ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2019
Просмотров: 967
Скачиваний: 3
Наименование зон |
fа, м2 |
П3i |
Кп |
FЗi, м2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчет площадей производственных участков
Площадь участка при подобранном технологическом оборудовании:
Fy = foб Кп , (5.2)
где fоб - суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования, м2;
Кп -коэффициент плотности расстановки оборудования.
На основе ведомости оборудования участка и каталогов определяется его суммарная площадь fоб по участку.
Если в помещениях предусматриваются рабочие посты с установкой на них автомобилей (кузовной, сварочный, окрасочный участки), то к расчетной площади необходимо добавить площадь, занятую постами в соответствии с нормативами.
Значение коэффициента Кп для соответствующих производственных участков принимается согласно ОНТП и изменяется в пределах 3,5-5,0 [5].
В отдельных случаях для приближенных расчетов на стадии технико-экономического обоснования на проектирование (если не подобрано оборудование) площади участков могут быть определены по числу работающих на участке в наиболее загруженную смену:
Fy = f1+f2(Pт–l), (5.3)
где f1 - площадь на одного работающего, м2;
f2 -то же на каждого последующего работающего, м2 ;
Рт - число технологически необходимых рабочих в наиболее загруженную смену.
Таблица 9 - Площадь производственных участков
Участки |
Рт |
f1,м2 |
f2,м2 |
Fy,м2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчет площадей складских помещений
Площади складских помещений могут быть определены: по удельной площади на 10 единиц подвижного состава или по площади, занимаемой оборудованием для хранения запаса эксплуатационных материалов, запасных частей, агрегатов, материалов и по коэффициенту плотности расстановки оборудования
Fск = 0,1 Аи fy K1(с) K2(с) K3(с)K4(с)K5(с), (5.4)
где Аи - число технологически совместимого подвижного состава;
fy -удельная площадь данного вида склада на 10 единиц подвижного состава (т. 1.14);
К1(с)-коэффициент, учитывающий среднесуточный пробег подвижного состава;
K2(с) -зависит от списочного числа технологически совместимого подвижного состава;
К3 (с) - зависит от типа подвижного состава;
К4(с) - зависит от высоты складирования в метрах;
K5(с) - зависит от категории условий эксплуатации (т. 1.15).
Расчет площадей складов по хранимому запасу определяется по выражению
Fск = foб Кп , (5.5)
где fоб- суммарная габаритная площадь занимаемая хранимым оборудованием, м2;
Кп = 2,5 -коэффициент плотности расстановки оборудования.
Запас склада смазочных материалов определяется по каждому типу автомобиля и по каждой марке масла. Запас смазочных материалов:
Зм = 0,01 GсутqмДз, (5.6)
где Gcyт - суточный расход топлива, л;
qм - норма расхода смазочных материалов на 100 л расхода топлива (т. 1.16);
Дз - число дней запаса.
Суточный расход топлива автомобилей:
Gcут =Gл + Gт, (5.7)
где Gл, Gт - соответственно, расход топлива на линии и внутригаражные расходы.
Суточный расход Gт нормируют в размере 0,5% расхода топлива на линии. Объем отработавших масел принимается в размере 15% расхода свежих масел. Дз принимается равным 15.
Определив запасы для каждого вида смазочных материалов, подбирают цистерны и баки для свежих и отработавших масел и определяют площадь, занимаемую этим оборудованием и площадь склада.
Запас (число) покрышек или камер на складе шин:
Зш =Аи т 1сс Хк Дз / Lп, (5.8)
где Xк - число колес автомобиля без запасного ;
Lп - средний пробег покрышки по фактическим или нормативным данным, км;
Дз - число дней запаса рекомендовано принимаеть равным 10.
Длина стеллажей для хранения покрышек:
Lст = 3ш / П , (5.9)
где П = 6-10 - число покрышек на 1 погонный метр стеллажа при двухъярусном хранении.
Ширина стеллажа bст определяется размером покрышки.
Площадь, занимаемая стеллажами:
fоб = 1ст bст (5.10)
Площадь склада:
Fск = foбKп (5.11)
Размеры запаса запасных частей, агрегатов и материалов рассчитывают отдельно.
Хранимый запас запасных частей, металлов и прочих материалов (в кг):
Gi= (5.12)
где Аи - списочное число однотипных автомобилей;
Gа - масса автомобиля, кг,
α - средний процент расхода запасных частей металлов и других материалов от массы автомобиля на 10 тыс. км пробега (т. 1.17);
Дз - дни запаса (для запасных частей 20 дней, агрегатов и материалов 10 дней).
Запас агрегатов:
Gаг = КагqагАи/100, (5.13)
где Каг - число агрегатов на 100 автомобилей одной модели по нормативам ;
qаг- масса агрегата, кг.
