Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 15787
Скачиваний: 13
Тема
Основы экономики инновационной деятельности
экосистему, увеличивает продолжительность жизни человека и т. д.
Этот эффект невозможно сразу перевести в прибыль.
Приведенные примеры позволяют сделать следующий вывод: эко-
номический эффект разработки, внедрения у себя (превращения в ин-
новацию) или продажи новшеств может быть потенциальным или
фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, со-
циальный и экологический эффекты могут иметь форму только потен-
циального экономического эффекта. По сути, если принимать в расчет
только конечные результаты внедрения или продажи новшеств, то
любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимост-
ном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время
получения фактического экономического эффекта и степень неопре-
деленности его получения (или уровень риска вложения инвестиций
в инновации). В курсе «Управленческие решения» отмечается, что
альтернативные варианты решений должны приводиться в сопоста-
вимый вид по 8 факторам:
• фактору времени;
• фактору качества;
• фактору масштаба;
• фактору освоенности объекта в производстве;
• методу получения информации;
• условиям применения объекта;
• фактору инфляции;
• фактору риска (прежде всего технологического и коммерческо-
го) и неопределенности.
При проведении анализа эффективности инновационной деятель-
ности организации следует учитывать перечисленные факторы сопо-
ставимости вариантов анализа и оценки.
Критерием принятия управленческого решения является экономи-
ческий эффект. В настоящее время в соответствии с рекомендациями
(Организации Объединенных Наций по промышленному
развитию) в зарубежной практике применяются следующие показа-
тели оценки эффективности инновационной деятельности /25/:
1) Чистый дисконтированный доход (ЧДД)
382 Р. А.
Инновационный менеджмент
где Т — горизонт расчета, равный номеру шага расчета, на котором произво-
дится ликвидация объекта; R — результаты, достигнутые на
шаге расчета;
— затраты, осуществляемые на этом шаге; Е — норма дисконта;
2) внутренняя норма прибыли (IRR) или коэффициент дисконти-
рования;
3) простая норма прибыли
NP + P
R =
(10.3)
NP — чистая прибыль; Р — проценты на заемный капитал; / — общие инве-
стиционные
4) простая норма прибыли на акционерный капитал
NP + P
где Q — акционерный капитал;
5) коэффициент финансовой автономности проекта ( К . )
где
— собственные средства; Z — заемные
6) коэффициент текущей ликвидности
(10.6)
где
— сумма оборотных активов проекта;
7) в качестве интегрального показателя, характеризующего эффек-
тивность инновационной деятельности организации, может быть ис-
пользован коэффициент результативности работы
где
— суммарные затраты по законченным работам, принятым (рекомен-
дованным) для освоения в серийном производстве; — фактические затраты
на
за
год; N — число лет анализируемого периода;
— незавер-
шенное производство на начало анализируемого периода в стоимостном вы-
ражении;
— то же на конец анализируемого периода.
К этим показателям следует включить еще показатель срока окупа-
емости инвестиций в инновационный проект
где Q — акционерный капитал;
5 ) к о э ф ф и ц и е н т финансовой автономности проекта ( К . )
Тема 10. Основы экономики инновационной д е я т е л ь н о с т и 3 8 3
(10.8)
где
— чистая годовая прибыль, получаемая в результате функционирова-
ния объекта.
10.4. Организация анализа эффективности
инновационной деятельности
Целью анализа (аудита) эффективности инновационной деятельно-
сти ИО является изучение ее механизма и определение отдачи вложен-
ных инвестиций. Из этой цели вытекают следующие задачи анализа:
1. Анализ обоснованности идеи и структуры проблемы.
2. Анализ рациональности структуры ИО.
3. Анализ профессионализма руководителя ИО, руководителей ин-
новационных проектов, их команд.
4. Анализ правовой обоснованности проектов и государственной
поддержки инновационной деятельности.
5. Анализ финансового и материально-технического обеспечения
6. Анализ качества нормативно-методического обеспечения ИО.
7. Анализ качества информационного обеспечения ИО.
8. Анализ совокупности примененных при проектировании науч-
ных подходов и современных методов менеджмента.
9. Анализ использования конкурентных преимуществ ИО.
