Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 15785
Скачиваний: 13
Тема
Концепция инновационного менеджмента
Более подробную расшифровку и объяснение всех перечисленных
негативных результатов
реформирования экономики
России появившихся в связи с этим сложнейших проблем читатель
найдет в упомянутой книге академика Н. П. Федоренко. В ней доволь-
но подробно исследовано большинство негативных технологических,
социально-экономических и экологических тенденций, возникших в
связи с бессистемным и безграмотным реформированием народного
хозяйства. Приведем тезисно только основные тенденции:
1. Наука. Расходы из государственного бюджета на фундаментальные
исследования составили: в 1980 г.
36,40, в 1990 г. — 31,30, 1998 г. —
$0,35 млрд. НИР выполнялись в 1998 г. только в 43% вузов. Затраты
на исследования и разработки в начале 2000 г. составили $4,1 млрд
(0,97% ВВП, из них доля госбюджетных ассигнований составила око-
ло 50%). Для справки: эти параметры соответственно по США —
$227,9 млрд (2,79 и 30,6%), Японии - 90,2 (2,92 и 18,7), Германии -
43,6 (2,23 и 35,0), Великобритании - 22,6 (1,87 и 30,8), Франции -
27,9 (2,23 и 41,5), Италии - 13,9 (1,11 и 50,7) и Канаде - $12,0 млрд
(1,60 и 31,9%).
Отношение заработной платы в науке к средней заработной плате в
стране составляло в 1990 г. 109,6, в 1998 г. - 62,5%.
В 1998 г. экспорт технологий составлял —
с экономическим
эффектом всего примерно в $300 млн, импорт технологий — 100 штук,
т. е. коэффициент технологической независимости России составил
0,25 (100: 401),
Около 8 тыс. российских ученых трудятся сегодня над выполнени-
ем более 40 программ в интересах военного ведомства США.
Сохранение существующих тенденций еще на 5-10 лет грозит на-
нести российской науке невосполнимый ущерб.
2. Эффективность использования ресурсов. Общие затраты энерго-
ресурсов в тоннах в нефтяном эквиваленте на $тыс. ВВП России со-
ставляют 1,59 (в том числе затраты электроэнергии — 0,17, нефти и
газа — 1,16). Для справки: эти параметры соответственно по США —
0.35 (0,05 и 0,22), Японии - 0,15
и 0,12), Германии - 0,20 (0,03 и
0,12), Великобритании - 0,22 (0,03 и 0,12), Франции - 0,19 (0,03 и
0,10), Канаде - 0,38 (0,08 и 0,24).
Энергоемкость ВВП России за последние
лет повысилась на 16,5%.
3.
база. Основные фонды
составляют $540 млрд (что составляет примерно 2% от уровня США —
$23 100 млрд). Материально-производственная база промышленно-
сти ухудшилась: при снижении физического объема промышленных
22 Р. А.
Инновационный менеджмент
фондов коэффициент их износа увеличился в 2 раза (с 25,7 до 52,9%),
коэффициент обновления фондов упал с
до 1%, фонды постарели
в среднем в 2 раза (с 8,4 до 16,1 лет).
4. Человеческий капитал. В данном случае человеческий капитал
состоит из стоимости рабочей силы и затрат на ее воспроизводство,
интеллектуальное, культурное и профессиональное совершенствова-
ние (т. е. всех капиталовложений в развитие человека).
Основным показателем эффективности человеческого капитала яв-
ляется индекс качества развития человеческого потенциала (ИКРЧП),
включая индекс здоровья населения. За 1992-1999 гг. ИКРЧП в Рос-
сии понизился с 0,8482 до 0,6983. Соответственно на эту же величину
(0,8482 — 0,6983 = 0,1499) понизилась численность населения России.
Снижение инвестиций в человеческий капитал стало причиной ухуд-
шения условий жизни населения, потери веры в завтрашний день,
ухудшения социально-психологических параметров жизни и др.
Если бы ИКРЧП в России оставался неизменным, общая числен-
ность населения страны была бы к концу 1999 г. больше на
т. е. на
22 млн человек.