Площадь пола, занимаемая стеллажами для хранения запасных частей, агрегатов, материалов и металлов:
Fаг =Gi/g, (5.14)
где Gi- масса объектов хранения, кг;
g- допустимая нагрузка на 1 м2 занимаемой стеллажом площади, для запасных частей 600 кг/м2; агрегатов - 500 кг/м2, металла - 600-700 кг/м2.
Расчет площадей вспомогательных и технических помещений
Площади вспомогательных и технических помещений принимаются соответственно, в размере 3% и 5-6% (5 для АТП грузовых автомобилей и автобусов и 6% для легковых автомобилей) от общей производственно-складской площади и в таблице 16 приведена примерная структура и распределение этих площадей в процентах.
Уточняются площади в каждом отдельном случае по соответствующим нормативам в зависимости от устанавливаемого оборудования и принятой системы электроснабжения, отопления, вентиляции и водоснабжения.
Таблица 10 – Распределение площадей вспомогательных и технических помещений.
Наименование помещений |
% |
Площадь, м2 |
Наименование помещений |
% |
Площадь, м2 |
Вспомогательные помещения |
Трансформаторная |
15 |
|
||
Участок ОГМ |
60 |
|
Тепловой пункт |
15 |
|
Компрессорная |
40 |
|
Электрощитовая |
10 |
|
Итого |
100 |
|
Насосная пожаротушения |
20 |
|
Технические помещения |
Отдел управления производством |
10 |
|
||
Насосная участка мойки подвижного состава |
20 |
|
Комната мастеров |
10 |
|
Итого |
100 |
|
Таблица 11 – Общая производственно-складская площадь
Наименование помещений |
% |
Площадь, м2 |
Зоны ЕО, ТО и ТР (с учетом площади постов ожидания) |
|
|
Производственные участки |
|
|
Склады |
|
|
Вспомогательные помещения |
|
|
Технические помещения |
|
|
Итого |
|
|
Расчет площади стоянки автомобилей
При укрупненных расчетах площадь зоны хранения подвижного состава:
Fх= fо Аст Кп (5.15)
где fо - площадь занимаемая автомобилем в плане, м2;
Аст - число автомобиле -мест хранения;
Кп = 2,5-3,0 - коэффициент плотности расстановки автомобиле-мест хранения.
В зависимости от организации хранения подвижного состава на АТП автомобиле-места могут быть закреплены за определенными автомобилями либо обезличены.
Число автомобиле-мест хранения при закреплении их за автомобилями соответствует списочному составу парка, т.е. Ас = Аи.
При обезличенном хранении автомобилей число автомобиле-мест:
Аст =Аи - Хтр- Хто - Хп - Акр - Ал , (5.16)
где Хтр - число постов ТР;
Хто - число постов ТО;
Хп - число постов ожидания (подпора);
Акр - число автомобилей, находящихся в КР;
Ал - среднее число автомобилей, постоянно отсутствующих на предприятии.
6 ЗОНЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА
Степень проработки и детализации технологической планировки зависит от этапа проектирования.
Для разработки общего объемно-планировочного решения зданий предприятия необходимо знать геометрические размеры и конфигурацию отдельных зон и участков. Проработка планировочных решений отдельных зон и участков производится одновременно с разработкой общего объемно-планировочного решения зданий АТП.
Общие требования и положения
Планировочное решение зон ТО и ТР разрабатывается с учетом требований ОНТП и Ведомственных строительных норм предприятий по обслуживанию автомобилей.
Следует предусматривать отдельные помещения для следующих групп работ:
а) моечных, уборочных и других работ комплекса ЕО;
б) постов ТО-1, ТО-2, Д-1, разборочно-сборочных и регулировочных работ ТР;
в) постов Д-2.
На АТП до 200 автомобилей I, II ІІІ категорий (т. 1.18) или до 50 автомобилей IV категории в одном помещении с постами ТО и ТР допускается размещать следующие участки: агрегатный, слесарно-механический, электротехнический, по изготовлению технологического оборудования, приспособлений и производственного инвентаря.
Для автомобилей, предназначенных для перевозки пищевых продуктов, предусматривают отдельные посты для санитарной обработки кузовов, а также отдельные посты и помещения для хранения химикатов и приготовления моющих растворов.
Линии (посты) общего диагностирования (Д-1) допускается размещать в одном помещении с постами ТО и ТР. Посты Д-2 следует располагать в отдельных изолированных помещениях. На предприятиях до 200 автомобилей I категории допускается посты Д-2 размещать в помещениях постов ТО и ТР.
