Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9642
Скачиваний: 57
21
противоречия между производственными подразделениями и отделом
НИОКР;
противоречия между проектом и средами его внедрения.
5. Технологический трансфер- это (уберите лишнее)
передача акционированным промышленным предприятиям и предпри-
нимателям новых технологических разработок, созданных в госсекторе
или при финансовой поддержке государства;
коммерциализация научно-технического результата, представленного в
виде нового знания, опыта, нового процесса, продукта посредством
передачи прав на его использование;
передача технологических знаний прикладного характера и опыта в от-
ношении технологических процессов, методов производства и иннова-
ционных продуктов внутри отрасли, между отраслями, а также между
странами;
комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня
отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой
техники и технологии, механизации и автоматизации производства, мо-
дернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудо-
вания новым, более производительным.
3. НОВОВВЕДЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕ-
НИЯ
Новшество, нововведение, инновация
и их влияние на деятельность
компаний на мировом рынке
Само понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях
культурологов еще в XIX веке и означало введение некоторых элементов од-
ной культуры в другую. Обычно речь шла об инфильтрации европейских
обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские
общества. И только в начале ХХ века стали изучаться закономерности техни-
ческих нововведений.
Понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова
innovation. В переводе с английского оно означает “введение новаций” или
“введение новшеств”. Под новшеством понимается новое явление, новый
порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, то есть изменение в
уровне познания. Словосочетание “нововведение” в буквальном смысле
“введение нового” означает внедренный новый продукт или услугу, новый
способ их производства, освоение нового рынка, изменение в организацион-
ной, коммерческой управленческой деятельности. То есть новшество являет-
ся предметом нововведения.
Само же новшество, т.е. научная, научно-техническая разработка,
изобретение, становится инновацией, как правило, в виде товара, услуги, ме-
тода. Следовательно, инновационному циклу предшествуют научно-
22
исследовательские, опытно-конструкторские или проектные работы. Их ре-
зультаты, в основном, и создают тот задел, на базе которого начинается ин-
новационная деятельность
17
.
Таким образом, с момента начала внедрения, новшество становится но-
вовведением (инновацией). Рыночный жизненный цикл новшества принято
называть процессом коммерциализации. Период времени между появлени-
ем новшества и появлением первых положительных денежных потоков назы-
вается инновационным лагом.
Существует две точки зрения на содержание инновации. С позиций
сторонников «маркетингового» подхода любое изменение, приводящее к по-
вышению эффективности бизнес-процессов, относится к инновационной дея-
тельности, даже если не основывается на масштабных НИОКР.
Второй, «технологический», подход к пониманию понятия «иннова-
ция» рассматривает её с позиций создания и внедрения конкретных видов
техники, технологии, других новых продуктов. Некоторые приверженцы это-
го подхода допускают отождествление инновационных и научно-
технических аспектов производственной деятельности, что не всегда обосно-
ванно.
Современная методология описания инноваций базируется на между-
народных стандартах.
Для координации работ по инновациям в рамках Организации эконо-
мического сотрудничества и развития (ОЭСР) была о6разована Группа наци-
ональных экспертов по показателям науки и техники. Ими была разработана
стандартная методика для изучения исследований и экспериментальных раз-
работок, так называемое «Руководство Фраскати", названное так в связи с
тем, что первая версия рекомендаций была принята в г. Фраскати (Италия) в
1963 г. В последней редакции Руководства Фраскати, принятой в 1993г., со-
держатся основные понятия, относящиеся к научным разработкам, их состав
и границы, методика измерения численности персонала, занятого исследова-
ниями и разработками, и др.
Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на
рекомендациях, принятых в Осло в 1992 г. (последняя редакция стандарта
принята в 2005 г.) Она получила название "Руководство Осло". В соответ-
ствии с этими международными стандартами инновация определяется как
«введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного
продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или
нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих
мест или внешних связях»
18
.
17
Николаев А .Инновационное развитие и инновационная культура "Наука та наукознавство". - 2001. - №2.
- с.54-64.
18
Oslo Manual: Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. OECD. 2005. 164 p.
Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. М.: ОЭСР-ЦИСН. 2006. 192 с.
23
В современной рыночной экономике наблюдается усиление конкурен-
ции между агентами рынка - компаниями, которые постоянно осуществляют
инновации с целью наиболее успешного удовлетворения потребностей целе-
вого рынка за счет совершенствования продукции и услуг и индивидуализа-
ции предложения. Увеличение оборота и рост производства на предприятиях
решающим образом зависят от инноваций. Предпосылкой для выживания
этих компаний на рынке служат новые и улучшенные товары и услуги.
Убыстряющиеся изменения конъюнктуры рынка, меняющиеся требования
к качеству, короткие жизненные циклы продукции, возрастающие темпы ее
обновления и большая осведомленность клиентов приводят к тому, что про-
изводственные программы предприятий должны быстро перестраиваться.
Инновации становятся ключевым стратегическим параметром развития лю-
бого предприятия и экономики в целом.
Классификация инноваций
Всегда полезно упорядочить накопившуюся массу понятий, признаков и
форм. Тем более что систематизация – это еще поиск и выявление проблем-
ных связей в соотношении между разными типами объекта, в нашем случае -
нововведений. Типологию инноваций можно строить по разным основаниям
(признакам), но законченной классификации вряд ли можно добиться – столь
многообразны могут быть подходы к объекту. При этом одно и то же новов-
ведение может оказаться в разных типологических группах в зависимости от
того, какой именно его признак будет в каждом случае принят во внимание.
