Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 15792
Скачиваний: 13
26 Р. А.
Инновационный менеджмент
Более разумной стратегией построения согласованного комплекса
диагностируемых требований к подготовке выпускника является путь
опережающей разработки требований. Как считает Г. Симухин,* этот
вариант предполагает разработку средств оценки (процедура и инст-
рументарий оценки). Он включает в себя создание тестов направлен-
ной валидности и последующую взаимную коррекцию требований и
средств для оценки их достижения на основании результатов экспе-
риментального исследования.
Для образовательных стандартов
характерны следующие осо-
бенности:
• они регулируются такими нормативными документами, как «Акт
об образовании в целях укрепления экономической безопасности»
(1990 г.), «Америка в 2000 г.: стратегия образования» (1991 г.), про-
граммная концепция приоритетных целей образования националь-
ной ассоциации губернаторов США «Цели 2000: достижение наци-
ональных целей образования»
• стандарт рассматривается как совокупность конечных и сопут-
ствующих целей (в области реформы образования);
• стандарт предусматривает достижение фиксированных показа-
телей;
• выпускные экзамены проводятся в конце каждого уровня обра-
зования;
• имеет место интерпретация учебного плана как общей усреднен-
ной картины по стране;
• осуществляется фундаментализация главных академических пред-
метов с установкой на недопустимость их ускоренного изучения;
• устраняются проявления бессистемности, дискретности, случай-
ного подбора предметов, эклектичности;
* • на элективные (избирательные) курсы отводятся 25-30% объема
времени;
• предусматривается обязательность математики и одного из пред-
метов естествознания для будущих гуманитариев, равно как ино-
странного языка и одного предмета общественных наук для бу-
дущего математика или физика;
• предусматривается изменение подхода к дифференциации на
первом и втором уровнях по единой учебной академической под-
готовке — ISCED.
Симухин Г. Стандартизация профессионального образования: история,
опыт проблемы//Высшее образование в России. 2001. № 4.
Тема 1. Концепция инновационного менеджмента 27
В
г. в США был создан Национальный комитет по образователь-
ным стандартам и тестированию. Образование трактуется как «сокры-
тое сокровище», обладание которым способно «раздвинуть пределы ро-
ста цивилизации и культуры». США объявили
крестовый поход на новые стандарты в области образования — стандар-
ты не федерального правительства, а общенациональные, представляю-
щие все, что должны знать наши учащиеся, чтобы добиться успеха в ус-
ловиях просвещенной экономики XXI века».
Вывод: обнаружив в конце 80-х гг. отставание от СССР, Германии и
Китая в естественно-научной составляющей подготовки специалистов
(особенно по математике), США приняли на федеральном уровне ряд
кардинальных мер по повышению качества подготовки специалистов.
Это выражалось в принятии нормативных актов и национальных обра-
зовательных стандартов, компьютеризации образования, усилении ма-
тематической подготовки специалистов, увеличении финансирования
образования из федерального бюджета (примерно в 50 раз больше по
сравнению с Россией; средняя зарплата американского профессора при-
мерно в 100 раз больше, чем у российского).
Великобритания
Вряд ли будет преувеличением сказать, что ни одна страна в мире
так тесно не ассоциировала себя с получением высококачественного
классического образования, как Великобритания. Английские уни-
верситеты и колледжи стары и полны высокочтимых многовековых
традиций. Отправить свое чадо на ученье в эти цитадели элитарного
образования, именуемые «фабриками джентльменов», — мечта мил-
лионов честолюбивых родителей не одной лишь Британии, но и всего
мира. Вот почему британское образование является одной из доход-
нейших статей «экспорта», им эта страна с успехом торгует на протя-
жении ряда десятилетий.*
Цена подобных дипломов очень высока — как в прямом, так и в пере-
носном смысле слова. Обучение в частном колледже или университете
Британии стоит для иностранца многие десятки тысяч фунтов стерлин-
гов. Зато став обладателем подобного диплома, можно с немалой долей
уверенности утверждать, что краеугольный камень дальнейшей карье-
ры заложен достаточно основательно. Скажите владельцу любой солид-
ной фирмы или компании, что у вас в кармане сертификат Итона или
О. Британское образование — одна из
статей
«экспорта»//Учительская газета. 2001. 17 июля. № 28-29.
28 Р. А. Фатхутдинов. Инновационный менеджмент
Гордон Стоуна, диплом Оксфорда или Кембриджа — и полдела сдела-
но: к вам как к соискателю места, отнесутся с особым вниманием и ин-
тересом. В чем особенности британского образования?
Большинство британских школ прошлых столетий, особенно част-
ных, организовывались по принципу интернатов или пансионов, где
учащемуся надлежало не только изучать науки, но и жить в отрыве от
семьи и родителей. Принцип интернатского обучения сохранился в
самых прославленных частных школах и колледжах, и сегодня обра-
зовательные стандарты британских школ подняты очень высоко: дать
своим студентам (учащимся) широчайшее образование, обеспечить
гармоничное сочетание интеллектуального, художественного и физи-
ческого развития.
Предметы, преподаваемые учащимся британских государственных
школ в возрасте от 5 до 16 лет, в основе своей определяются общенацио-
нальной школьной программой, которая подразделяется на 4 этапа:
1) для учащихся 5-7 лет (1-2-е классы); 2) для
лет (3-6-е классы);
3) для 11-14 лет (7-9-е классы); 4) для 14-16 лет (10-11-е классы).
