Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 15786
Скачиваний: 13
Р. А.
Инновационный менеджмент
Складывается новое разделение труда. США, Великобритания,
Германия и Франция развивают НИОКР и производство высокотех-
нологичных мелкосерийных товаров и услуг (технологических, ин-
формационных, управленческих, финансовых, досуговых), которые
обеспечивают наибольшую, причем стабильную, рентабельность. Стра-
ны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Центральной Европы
специализируются на инженерных усовершенствованиях и на массо-
вом выпуске комплектующих и готовых изделий, где наиболее важны
четкое соблюдение инструкций, чистота и готовность работников к
интенсивному монотонному труду. Остальным странам уготована
роль поставщиков сырья, рынков сбыта дешевых товаров в конце их
жизненного цикла и в лучшем случае исполнителей трудоемких и за-
грязняющих окружающую среду операций, в том числе по сборке не-
сложной техники из импортных узлов по зарубежным лицензиям.
США в этих условиях намерены навязать «непокорному миру» либе-
ральные принципы свободы торговли.
Непосредственная основа глобализации — формирование мирово-
го рынка товаров, услуг, технологий, капитала и рабочей силы, кото-
рый позволяет каждой фирме найти наиболее выгодных поставщиков
и покупателей в любой точке земного шара, организовать коопериро-
вание на базе оценки конкурентных преимуществ всех регионов пла-
неты. Базовую инфраструктуру глобализации образует всемирная ин-
формационная сеть Интернет, которая была разработана в
г.
В зарубежной литературе обстоятельно исследованы социальные
последствия глобализации:
Во-первых, информатизация и изменение ценностных
в семье привели к разному снижению числа рождений в расчете на
одну женщину репродуктивного возраста (в Западной Европе и Япо-
нии — до 1,3, в Северной и Восточной Европе — до 1,5, а в ряде городов
России и Северной Италии — до 0,8-1,0). Подобное «коллективное
самоубийство» может привести в XXI в. к сокращению населения,
причем уже к 2020 г. более чем треть населения развитых стран будет
представлена людьми старше 60 лет.
Во-вторых, растут масштабы миграции, сокращается доля коренно-
го населения. К примеру, в ряде штатов
в том числе в Калифор-
нии, уже в 2001 г. белые оказались в меньшинстве. В США быстро уве-
личивается доля выходцев из Центральной Америки, Китая и Индии,
в Германии — турок, во Франции — арабов.
В-третьих, происходят сдвиги в структуре занятости: сокращается
доля рабочих, растет удельный вес женщин, а также работающих не-
Тема Концепция инновационного менеджмента
полную рабочую неделю (в том числе с помощью компьютера, вклю-
ченного в информационную сеть фирмы).
В-четвертых, иным становится содержание труда в связи с большей
степенью автоматизации и компьютеризации. Увеличивается удель-
ный вес нестандартных решений, что требует развития личности, ее
ценностной ориентации. Интеллектуальный капитал, человеческий
фактор становятся главными конкурентными преимуществами.
В-пятых, вложения в образование и НИОКР становятся наиболее
эффективным направлением инвестиций. Дистанционное обучение
получило значительное развитие в промышленно развитых странах.
При субъективном или объективном протекании всех процессов
глобализации показатели экосистемы нашей планеты неуклонно ухуд-
шаются. При прочих равных условиях фактор
товаров
становится решающим фактором их конкурентоспособности на миро-
вом рынке. Между тем до сих пор этот фактор в России практически
не учитывается. По данным Всемирного банка, в 1997 г. удельная
энергоемкость ВВП России была в 3,5 раза выше среднемирового, в
4,5 раза выше, чем в промышленно развитых странах. Фактически от-
сутствует государственная экологическая политика,
учиты-
вала бы современные реалии.*
Признавая некоторые трудности в организации производства, возни-
кающие в связи с глобализацией, Международная организация труда
подчеркивает, что политика занятости заключается не просто в созда-
нии необходимого числа рабочих мест, а в обеспечении «достойной»
работы. Необходимы определенные гарантии занятости, повышение
заработной платы при росте производительности труда, усиления соци-
альной защиты работающих.
