Файл: Фатхутдинов Р.А._Инновационный менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 14382

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Тема

 Концепция инновационного менеджмента

Более подробную расшифровку и объяснение всех перечисленных

негативных результатов

 реформирования экономики

России  появившихся в связи с этим сложнейших проблем читатель

найдет в упомянутой книге академика Н. П. Федоренко. В ней доволь-
но подробно исследовано большинство негативных технологических,
социально-экономических и экологических тенденций, возникших в
связи с бессистемным и безграмотным реформированием народного
хозяйства. Приведем тезисно только основные тенденции:

1. Наука. Расходы из государственного бюджета на фундаментальные

исследования составили: в 1980 г.

 36,40, в 1990 г. — 31,30, 1998 г. —

$0,35 млрд. НИР выполнялись в 1998 г. только в 43% вузов. Затраты

на исследования и разработки в начале 2000 г. составили $4,1 млрд
(0,97% ВВП, из них доля госбюджетных ассигнований составила око-

ло 50%). Для справки: эти параметры соответственно по США —

$227,9 млрд (2,79 и 30,6%), Японии - 90,2 (2,92 и 18,7), Германии -

43,6 (2,23 и 35,0), Великобритании - 22,6 (1,87 и 30,8), Франции -

27,9 (2,23 и 41,5), Италии - 13,9 (1,11 и 50,7) и Канаде - $12,0 млрд
(1,60 и 31,9%).

Отношение заработной платы в науке к средней заработной плате в

стране составляло в 1990 г.  109,6, в 1998 г. - 62,5%.

В 1998 г. экспорт технологий составлял —

 с экономическим

эффектом всего примерно в $300 млн, импорт технологий — 100 штук,
т. е. коэффициент технологической независимости России составил
0,25 (100: 401),

Около 8 тыс. российских ученых трудятся сегодня над выполнени-

ем более 40 программ в интересах военного ведомства США.

Сохранение существующих тенденций еще на 5-10 лет грозит на-

нести российской науке невосполнимый ущерб.

2. Эффективность использования ресурсов. Общие затраты энерго-

ресурсов в тоннах в нефтяном эквиваленте на $тыс. ВВП России со-
ставляют 1,59 (в том числе затраты электроэнергии — 0,17, нефти и
газа — 1,16). Для справки: эти параметры соответственно по США —
0.35 (0,05 и 0,22), Японии - 0,15

 и 0,12), Германии - 0,20 (0,03 и

0,12), Великобритании - 0,22 (0,03 и 0,12), Франции - 0,19 (0,03 и
0,10), Канаде - 0,38 (0,08 и 0,24).

Энергоемкость ВВП России за последние

 лет повысилась на 16,5%.

3.

 база. Основные фонды

составляют $540 млрд (что составляет примерно 2% от уровня США —
$23 100 млрд). Материально-производственная база промышленно-

сти ухудшилась: при снижении физического объема промышленных


background image

22 Р. А.

 Инновационный менеджмент

фондов коэффициент их износа увеличился в 2 раза (с 25,7 до 52,9%),
коэффициент обновления фондов упал с

 до 1%, фонды постарели

в среднем в 2 раза (с 8,4 до 16,1 лет).

4. Человеческий капитал. В данном случае человеческий капитал

состоит из стоимости рабочей силы и затрат на ее воспроизводство,
интеллектуальное, культурное и профессиональное совершенствова-
ние (т. е. всех капиталовложений в развитие человека).

Основным показателем эффективности человеческого капитала яв-

ляется индекс качества развития человеческого потенциала (ИКРЧП),

включая индекс здоровья населения. За 1992-1999 гг. ИКРЧП в Рос-
сии понизился с 0,8482 до 0,6983. Соответственно на эту же величину
(0,8482 — 0,6983 = 0,1499) понизилась численность населения России.
Снижение инвестиций в человеческий капитал стало причиной ухуд-
шения условий жизни населения, потери веры в завтрашний день,

ухудшения социально-психологических параметров жизни и др.

Если бы ИКРЧП в России оставался неизменным, общая числен-

ность населения страны была бы к концу 1999 г. больше на

 т. е. на

22 млн человек.

