Файл: Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7299

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

61

объединений  и  большинства  научно-технических  организаций  (НИИ,  КБ)  они  являются

основным  источником  финансирования.  Так,  в  2000–2002  гг.  удельный  вес  собственных

средств российских предприятий (объединений) в структуре источников финансирования

инноваций  составлял  65–70  %.  В  настоящее  время  все  большую  роль  приобретают  соб-

ственные  средства  предприятий,  что  объясняется  рядом  причин:  целенаправленностью

таких средств, нехваткой бюджетных средств, распыленностью и нецелевым использова-

нием некоторых внебюджетных фондов, несовершенством кредитной системы (высокая сто-

имость кредита, отсутствие заинтересованности банков, сложность оформления кредита и

др). Отметим, что указанная тенденция в целом характерна и для национальных инноваци-

онных систем в промышленно развитых странах.

Тенденция к росту собственных средств предприятий отражает усиление направленно-

сти системы финансирования на ускоренное внедрение и использование новшеств (продук-

товых, технологических, организационно-управленческих). Расходуя собственные средства

на инновационное развитие, предприятия (объединения, фирмы) в большей мере заинте-

ресованы в быстром получении эффективной отдачи от реализации новшеств. Очевидно,

выявленная тенденция сохранится и в будущем. При этом имеется в виду, что средства феде-

рального бюджета будут направляться на выполнение важных, крупномасштабных феде-

ральных комплексных инновационных программ.

Собственные средства предприятий в основном формируются за счет прибыли, амор-

тизационных отчислений, иногда экспортных доходов, реализации выбывшего и излишнего

имущества.  Амортизационные  отчисления  составляют  более  50  %  собственных  средств,

прибыль – чуть более 30 %. Независимо от доли амортизационных отчислений в собствен-

ных средствах предприятий с точки зрения совершенствования системы финансирования

инноваций крайне важно: 1) формирование системы целевого использования амортизаци-

онных средств для выполнения научно-технических разработок, опытных, эксперименталь-

ных и других работ; 2) применение методов ускоренной амортизации активной части основ-

ных фондов.

В  научно-исследовательских  институтах,  опытно-конструкторских  бюро  и  научно-

производственных комплексах (НПО, НТИ), где осуществляется львиная доля инновацион-

ных разработок в стране, одним из источников финансирования также являются собствен-

ные средства. Они формируются за счет:

• прибыли (дохода) от выполнения хоздоговорных работ с другими организациями,

государственными органами и коммерческими структурами;

•  продажи  научной  продукции  (патентов,  изобретений,  лицензий,  ноу-хау,  про-

ектно-конструкторской и технологической документации, рецептов, опытных изделий и тех-

нологических регламентов) на рынке новшеств;

• оказания консультационной помощи;

• амортизационных отчислений.

Для большинства вышеперечисленных организаций амортизационные отчисления в

структуре собственных средств занимают скромное место. Исключение составляют научно-

производственные комплексы, где преобладают производственные подразделения с боль-

шим объемом основных и оборотных фондов.

Проектное финансирование. Важной и относительно новой формой финансирования

инноваций является проектное финансирование. Традиционно проектное финансирование

понимается как банковское долгосрочное кредитование инвестиционных проектов и ориен-

тировалось до 1990-х гг. в основном на инвестиционные проекты. Но в настоящее время

оно имеет много разновидностей, трактуется по-разному, проникло и в инновационную дея-

тельность. Проникновение проектного финансирования в инновационную сферу (одна из

его разновидностей) обусловлено инновационными инвестициями, т. е. первоначально инве-


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

62

стиции в реализацию проектов частично направлялись на разработку и освоение прогрес-

сивных наукоемких новшеств. Тогда инновационные инвестиции (инвестиции в новшества)

преследовали вторичную, побочную цель и были лишь частью основных инвестиционных

проектов. Но эффективность инновационных инвестиций, широта и сложность инноваци-

онных разработок и необходимость ориентации экономического развития страны и ее реги-

онов на инновации привели к выделению и появлению новой разновидности проектного

финансирования.

Основными кредиторами-инвесторами при проектном финансировании являются ком-

мерческие  и  инновационные  банки,  но  ими  могут  быть  правительственные  учреждения,

иностранные  компании,  предприятия  различных  отраслей,  международные  финансовые

организации и негосударственные (коммерческие) структуры. Такая форма финансирования

инноваций отличается организационной сложностью, ограниченностью информации при

выборе конкретных инновационных проектов и повышенным коммерческим риском. К осо-

бенностям этой формы финансирования относятся наличие четких и юридически закреплен-

ных гарантий государственных органов и международных финансовых организаций, четкое

распределение рисков между инвесторами-кредиторами, организаторами и гарантами про-

екта.

Отличительной особенностью является то, что к проектному финансированию допус-

каются только те инновационные разработки, которые могут обеспечивать после реализа-

ции постоянный поток финансовых средств и погашение долговых обязательств. Последнее

требует проведения всесторонней и квалифицированной экспертизы инновационных разра-

боток. Погашение долговых обязательств осуществляется за счет первичных источников,

доходов, полученных от реализации инновационного проекта, а в отдельных случаях они

могут быть компенсированы за счет вторичных источников, активов гарантов или бюджет-

ных дотаций (субсидий). К числу особенностей проектного финансирования следует отне-

сти согласование с кредиторами (банками, специальными инновационно-инвестиционными

фондами, международными финансовыми структурами) процедуры выполнения инноваци-

онных проектов.

