Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7299
Скачиваний: 31
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
61
объединений и большинства научно-технических организаций (НИИ, КБ) они являются
основным источником финансирования. Так, в 2000–2002 гг. удельный вес собственных
средств российских предприятий (объединений) в структуре источников финансирования
инноваций составлял 65–70 %. В настоящее время все большую роль приобретают соб-
ственные средства предприятий, что объясняется рядом причин: целенаправленностью
таких средств, нехваткой бюджетных средств, распыленностью и нецелевым использова-
нием некоторых внебюджетных фондов, несовершенством кредитной системы (высокая сто-
имость кредита, отсутствие заинтересованности банков, сложность оформления кредита и
др). Отметим, что указанная тенденция в целом характерна и для национальных инноваци-
онных систем в промышленно развитых странах.
Тенденция к росту собственных средств предприятий отражает усиление направленно-
сти системы финансирования на ускоренное внедрение и использование новшеств (продук-
товых, технологических, организационно-управленческих). Расходуя собственные средства
на инновационное развитие, предприятия (объединения, фирмы) в большей мере заинте-
ресованы в быстром получении эффективной отдачи от реализации новшеств. Очевидно,
выявленная тенденция сохранится и в будущем. При этом имеется в виду, что средства феде-
рального бюджета будут направляться на выполнение важных, крупномасштабных феде-
ральных комплексных инновационных программ.
Собственные средства предприятий в основном формируются за счет прибыли, амор-
тизационных отчислений, иногда экспортных доходов, реализации выбывшего и излишнего
имущества. Амортизационные отчисления составляют более 50 % собственных средств,
прибыль – чуть более 30 %. Независимо от доли амортизационных отчислений в собствен-
ных средствах предприятий с точки зрения совершенствования системы финансирования
инноваций крайне важно: 1) формирование системы целевого использования амортизаци-
онных средств для выполнения научно-технических разработок, опытных, эксперименталь-
ных и других работ; 2) применение методов ускоренной амортизации активной части основ-
ных фондов.
В научно-исследовательских институтах, опытно-конструкторских бюро и научно-
производственных комплексах (НПО, НТИ), где осуществляется львиная доля инновацион-
ных разработок в стране, одним из источников финансирования также являются собствен-
ные средства. Они формируются за счет:
• прибыли (дохода) от выполнения хоздоговорных работ с другими организациями,
государственными органами и коммерческими структурами;
• продажи научной продукции (патентов, изобретений, лицензий, ноу-хау, про-
ектно-конструкторской и технологической документации, рецептов, опытных изделий и тех-
нологических регламентов) на рынке новшеств;
• оказания консультационной помощи;
• амортизационных отчислений.
Для большинства вышеперечисленных организаций амортизационные отчисления в
структуре собственных средств занимают скромное место. Исключение составляют научно-
производственные комплексы, где преобладают производственные подразделения с боль-
шим объемом основных и оборотных фондов.
Проектное финансирование. Важной и относительно новой формой финансирования
инноваций является проектное финансирование. Традиционно проектное финансирование
понимается как банковское долгосрочное кредитование инвестиционных проектов и ориен-
тировалось до 1990-х гг. в основном на инвестиционные проекты. Но в настоящее время
оно имеет много разновидностей, трактуется по-разному, проникло и в инновационную дея-
тельность. Проникновение проектного финансирования в инновационную сферу (одна из
его разновидностей) обусловлено инновационными инвестициями, т. е. первоначально инве-
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
62
стиции в реализацию проектов частично направлялись на разработку и освоение прогрес-
сивных наукоемких новшеств. Тогда инновационные инвестиции (инвестиции в новшества)
преследовали вторичную, побочную цель и были лишь частью основных инвестиционных
проектов. Но эффективность инновационных инвестиций, широта и сложность инноваци-
онных разработок и необходимость ориентации экономического развития страны и ее реги-
онов на инновации привели к выделению и появлению новой разновидности проектного
финансирования.
Основными кредиторами-инвесторами при проектном финансировании являются ком-
мерческие и инновационные банки, но ими могут быть правительственные учреждения,
иностранные компании, предприятия различных отраслей, международные финансовые
организации и негосударственные (коммерческие) структуры. Такая форма финансирования
инноваций отличается организационной сложностью, ограниченностью информации при
выборе конкретных инновационных проектов и повышенным коммерческим риском. К осо-
бенностям этой формы финансирования относятся наличие четких и юридически закреплен-
ных гарантий государственных органов и международных финансовых организаций, четкое
распределение рисков между инвесторами-кредиторами, организаторами и гарантами про-
екта.
