Файл: Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7302

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

71

инновационных разработок. Затраты на НИОКР, инновационные разработки и их освоение у

большинства ведущих промышленных компаний мира составляют от 5 до 7 % объема про-

даж и в среднем (для большинства других компаний) 3–5 %. При этом значительная доля

этих  затрат  расходуется  на  фундаментальные  исследования.  Например,  на  фирмах  США

доля затрат на фундаментальные исследования составляет более 8 %, на фирмах Японии

– около 16 %. На освоение новой продукции в компаниях этих стран приходится соответ-

ственно 30 и 34 % от общих затрат, на прикладные исследования – соответственно около 36

и 27 %. Эти и другие фактические данные свидетельствуют о том, что за рубежом промы-

шленные компании и фирмы создают собственную базу исследований и повышают уровень

научного потенциала предприятий, т. е. формируют заводской сектор науки.

Результаты научно-технических (инновационных) разработок независимо от органи-

зационных форм их выполнения материализуются лишь на производстве, и от них в основ-

ном зависят эффективность, темпы и границы распространения новшеств. В последние годы

наметилась  тенденция  к  расширению  инновационной  деятельности  на  российских  пред-

приятиях, что находит конкретное выражение как в характере и содержании выполняемых

научно-техническими подразделениями работ, так и в создании на предприятиях спецлабо-

раторий, бюро, исследовательских центров, маркетинговых служб. Сюда же следует отнести

и создаваемые в рамках крупных предприятий внутренние венчурные подразделения. Такая

тенденция усиливается и принимает устойчивый характер. На этой основе возник и форми-

руется заводской сектор науки, являющийся подсистемой общей научной системы.

Заводскую  науку  (заводской  сектор  науки)  можно  охарактеризовать  как  комплекс

научно-технических подразделений (исследовательских, конструкторских, эксперименталь-

ных, технологических и др.) предприятий с их научным потенциалом (с учетом степени

его использования), связями с другими организациями (НИИ, КБ, потребителями), осуще-

ствляющих научные, производственно-экономические и социальные функции, объединен-

ных общими целями – повышением эффективности и внедрением новшеств (в первую оче-

редь  продуктовых).  Заводская  наука  как  реальная  форма  осуществления  инновационной

деятельности в цикле «исследования – производство» и социальное явление в современ-

ном производстве требует определения ее статуса в организационном, финансовом и право-

вом отношениях. Заводской сектор науки находится на стадии формирования и развития. И

признание заводского сектора науки как составной части общенаучной системы ставит при

управлении инновационным процессом ряд сложных вопросов организационно-управлен-

ческого и экономического характера. К ним относятся:

• выявление места заводской науки в структуре предприятий и объединений;

• определение принципов ее формирования с учетом региональных, отраслевых осо-

бенностей и методов управления;

• выбор наиболее рационального соотношения (с точки зрения временных, финансо-

вых затрат и занятости кадров) между собственными перспективными разработками, вне-

дрением новшеств сторонних НИИ и КБ и обслуживанием текущего производства;

• формирование рациональной организационной структуры;

• оценка эффективности функционирования заводской науки и ее отдельных подси-

стем;

• обоснованный учет затрат на развитие инновационной деятельности на предприя-

тиях.

Развитие заводского сектора науки как важного звена механизма управления иннова-

циями зависит не только от учета особенностей, присущих научно-производственным систе-

мам, но и от объективных предпосылок его формирования. К таким предпосылкам могут

быть отнесены:

• усиление производственной и социальной функций науки;


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

72

• завершенность (законченность) цикла «наука – производство» при заводской форме

организации научно-технической деятельности;

• необходимость тесной увязки инновационных разработок с общей стратегией про-

изводственно-экономических  систем  (предприятий,  объединений,  акционерных  обществ,

финансово-промышленных групп);

•  несоответствие  между  объемом  разработок  и  их  практическим  использованием,

отставанием темпов внедрения в производство результатов исследований;