Для проектного финансирования инноваций характерно формирование и использова-

ние портфеля инноваций. Портфель инноваций обычно содержит разные проекты, отлича-

ющиеся по объему работ (крупные, средние и мелкие), по сложности и значимости, срокам

и областям реализации. Такая дифференциация дает возможность минимизировать проект-

ные технические и коммерческие риски и повышает эффективность проектов при их реа-

лизации. Применяется ряд видов проектного финансирования инноваций, которые отлича-

ются методами погашения кредитных обязательств, кредитоспособностью участников и др.

В любом случае наиболее эффективным проектным финансированием следует считать тот

вариант, когда доходы, полученные от реализации инновационного проекта, являются един-

ственным источником погашения кредитных обязательств.

Проектное финансирование обладает рядом преимуществ и недостатков. К преимуще-

ствам относятся целевой характер финансирования, распределение коммерческих рисков,

гарантии государства и финансовых организаций. Недостатки проектного финансирования:

достаточно высокий уровень проектных рисков, зависимость от инновационного климата,

пробелы в законодательстве (в том числе инновационном). При соблюдении ряда принци-

пов, учете комплекса требований и при создании определенных условий проектное финан-

сирование может быть отнесено к эффективным формам финансирования инноваций.


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

63

 

5.2. Внебюджетные фонды

финансирования инновационного процесса

 

 

5.2.1. Необходимость создания внебюджетных фондов

 

Одним из источников финансирования инновационной деятельности являются вне-

бюджетные фонды. Они функционируют как источники финансирования инноваций на всех

уровнях управления инновационным процессом: государственном (федеральном), отрасле-

вом, региональном, институциональном (на уровне предприятий, НИИ, НТИ). Кратко рас-

смотрим содержание, значение и особенности формирования внебюджетных фондов.

Необходимость реконструкции и перевооружения предприятий, применения принци-

пиально новых форм организации производства, активизации инновационной деятельности,

освоения принципиальных новшеств и т. д. требует наличия значительных ресурсов и опе-

ративного их перераспределения. Как известно, государственный бюджет – одна из эффек-

тивных форм образования финансовых ресурсов. Однако использование бюджетных средств

регламентируется законодательными органами (Федеральным Собранием), поэтому об опе-

ративном перераспределении средств не может быть и речи.

Многообразие  форм  собственности,  сокращение  доли  государственной  собственно-

сти требуют применения новых методов перераспределения денежных средств, обусловли-

вают создание других форм образования финансовых ресурсов – внебюджетных фондов.

Они могут быть оперативно перераспределены и использованы, ведь внебюджетные фонды

регламентируются лишь исполнительными органами, а законодательными органами не кон-

тролируются. Конечно, задачи, связанные с перераспределением средств, оперативностью

принятия решений, могут быть решены иным путем. Например, из государственного или

местного  бюджета  выделяется  определенная  часть  для  целевых  задач  и  проектов,  в  том

числе инновационных. Но при больших масштабах, разнообразии задач этого недостаточно.

Поэтому по решению законодательного органа создаются внебюджетные фонды конкрет-

ного назначения с собственными источниками доходов.

Внебюджетные  фонды  –  это  форма  перераспределения  и  использования  финансо-

вых  ресурсов,  предназначенных  для  реализации  конкретных  целей  (социального,  эконо-

мического, научного, технологического, экологического характера) и для финансирования

потребностей,  не  предусмотренных  в  бюджетах  разного  уровня.  В  настоящее  время  они

являются важным звеном финансовой системы и, в частности, системы финансирования

инноваций.

Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в России в начале 1990-х гг. на базе

Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1991 г.

В дальнейшем процесс их создания и функционирования регламентировался законами «О

местном самоуправлении РСФСР» от 6 июня 1991 г., «Об основах бюджетных прав и прав по

формированию и использованию внебюджетных фондов, представительных и исполнитель-

ных органов государственной власти…» от 15 апреля 1993 г., «О финансовых основах мест-

ного самоуправления в Российской Федерации» от 23 сентября 1997 г. Кроме того, функ-

ционирование внебюджетных фондов регламентировано Бюджетным кодексом (от 31 июля

1998 г.) и нормативно-правовыми актами, на основе которых были созданы отдельные вне-

бюджетные фонды. В этих документах регламентируются формы и методы функционирова-

ния внебюджетных фондов, указываются источники формирования, определяются порядок

и направления их использования.


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

64

Решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимают Феде-

ральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов Федерации и местного

самоуправления.  Подавляющее  число  внебюджетных  фондов  находятся  в  собственности

государства и муниципальных образований, но являются автономными. Они имеют строго

целевое назначение и создаются под конкретные программы, имеющие общегосударствен-

ное, региональное или местное значение, для осуществления которых бюджетных средств

недостаточно  и  необходимы  дополнительные  финансовые  ресурсы,  мобилизуемые  как  в

регионе, так и за его пределами.