Отличительной особенностью является то, что к проектному финансированию допус-
каются только те инновационные разработки, которые могут обеспечивать после реализа-
ции постоянный поток финансовых средств и погашение долговых обязательств. Последнее
требует проведения всесторонней и квалифицированной экспертизы инновационных разра-
боток. Погашение долговых обязательств осуществляется за счет первичных источников,
доходов, полученных от реализации инновационного проекта, а в отдельных случаях они
могут быть компенсированы за счет вторичных источников, активов гарантов или бюджет-
ных дотаций (субсидий). К числу особенностей проектного финансирования следует отне-
сти согласование с кредиторами (банками, специальными инновационно-инвестиционными
фондами, международными финансовыми структурами) процедуры выполнения инноваци-
онных проектов.
Для проектного финансирования инноваций характерно формирование и использова-
ние портфеля инноваций. Портфель инноваций обычно содержит разные проекты, отлича-
ющиеся по объему работ (крупные, средние и мелкие), по сложности и значимости, срокам
и областям реализации. Такая дифференциация дает возможность минимизировать проект-
ные технические и коммерческие риски и повышает эффективность проектов при их реа-
лизации. Применяется ряд видов проектного финансирования инноваций, которые отлича-
ются методами погашения кредитных обязательств, кредитоспособностью участников и др.
В любом случае наиболее эффективным проектным финансированием следует считать тот
вариант, когда доходы, полученные от реализации инновационного проекта, являются един-
ственным источником погашения кредитных обязательств.
Проектное финансирование обладает рядом преимуществ и недостатков. К преимуще-
ствам относятся целевой характер финансирования, распределение коммерческих рисков,
гарантии государства и финансовых организаций. Недостатки проектного финансирования:
достаточно высокий уровень проектных рисков, зависимость от инновационного климата,
пробелы в законодательстве (в том числе инновационном). При соблюдении ряда принци-
пов, учете комплекса требований и при создании определенных условий проектное финан-
сирование может быть отнесено к эффективным формам финансирования инноваций.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
63
5.2. Внебюджетные фонды
финансирования инновационного процесса
5.2.1. Необходимость создания внебюджетных фондов
Одним из источников финансирования инновационной деятельности являются вне-
бюджетные фонды. Они функционируют как источники финансирования инноваций на всех
уровнях управления инновационным процессом: государственном (федеральном), отрасле-
вом, региональном, институциональном (на уровне предприятий, НИИ, НТИ). Кратко рас-
смотрим содержание, значение и особенности формирования внебюджетных фондов.
Необходимость реконструкции и перевооружения предприятий, применения принци-
пиально новых форм организации производства, активизации инновационной деятельности,
освоения принципиальных новшеств и т. д. требует наличия значительных ресурсов и опе-
ративного их перераспределения. Как известно, государственный бюджет – одна из эффек-
тивных форм образования финансовых ресурсов. Однако использование бюджетных средств
регламентируется законодательными органами (Федеральным Собранием), поэтому об опе-
ративном перераспределении средств не может быть и речи.
Многообразие форм собственности, сокращение доли государственной собственно-
сти требуют применения новых методов перераспределения денежных средств, обусловли-
вают создание других форм образования финансовых ресурсов – внебюджетных фондов.
Они могут быть оперативно перераспределены и использованы, ведь внебюджетные фонды
регламентируются лишь исполнительными органами, а законодательными органами не кон-
тролируются. Конечно, задачи, связанные с перераспределением средств, оперативностью
принятия решений, могут быть решены иным путем. Например, из государственного или
местного бюджета выделяется определенная часть для целевых задач и проектов, в том
числе инновационных. Но при больших масштабах, разнообразии задач этого недостаточно.
Поэтому по решению законодательного органа создаются внебюджетные фонды конкрет-
ного назначения с собственными источниками доходов.
Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансо-
вых ресурсов, предназначенных для реализации конкретных целей (социального, эконо-
мического, научного, технологического, экологического характера) и для финансирования
потребностей, не предусмотренных в бюджетах разного уровня. В настоящее время они
являются важным звеном финансовой системы и, в частности, системы финансирования
инноваций.
Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в России в начале 1990-х гг. на базе
Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1991 г.
В дальнейшем процесс их создания и функционирования регламентировался законами «О
местном самоуправлении РСФСР» от 6 июня 1991 г., «Об основах бюджетных прав и прав по
формированию и использованию внебюджетных фондов, представительных и исполнитель-
ных органов государственной власти…» от 15 апреля 1993 г., «О финансовых основах мест-
ного самоуправления в Российской Федерации» от 23 сентября 1997 г. Кроме того, функ-
ционирование внебюджетных фондов регламентировано Бюджетным кодексом (от 31 июля
1998 г.) и нормативно-правовыми актами, на основе которых были созданы отдельные вне-
бюджетные фонды. В этих документах регламентируются формы и методы функционирова-
ния внебюджетных фондов, указываются источники формирования, определяются порядок
и направления их использования.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
64
Решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимают Феде-
ральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов Федерации и местного
самоуправления. Подавляющее число внебюджетных фондов находятся в собственности
государства и муниципальных образований, но являются автономными. Они имеют строго
целевое назначение и создаются под конкретные программы, имеющие общегосударствен-
ное, региональное или местное значение, для осуществления которых бюджетных средств
недостаточно и необходимы дополнительные финансовые ресурсы, мобилизуемые как в
регионе, так и за его пределами.
