Файл: Фатхутдинов Р.А._Инновационный менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 15792

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26 Р. А.

 Инновационный менеджмент

Более разумной стратегией построения согласованного комплекса

диагностируемых требований к подготовке выпускника является путь
опережающей разработки требований. Как считает Г. Симухин,* этот
вариант предполагает разработку средств оценки (процедура и инст-
рументарий оценки). Он включает в себя создание тестов направлен-
ной валидности и последующую взаимную коррекцию требований и
средств для оценки их достижения на основании результатов экспе-
риментального исследования.

Для образовательных стандартов

 характерны следующие осо-

бенности:

• они регулируются такими нормативными документами, как «Акт

об образовании в целях укрепления экономической безопасности»
(1990 г.), «Америка в 2000 г.: стратегия образования» (1991 г.), про-
граммная концепция приоритетных целей образования националь-
ной ассоциации губернаторов США «Цели 2000: достижение наци-
ональных целей образования»

• стандарт рассматривается как совокупность конечных и сопут-

ствующих целей (в области реформы образования);

• стандарт предусматривает достижение фиксированных показа-

телей;

• выпускные экзамены проводятся в конце каждого уровня обра-

зования;

• имеет место интерпретация учебного плана как общей усреднен-

ной картины по стране;

• осуществляется фундаментализация главных академических пред-

метов с установкой на недопустимость их ускоренного изучения;

• устраняются проявления бессистемности, дискретности, случай-

ного подбора предметов, эклектичности;

* • на элективные (избирательные) курсы отводятся 25-30% объема

времени;

• предусматривается обязательность математики и одного из пред-

метов естествознания для будущих гуманитариев, равно как ино-
странного языка и одного предмета общественных наук для бу-
дущего математика или физика;

• предусматривается изменение подхода к дифференциации на

первом и втором уровнях по единой учебной академической под-
готовке — ISCED.

 Симухин Г. Стандартизация профессионального образования: история,

опыт проблемы//Высшее образование в России. 2001. № 4.


background image

Тема 1. Концепция инновационного менеджмента 27

В

 г. в США был создан Национальный комитет по образователь-

ным стандартам и тестированию. Образование трактуется как «сокры-

тое сокровище», обладание которым способно «раздвинуть пределы ро-

ста цивилизации и культуры». США объявили
крестовый поход на новые стандарты в области образования — стандар-
ты не федерального правительства, а общенациональные, представляю-
щие все, что должны знать наши учащиеся, чтобы добиться успеха в ус-
ловиях просвещенной экономики XXI века».

Вывод: обнаружив в конце 80-х гг. отставание от СССР, Германии и

Китая в естественно-научной составляющей подготовки специалистов
(особенно по математике), США приняли на федеральном уровне ряд
кардинальных мер по повышению качества подготовки специалистов.
Это выражалось в принятии нормативных актов и национальных обра-

зовательных стандартов, компьютеризации образования, усилении ма-
тематической подготовки специалистов, увеличении финансирования
образования из федерального бюджета (примерно в 50 раз больше по
сравнению с Россией; средняя зарплата американского профессора при-
мерно в 100 раз больше, чем у российского).

Великобритания
Вряд ли будет преувеличением сказать, что ни одна страна в мире

так тесно не ассоциировала себя с получением высококачественного
классического образования, как Великобритания. Английские уни-
верситеты и колледжи стары и полны высокочтимых многовековых
традиций. Отправить свое чадо на ученье в эти цитадели элитарного
образования, именуемые «фабриками джентльменов», — мечта мил-
лионов честолюбивых родителей не одной лишь Британии, но и всего
мира. Вот почему британское образование является одной из доход-
нейших статей «экспорта», им эта страна с успехом торгует на протя-
жении ряда десятилетий.*

Цена подобных дипломов очень высока — как в прямом, так и в пере-

носном смысле слова. Обучение в частном колледже или университете
Британии стоит для иностранца многие десятки тысяч фунтов стерлин-
гов. Зато став обладателем подобного диплома, можно с немалой долей

уверенности утверждать, что краеугольный камень дальнейшей карье-

ры заложен достаточно основательно. Скажите владельцу любой солид-
ной фирмы или компании, что у вас в кармане сертификат Итона или

 О. Британское образование — одна из

 статей

«экспорта»//Учительская газета. 2001. 17 июля. № 28-29.


background image

28 Р. А. Фатхутдинов. Инновационный менеджмент

Гордон Стоуна, диплом Оксфорда или Кембриджа — и полдела сдела-

но: к вам как к соискателю места, отнесутся с особым вниманием и ин-

тересом. В чем особенности британского образования?

Большинство британских школ прошлых столетий, особенно част-

ных, организовывались по принципу интернатов или пансионов, где
учащемуся надлежало не только изучать науки, но и жить в отрыве от
семьи и родителей. Принцип интернатского обучения сохранился в
самых прославленных частных школах и колледжах, и сегодня обра-
зовательные стандарты британских школ подняты очень высоко: дать
своим студентам (учащимся) широчайшее образование, обеспечить
гармоничное сочетание интеллектуального, художественного и физи-

ческого развития.

Предметы, преподаваемые учащимся британских государственных

школ в возрасте от 5 до 16 лет, в основе своей определяются общенацио-
нальной школьной программой, которая подразделяется на 4 этапа:

1) для учащихся 5-7 лет (1-2-е классы); 2) для

 лет (3-6-е классы);

3) для 11-14 лет (7-9-е классы); 4) для 14-16 лет (10-11-е классы).
На каждом из этапов преподаются предметы, считающиеся основными:
английский язык и литература, математика, предметы естествознания
(физика, химия, биология), технология, физкультура и религия.

