Файл: ПАЛЕЙ Т.Ф._Инновационный Менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9643

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

26 

но потом вернулись к миллиметрам ртутного столба); 
10.4. Открывающие – создающие средства, не имеющие 
сопоставимых функциональных предшественников; 
10.5.  Ретровведения  –  нововведения,  воспроизводящие 
на современном уровне давно, казалось бы, исчерпавшие 
себя методы, приборы и материалы (корабли с парусным 
оснащением,  управляемым  ЭВМ;    ветряные  корабли  с 
огромными вертикальными роторами – полыми трубами, 
внутри которых ветер перерабатывается в скорость; воз-
вращается «ветряная мельница» - промышленная ветро-
электростанция;  возвращается  натуральный  каучук  – 
производство его из нефти дорого и токсично, а откры-
тие  нового  каучуконоса  (кустарника  гуайюлы  в  Мекси-
ке) более урожайного и с лучшим, чем у бразильской ге-
веи,  латексом  предоставляет  новые  возможности  для 
развития производства резины). 

11.  По  причине 
возникновения 

11.1. Реактивные 
11.2. Стратегические 

12.  По  темпам 
осуществления 

12.1. Затухающие 
12.2. Нарастающие 
12.3. Равномерные 
12.4. Скачкообразные 

13.  По  характе-
ру  удовлетво-
ряемых 

по-

требностей 

13.1. Ориентированные на существующие потребности 
13.2. Ориентированные на формирование новых потреб-
ностей 

14.  По  масшта-
бу 

14.1.Межконтинентальны
е 
14.2. Межнациональные 
14.3. Межрегиональные 
14.4. Региональные 
14.5.  На  уровне  организа-
ции 

14.6. Крупные 
14.7. Средние 
14.8. Мелкие 

15.  По  техноло-
гическим 

па-

раметрам 

15.1. продуктовые 
15.2. процессные 

16.  По  ценност-
ным 

характе-

ристикам 

16.1.  Подрывные  инновации  -  изменяют  соотношение 
ценностей  на  рынке.  При  этом  старые  продукты  стано-
вятся  неконкурентоспособными  просто  потому,  что  па-
раметры,  на  основе  которых  раньше  проходила  конку-
ренция,  становятся  неважными

19

.  Примерами  «подрыв-

ных  инноваций»  являются  телефон  (заменил  телеграф), 

                                                 

19

 Модель «прорывных инноваций» — это теория Клейтона Кристенсена, которую он впервые ввёл в 1997 

году, в своей книге «Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании» (The 
Innovator’s Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail).  


background image

 

27 

пароходы  (заменили  парусные  суда),   полупроводники  
(заменили  электровакуумные  приборы),  электронная 
почта («подорвала» традиционную почту). 
16.2. Устойчивые инновации – направлены на максими-
зацию доходов путем создания все лучших аналогов для 
существующих  клиентов  и  определенных  рыночных 
сегментов. 

  

Инновационный процесс, инновационная деятельность,  

научно-технический прогресс в мировой экономике 

       Полный  жизненный  цикл  инновации  –  это  период  времени от зарож-
дения идеи, создания и распространения новшества и до его использования
И
нновация в динамике тождественна инновационному процессу.

20

 

Инновационный процесс в своем эволюционном развитии прошел 5 эта-

пов. 

Линейная  модель  инновационного  процесса  –  характеризуется  упо-

ром на роль НИОКР и отношением к рынку лишь как к потребителю резуль-
татов технической активности производства. Типична для 1950-х — середи-
ны  1960-х  гг.  и  относится  к  первому  поколению  инновационного  процесса, 
который подталкивается технологиями. 

Линейно-последовательная модель инновационного процесса – ха-

рактеризуется упором на важность рынка, на потребности которого реагиру-
ют  НИОКР.  Типична  для  конца  1960-х  —  начала  1970-х  гг.  и  относится  ко 
второму поколению инновационного процесса.  

Интерактивная модель инновационного процесса – характеризуется 

упором на связи технологических способностей и возможностей с потребно-
стями рынка. Это сопряженная модель, комбинация первого и второго поко-
лений. Типична для начала 1970-х — середина 1980-х гг. и относится к тре-
тьему поколению инновационного процесса.  

IV  поколение:  середина  1980-х  годов  –  настоящее  время  –  это  япон-

ская модель передового опыта. Отличается тем, что акцентируется внима-
ние на параллельную деятельность интегрированных групп и внешние гори-
зонтальные  и  вертикальные  связи.  Главное  здесь  —  одновременная  работа 
над  идеей  нескольких  групп  специалистов,  действующих  в  нескольких 
направлениях.  