На каждом из этапов преподаются предметы, считающиеся основными:
английский язык и литература, математика, предметы естествознания
(физика, химия, биология), технология, физкультура и религия.
История, география, гражданство, изобразительное искусство и му-
зыка являются обязательными предметами, включенными в ранние
стадии школьной программы. Иностранный язык в школьном распи-
сании появляется на стадиях 3 и 4. На 4-й стадии появляются «сво-
бодно-выборные» предметы, определяемые специализацией учащего-
ся, например драматическое искусство, искусство танца или дизайн,
технология и т. д.
Аттестатом (сертификатом), свидетельствующим о получении обя-
зательного образования, является GCSE (General Certificate of Secon-
dary Education), выдаваемый учащемуся после успешной сдачи вось-
ми экзаменов в
классе (в 16 лет). Экзаменационные программы
разрабатываются государственными квалификационными комитета-
ми. В случае неуспешной сдачи экзаменов учащийся вправе через год
пересдать их, при этом он обязан прослушать спецкурс для пересдачи.
После завершения обязательной программы GCSE учащийся мо-
жет добровольно продолжить обучение в той же школе в 12-м и 14-м
классах для подготовки в университет.
В британских школах, колледжах и университетах большое внима-
ние уделяется компьютеризации, большинство из них имеют выход в
Интернет.
Тема
Концепция инновационного менеджмента 29
По части высшего образования Британии принадлежит замечатель-
ный мировой рекорд: в этой стране
населения приходится са-
мое большое число университетов: 87 университетов и 64 колледжа, в
которых студенты обучаются по программам высшего образования; к
примеру, Кембриджский университет состоит из 22 автономных кол-
леджей (начали образовываться с XIII в.).
Обучение в университетах делится на курсы первой ступени (under-
graduate) и второй (postgraduate). Курс первой ступени длится, как
правило, 3 года (на медицинских факультетах — 5-6 лет), после чего
выпускник получает степень бакалавра (бакалавр искусств, бакалавр
юриспруденции, бакалавр естественных наук и т. д.). Примерно треть
студентов продолжает обучение на второй ступени в течение двух-трех
лет с получением степени магистра или доктора.
Формально британские университеты являются государственными
и финансируются из казны. Частными являются только бизнес-шко-
лы типа Европейской школы бизнеса. Фактически государственным
вузам Британии разрешено пользоваться финансовой поддержкой част-
ных фирм, банков, корпораций, выступающих добровольными спонсо-
рами.
За учебу как таковую британский студент не платит, а за все осталь-
ное (общежитие, учебные пособия, питание, физкультура и т. п.) пла-
тит.
Приемных экзаменов в британских вузах нет. Зачисление осуще-
ствляется по результатам сдачи выпускных экзаменов после оконча-
ния 13-го университетского класса, сдаваемых по единым государ-
ственным программам.
В 1998 г. британское Министерство образования разработало и утвер-
дило стратегическую программу — Lifelong learning — обучение на про-
тяжении всей жизни. Эта программа предусматривает разработку таких
форм обучения, которые позволили бы сесть за парту людям любого воз-
раста и любого образовательного уровня с тем, чтобы укрепить свои зна-
ния, освоить новые профессиональные навыки или получить элементар-
ную грамотность (речь идет об иммигрантах из стран третьего мира).
Разрабатывает стратегии и организует эту учебу Национальный инсти-
тут продолженного образования для взрослых и Агентство базового
чения.
Большое внимание в Великобритании уделяется стандартизации
образования. Образовательные стандарты разрабатываются и функ-
ционируют на основе правительственного документа «Национальный
учебный план» (National Curriculum) — NC, созданного па внекон-
30 Р. А.
Инновационный менеджмент
основе в 1987 г. и вводившегося поэтапно
и За-
кона об образовании (1988). Особенности английских образователь-
ных стандартов:
• NC включает 10 учебных предметов, в том числе 3 дисциплины,
образующие ядро программы, и выступает как единый сбаланси-
рованный учебный план;
• стандарт предусматривает наличие продвинутых целей и уров-
ней для поступления в университет;
• распределение времени между предметами осуществляется по
усмотрению учебного заведения;
• стандарт предусматривает, что объем времени, отводимого на го-
сударственный учебный план, должен составлять 70-75%;
• стандарт обеспечивает непрерывность и преемственность обра-
зования посредством поэтапного построения курсов и регуляр-
ного контроля уровней обученности;
• стандарт определяет количество разделов и их содержание для
каждого этапа;
• стандарт предусматривает возможность вариантности и диффе-
ренциации обучения (разным предметам — разные подходы) пу-
тем выделения основных и вспомогательных разделов;
• стандарт вводит оценочные средства и технологии;
• стандарт предусматривает обязательное овладение одним из 19 ино-
странных языков (языки стран ЕС или других стран);
• стандарт вводит приоритетность в NC учебных дисциплин гума-
нитарной направленности (6 из 10).
Объектами стандартизации профессионального образования Ве-
ликобритании выступают:
1) учебные планы (контроль над учебными планами);
2) работа образовательного учреждения в рамках государственной
программы;
3) экзаменационные требования;
4) уровни квалификации.
Профессиональное образование Великобритании находится в ведении
Министерства образования и науки, а также Министерства занятости.
Число лет обучения в Японии увеличилось с 9 в 1955 до
лет в
1999 г.