Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7301
Скачиваний: 31
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
66
Контрольные вопросы
1. Назовите прямые источники финансирования инноваций.
2. Охарактеризуйте косвенные источники финансирования инноваций.
3. Как подразделяются источники финансирования по уровню управления?
4. Перечислите объекты бюджетного финансирования в инновационной деятельности.
5. За счет каких средств формируются собственные средства предприятий, предназна-
ченные для инноваций?
6. Дайте краткую характеристику проектного финансирования.
7. Что такое «портфель инноваций»?
8. Чем обусловлена необходимость создания внебюджетных фондов?
9. Каковы особенности государственных внебюджетных фондов?
10. Перечислите признаки классификации внебюджетных фондов.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
67
Глава 6
Управление инновационной
деятельностью на предприятиях
6.1. Факторы, формирующие
инновационную деятельность предприятий
В условиях рынка каждое предприятие (фирма) самостоятельно осуществляет про-
изводственную и маркетинговую деятельность, оценивает уровень собственного научного
потенциала и ресурсных возможностей, а также выбирает виды инновационных стратегий.
Инновационная деятельность на предприятиях преследует разные цели и обусловлена фак-
торами технического, финансово-экономического, политического, ресурсного и рыночного
характера. Так, инновационная деятельность может быть ответной реакцией на требования
рынка, ограниченный доступ к передовым технологическим решениям, ресурсные ограни-
чения, изменения в налоговой и финансово-кредитной политике. В управлении инноваци-
онной деятельностью на предприятиях эти факторы играют первостепенную роль.
Учитывая взаимосвязанность целей инновационной деятельности и определяющих ее
факторов, рассмотрим характер и содержание целей инноваций, осуществляемых на пред-
приятиях. Эти цели могут быть подразделены на стратегические и тактические (конкрет-
ные). В современных условиях стратегическими целями являются выживание, увеличе-
ние прибыли, повышение конкурентоспособности, экспансия, завоевание новых рынков.
Отметим, что в рыночной экономике цели максимизации прибыли и повышения конку-
рентоспособности продукции являются приоритетными. В современных условиях около
30 % инновационно-активных предприятий своей стратегической целью считают повыше-
ние конкурентоспособности продукции, в то время как у 25 % инновационно-активных
предприятий основная стратегическая цель – экспансия, завоевание новых рынков.
Тактические (конкретные) цели инновационной деятельности предприятий доста-
точно многообразны. Перечислим основные из них: замена устаревшей продукции, расши-
рение ассортимента продукции, сохранение традиционных рынков сбыта и их расширение,
снижение материальных и энергетических затрат, улучшение качества продукции, снижение
загрязнения окружающей среды, повышение гибкости производства. При этом тактические
цели инновационной деятельности носят комплексный характер.
Достижение этих стратегических и тактических целей во многом зависит от вышеука-
занных факторов различного характера. При принятии управленческих решений по иннова-
циям важны четкая классификация факторов и выявление их содержания. Факторы, форми-
рующие инновационную деятельность предприятий, делятся на внутренние (относящиеся
к предприятиям) и внешние (не зависящие от предприятий). В свою очередь, внешние фак-
торы подразделяются на прямые и косвенные. Подробная классификация факторов предста-
влена на рис. 6.1.
Эти факторы могут оказывать влияние на инновационную деятельность предприя-
тий в комплексе и в различных комбинациях, что учитывается при принятии инновацион-
ных управленческих решений. Для предприятий внутренние импульсы к инновационной
деятельности являются первоочередными. Такими могут быть моральный и физический
износ оборудования, устаревшая технология, необходимость снизить энергозатраты, стре-
мление расширить производственные мощности. Для современных предприятий в управле-
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
68
нии инновационной деятельностью важным является учет таких факторов, как инноваци-
онный климат в коллективе и восприимчивость его к нововведениям. На инновационную
деятельность предприятий особое влияние оказывает их отраслевая принадлежность. Она
в значительной мере создает привлекательность инноваций для частных, отечественных и
иностранных инвесторов. При прочих условиях именно фактор отраслевой принадлежно-
сти повышает притягательность инвестиций. На предприятиях, где произошла смена соб-
ственника и их руководства, факторами инноваций стали институциональные перемены, а
именно смена формы контроля.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
69
6.2. Усиление роли предприятий
и отдельных функциональных
подразделений в инновационном процессе
Ведущую роль в эффективном развитии инновационной деятельности на предпри-
ятиях играют научно-технические и маркетинговые службы. Именно эти подразделения,
являясь главными источниками инновационных идей, должны обеспечивать единство двух
подходов к инновационному развитию, вызванных «технологическим толчком» и рыночным
спросом («рыночным толчком»).