Государственные  внебюджетные  фонды,  являясь  составной  частью  финансовой

системы, обладают рядом особенностей:

• имеют строгую целевую направленность;

• денежные средства фондов используются для финансирования государственных рас-

ходов, не включенных в бюджет;

• формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических лиц;

• взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую

природу; как и налоги, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обяза-

тельными;

• денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, не входят в

состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, не

предусмотренные законом;

• из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения допол-

нительных средств на финансирование инвестиционных, инновационных проектов и про-

грамм. Внебюджетные фонды освобождаются от уплаты налогов, государственных и тамо-

женных пошлин.

 

5.2.2. Классификация и краткая характеристика

внебюджетных фондов финансирования инноваций

 

Внебюджетные  фонды  могут  быть  классифицированы  по  разным  признакам:  по

уровню управления, целевому назначению, периоду функционирования, охвату проблем и

отраслевой принадлежности. По уровню управления различаются внебюджетные фонды:

• федеральные;

• отраслевые;

• региональные;

• местные;

• институциональные (на уровне объединений, корпораций, научно-технических цен-

тров).

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на эко-

номические, социальные и экологические. К экономическим внебюджетным фондам наряду

с другими относятся отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР. Экономические внебюд-

жетные  фонды  могут  быть  подразделены  по  направлениям  использования:  для  развития

научно-технической, инновационной, внешнеэкономической деятельности и др. К экологи-

ческим внебюджетным фондам следует отнести:

• федеральный экологический фонд;

• федеральный фонд реконструкции и охраны водных ресурсов;

• федеральный фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных био-

логических ресурсов.

По периоду функционирования внебюджетные фонды подразделяются на фонды бес-

срочного, долгосрочного и краткосрочного действия. Функционируют также отраслевые и


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

65

межотраслевые внебюджетные фонды. Межотраслевым следует считать фонд научно-иссле-

довательских и опытно-конструкторских работ. По охвату проблем внебюджетные фонды

могут быть общего характера (межотраслевой фонд научно-исследовательских и опытно-

конструкторских работ) и более конкретного характера (внебюджетный фонд объединений).

В последние десятилетия отраслевые внебюджетные фонды были образованы в ОАО «Газ-

пром», Минпромэнерго России, Минтрансе России и др. (всего более чем в 15 министер-

ствах и ведомствах).

Состав внебюджетных фондов динамичен: одни фонды, выполнив свою роль или дис-

кредитируя себя, прекращают функционирование, другие – действуют несколько лет, третьи

– распадаются на несколько внебюджетных фондов. Отметим, что внебюджетные фонды

могут возникать и ликвидироваться лишь при определенных условиях. Возникновение вне-

бюджетных фондов не получило однозначной оценки. В Законе «О государственном бюд-

жете Российской Федерации на 1995 г.» ряд внебюджетных фондов был консолидирован в

бюджет в виде «целевых бюджетных фондов». Итоги функционирования данных фондов

по-разному воспринимаются специалистами. Столь же противоречиво выглядят и рекомен-

дации по дальнейшему их развитию и управлению.

Почти все внебюджетные фонды определенную часть средств направляют на проведе-

ние научно-исследовательских работ. Однако они значительно отличаются по доле средств,

направляемых  на  исследовательскую  работу,  поиск  инновационных  решений.  По  этому

показателю внебюджетные фонды могут подразделяться на три группы. У внебюджетных

фондов, относящихся к первой группе (межотраслевые и отраслевые фонды НИОКР), все

средства направляются на инновационные разработки, ко второй группе (например, эколо-

гические фонды) – значительная часть этих средств (30–40 %), к третьей группе (например,

фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.) – их небольшая доля (5—10 %).

Среди фондов, направленных на финансирование инновационной деятельности, осо-

бое место принадлежит Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-

технической сфере (создан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 февраля

1994 г.). Этот фонд образован для развития малого предпринимательства в научно-техниче-

ской сфере, например для создания малых наукоемких фирм, «инкубаторов» бизнеса, инно-

вационных центров и др. Кроме того, он содействует поощрению конкуренции в научно-

технической сфере путем оказания финансовой поддержки наукоемким проектам, которые

разработаны малыми предприятиями. Фонд является юридическим лицом, действует в соот-

ветствии с законодательством о некоммерческих организациях. Он имеет право выступать

залогодателем, поручителем и гарантом по обязательствам юридических и физических лиц,

предоставлять финансовую помощь (в том числе безвозмездную) для реализации федераль-

ных, отраслевых и региональных программ и эффективных проектов малого инновацион-

ного  предпринимательства.  Финансовая  помощь  в  реализации  инновационных  проектов

предоставляется фондом только на конкурсной основе, финансовая помощь малым иннова-

ционным предприятиям – как на возмездной (возвратной), так и безвозмездной основе. Фонд

является  соисполнителем  Федеральной  программы  государственной  поддержки  малого

предпринимательства.

Внебюджетные фонды наряду с другими фондами формируют систему финансирова-

ния инновационной деятельности.