• относительная оторванность разработок, выполненных в НИИ и КБ, от учета реаль-

ных производственных условий, что нередко усложняет процесс их освоения и затягивает

сроки массового распространения;

•  возможность  использования  оборудования,  установок  и  аппаратуры  предприятий

(объединений) для проведения экспериментальных и опытно-производственных работ;

• сокращение периода увязки и согласований между этапами работы, устранение труд-

ностей юридического характера;

• расчеты социально-экономической эффективности внедрения результатов разработок

(в виде снижения трудоемкости изделий, роста прибыли, улучшения условий труда, мате-

риального вознаграждения, изменения морально-психологического климата);

• связи с научными организациями, расширение сотрудничества предприятий с ака-

демическими институтами, отраслевыми научно-техническими организациями и вузовской

наукой;

• повышение роли социально-психологических мотивов поведения научно-техниче-

ского персонала, проявляющихся в большей заинтересованности во внедрении собственных

разработок;

• возможность сближения в условиях функционирования заводской науки различных

социальных групп, способствующего росту однородности общества в целом.

Исключительно  важна  выработка  общей  концепции,  методов  управления  заводской

наукой  с  учетом  многоцелевого  характера  ее  функционирования,  взаимосвязей  с  соци-

ально-экономической  средой.  Это  усложняется  переплетением  в  рамках  заводской  науки

интересов двух динамических систем – науки и производства. При этом управление может

быть  ориентировано  на  результаты,  на  процесс  инновационной  деятельности  в  подраз-

делениях  или  на  комбинированный  подход,  объединяющий  первые  два  подхода.  В  пер-

вом случае, имея устойчивую, традиционно сложившуюся, формальную организационную

структуру,  управление  опирается  в  основном  на  экономические  показатели,  во  втором  –

на социально-психологические мотивы, внутреннюю логику развития исследований, пре-

стижность, менее жесткое иерархическое построение и формальное регулирование орга-

низационных  процессов.  При  этом  следует  исходить  из  положения  о  том,  что  заводская

наука выполняет научно-технические, производственные, технико-технологические, соци-

ально-психологические функции. Для реализации общественных потребностей она исполь-

зует предоставляемые в ее распоряжение ресурсы (трудовые, материальные, технические,

информационные и финансовые).


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

73

 

Контрольные вопросы

 

1. Перечислите внутренние факторы, оказывающие влияние на инновационную дея-

тельность предприятий.

2. На какие группы подразделяются внешние факторы?

3. Что такое «рыночный толчок» инновационного развития?

4. Охарактеризуйте заводской сектор науки.

5. Какие вопросы возникают при признании заводского сектора науки как составной

части общенаучной системы?

6.  Дайте  краткую  характеристику  предпосылок  формирования  заводского  сектора

науки.

7. Можно ли управлять заводским сектором науки, ориентируясь лишь на результаты?


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

74

 

Глава 7

Государственная инновационная политика

 

 

7.1. Формирование государственной инновационной

политики и ее основные направления

 

Государственная инновационная политика представляет собой совокупность меропри-

ятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффек-

тивности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономи-

ческого развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.

Она включает три этапа:

• разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инноваци-

онной деятельности – осуществляется на основе анализа состояния инновационного потен-

циала;

• определение основных направлений государственной поддержки инноваций;

• осуществление практических действий по реализации поставленных целей, напра-

вленных на повышение инновационной активности.

В инновационной политике необходимо выделить две стороны – стратегическую и так-

тическую. Стратегия государственной инновационной политики формируется на основе

долгосрочных концепций социально-экономического и общественно-политического разви-

тия страны. Выбор стратегии инновационной политики предполагает определение основ-

ных направлений государственного регулирования инновационной деятельности и приня-

тие методов развития и использования научного потенциала, установление главных целей

инновационного  развития  в  соответствии  с  социально-экономическими  целями. Тактика

предполагает  определение  текущих  целей  и  конкретных  мероприятий,  обеспечивающих

достижение этих целей с наибольшей эффективностью. Тактические средства – это финан-

сирование  исследований  и  проектно-конструкторских  разработок,  материально-техниче-

ское и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организацион-

ных условий для реализации мероприятий инновационного развития.