10. Анализ структуры портфеля новшеств и инноваций (покупные
новшества, новшества для внедрения в ИО, новшества для на-
копления, новшества собственной разработки, новшества для
продажи).
И. Анализ качества экспертизы проектов.
12. Анализ качества расчетов показателей эффективности инноваци-
онной деятельности ИО.
13. Анализ системы мотивации и ответственности инновационной
деятельности.
Анализ эффективности инновационной деятельности
О следует
осуществлять с соблюдением следующих принципов:
• принципов диалектики (системный подход, динамический под-
ход, принцип проявления необходимости и случайности, прин-
384 Р. А.
Инновационный менеджмент
цип единства и борьбы противоположностей, принцип перехода
количества в качество и качества в новое количество, принцип
«отрицание отрицания»);
• принципа единства анализа и синтеза;
• принципа ранжирования;
• принципа обеспечения сопоставимости альтернативных вариан-
тов;
• принципа оперативности;
• принципа количественной определенности и др. Подробнее см. /44/.
Основные этапы анализа эффективности инновационной деятель-
ности ИО:
1) выявление проблемы, формулирование целей и задач анализа;
2) формирование временной творческой группы для проведения
анализа;
3) разработка проекта программы анализа;
4) подготовка и издание приказа по ИО о целях, группе, ее правах и
обязанностях, программе анализа;
5) выбор методов выполнения работ;
6) сбор и обработка необходимой информации, документов и т. д.);
7) проведение анализа по перечисленным выше задачам и системе
показателей (рис. 10.2, формулы (10.2-10.8));
8) подготовка, согласование и утверждение отчета о проделанной
работе;
9) принятие мер по результатам анализа.
Методы анализа (сравнения, балансовый, индексный, факторный и
др.), принципы рациональной организации работ, использование опе-
рограмм, сетевых и других методов изложены в специальной литера-
туре, например /44/.
10.5. Основы антикризисного управления организацией
Устранение с рынка обанкротившихся предпринимательских струк-
тур — непременное условие эффективного функционирования рыноч-
ного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечить про-
должительное процветание этих структур — задача значительно более
сложная и важная. Решению именно этой задачи подчинена система
мер, именуемая антикризисным управлением. Часто под таким управ-
лением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управ-
Тема
Основы экономики инновационной деятельности 385
ление, направленное на вывод организации из кризисного состояния,
в котором оно находится.
По определению А. П. Градова, антикризисное управление — это:
• анализ состояния макро- и микросреды и выбор предпочтитель-
ной миссии фирмы;
• познание экономического механизма возникновения кризисных
ситуаций и создание системы сканирования внешней и внутрен-
ней среды фирмы с целью раннего обнаружения «слабых сигна-
лов» об угрозе приближения кризиса;
• стратегический контролинг деятельности фирмы и выработка
стратегии предотвращения ее несостоятельности;
• оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и
выявление возможности наступления несостоятельности (банк-
ротства);
• разработка предпочтительной политики поведения в условиях
наступившего кризиса и вывода из него фирмы;
• постоянный учет риска предпринимательской деятельности и
выработка мер по его снижению.
Банкротство предприятия является
одновременного
совместного негативного действия внешних и внутренних факторов,
доля «вклада» которых может быть различной. Так, по имеющимся
оценкам, в развитых странах с устойчивой политической и экономи-
ческой системой к банкротству на 1/3 причастны внешние факторы и
на 2/3 — внутренние. Внешние факторы могут быть международными
и национальными. 90% различных неудач малых американских фирм
связывают с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руковод-
ства и его несоответствием изменившимся объективным условиям,
злоупотреблениями, что ведет в целом к неэффективному управле-
нию, к принятию ошибочных решений, невозможности приспособле-
ния к рыночным условиям.
Последствия негативного воздействия тех или иных факторов мож-
но предвидеть, а значит, своевременно принять соответствующие
меры к их устранению или ослаблению, если постоянно отслеживать
признаки возможного ухудшения финансового состояния предприя-
тия. Эти признаки, разумеется, не имеют абсолютной силы и должны
рассматриваться в совокупности с другими показателями хозяйствен-
ной деятельности. Они являются поводом к тщательному исследова-
нию финансового состояния как со стороны руководителей и акцио-
неров, так и заказчиков и кредиторов.