного персонала. Оно определяется масшта-
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
52
бами теоретических и экспериментальных работ, уникальностью обслуживаемых приборов
и испытательных установок. Эмпирически оцененное соотношение научных работников и
вспомогательных технических работников равно примерно 1: 2,5.
К кандидатам на должность научных сотрудников предъявляется ряд требований: эру-
дированность, специальные знания, квалификация, уровень теоретических и практических
навыков и др. Прием молодых специалистов на работу без учета этих требований и их
соответствия задачам, которые они должны выполнять, может привести к разочарованию и
неудачам. Особого внимания заслуживают требования к кандидатам на должность, которая
предполагает склонность к фундаментальным, поисково-прикладным исследованиям или
проектно-конструкторским разработкам.
При формировании коллектива научно-технической организации (или ее подраз-
деления) подбор кадров другой категории – разработчиков (конструкторов, технологов,
испытателей) – более сложен. Здесь для разработок целесообразно привлекать наибо-
лее квалифицированных работников, хорошо представляющих важность конкретных задач
инновационного проекта. Но одновременно надо иметь в виду, что в сфере проектно-кон-
структорских работ имеются задачи, для решения которых личностные качества или даже
наличие ученой степени менее важны, чем умение сочетать научный подход с инженерным
мышлением и решением. Для выполнения таких задач целесообразнее подбирать специали-
стов, имеющих большой опыт работы.
Наряду с подбором и расстановкой кадров как одним из направлений формирования
коллектива проводятся мероприятия по улучшению работы с кадрами. Существуют три
направления улучшения работы с кадрами:
• повышение качества их работы как ученых и как, если возможно, инженеров, внедря-
ющих результаты своих инновационных работ. Это повышает квалификацию и расширяет
кругозор;
• развитие конкретных междисциплинарных исследований и разработок;
• развитие управленческих навыков сотрудников для подготовки к назначению на
более высокие должности. Набор, расстановка персонала и его продвижение – это слож-
ный творческий процесс. Он осуществляется с привлечением ученых, педагогов, психоло-
гов и применением различных методов оценки профессиональных качеств, приемов, матриц
и тестов, а также форм аттестации. Иногда применяются и формализованные методы. Эти
аспекты формирования коллективов в определенной степени обозначены и регулируемы.
Рассмотренные аспекты формирования коллективов охватывают лишь часть функ-
ций управления персоналом, хотя и важнейшую, создающую кадрово-материальную основу
для управления. Другая часть функций управления персоналом, не менее важная, связана
с образованием рациональной структуры взаимоотношений и созданием благоприятного
морально-психологического климата в коллективе. Последние, дополнительно подкрепляя
основу для управления персоналом, создают условия для повышения его эффективности.
Создание благоприятного морально-психологического климата зависит от трех составляю-
щих, которые в комплексе, взаимообусловленно этому способствуют. Первая составляющая
– это учет психологических основ рационализации труда исследователей и разработчиков.
Вторая составляющая охватывает социально-психологические основы формирования кол-
лектива и руководства им. Третья составляющая – роль руководителя и стиль руководства.
Первая составляющая вытекает из того, что основное содержание труда работни-
ков инновационной организации составляет решение разнообразных мыслительных, интел-
лектуальных задач. Работники могут различаться по типу интеллекта, т. е. по характеру
интеллектуальных способностей. Поэтому важно оценивать способности сотрудников к
инновационному делу, а затем использовать и подбирать работников в соответствии с их
способностями. На эффективную деятельность сотрудников научно-технических организа-
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
53
ций оказывают влияние их волевые качества. Нередко сотрудник, обладающий большими
творческими способностями, может оказаться для организации малополезным из-за неуме-
ния концентрировать волевые усилия для воплощения инновационных идей.