Рис. 6.1. Классификация факторов, влияющих на инновационную деятельность
предприятий
Первостепенной задачей подразделений маркетинга является исследование рынка:
анализ спроса и конкуренции, поведения потребителя и динамики его предпочтений, нали-
чия конкурирующих новшеств и возможностей реализации новшеств на рынке (внутрен-
нем и внешнем). Маркетинг инноваций включает анализ новшеств с позиций потребителя,
анализ потенциального потребителя и исследование рыночной среды. При исследовании
рыночной среды оцениваются тип рынка, емкость рынка, конкуренция и рыночная сегмен-
тация. Анализ новшества с позиций потребителя предполагает определение его новизны,
экономичности, экологичности, уровня качества, цены и привлекательности. При анализе
потенциального потребителя изучаются вопросы, непосредственно относящиеся к покупа-
телю: уровень его доходов, морально-психологические особенности, мотивация покупки,
формирование требований к товару и др. Эти данные маркетинга инноваций, полученные
и подготовленные специальными подразделениями предприятий, формируют «рыночный
толчок» инновационного развития.
В управлении инновационным процессом на предприятиях особое место занимают
научно-технические подразделения, формирующие научный потенциал предприятий и
определяющие их инновационную стратегию. В данном случае имеются в виду те пред-
приятия, на которых создается собственная база научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ. В настоящее время предприятия используют различную тактику
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
70
инновационного развития. Одни предприятия для инновационного развития предпочитают
приобретение ноу-хау и лицензий, другие – пакета «технология – оборудование», третьи –
использование инновационных разработок самостоятельных НИИ, КБ или внешних венчур-
ных организаций, четвертые – создание внутренних венчурных организаций. Такую тактику
инновационного развития они объясняют отсутствием собственной базы инновационных
разработок, возможной минимизацией инновационно-инвестиционных затрат, необходимо-
стью ускоренного освоения и доведения до рынка новшеств, нередко лишь модернизиро-
ванных и частично усовершенствованных.
В современных условиях в сфере инновационных разработок существуют три линии
поведения предприятий [19]. Предприятия первой группы – малые предприятия и предприя-
тия, находящиеся под контролем иностранного собственника, не ведут собственных НИОКР,
а закупают готовые комплектующие узлы оборудования, лицензии, технологии либо адапти-
руют зарубежные образцы, конструкторские и технологические решения.
На собственные разработки ориентируются предприятия второй группы, либо сохра-
нившие свои исследовательские и конструкторские подразделения, либо не обладающие
средствами на привлечение научных организаций и специалистов со стороны. Здесь исполь-
зуется потенциал, аккумулированный в отделах главного конструктора, главного технолога,
производственных подразделениях и т. д. В редких случаях к разработкам на стадии проек-
тирования инноваций привлекаются маркетинговые службы. Спектр специальных подраз-
делений предприятия, занимающихся расчетами и разработками на стадии проектирования
инноваций, широк, так же как их состав и численность. Это собственный НИИ (предпри-
ятия ВПК), лаборатории качества и разработки новой продукции (пищевые предприятия),
конструкторские и технические бюро (машиностроительные и текстильные предприятия)
и др. Научные центры, действующие в рамках крупнейших производственных комплексов,
оказались жизнеспособными. Они обслуживают потребности в научных разработках пред-
приятий, входящих в их состав. Есть также примеры создания собственного конструктор-
ского бюро вопреки общей тенденции к закрытию подобных подразделений в сложных эко-
номических условиях.
Предприятия третьей группы поддерживают связи с научно-исследовательскими
институтами, хотя степень участия научных организаций в инновационном процессе на
промышленных предприятиях и формы этих связей различаются. Одни предприятия про-
должают сохранять старые контакты с академическими и отраслевыми научно-исследова-
тельскими институтами, профильными учебными заведениями, другие – устанавливают
новые связи. Известны случаи взаимодействия предприятий традиционных отраслей с
новыми российскими инновационными фирмами в области НИОКР. Выполнение НИОКР
осуществляется на основе договоров с организациями и отдельными специалистами. Наи-
более распространенный подход для активных инноваторов – привлечение специалистов
научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций к подготовке техниче-
ской документации под разрабатываемый предприятием инновационный проект.
С точки зрения инновационной стратегии (прежде всего наступательной) более пер-
спективной выглядит ориентация на сохранение и создание собственной базы инновацион-
ных разработок (научно-исследовательских и конструкторско-технологических работ) и в
конечном счете формирование научного потенциала предприятий. О правильности такого
подхода свидетельствуют тенденция к расширению инновационной деятельности в России
и опыт зарубежных стран.
В промышленно развитых странах многие фирмы, имея собственную базу НИОКР,
осуществляют не только прикладные исследования и проектно-конструкторские разработки
по созданию новшеств (продуктовых, технологических и др.), но и фундаментальные иссле-
дования. Так, в Японии в середине 1990-х гг. около 40 % фирм имели собственную базу