Файл: Организационное проектирование Макарова Н.Н 2013.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4717

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

71 

 

      Миссия может  служить  в качестве критерия, по  которым члены ор-
ганизации и наблюдатели извне могут оценить, насколько успешно ра-
ботает организация, т.е. определить ее эффективность. 
      Как  считает  Ф.  Котлер,  миссия  должна  вырабатываться  с  учетом 
следующих факторов: 

 

Истории  организации,  в  процессе  которой  вырабатывалась  филосо-
фия, формировался профиль и стиль деятельности, место на рынке и 
т.д. 

 

Существующего стиля поведения и способа действия собственников 
и управленческого персонала 

 

Состояния среды обитания организации 

 

Ресурсов,  которые  она  может  привести  в  действие  для  достижения 
своих целей 

 

Отличительных особенностей, которыми обладает организация[4] 

      Итак, для чего же формулируется миссия, что она дает для деятель-
ности организации? 
      Во-первых,  миссия  дает  общее  представление  о  том,  что  собой 
представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова 
использовать в своей деятельности - для информации тех, кто имеет с ней 
дело во внешней среде. 
     Во-вторых,  миссия  способствует  формированию  внутренней  среды 
организации, ее "единого духа". Это проявляется в следующем: 

 

Миссия делает ясной для сотрудников общую цель, предназначение 
существования организации. У сотрудников в результате появляется 
возможность  ориентироваться  в  своих  действиях  в  едином  направ-
лении; 

 

Миссия  способствует  тому,  что  сотрудники  могут  осознавать  себя 
членами организации не только формально, но и по духу. 

 

Миссия  способствует  установлению  определенного  психологиче-
ского климата в организации, так как через нее до людей доводятся 
философия  организации,  а  также  ценности  и  принципы,  лежащие  в 
основе существования организации. 

      В-третьих,  миссия  создает  возможность  для  более  эффективного 
управления организацией в силу того, что она является базой для уста-
новления  целей  организации  и  помогает  выработать  стратегию  дея-
тельности,  устанавливая  направленность  и  допустимые  границы  ее  су-
ществования. Кроме того, миссия обеспечивает стандарты деятельности 
и  расширяет  для  работника  смысл  и  содержание  его  работы,  позволяя 
применять более широкий спектр мотивационных приемов.[3] 
 


background image

 

72 

 

            Примеры формулировки миссии различных организаций 
    

 
     Организация 

 
                                     Миссия 

 
Коммерческий 
банк 

Содействие становлению и развитию 
среднего и малого бизнеса в России 
путем  предоставления  широкого 
спектра банковских услуг, высокого 
качества  обслуживания  и  эффек-
тивного развития с учетом интересов 
акционеров,  клиентов  и  сотрудни-
ков. 

 
   Госпредпри-
ятие 

Наша  деятельность  направлена  на 
сохранение 

и 

развитие 

науч-

но-технического  потенциала,  со-
здание  новых  рабочих  мест  и  куль-
туры  производства,  сохраняющей  и 
защищающей природную среду 

 
Магазин  (про-
дукты) 

Наша  цель  -  широкий  ассортимент 
дешевой  и  качественной  продукции 
для  населения  без  посредников  с 
высокой культурой обслуживания 

 
       С  формулированием  миссии  могут  возникнуть  определенные  про-
блемы. Смещение целей чаще всего происходит на уровне миссии. Ор-
ганизация  заменяет  свое  узаконенное  или  официально  признанное 
предназначение на другое, для которого она не создавалась и не должна 
ради  этой  цели  работать.  Самая  легкая  и  наиболее  частая  форма  сме-
щения  происходит,  когда  организация  изменяет  приоритет  целей  и 
средств  так,  что  средства  становятся  целью  и  наоборот.  Часто  целью 
становится  сама    организация.  Однако,  организация  -  инструмент,  она 
создается  для  обслуживания  целей.  Но  в  процессе  функционирования 
организации  формируются  группы  людей,  которые  более  заинтересо-
ваны в сохранении организации как таковой, чем в реализации ее целей. 
         Если миссия задает общие ориентиры, направления функциониро-
вания организации, выражающие смысл ее существования, то конкрет-
ные  конечные  состояния,  к  которым  стремится  организация,  фиксиру-
ются в виде целей. Другими словами, цель- это предполагаемый резуль-
тат  деятельности  организации,  к  достижению  которого  направлены 
усилия  ее  членов.  Для  них  характерны  следующие  черты  и  свойства: 


background image

 