V  поколение:  настоящее  время  —  будущее,  модель  стратегических 

сетей (strategic networking model). Стратегическая интеграция и установление 
связей.  Отличается  тем,  что  к  параллельному  процессу  добавляются  новые 
функции.  Это  процесс  ведения  НИОКР  с  использованием  систем  вычисли-
тельной техники и информатики, с помощью которых устанавливаются стра-
тегические  связи.  Новаторы  обмениваются  электронными  данными  с  по-
ставщиками, партнерами и даже потребителями. 

                                                 

20

 Гунин В.Н. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление разви-

тием организации». Модуль 7. – М.: ИНФРА-М, 2000 – 272 с. 


background image

 

28 

Очевидно,  что  эволюция  подходов  к  моделированию  инновационного 

развития  ведет  к  все  большему  распараллеливанию  процессов  разработки 
новой техники и технологий, что, в свою очередь, ведет к сокращению, как 
общей  длительности,  так и  продолжительности отдельных  стадий иннова-
ционного цикла (в том числе и за счет внедрения японской стратегии парал-
лельной  реализации  научно-технических  программ).  Стратегическая  инте-
грация  и  установление  связей  с  использованием  систем  вычислительной 
техники  и  информатики  на  современной  стадии  эволюция  подходов  к 
стратегии  инновационного  развития  способствует  обмену  информацией  о 
новейших научных разработках, с одной стороны, и требованиях, предъявля-
емых рынком - с другой

21

Структура инновационного процесса состоит из следующих стадий: 

1.  Зарождение  инновации  (инвенция),  которое  представляет    собой  осозна-
ние потребности и возможности изменений, поиск соответствующего новше-
ства. 
2.  Освоение (инициация, монополия), включающее в себя внедрение на объ-
екте, эксперимент, осуществление производственных изменений.  
3.  Тиражирование  (распространение,  диффузия,  доминирование),  то  есть 
многократное повторение нововведений на других объектах. 
4.  Рутинизация  (угасание)  –  стадия,  в  которой  нововведение  реализуется  в 
стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объ-
ектов. 

Различают три формы инновационного процесса:  

 

простой внутриорганизационный - означает создание и использование 

новшества внутри одной и той же организации.  

 

простой межорганизационный (товарный) - новшество выступает как 

предмет купли продажи.  

 

расширенный - заключается в создании новых производителей новов-

ведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способ-
ствует через  взаимную конкуренцию совершенствованию выпускаемо-
го товара. 
Инновационная деятельность является, прежде всего, продуктивной, 

предметно-практической деятельностью и представляет собой такое измене-
ние окружающего мира, при котором новые идеи и новые знания принимают 
реальные  формы,  имеют  практический,  предметный  результат.  Следует  от-
метить, что инновационная деятельность включает в себя не только деятель-
ность  непосредственно  по  освоению  инноваций,  но  и  предполагает  содей-
ствие  в  реализации  инновационного  процесса.  А  именно  управленческую, 
инвестиционную, информационную деятельность. 

Понятие  инновационная  деятельность  (ИД)  может  трактоваться  в  уз-

ком и широком смысле. 

В  узком  смысле  инновационная  деятельность  -  это  деятельность, 

направленная на использование результатов научных исследований с целью 

                                                 

21

Моделирование инновационных процессов. http://www.econom.univ.kiev.ua/files/books/NewT/Lecture4.pdf 


background image

 

29 

получения нового или значительно усовершенствованного продукта, способа 
его производства или применения. 

В  широком  смысле  инновационная  деятельность-это  процессы  созда-

ния, освоения и распространения новых видов продукции, услуг, технологий, 
сырья и материалов, методов организации производства и управления.  

Таким образом, инновационная деятельность включает: 

-научную деятельность, 
-деятельность, направленную на воплощение разработок в продукт, техноло-
гию, 
-деятельность по внедрению (применению) этого продукта, технологии. 

Научная деятельность направлена на получение, накопление и обосно-

вание научного знания. Включает фундаментальные, прикладные исследова-
ния,  конструкторские,  проектные,  технологические  разработки,  создание 
опытных образцов. 