Государственные внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой
системы, обладают рядом особенностей:
• имеют строгую целевую направленность;
• денежные средства фондов используются для финансирования государственных рас-
ходов, не включенных в бюджет;
• формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических лиц;
• взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую
природу; как и налоги, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обяза-
тельными;
• денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, не входят в
состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, не
предусмотренные законом;
• из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения допол-
нительных средств на финансирование инвестиционных, инновационных проектов и про-
грамм. Внебюджетные фонды освобождаются от уплаты налогов, государственных и тамо-
женных пошлин.
5.2.2. Классификация и краткая характеристика
внебюджетных фондов финансирования инноваций
Внебюджетные фонды могут быть классифицированы по разным признакам: по
уровню управления, целевому назначению, периоду функционирования, охвату проблем и
отраслевой принадлежности. По уровню управления различаются внебюджетные фонды:
• федеральные;
• отраслевые;
• региональные;
• местные;
• институциональные (на уровне объединений, корпораций, научно-технических цен-
тров).
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на эко-
номические, социальные и экологические. К экономическим внебюджетным фондам наряду
с другими относятся отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР. Экономические внебюд-
жетные фонды могут быть подразделены по направлениям использования: для развития
научно-технической, инновационной, внешнеэкономической деятельности и др. К экологи-
ческим внебюджетным фондам следует отнести:
• федеральный экологический фонд;
• федеральный фонд реконструкции и охраны водных ресурсов;
• федеральный фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных био-
логических ресурсов.
По периоду функционирования внебюджетные фонды подразделяются на фонды бес-
срочного, долгосрочного и краткосрочного действия. Функционируют также отраслевые и
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
65
межотраслевые внебюджетные фонды. Межотраслевым следует считать фонд научно-иссле-
довательских и опытно-конструкторских работ. По охвату проблем внебюджетные фонды
могут быть общего характера (межотраслевой фонд научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ) и более конкретного характера (внебюджетный фонд объединений).
В последние десятилетия отраслевые внебюджетные фонды были образованы в ОАО «Газ-
пром», Минпромэнерго России, Минтрансе России и др. (всего более чем в 15 министер-
ствах и ведомствах).
Состав внебюджетных фондов динамичен: одни фонды, выполнив свою роль или дис-
кредитируя себя, прекращают функционирование, другие – действуют несколько лет, третьи
– распадаются на несколько внебюджетных фондов. Отметим, что внебюджетные фонды
могут возникать и ликвидироваться лишь при определенных условиях. Возникновение вне-
бюджетных фондов не получило однозначной оценки. В Законе «О государственном бюд-
жете Российской Федерации на 1995 г.» ряд внебюджетных фондов был консолидирован в
бюджет в виде «целевых бюджетных фондов». Итоги функционирования данных фондов
по-разному воспринимаются специалистами. Столь же противоречиво выглядят и рекомен-
дации по дальнейшему их развитию и управлению.
Почти все внебюджетные фонды определенную часть средств направляют на проведе-
ние научно-исследовательских работ. Однако они значительно отличаются по доле средств,
направляемых на исследовательскую работу, поиск инновационных решений. По этому
показателю внебюджетные фонды могут подразделяться на три группы. У внебюджетных
фондов, относящихся к первой группе (межотраслевые и отраслевые фонды НИОКР), все
средства направляются на инновационные разработки, ко второй группе (например, эколо-
гические фонды) – значительная часть этих средств (30–40 %), к третьей группе (например,
фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.) – их небольшая доля (5—10 %).
Среди фондов, направленных на финансирование инновационной деятельности, осо-
бое место принадлежит Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-
технической сфере (создан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 февраля
1994 г.). Этот фонд образован для развития малого предпринимательства в научно-техниче-
ской сфере, например для создания малых наукоемких фирм, «инкубаторов» бизнеса, инно-
вационных центров и др. Кроме того, он содействует поощрению конкуренции в научно-
технической сфере путем оказания финансовой поддержки наукоемким проектам, которые
разработаны малыми предприятиями. Фонд является юридическим лицом, действует в соот-
ветствии с законодательством о некоммерческих организациях. Он имеет право выступать
залогодателем, поручителем и гарантом по обязательствам юридических и физических лиц,
предоставлять финансовую помощь (в том числе безвозмездную) для реализации федераль-
ных, отраслевых и региональных программ и эффективных проектов малого инновацион-
ного предпринимательства. Финансовая помощь в реализации инновационных проектов
предоставляется фондом только на конкурсной основе, финансовая помощь малым иннова-
ционным предприятиям – как на возмездной (возвратной), так и безвозмездной основе. Фонд
является соисполнителем Федеральной программы государственной поддержки малого
предпринимательства.
Внебюджетные фонды наряду с другими фондами формируют систему финансирова-
ния инновационной деятельности.