В последние годы в России сложилась отрицательная тенденция в
воспроизводстве населения. Так, в 1998 г. число родившихся на тысячу
человек составляло 8,6, а умерших — 13,8, т. е. естественный прирост
составил минус 5,2 человека на тысячу. В предыдущие дореформен-
ные годы был положительный естественный прирост. Например, в
1913 г. 47,8 родившихся, 32,4 умерших и 15,4 прироста; 1926 г. соот-
ветственно 43,4; 20,7 и 22,7; 1950 - 26,9; 10,1 и 16,8; 1960 - 23,2; 7,4 и
15,8; 1990 — 13,4;
и 2,2 человека на тысячу человек. Как видим, и в
главном направлении или цели реформирования экономики России
за 10-летний период наблюдается самая печальная тенденция.
В дополнение к материалам Н. П. Федоренко акцентируем внима-
ние на проблемах экологии и повышения качества жизни как интег-
рального показателя многоаспектной деятельности всего человече-
ства, опубликованных в журнале «Стандарты и качество», 2001, № 9.
5. Экология. 14 октября
г. был Всемирный день качества. В связи
с этим днем обратились к мировому сообществу с посланием «Окружа-
ющий мир и стандарты: крепнущее единство» президент МЭК М. Фюн-
фшиллинг, президент ИСО М. Кортопасси и генеральный секретарь
МСЭ (Международный союз электросвязи) Йосио Уцуми. В своем по-
слании они еще раз подчеркивают важность стандартизации в решении
международных проблем сохранения экосистемы. Остановимся на ос-
новных моментах их послания.
Тема Концепция инновационного менеджмента 23
Международные стандарты
основаны на консенсусе. Они
предлагают самые приемлемые и экономичные решения, открывают
доступ к знаниям и опыту, накопленному в наиболее передовых стра-
нах.
ИСО, МЭК и МСЭ — три основные, ведущие организации по раз-
работке и распространению МС и связанных с ними рекомендаций.
Эти организации заняли передовые позиции в решении одной из важ-
нейших общественных проблем нового столетия — проблемы эколо-
гии, предлагая в своих публикациях наиболее эффективные способы
сохранения окружающей среды (ОС). Во многих промышленно раз-
витых странах управление ОС стало такой же первостепенной зада-
чей, как здравоохранение, безопасность, качество.
Более 30 лет активно занимаясь проблемами ОС, эти организации
руководствуются триединым подходом. Одни стандарты — а их сотни —
распространяются на такие специфические процессы, как отбор проб,
использование и анализ воздуха, воды и почвы. Другие — устанавлива-
ют требования к различным материальным объектам. Их количество
возрастает особенно в электротехнике, электронике и электросвязи. Та-
кие стандарты содержат информацию и рекомендации по различным
проблемам охраны ОС при применении материалов, промышленных
процессов, регенерации и утилизации отходов. Многие документы игра-
ют важнейшую роль в оказании помощи потребителям посредством
стандартизованного, четкого и легкопонимаемого экологического мар-
кирования. Наконец, на стратегическом уровне МС предлагают струк-
туру, методологию и практические инструменты, помогающие различ-
ным организациям организовать управление своей деятельностью так,
чтобы воздействие на ОС было безопасным.
Разработанные стандарты предлагаются всем отраслям промыш-
ленности при конструировании и производстве с учетом экологиче-
ских требований с тем, чтобы производители могли самостоятельно
регулировать свою деятельность в области охраны ОС. В сфере теле-
коммуникаций стандартизованные системы позволяют ученым раз-
личных стран собирать, анализировать и распространять информацию
об изменении климата, состоянии вод, ископаемых ресурсов, пред-
ставляя достоверные данные, с помощью которых могут вырабаты-
ваться и осуществляться корректирующие воздействия по защите ОС.
Информированность, реалистичность и ответственность будут все
больше влиять на решение задач в этой области. ОС и МС — понятия
неразрывно связанные. В ближайшем будущем они станут просто не-
отделимы
от друга.
24 Р. Д.