В последние годы в России сложилась отрицательная тенденция в

воспроизводстве населения. Так, в 1998 г. число родившихся на тысячу
человек составляло 8,6, а умерших — 13,8, т. е. естественный прирост
составил минус 5,2 человека на тысячу. В предыдущие дореформен-
ные годы был положительный естественный прирост. Например, в

1913 г. 47,8 родившихся, 32,4 умерших и 15,4 прироста; 1926 г. соот-

ветственно 43,4; 20,7 и 22,7; 1950 - 26,9; 10,1 и 16,8; 1960 - 23,2; 7,4 и

15,8; 1990 — 13,4;

 и 2,2 человека на тысячу человек. Как видим, и в

главном направлении или цели реформирования экономики России
за 10-летний период наблюдается самая печальная тенденция.

В дополнение к материалам Н. П. Федоренко акцентируем внима-

ние на проблемах экологии и повышения качества жизни как интег-
рального показателя многоаспектной деятельности всего человече-
ства, опубликованных в журнале «Стандарты и качество», 2001, № 9.

5. Экология. 14 октября

 г. был Всемирный день качества. В связи

с этим днем обратились к мировому сообществу с посланием «Окружа-
ющий мир и стандарты: крепнущее единство» президент МЭК М. Фюн-
фшиллинг, президент ИСО М. Кортопасси и генеральный секретарь

МСЭ (Международный союз электросвязи) Йосио Уцуми. В своем по-
слании они еще раз подчеркивают важность стандартизации в решении
международных проблем сохранения экосистемы. Остановимся на ос-
новных моментах их послания.


background image

Тема  Концепция инновационного менеджмента 23

Международные стандарты

 основаны на консенсусе. Они

предлагают самые приемлемые и экономичные решения, открывают

доступ к знаниям и опыту, накопленному в наиболее передовых стра-

нах.

ИСО, МЭК и МСЭ — три основные, ведущие организации по раз-

работке и распространению МС и связанных с ними рекомендаций.

Эти организации заняли передовые позиции в решении одной из важ-

нейших общественных проблем нового столетия — проблемы эколо-
гии, предлагая в своих публикациях наиболее эффективные способы
сохранения окружающей среды (ОС). Во многих промышленно раз-
витых странах управление ОС стало такой же первостепенной зада-
чей, как здравоохранение, безопасность, качество.

Более 30 лет активно занимаясь проблемами ОС, эти организации

руководствуются триединым подходом. Одни стандарты — а их сотни —
распространяются на такие специфические процессы, как отбор проб,
использование и анализ воздуха, воды и почвы. Другие — устанавлива-
ют требования к различным материальным объектам. Их количество

возрастает особенно в электротехнике, электронике и электросвязи. Та-
кие стандарты содержат информацию и рекомендации по различным
проблемам охраны ОС при применении материалов, промышленных
процессов, регенерации и утилизации отходов. Многие документы игра-
ют важнейшую роль в оказании помощи потребителям посредством

стандартизованного, четкого и легкопонимаемого экологического мар-

кирования. Наконец, на стратегическом уровне МС предлагают струк-
туру, методологию и практические инструменты, помогающие различ-

ным организациям организовать управление своей деятельностью так,
чтобы воздействие на ОС было безопасным.

Разработанные стандарты предлагаются всем отраслям промыш-

ленности при конструировании и производстве с учетом экологиче-
ских требований с тем, чтобы производители могли самостоятельно
регулировать свою деятельность в области охраны ОС. В сфере теле-
коммуникаций стандартизованные системы позволяют ученым раз-
личных стран собирать, анализировать и распространять информацию
об изменении климата, состоянии вод, ископаемых ресурсов, пред-
ставляя достоверные данные, с помощью которых могут вырабаты-
ваться и осуществляться корректирующие воздействия по защите ОС.
Информированность, реалистичность и ответственность будут все
больше влиять на решение задач в этой области. ОС и МС — понятия
неразрывно связанные. В ближайшем будущем они станут просто не-

отделимы

 от друга.


background image

24 Р. Д.