Определенную роль в инновационной деятельности играют эмоции – переживания
человеком его отношений к окружающей действительности и самому себе. Эмоции бывают
положительные и отрицательные. Те и другие могут играть эффективную роль в инноваци-
онном процессе, если они нацелены на выполнение этого процесса. Результативность дея-
тельности во многом зависит от характера человека. Поэтому при формировании коллектива
условия и приемы труда следует по возможности подбирать в соответствии с характероло-
гическими особенностями научно-технических работников.
Существенное значение в процессе выполнения работы имеет и темперамент работ-
ника. По степени уравновешенности и силе протекания процессов возбуждения и тормо-
жения выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Эти типы отличаются особенностями. Так, сангвиник обладает сильным типом нервной
системы, уравновешенным и подвижным (возбуждение легко сменяется торможением или
наоборот). У холериков и меланхоликов процессы возбуждения и торможения плохо урав-
новешены, причем у первых преобладают процессы возбуждения, а у вторых – торможения.
Холерики при рутинном труде наименее надежны, допускают ошибки, хотя с работой спра-
вляются быстро. Они хорошо выполняют работу при быстрой смене окружающих воздей-
ствий. Меланхолики, хотя и медлительны, ошибаются мало. С учетом особенностей типов
темперамента работников в подразделениях научно-технических организаций им надо пору-
чать разную работу, правильно объединять людей с разными темпераментами для выполне-
ния совместной инновационной работы.
В инновационной деятельности, особенно на этапе исследований, исключительную
роль играет такое психологическое явление, как интуиция. Интуиция становится крайне
необходимой, когда имеющиеся знания и логика не позволяют получить целевое решение и
требуются принципиально новые подходы, новые идеи. Интуитивные решения, на первый
взгляд, представляются неожиданными, но в действительности это результат длительной и
сложной мыслительной работы.
При управлении научным персоналом, в частности формировании коллектива, учет
основ психологии творческого труда является важным для рациональной организации дея-
тельности научно-технических учреждений. При создании системы управления персоналом
заслуживают внимания социально-психологические аспекты формирования коллективов –
вторая составляющая морально-психологического климата в коллективе. При их раскры-
тии необходимо иметь в виду следующее: научный коллектив является социальной систе-
мой, в которой осуществляются групповые взаимодействия. Но их взаимоотношения и вза-
имодействия необходимо организовать таким образом, чтобы индивидуальные потребности
каждого сотрудника могли быть удовлетворены посредством участия в коллективном труде
в большей мере, чем вне подразделения (группы). В противном случае возникают нефор-
мальные социальные взаимодействия между сотрудниками, оказывающие влияние на дея-
тельность формальных организаций.
Возникновение неформальных взаимоотношений, организационным проявлением
которых становятся неформальные группы, – результат не только упущения руководства,
но и следствие глубоких нереализованных социально-психологических потребностей в
общении, уважении и поддержке. В таких случаях от руководителя зависит результатив-
ность использования возникающих неформальных социальных взаимоотношений, состоя-
ние неформальных групп.
Установление неформальных отношений в коллективе нередко приводит к существо-
ванию двух лидеров: формального, который определяется официально закрепленной струк-
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
54
турой коллектива, и неформального, который формируется в процессе инновационной
деятельности коллектива. Неформальное лидерство может носить как деловой, функцио-
нальный, так и социально-психологический межличностный характер. Для научно-техниче-
ского коллектива важную роль играет способность руководителя выполнять функции нефор-
мального лидера как в деловых, так и в межличностных отношениях. При несовпадении
формальных и неформальных лидеров необходимо определить, какие сотрудники являются
неформальными лидерами. Во многих случаях они пользуются авторитетом в коллективе
благодаря личностным качествам, которые соответствуют ожиданиям и планам большин-
ства членов коллектива. Поэтому правильное взаимодействие неформальных лидеров и
руководителя имеет большое значение.