Ф.Валентой предложена классификация инноваций по глубине вноси-
мых изменений. Она имеет свое глубокое теоретическое обоснование в про-
веденном К. Марксом анализе возникновения и развития промышленного
производства.
инновации нулевого порядка — регенерирование первоначальных свойств
системы, сохранение и обновление ее существующих функций;
инновации первого порядка — изменение количественных свойств систе-
мы;
инновации второго порядка — перегруппировка составных частей системы
с целью улучшения ее функционирования;
инновация третьего порядка — адаптивные изменения элементов производ-
ственной системы с целью приспособления друг к другу;
инновации четвертого порядка — новый вариант, простейшее качественное
изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений; первона-
чальные признаки системы не меняются — происходит некоторое улучшение
их полезных свойств (оснащение существующего электровоза более мощным
двигателем);
инновации пятого порядка — новое поколение; меняются все или большин-
ство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется
(например, переход от электродвигателей серии «А» к серии «АИ»);
24
инновации шестого порядка — новый вид, качественное изменение перво-
начальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения
функционального принципа (возникновение бесчелночного ткацкого станка);
инновации седьмого порядка — новый род, высшее изменение в функцио-
нальных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональной
принцип (переход к полупроводникам и транзисторам, замена классического
воздушного транспорта транспортом на «воздушной подушке»).
С учетом имеющегося опыта предлагается следующая типология инноваций
(таблица 3.1).
Таблица 3.1.
Типология инноваций
Признак клас-
сификации
Виды инноваций
1. Уровень но-
визны иннова-
ции
1.1. Радикальные или базовые (внедрение открытий,
изобретений, патентов, отличаются принципиальной но-
визной);
1.2. Ординарные (ноу-хау, рационализаторские предло-
жения и т.д.):
1.2.1. Комбинаторные (основанные на использовании
различного сочетания конструктивного соединения эле-
ментов);
1.2.2. Модифицирующие (улучшение, дополнение ис-
ходных конструкций, принципов, форм).
2. Стадия жиз-
ненного цикла
товара (ЖЦТ),
на
которой
внедряется ин-
новация
или
разрабатывает-
ся новшество
2.1. Инновации, внедряемые на стадии стратегического
маркетинга
2.2. Инновации, внедряемые на стадии НИОКР
2.3.Организационно-технологическая подготовка произ-
водства
2.4. Производство (включая тактический маркетинг)
2.5. Сервис, осуществляемый изготовителем
3. Масштаб но-
визны иннова-
ции
(новше-
ства)
3.1. Инновации (новшества), новые в мировом масштабе
(открытия, изобретения, патенты)
3.2. Новые в стране
3.3. Новые в отрасли
3.4. Новые для фирмы
4. Тип новше-
ства
4.1. Материально-технические (техника: оборудование,
приборы; технология: производственные процессы;
промышленные материалы: сырье и конечный продукт);
4.2. Социальные;
4.2.1. Экономические (новые материальные стимулы,
показатели, системы оплаты труда);
4.2.2. Организационно-управленческие (новые организа-
25
ционные структуры; формы организации труда, выра-
ботки решений, контроля за их выполнением);
4.2.3. Социально-управленческие, то есть целенаправ-
ленные изменения внутриколлективных отношений;
4.2.4. Правовые (изменения в законодательстве);
4.2.5. Педагогические (методы обучения, воспитания).
5. Сфера при-
менения инно-
ваций (новше-
ства)
5.1. Инновации для внутреннего (внутри фирмы) приме-
нения
5.2. Новшества для накопления на фирме
5.3. Новшества в основном для продажи
6. Частота при-
менения инно-
ваций
6.1. Разовые (осуществленные на одном объекте);
6.2. Повторяющиеся (диффузные) – распространяемые
по многим объектам.
7. Форма нов-
шества – осно-
вы инновации
7.1. Открытия, изобретения, патенты
7.2. Рационализаторские предложения
7.3. Ноу-хау
7.4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы
7.5. Новые документы, описывающие технологические,
производственные, управленческие процессы, конструк-
ции, структуры, методы и т.п.
8. По организа-
ции инноваци-
онного процесса
8.1. Внутриорганизационные, когда разработчик, проек-
тировщик новшества находятся на том же предприятии,
где и его изготовитель и пользователь;
8.2. Межорганизационные, когда все роли распределены
между специализированными организациями – НИИ,
КБ, заводом.
9. Вид эффекта,
полученного в
результате
внедрения ин-
новации
9.1. Научно-технический
9.2. Социальный
9.3. Экологический
9.4. Экономический (коммерческий)
9.5. Интегральный
10. По принци-
пу отношения к
своему предше-
ственнику
10.1. Замещающие – предполагают полное вытеснение
устаревшего средства, обеспечивая тем самым более эф-
фективное выполнение соответствующей функции (мик-
рокалькулятор, пришедший на смену логарифмической
линейке);
10.2. Отменяющие – исключают выполнение какой-то
операции, выпуск какого-то изделия и не заменяют их
новыми (отмена какой-либо формы отчетности, налога и
т.п.);
10.3. Возвратные – когда после некоторого использова-
ния новшества обнаруживается его несостоятельность
или несоответствие новым условиям, и приходится воз-
вращаться к его предшественнику (Гидрометеоцентр
решил измерять атмосферное давление гектопаскалями,