История, география, гражданство, изобразительное искусство и му-

зыка являются обязательными предметами, включенными в ранние
стадии школьной программы. Иностранный язык в школьном распи-
сании появляется на стадиях 3 и 4. На 4-й стадии появляются «сво-
бодно-выборные» предметы, определяемые специализацией учащего-
ся, например драматическое искусство, искусство танца или дизайн,
технология и т. д.

Аттестатом (сертификатом), свидетельствующим о получении обя-

зательного образования, является GCSE (General Certificate of Secon-
dary Education), выдаваемый учащемуся после успешной сдачи вось-
ми экзаменов в

 классе (в 16 лет). Экзаменационные программы

разрабатываются государственными квалификационными комитета-
ми. В случае неуспешной сдачи экзаменов учащийся вправе через год
пересдать их, при этом он обязан прослушать спецкурс для пересдачи.

После завершения обязательной программы GCSE учащийся мо-

жет добровольно продолжить обучение в той же школе в 12-м и 14-м
классах для подготовки в университет.

В британских школах, колледжах и университетах большое внима-

ние уделяется компьютеризации, большинство из них имеют выход в
Интернет.


background image

Тема

 Концепция инновационного менеджмента 29

По части высшего образования Британии принадлежит замечатель-

ный мировой рекорд: в этой стране

 населения приходится са-

мое большое число университетов: 87 университетов и 64 колледжа, в
которых студенты обучаются по программам высшего образования; к
примеру, Кембриджский университет состоит из 22 автономных кол-

леджей (начали образовываться с XIII в.).

Обучение в университетах делится на курсы первой ступени (under-

graduate) и второй (postgraduate). Курс первой ступени длится, как

правило, 3 года (на медицинских факультетах — 5-6 лет), после чего
выпускник получает степень бакалавра (бакалавр искусств, бакалавр
юриспруденции, бакалавр естественных наук и т. д.). Примерно треть
студентов продолжает обучение на второй ступени в течение двух-трех
лет с получением степени магистра или доктора.

Формально британские университеты являются государственными

и финансируются из казны. Частными являются только бизнес-шко-

лы типа Европейской школы бизнеса. Фактически государственным

вузам Британии разрешено пользоваться финансовой поддержкой част-
ных фирм, банков, корпораций, выступающих добровольными спонсо-
рами.

За учебу как таковую британский студент не платит, а за все осталь-

ное (общежитие, учебные пособия, питание, физкультура и т. п.) пла-
тит.

Приемных экзаменов в британских вузах нет. Зачисление осуще-

ствляется по результатам сдачи выпускных экзаменов после оконча-
ния 13-го университетского класса, сдаваемых по единым государ-
ственным программам.

В 1998 г. британское Министерство образования разработало и утвер-

дило стратегическую программу — Lifelong learning — обучение на про-
тяжении всей жизни. Эта программа предусматривает разработку таких
форм обучения, которые позволили бы сесть за парту людям любого воз-
раста и любого образовательного уровня с тем, чтобы укрепить свои зна-
ния, освоить новые профессиональные навыки или получить элементар-

ную грамотность (речь идет об иммигрантах из стран третьего мира).
Разрабатывает стратегии и организует эту учебу Национальный инсти-

тут продолженного образования для взрослых и Агентство базового
чения.

Большое внимание в Великобритании уделяется стандартизации

образования. Образовательные стандарты разрабатываются и функ-
ционируют на основе правительственного документа «Национальный
учебный план» (National Curriculum) — NC, созданного па внекон-


background image

30 Р. А.

 Инновационный менеджмент

 основе в 1987 г. и вводившегося поэтапно

 и За-

кона об образовании (1988). Особенности английских образователь-
ных стандартов:

• NC включает 10 учебных предметов, в том числе 3 дисциплины,

образующие ядро программы, и выступает как единый сбаланси-
рованный учебный план;

• стандарт предусматривает наличие продвинутых целей и уров-

ней для поступления в университет;

• распределение времени между предметами осуществляется по

усмотрению учебного заведения;

• стандарт предусматривает, что объем времени, отводимого на го-

сударственный учебный план, должен составлять 70-75%;

• стандарт обеспечивает непрерывность и преемственность обра-

зования посредством поэтапного построения курсов и регуляр-
ного контроля уровней обученности;

• стандарт определяет количество разделов и их содержание для

каждого этапа;

• стандарт предусматривает возможность вариантности и диффе-

ренциации обучения (разным предметам — разные подходы) пу-
тем выделения основных и вспомогательных разделов;

• стандарт вводит оценочные средства и технологии;
• стандарт предусматривает обязательное овладение одним из 19 ино-

странных языков (языки стран ЕС или других стран);

• стандарт вводит приоритетность в NC учебных дисциплин гума-

нитарной направленности (6 из 10).

Объектами стандартизации профессионального образования Ве-

ликобритании выступают:

1) учебные планы (контроль над учебными планами);

2) работа образовательного учреждения в рамках государственной

программы;

3) экзаменационные требования;
4) уровни квалификации.

Профессиональное образование Великобритании находится в ведении

Министерства образования и науки, а также Министерства занятости.

Число лет обучения в Японии увеличилось с 9 в 1955 до

 лет в

1999 г.