Инновационный менеджмент
Что же делать, чтобы снизить или, еще лучше, изменить направ-
ленность наметившихся негативных тенденций в российской жизни?
Исполнительный директор Экспертного института А. Нещадин в
статье «О реструктуризации промышленности»* считает, что подъем
России следует начинать с промышленности путем решения следую-
щих задач:
1) инвентаризации промышленности;
2) упрощении лицензирования и регистрации новых структур;
3) повышении эффективности регулирования цен на естественные
монополии;
4) защиты собственности и корпоративного управления;
5) налоговой реформы;
6) создания Банка развития и реконструкции, Фонда поддержки
промышленности;
7) политической, правовой и экономической поддержки российско-
го экспорта;
8) финансовой поддержки экспорта;
9) помощи предприятиям в сертификации продукции и патентова-
нии новых разработок за рубежом;
10) мониторинга предприятий для их реструктуризации;
укрупнения промышленных субъектов по горизонтали и верти-
кали, создание холдингов и корпораций;
12) повышения роли планирования;
13) повышения значения союза работодателей;
14) повышения качества подготовки и переподготовки кадров.
Образование в передовых странах
США
Расходы на образование из федерального бюджета составили в 2000 г.
$879 млрд (примерно 4% ВВП). Число лет обучения в США увеличи-
лось с
лет в 1955 г. до 20 в 1999 г. К
г. расходы на образование
в США намечено увеличить еще на 50%. Развитию образования в
США уделено значительное внимание в «Стратегии национальной
безопасности США», принятой Администрацией президента США в
1994 г., федеральной программе «Технологии для экономического ро-
ста Америки: новый курс на создание экономической мощи», приня-
той в 1993 г., и других документах.
теории и практики управления. 2000. № 4.
Тема Концепция инновационного менеджмента
25
Большое внимание в США уделяется стандартизации образования.
Там сейчас создаются образовательные стандарты, гарантирующие
качество образования. Для этой цели создан специальный комитет с
тысячами сотрудников и годовым бюджетом в $22 млрд, что пример-
но в 30 раз больше, чем уходит на содержание всей российской систе-
мы образования.*
США, защищая интересы потребителей услуг бурно развивающей-
ся системы образования, нашли выход в создании и внедрении проце-
дуры аттестации и аккредитации учебных заведений. Согласно этой
процедуре устанавливалось соответствие показателей конкретного
учебного заведения образовательным стандартам, которые разрабаты-
вались и принимались профессиональными сообществами. Стандарты
включали в себя: описание стандартизованных характеристик; миссию
и цели вуза; финансы; физические сооружения; материалы; оборудова-
ние; библиотеки и обучающие ресурсы; учебные программы и их эф-
фективность; непрерывное образование и специальную литературу;
обучающий персонал; администрацию; контингент студентов; научно-
методическую и научно-исследовательскую работу, аспирантские про-
граммы.
Здесь многие годы действует развитая система тестовых оценок
обученности. Так, более половины четырехгодичных коллед-
жей и университетов США используют трехчасовой тестовый экза-
мен The Scolastic Aptitude Test (SAT), который впервые был введен в
1926 г. как обязательная часть приемной процедуры. Количество бал-
лов SAT колеблется от 200 до 800 единиц, и чем выше престижность
колледжа или университета, тем большее количество баллов SAT тре-
буется для поступления в такой вуз. В 1959 г. Советом колледжей
были утверждены Программа тестов американских колледжей — The
American Testing Program и оценочные экзамены — ACT Assessment.
Поступающим в магистратуру предстоит справиться с тестовыми
программами The Graduate
Examinational (Ree), The Miller
Analogies Test (MAT), The Advanced Tests (AT).
Претендент на должность в фирме, как правило, подвергается тести-
рованию для оценки подготовленности к конкретной работе. Однако
при этом конкретное (явное) описание требований к подготовленнос-
ти выпускника вуза отсутствует. Именно поэтому такой путь разработ-
ки системы требований нельзя считать оптимальным.
Филиппов В. «Великих стратегов» сменили
вести.
1998. №21.