73 

 

четкая  ориентация  на  определенный  отрезок  времени,  конкретность  и 
измеримость, непротиворечивость и согласованность с другими целями 
и ресурсами, адресность и контролируемость. 
      Поскольку  организация  создается  для  выполнения  какой  -  либо 
функции, то эта функция должна быть переведена на язык конкретных 
целей. Подобным образом организация формирует себе  цели - задания. 
Организация с ее структурой создается под эти цели. Они включают в 
себя требования рынка, планы, поручения вышестоящих организаций. 
      Общие и индивидуальные интересы работников, реализуемые через 
организацию, образуют цели - ориентиры. Их конкретное содержание - 
получение того или иного вознаграждения, место на рынках сбыта и т.д. 
Существуют  также  цели    системы.  К  ним  относятся:  обеспечение  ста-
бильности,  равновесия,  целостности  организации;  сюда  же  относятся 
цели, обеспечивающие выживание организации в меняющихся условиях 
конкуренции.  Иногда  цели  системы  могут  противоречить  це-
лям-заданиям и целям-ориентирам. [12] 
      Существует также два типа целей по времени их достижения  - дол-
госрочные  и  краткосрочные.  В  принципе,  в  основе  такого  разделения 
лежит  временной  период,  связанный  с  продолжительностью  производ-
ственного цикла или миссией организации. На практике краткосрочными 
обычно считают цели, которые достигаются в течение года, и соответ-
ственно долгосрочные цели достигаются через два - три года. 
      Разделение  на  долгосрочные  и  краткосрочные  цели  имеет  принци-
пиальное  значение,  так  как  они  существенно  различаются  по  содержа-
нию.  Для  краткосрочных  целей  характерна  гораздо  большая  конкрети-
зация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен вы-
полнять.  Если  возникает  необходимость,  можно  устанавливать  проме-
жуточные цели. 
      Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых 
организациях устанавливаются цели, являются следующие: 

 

Прибыльность - величина прибыли, рентабельность, доход на акцию. 

 

Положение на рынке - доля рынка, объем продаж, относительная по 
отношению  к  конкурентам  доля  рынка,  доля  отдельных  продуктов 
или услуг в общем объеме продаж и т.д. 

 

Производительность  -  издержки  на  единицу  продукции,  материало-
емкость, отдача с единицы производственных мощностей и т.д. 

 

Финансовые  ресурсы  -  структура  капитала,  движение  денег  в  орга-
низации,  величина оборотного капитала,  внешние и  внутренние ин-
вестиции  и т.д. 


background image

 

74 

 

 

Мощности организации - размеры занимаемых площадей, количество 
единиц техники и т.д. 

 

Человеческие  ресурсы  -  степень  заполненности  рабочих  мест,  сов-
мещение  должностей,  текучесть  кадров,  повышение  квалификации 
работников 

 

Оказание  помощи  обществу  -  объем  благотворительности,  сроки 
проведения благотворительных акций и т.д.[12] 