Современный этап мирового развития также повышает требования
к качеству управления. Так, в 2000 г. ОЭСР (Организация экономи-
ческого сотрудничества и развития) предложила следующие принци-
пы обеспечения качества корпоративного управления:
1) защита прав акционеров;
2) обеспечение гласности и прозрачности структуры капитала и ме-
ханизма корпоративного управления;
3) гарантии равного отношения к акционерам;
4) обеспечение притока внешнего капитала в компанию, поощрение
инвестиций в ее основной и человеческий капитал, в повышение
конкурентоспособности компании;
экономика и международные отношения. 2000. № 7.
Р. А.
Инновационный менеджмент
5) информационная открытость;
6) достоверная отчетность;
7) сотрудничество с аудиторами;
8) добросовестность и честность правления;
9) наличие независимых членов правления;
10) планирование стратегии развития компании.
Россия является членом ОЭСР, поэтому она обязана выполнять ее
нормативные акты. На сколько процентов в настоящее время выпол-
няются в России требования ОЭСР по обеспечению качества управ-
ления, судить вам, уважаемый читатель. Нам хотелось бы заострить
внимание читателя на необходимости повышения конкурентоспособ-
ности работников ради повышения конкурентоспособности органи-
зации и России в целом.
Российская экономика
Академик РАН Д. С. Львов в статье «Экономика России: прорыв в
XXI век»* отмечает, что в экономике сейчас происходит некоторый
рост, точнее — это не рост, а лишь тенденция. Так, в 2000 г. ВВП вырос
на 7,5%, производство промышленной продукции — на 10, продукции
машиностроения и металлообработки — 27,2, легкой — 18,6, медицин-
ской — 16,5, черной металлургии — на
Положительные сдвиги
происходят в финансово-кредитной сфере: сокращаются неплатежи,
увеличиваются кредиты реальному сектору экономики и объемы рас-
четов реальными деньгами, растут налоговые и вненалоговые доходы.
Вместе с тем не повысилось качество продукции, доля основного обо-
рудования в промышленности в возрасте до 5 лет сократилась по срав-
нению с 1970 г. в 10 раз, а со сроком службы свыше 20 лет увеличилась
в 4 раза. В отличие от других стран основной вклад в прирост нацио-
нального дохода России вносит не труд и даже не капитал, а рента
(75%, капитал - 20, труд 5%).
Д. С. Львов отмечает, что нужен переход к преимущественно рент-
ной системе формирования доходов государства. Российская экономи-
ка могла бы постепенно превращаться в социально-ориентированную
экономику. Рента — стратегическое оружие России! Надо отказаться
от символического налогообложения природно-ресурсного потенциа-
ла страны. Другого пути у России нет.
Д. С. Львовым выдвигается новая концепция третьего пути разви-
тия России: действенный контроль за эффективностью использова-
теории и практики управления. 2000. № 4.
Тема Концепция инновационного менеджмента
ния природно-ресурсного потенциала (включая землю), его рента; гу-
манизация социально-экономической жизни общества; соблюдение
прав и свобод, социальная защита населения.
Академик РАН Н. П. Федоренко в книге «Россия: уроки прошлого
и лики будущего» [48] приходит к следующим выводам.
Практика последних 10 лет показала, что история снова нас ничему
не научила. Советский коммунистический режим 70 лет навязывал об-
ществу абстрактные утопические идеи «научного коммунизма XIX в.».
И вместо того чтобы заглянуть в «святцы» отечественных экономичес-
ких теорий, теоретики гайдаризма снова стали навязывать нам набор
абстрактных утопических идей «научного капитализма» XX в. Россия
снова стартует, направляемая довольно радикальной западной фило-
софией, абсолютно не сознавая того, что, простояв 70 лет на обочине
мировой цивилизации, мы попросту прозевали два выдающихся свер-
шения западной экономической истории —развитие современного рыноч-
ного хозяйства и укрощение рыночных стихий. Концепция либерального
монетаризма ставит нас в хвост мировой цивилизации, поскольку она
игнорирует как институциональные построения, так и экономическое
регулирование, обрекая российскую экономику на двойное несчастье,
объективно вынуждая нас пережить все те беды, о которых Запад уже и
не думает вспоминать.