Эффективность  государственной  инновационной  политики,  методов  ее  формирова-

ния и основных направлений поддержки инноваций в известной мере находит отражение

в научно-техническом лидерстве. Оно проявляется в международном масштабе: расшире-

нии экспорта научно-технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.),

увеличении экспорта готовых новшеств, широком оказании безвозмездной научно-техниче-

ской инновационной помощи другим странам. Научно-техническое лидерство – это доказа-

тельство правильности выбранного стратегического курса и тактических действий по фор-

мированию и проведению государственной инновационной политики. Научно-техническое

лидерство является следствием правильного выбора направлений исследований (примене-

ния селективного и фронтального методов). Правильный выбор должен привести к лидер-

ству по тем направлениям, по которым имеется приоритет в развитии.

Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благо-

приятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-пси-

хологических  условий  для  осуществления  инновационных  процессов.  Эти  условия  и

многообразие  методов  формирования  инновационной  политики  определяют  основные

направления государственной поддержки инноваций. Основные направления государствен-

ной поддержки инноваций включают:


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

75

1) содействие развитию научных исследований (фундаментальных, поисковых, при-

кладных), прежде всего в перспективных направлениях;

2) кадровое обеспечение инновационной деятельности;

3) содействие разработке (в рамках правительственных ведомств) разнообразных про-

грамм, направленных на повышение инновационной активности;

4) формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инноваци-

онных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие новшества, которые затем

находят широкое распространение на рынке (внутреннем и внешнем);

5) применение фискальных и прочих инструментов государственного регулирования,

формирующих стимулирующие воздействия внешней среды, которые обусловливают необ-

ходимость и эффективность инновационных решений отдельных фирм (предприятий);

6)  участие  государства  в  роли  посредника  в  организации  эффективного  взаимодей-

ствия различных секторов науки (академического, отраслевого, вузовского и заводского) и

стимулировании кооперации в области инновационных разработок между промышленными

фирмами (предприятиями, акционерными обществами) и высшими учебными заведениями

(университетами, академиями, институтами);

7) координацию инновационной деятельности в регионах;

8) создание правовой базы инновационной деятельности;

9) регулирование международных связей в области инновационных процессов.

Последние  два  направления  важны  с  точки  зрения  степени  участия  государства  в

поддержке  инновационной  деятельности.  Ведь  правовое  регулирование  инновационных

процессов является исключительной прерогативой государства, а регулирование междуна-

родных связей в области инновационных процессов в основном также осуществляется госу-

дарством.

Формы государственного регулирования международных связей в инновационной дея-

тельности разнообразны. Перечислим некоторые из них:

• стимулирование зарубежных инновационных инвестиций;

• обоснованный выбор наиболее перспективных, приоритетных направлений сотруд-

ничества;

• таможенное регулирование и экспортный контроль инновационных разработок (тех-

нологий, изделий, рецептур);

• поддержка международных контактов (связей) малого инновационного предприни-

мательства;

• финансирование многосторонних (двусторонних) международных инновационных

проектов;

• применение специальных налоговых и кредитных льгот для стран (или организаций),

участвующих в выполнении совместных инновационных проектов и разработок;

• введение в стране международных стандартов и норм.

Кроме  того,  к  формам  государственного  регулирования  в  этой  области  могут  быть

отнесены: федеральные программы расширения научно-технической помощи зарубежным

странам; участие в работе международных организаций, занимающихся в известной мере

проблемами инноваций (ЮНЕСКО, ОЭСР, ЮНИДО, ЮНКТАД, МАГАТЭ и др.); присоеди-

нение к международным соглашениям (например, к конвенции об охране прав интеллекту-

альной собственности); создание специальных законодательных актов и норм, юридически

регулирующих международные инновационные связи; участие в международных патентно-

лицензионных операциях и др.