 Инновационный менеджмент

Что же делать, чтобы снизить или, еще лучше, изменить направ-

ленность наметившихся негативных тенденций в российской жизни?

Исполнительный директор Экспертного института А. Нещадин в

статье «О реструктуризации промышленности»* считает, что подъем

России следует начинать с промышленности путем решения следую-

щих задач:

1) инвентаризации промышленности;

2) упрощении лицензирования и регистрации новых структур;
3) повышении эффективности регулирования цен на естественные

монополии;

4) защиты собственности и корпоративного управления;
5) налоговой реформы;
6) создания Банка развития и реконструкции, Фонда поддержки

промышленности;

7) политической, правовой и экономической поддержки российско-

го экспорта;

8) финансовой поддержки экспорта;
9) помощи предприятиям в сертификации продукции и патентова-

нии новых разработок за рубежом;

10) мониторинга предприятий для их реструктуризации;

 укрупнения промышленных субъектов по горизонтали и верти-

кали, создание холдингов и корпораций;

12) повышения роли планирования;
13) повышения значения союза работодателей;
14) повышения качества подготовки и переподготовки кадров.

Образование в передовых странах

США
Расходы на образование из федерального бюджета составили в 2000 г.

$879 млрд (примерно 4% ВВП). Число лет обучения в США увеличи-

лось с

 лет в 1955 г. до 20 в 1999 г. К

 г. расходы на образование

в США намечено увеличить еще на 50%. Развитию образования в

США уделено значительное внимание в «Стратегии национальной

безопасности США», принятой Администрацией президента США в

1994 г., федеральной программе «Технологии для экономического ро-

ста Америки: новый курс на создание экономической мощи», приня-
той в 1993 г., и других документах.

 теории и практики управления. 2000. № 4.


background image

Тема  Концепция инновационного менеджмента

 25

Большое внимание в США уделяется стандартизации образования.

Там сейчас создаются образовательные стандарты, гарантирующие
качество образования. Для этой цели создан специальный комитет с
тысячами сотрудников и годовым бюджетом в $22 млрд, что пример-
но в 30 раз больше, чем уходит на содержание всей российской систе-
мы образования.*

США, защищая интересы потребителей услуг бурно развивающей-

ся системы образования, нашли выход в создании и внедрении проце-

дуры аттестации и аккредитации учебных заведений. Согласно этой

процедуре устанавливалось соответствие показателей конкретного
учебного заведения образовательным стандартам, которые разрабаты-
вались и принимались профессиональными сообществами. Стандарты
включали в себя: описание стандартизованных характеристик; миссию
и цели вуза; финансы; физические сооружения; материалы; оборудова-
ние; библиотеки и обучающие ресурсы; учебные программы и их эф-

фективность; непрерывное образование и специальную литературу;
обучающий персонал; администрацию; контингент студентов; научно-

методическую и научно-исследовательскую работу, аспирантские про-
граммы.

Здесь многие годы действует развитая система тестовых оценок

 обученности. Так, более половины четырехгодичных коллед-

жей и университетов США используют трехчасовой тестовый экза-
мен The Scolastic Aptitude Test (SAT), который впервые был введен в

1926 г. как обязательная часть приемной процедуры. Количество бал-

лов SAT колеблется от 200 до 800 единиц, и чем выше престижность
колледжа или университета, тем большее количество баллов SAT тре-
буется для поступления в такой вуз. В 1959 г. Советом колледжей
были утверждены Программа тестов американских колледжей — The
American Testing Program и оценочные экзамены — ACT Assessment.

Поступающим в магистратуру предстоит справиться с тестовыми

программами The Graduate

 Examinational (Ree), The Miller

Analogies Test (MAT), The Advanced Tests (AT).

Претендент на должность в фирме, как правило, подвергается тести-

рованию для оценки подготовленности к конкретной работе. Однако

при этом конкретное (явное) описание требований к подготовленнос-
ти выпускника вуза отсутствует. Именно поэтому такой путь разработ-

ки системы требований нельзя считать оптимальным.

 Филиппов В. «Великих стратегов» сменили

 вести.

1998. №21.