Начиная с программы «500 дней» все планы (да, в общем, и дей-
ствия) современных реформаторов страдали одним пороком: все они
были перегружены телеологически, т. е. скорее основывались на ры-
ночной экономике как цели, чем были приспособлены к модифици-
рованию хозяйственной системы. Главным для реформаторов начала
90-х гг. были два момента: стереть все с доски, ничего не оставляя, и
стереть как можно быстрее. В этом и заключалась стратегия шоковой
терапии, которая, как всем сегодня ясно, полностью себя дискредити-
ровала и должна быть заменена новой, продуманной и согласованной
стратегией. Провал шоковой терапии не только стимулировал инф-
ляцию, но и способствовал опасной поляризации российского обще-
ства. Мы оцениваем итоги шоковой терапии как провал, поскольку
она не достигла успеха по всем своим ключевым показателям: не
прекратилось «чулочное» накопление, поскольку не произошло вы-
свобождения излишков рабочей силы; не была достигнута стабилиза-
ция цен, а стабилизация валютного курса находится иод постоянной
угрозой.
Нынешнюю эклектическую экономическую политику нельзя в полной
мере назвать политикой, так же как нельзя назвать бальным танцем
20 Р. А.
Инновационный менеджмент
балансирование на краю пропасти. Центром ее продолжает оставаться за-
бота об удовлетворении прихотей Международного валютного фонда,
Всемирного банка и других международных организаций, продолжаю-
щих навязывать нам свое поведение, делающее упор на упрощенные мо-
нетаристские решения.
Долгосрочный прогресс требует долгосрочных средств. Приватиза-
цию, демонополизацию, введение законодательной защиты частной
собственности и регулирования частного бизнеса (не говоря уже о зе-
мельной реформе) и прочие необходимые меры нельзя ввести прика-
зом, как в эпоху советской экономики. Все это требует кропотливого
труда и бездны времени, причем все это нужно было делать с самых
первых дней и часов рыночной реформы. В процессе рыночной рефор-
мы в России произошло много изменений при отсутствии ясной тео-
рии переходного периода.
Под лозунгом устранения излишнего вмешательства государства в
экономику основной упор в либеральных реформах 90-х гг. был сде-
лан на устранение тех институтов, которые казались лишними. Рефор-
маторов охватил «восторг великой ликвидации», под влиянием кото-
рой были частично или полностью сломаны: институт перспективного
и текущего планирования на всех уровнях народного хозяйства; си-
стема всеобщей обязательной стандартизации продукции и техноло-
гии; государственный заказ на выполнение НИОКР и производство
продукции; система аккумулирования результатов НИР в общегосу-
дарственных и отраслевых информационных центрах; часть головных
отраслевых НИИ, заводских лабораторий и КБ; система таможенной
защиты отечественного товаропроизводителя; оправдавшая себя си-
стема естественно-научной подготовки-специалистов и многие другие
народнохозяйственные системы с нормативными, информационными
или рекомендательными функциями.
Среди ликвидированных или просто сошедших на нет институтов
исчез и институт ответственности руководителей предприятий,
сначала — перед вышестоящими органами, затем — перед коллектив-
ном руководимых предприятий и, наконец, перед деловыми партнера-
ми. По сути, произошла «великая директорская революция», в ходе
которой личные интересы директора обособились и взяли верх над
интересами руководимых ими предприятий, власть директора много-
кратно усилилась, а ответственность за принимаемые решения све-
лась к минимуму. К ним добавился еще один и весьма серьезный не-
дуг — крайняя некомпетентность руководителей в элементарных
вопросах управления.