С точки зрения создания здорового морально-психологического климата в коллективе
необходимо учесть еще одну особенность (аспект) его формирования. В научных коллекти-
вах организация труда осуществляется в соответствии с предметной специализацией, спе-
циализацией по объектам и методам работы. Но в условиях группового взаимодействия в
процессе реализации инновационных проектов существует специализация по функциям,
выполняемым в ходе совместной работы. Эти функции, т. е. характер решаемых работни-
ками задач, определяют их научно-социальную роль. Имеется четкая классификация этих
ролей. Перечислим некоторые научно-социальные роли: генератор (идей, программ), эру-
дит, критик, исполнитель, эксперт, организатор, ориентатор. Отметим, что на разных этапах
исследования определяющими являются различные научно-социальные роли. Дифференци-
ация научно-социальных ролей обеспечивает лучшие возможности для реализации личных
творческих мотивов сотрудников.
Анализируя ролевую структуру коллектива, руководитель может вносить в нее опреде-
ленные изменения, способствуя созданию благоприятных условий для успешной деятельно-
сти, а в конечном счете – для эффективного управления персоналом. В создании морально-
психологического климата в коллективе огромную роль играет руководитель. Обязанность
руководителя коллектива исследователей и разработчиков – «наводить мосты» между инно-
вационными интересами и ориентацией персонала и финансово-экономической ориента-
цией высшего руководства. Причем он вынужден добиваться этого в обстановке, когда
необходимо поддерживать атмосферу свободы творчества для многих исследователей и раз-
работчиков и одновременно выполнять требования в отношении эффективности и прибыль-
ности инноваций (новшеств). Такое тройственное состояние руководителя инновационного
подразделения предполагает выполнение им следующих задач:
• установить область нововведений, максимально отвечающую интересам организа-
ции;
• добиваться проведения таких инновационных проектов (тем), которые требуют мини-
мальных усилий со стороны персонала и предполагают максимальное использование име-
ющихся знаний;
• обеспечивать эффективную работу персонала (с точки зрения распределения ролей,
личностных взаимоотношений и др.);
• свести к минимуму риск инновационных работ, обеспечивать наибольшую результа-
тивность и максимальную выгоду;
• контролировать выполнение работ, их соответствие целям организации, временным
и финансовым ограничениям;
• обеспечивать максимальное использование результатов инновационных разработок;
• обеспечивать определенную степень свободы, удовлетворенность работой и посто-
янный энтузиазм сотрудников;
• переподготовить персонал и др.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
55
Кроме того, руководитель должен представлять точку зрения инновационного коллек-
тива и высшего руководства и обеспечивать ее отражение в целях, стратегии и политике.
Не менее важной является его педагогическая функция. Во-первых, он должен развивать в
персонале понимание целей инновационного бизнеса и готовность отразить их в процессе
принятия решений. Во-вторых, руководитель должен способствовать пониманию высшим
руководством процессов нововведений и их роли в будущем компании. Руководитель иссле-
довательского подразделения играет важную роль в формировании отношения к нововведе-
ниям (инновациям). Эти задачи руководителем могут быть решены разными путями, в том
числе директивным, невмешательством, партисипативным (участие подчиненных в приня-
тии решений).
У различных руководителей разный стиль руководства. Под стилем руководства пони-
мается манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, которая позволяет
влиять на них и заставлять делать то, что нужно в данный момент. Некоторые руководители
могут приспособить свой стиль к потребностям изменчивых обстоятельств, но для большин-
ства стиль представляет собой отражение личных качеств и ценностей, которые не подлежат
изменениям. В литературе, в частности учебной, характеристики стилей руководства изло-
жены подробно [25, 48, 54]. Отметим, что стили руководства подразделяются на несколько
видов: авторитарный, демократичный, либеральный.
Для инновационных работ в целом, учитывая их природу, характер и многоплановость,
наиболее приемлем демократический стиль руководства. При этом возможно сочетание
отдельных элементов этих стилей в зависимости от стадии инновационных исследований,
значимости и сроков выполнения отдельных проектов. Отметим, что именно творческое
научное мышление руководителя, а не хорошее управление или рентабельность определяет
успех инновационных работ. Людьми творческого, исследовательского труда должны упра-
влять люди творческого склада.