Посты ТО-1 могут располагаться в общем помещении с постами ТО-2 и ТР. При поточной организации ТО-1 линии располагают в обособленных помещениях.
Посты ТО-2 можно располагать в общем помещении с постами ТО-1 и ТР. При поточной организации ТО-2 линии следует располагать или в обособленном помещении, или в общем помещении с линиями ТО-1. В последнем случае ТО-1 и ТО-2 целесообразнее выполнять на одной линии.
Посты ТР можно располагать в общем помещении с постами ТО-1 и ТО-2. При поточной организации этих обслуживании посты ТР располагают в
обособленных помещениях. Посты ТО и ТР для автопоездов и сочлененных автобусов следует проектировать проездными.
При размещении постов ТО и ТР необходимо руководствоваться нормируемыми расстояниями между автомобилями (1.19), а также между автомобилями и элементами здания, которые установлены в зависимости от категории автомобилей.
Для обеспечения нормальных условий труда и гибкости производственных процессов преимущественно должны использоваться напольные осмотровые устройства. В отдельных случаях, исходя из требований технологического процесса, допускается устройство осмотровых канав, с соблюдением всех требований предъявляемых к таким конструкциям.
По взаимному расположению посты могут быть прямоточными и тупиковыми.
Прямоточное расположение нескольких постов используется для ЕО, ТО-1 и ТО-2 при поточном методе обслуживания автомобилей, а прямоточные одиночные посты - для ТО и ТР при выполнении работ на отдельных постах.
При тупиковом расположении постов в зонах ТО и ТР расстановка (планировка) постов может быть прямоугольной однорядной и двухрядной, косоугольной, а также комбинированной однорядной и двухрядной.
7 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ УЧАСТКИ
В соответствии с ОНТП для выполнения отдельных видов работ ТР с учетом их противопожарной опасности и санитарных требований следует предусматривать отдельные помещения для следующих групп работ (или отдельных видов работ, входящих в группу):
а) агрегатных, слесарно-механических, электротехнических и радиоремонтных работ, работ по ремонту инструмента, ремонту и изготовлению технологического оборудования, приспособлений и производственного инвентаря ;
б) испытания двигателей ;
в) ремонта приборов системы питания карбюраторных и дизельных двигателей ;
г) ремонта и обслуживания аккумуляторных батарей ;
д) шиномонтажных и вулканизационных работ;
е) таксометровых работ;
ж) кузнечно-рессорных, медницких, сварочных, жестяницких и арматурных работ;
з) деревообрабатывающих и обойных работ ;
и) окрасочных работ.
Расстановка оборудования на участках должна выполняться с учетом необходимых условий техники безопасности, удобства обслуживания и монтажа оборудования при соблюдении нормативных расстояний между оборудованием, между оборудованием и элементами зданий (т. 1.20).
Агрегатный, слесарно-механический, электротехнический и радиоремонтный участки могут размещаться отдельно или в общем помещении, в ряде случаев в составе агрегатного участка выделяется помещение для мойки агрегатов, узлов и деталей. На крупных АТП при организации отдельного участка по ремонту двигателей в нем выделяется отдельное помещение для обкатки и проверки двигателей после ремонта. Данная группа участков может иметь стены или перегородки не на всю высоту помещения и благодаря этому сообщаться между собой и постами ТР с помощью тельферов или кран-балок.
Участки по ремонту приборов системы питания размещаются отдельно для средних и больших АТП или вместе для малых АТП.
Аккумуляторный участок размещается отдельно и включает помещения для ремонта аккумуляторов, их заряда, хранения кислоты и приготовления электролита.
Шиномонтажный и вулканизационный участки могут размещаться в общем или отдельных помещениях.
Кузнечно-рессорный, медницкий, сварочный, жестяницкий и арматурный участки относятся к группе "горячих цехов" и могут размещаться отдельно или в общем блоке помещений, располагаемых в основном производственном корпусе или вспомогательном (специальном) здании.
Окрасочный участок размещается в изолированном помещении независимо от типа подвижного состава и размеров АТП. В составе окрасочного участка следует предусматривать помещения для подготовительных работ, окраски и сушки, кладовой лакокрасочных материалов и краскоприготовительной.
Складские помещения предусматриваются для хранения:
-
двигателей, агрегатов, узлов, непожароопасных материалов, металлов, инструмента, ценного утиля;
-
автомобильных шин (камер и покрышек);
-
смазочных материалов;
-
лакокрасочных материалов;
-
твердых сгораемых материалов (бумага, картон, ветошь).
Складское помещение должно иметь как внутреннее, так и наружное сообщение для загрузки и выдачи материалов. При удобных свободных подъездах к складу можно ограничиваться только внутренним сообщением (кроме склада масел).