Научно исследовательские работы (НИР)- работы поискового, теоре-

тического  и  экспериментального  характера,  результатом  которых  является 
научная продукция, выраженная в нематериальной форме в виде новых идей 
и знаний (технические отчеты о результатах исследований с целью решения 
конкретных  практических  задач;  программные  продукты,  авторские  свиде-
тельства, 

патенты, 

методические, 

инструктивные, 

информационно-

аналитические материалы и т.п.)  

К  опытно-конструкторским  работам  (ОКР)  относятся  разработки, 

результатом которых являются, научно-техническая продукция в виде проек-
тов, образцов, новых модернизированных материальных объектов, подготов-
ленных  для  внедрения  (чертежи  спроектированных  изделий,  устройств,  ма-
кетов, моделей, образцы оборудования; описания разработанных материалов, 
техническая документация, необходимая для внедрения в производство раз-
рабатываемого образца) К ОКР также относятся: работы по созданию средств 
и  способов,  обеспечивающих  изготовление  и  эксплуатацию    новой  техники 
(в т. ч. разработка технологического и метрологического оснащения); работы 
по    улучшению  потребительских  свойств  продукции  (в  т.ч.  по  повышению 
ресурса  надежности  в  эксплуатации);  опытные  работы  общего  на  значения 
(сертификация продукции, производства и др.). 

Опытно-технологические pаботы - разработка принципиально новых 

технологий,  новых  видов  технологических  процессов,  совершенствование 
действующих  техпроцессов,  разработка  технологических  рекомендаций.  В 
целом под разработками понимаются работы, основанные на существующих 
знаниях, полученных в результате исследований или практического опыта и 
направленные  на  создание  новых  материалов,  продуктов,  процессов, 
устройств,  услуг,  систем  и  методов,  а  также  на  усовершенствование  имею-
щихся  объектов  (проектные,  конструкторские,  технологические  работы,  со-


background image

 

30 

здание  опытных  образцов,  их  испытания,  подготовка  чертежей,  специфика-
ций, рабочих инструкций, руководств и т.п. по применению нововведений)

22

Таким образом, можно сделать вывод, что к инновационной относится 

та  часть  научной  деятельности,  которая  связана  с  прикладными  научно-
исследовательскими работами, разработкой и внедрением новых видов и мо-
делей машин, технологий, процессов, материалов, систем управления. 

К инновационной деятельности не относят гуманитарные исследования 

и фундаментальную науку (хотя на ее основе создаются многие новшества). 

  Научно-технический прогресс (НТП) - это понятие, которое включает 

во взаимной связи и обусловленности процессы развития науки и реализации 
ее  достижений,  совершенствование  ее  производства  и  сферы  обслуживания 
на базе достижений науки и техники, то есть процесс поступательного разви-
тия науки, техники, производства и сферы потребления. 

  Из  определения  НТП  и  инновационной  деятельности  видно,  что  если 

рассматривать НТП как процесс, то инновационная деятельность - составная 
часть его. 

Кроме инновационной деятельности процесс развития науки и техники, 

НТП,  включает  развитие  фундаментальной  науки,  а  также  внедрение  новой 
импортной технологии, технологии, применение импортных ноу-хау. 

Инновационная  деятельность  состоит  из  отдельных  видов  работ,  раз-

личных по характеру и содержанию. Это: научно-исследовательские и опыт-
но-конструкторские работы, создание опытного и головного образцов, орга-
низация производства опытных партий новой техники и серийного производ-
ства новшеств, опытно-промышленная эксплуатация головных образцов 

 

Типы инноваторов 

Значительная  часть  ученых  рассматривает  инновационную  деятель-

ность с экономико-организационной точки зрения, а инновацию – как эконо-
мическую категорию, отражающую общие свойства, признаки, связи и отно-
шения производства и реализации нововведений, инвестиций в новацию. 

Другой стороне инновационного менеджмента – поведенческой, уделя-

ется меньше внимания. В центре поведенческого подхода находится челове-
ческий фактор, творческое, стратегическое и трансформационное мышление 
всех сотрудников организации. 

«Тремя  китами»  инновационного  менеджмента  с  позиций  поведенче-

ского  подхода  являются:  создание  условий  для  развития  и  реализации  воз-
можностей сотрудников, стимуляция  новых идей и практическое внедрение 
новаций. 
            Участников  инновационного  процесса  можно  классифицировать  по 
следующим признакам: 
По отношению к основной специальности: 

                                                 

22

 ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования. Международный стандарт. – Международ-

ная организация по стандартизации, 2000. 
    ГОСТ Р 15.000-94 Система разработки и постановки продукции на производство. Основные положения