      Существует  несколько  ключевых  требований  к  самому  процессу 
постановки целей. 
      Во-первых,  цели  должны  быть  достижимыми.  Они  не  должны  вы-
ходить  за  пределы  возможностей  исполнителей.  Не  реальная  для  до-
стижения цель приводит к демотивации работников и потери ими ори-
ентира, что отрицательно сказывается на работе организации. 
     Во-вторых, цели должны быть гибкими. Их надо устанавливать таким 
образом,  чтобы  оставалась  возможность  для  их  корректировки  в  соот-
ветствии с изменениями во внешней и внутренней среде организации. 
      В-третьих, цели должны быть  измеримыми. Это означает, что необ-
ходимо так формулировать цели, чтобы моно было найти количествен-
ные или качественные критерии их выполнения. Если цели неизмеримы, 
то они порождают разночтения, затрудняют процесс оценки результатов 
и вызывают конфликты. 
      В-четвертых,  цели  должны  быть  конкретными.  Это  означает,  что  с 
помощью этих целей можно определить, в каком направлении функци-
онирует и развивается организация. Цель должна четко фиксировать, что 
необходимо  получить  в  результате  деятельности,  в  какие  сроки  этого 
надо достичь и кто должен чем заниматься в процессе достижения цели. 
Чем  более  конкретна  цель,  тем  легче  определить  стратегию  ее  дости-
жения. Кроме того, конкретность  цели позволяет большинству сотруд-
ников понимать ее и знать, что их ожидает впереди. 
      В-пятых,  цели  должны  быть  совместимыми.  Нельзя,  чтобы  проти-
воречили  друг  другу  цели,  направленные  на  качество  обслуживания 
клиентов и обеспечение прибыльности, роста конкурентоспособности и 
освоение новых секторов рынка.  
      В-шестых, цели должны быть приемлемыми для основных субъектов 
влияния,  определяющих  деятельность  организации.  Не  в  последнюю 
очередь  необходимо  учитывать  желания  и  потребности  работников, 
совмещая их с интересами собственников и клиентов организации.[5] 
 
      Процесс  установления  целей  в  разных  организациях  происходит 
по-разному.    В  одних  организациях  установление  целей  полностью 
централизовано,  в  других  может  присутствовать  децентрализация.     


background image

 

75 

 

Каждый  из  данных  подходов  имеет  свои  достоинства  и  недостатки.  В 
случае полной централизации все цели определяются верхним уровнем 
руководства  и  подчинены  единой  ориентации.  С  одной  стороны,  это 
является преимуществом организации, но, с другой стороны, на нижних 
уровнях может возникнуть неприятие этих целей и даже сопротивление. 
      В  случае  децентрализации  существует  две  схемы  установления  це-
лей.  Либо  установление  идет  сверху  вниз  -  каждый  из  нижестоящих 
уровней определяет свои цели, исходя из целей высокого уровня; либо 
снизу  вверх  -  в  этом  случае  нижестоящие  звенья  устанавливают  себе 
цели, которые служат основой для установления целей высокого уровня. 
      В любом случае решающая роль в установлении целей принадлежит 
высшему руководству.  
       Процесс  целеполагания  в  организации  состоит  из  трех  последова-
тельных  стадий.  На  первой  стадии  происходит  осмысление  анализа 
внешней и внутренней среды, на второй  - выработка соответствующей 
миссии и на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели ор-
ганизации. 
 
       Правильно организованный процесс выработки целей предполагает 
прохождение четырех фаз. 

 

Выявление  и  анализ  тех  тенденций,  которые  наблюдаются  в 

окружении. Влияние среды сказывается не только на определении мис-
сии  организации.  Цели  также  сильно  зависят  от  состояния  среды. 
Необходимо  предвидеть  то,  в  каком  состоянии  со  временем  окажется 
среда, и устанавливать цели с учетом этих предполагаемых изменений. 
Для этого важно выявить тенденции, характерные для процессов разви-
тия экономики, социальной и политической сферы. Кроме того, иногда 
происходят  изменения,  которые  никак  не  вытекают  из  обнаруженных 
тенденций.  Поэтому  менеджеры должны быть  готовы  к корректировке 
ранее установленных целей. 

 

Установление целей для организации в целом. На этой фазе важно 

определить основную сферу деятельности организации из максимально 
возможных. Затем выбирается система критериев успешности и эффек-
тивности  организации.  Обычно  эти  критерии  выводятся  из  миссии  ор-
ганизации,  а  также  из  результатов  анализа  внешней  среды  -  развития 
отрасли,  конкуренции  и  положения  организации  в  среде.  Необходимо 
также  учитывать  те  ресурсы,  которыми  располагает  или  предполагает 
располагать организация. 

 

Построение иерархии целей. На данной фазе определяются такие 

цели для всех уровней организации, чтобы их выполнение приводило к