Файл: Фатхутдинов Р.А._Инновационный менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 14331

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Тема

 Основы экономики инновационной деятельности

экосистему, увеличивает продолжительность жизни человека и т. д.

Этот эффект невозможно сразу перевести в прибыль.

Приведенные примеры позволяют сделать следующий вывод: эко-

номический эффект разработки, внедрения у себя (превращения в ин-
новацию) или продажи новшеств может быть потенциальным или
фактическим
 (реальным, коммерческим), а научно-технический, со-
циальный и экологический эффекты могут иметь форму только потен-
циального экономического эффекта.
 По сути, если принимать в расчет

только конечные результаты внедрения или продажи новшеств, то
любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимост-

ном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время
получения фактического экономического эффекта и степень неопре-

деленности его получения (или уровень риска вложения инвестиций
в инновации). В курсе «Управленческие решения» отмечается, что
альтернативные варианты решений должны приводиться в сопоста-
вимый вид по 8 факторам:

• фактору времени;
• фактору качества;
• фактору масштаба;
• фактору освоенности объекта в производстве;
• методу получения информации;
• условиям применения объекта;
• фактору инфляции;
• фактору риска (прежде всего технологического и коммерческо-

го) и неопределенности.

При проведении анализа эффективности инновационной деятель-

ности организации следует учитывать перечисленные факторы сопо-
ставимости вариантов анализа и оценки.

Критерием принятия управленческого решения является экономи-

ческий эффект. В настоящее время в соответствии с рекомендациями

 (Организации Объединенных Наций по промышленному

развитию) в зарубежной практике применяются следующие показа-
тели оценки эффективности инновационной деятельности
 /25/:

1) Чистый дисконтированный доход (ЧДД)


background image

382 Р. А.

 Инновационный менеджмент

где Т — горизонт расчета, равный номеру шага расчета, на котором произво-

дится ликвидация объекта; R — результаты, достигнутые на

 шаге расчета;

 — затраты, осуществляемые на этом шаге; Е — норма дисконта;

2) внутренняя норма прибыли (IRR) или коэффициент дисконти-

рования;

3) простая норма прибыли

NP + P

R =

 (10.3)

 NP — чистая прибыль; Р — проценты на заемный капитал; / — общие инве-

стиционные

4) простая норма прибыли на акционерный капитал

NP + P

где Q — акционерный капитал;

5) коэффициент финансовой автономности проекта  ( К . )

где

 — собственные средства; Z — заемные

6) коэффициент текущей ликвидности

 (10.6)

где

 — сумма оборотных активов проекта;

7) в качестве интегрального показателя, характеризующего эффек-

тивность инновационной деятельности организации, может быть ис-
пользован коэффициент результативности работы

где

 — суммарные затраты по законченным работам, принятым (рекомен-

дованным) для освоения в серийном производстве;  — фактические затраты

на

 за

 год; N — число лет анализируемого периода;

 — незавер-

шенное производство на начало анализируемого периода в стоимостном вы-

ражении;

 — то же на конец анализируемого периода.

К этим показателям следует включить еще показатель срока окупа-

емости инвестиций в инновационный проект

где Q — акционерный капитал;

5 )  к о э ф ф и ц и е н т финансовой автономности проекта  ( К . )


background image

Тема 10. Основы экономики инновационной  д е я т е л ь н о с т и 3 8 3

 (10.8)

где

 — чистая годовая прибыль, получаемая в результате функционирова-

ния объекта.

10.4. Организация анализа эффективности

инновационной деятельности

Целью анализа (аудита) эффективности инновационной деятельно-

сти ИО является изучение ее механизма и определение отдачи вложен-
ных инвестиций. Из этой цели вытекают следующие задачи анализа:

1. Анализ обоснованности идеи и структуры проблемы.

2. Анализ рациональности структуры ИО.
3. Анализ профессионализма руководителя ИО, руководителей ин-

новационных проектов, их команд.

4. Анализ правовой обоснованности проектов и государственной

поддержки инновационной деятельности.

5. Анализ финансового и материально-технического обеспечения

6. Анализ качества нормативно-методического обеспечения ИО.
7. Анализ качества информационного обеспечения ИО.
8. Анализ совокупности примененных при проектировании науч-

ных подходов и современных методов менеджмента.

9. Анализ использования конкурентных преимуществ ИО.

10. Анализ структуры портфеля новшеств и инноваций (покупные

новшества, новшества для внедрения в ИО, новшества для на-
копления, новшества собственной разработки, новшества для
продажи).

И. Анализ качества экспертизы проектов.
12. Анализ качества расчетов показателей эффективности инноваци-

онной деятельности ИО.

13. Анализ системы мотивации и ответственности инновационной

деятельности.

Анализ эффективности инновационной деятельности

 О следует

осуществлять с соблюдением следующих принципов:

• принципов диалектики (системный подход, динамический под-

ход, принцип проявления необходимости и случайности, прин-


background image

384 Р. А.

 Инновационный менеджмент

цип единства и борьбы противоположностей, принцип перехода
количества в качество и качества в новое количество, принцип
«отрицание отрицания»);

• принципа единства анализа и синтеза;
• принципа ранжирования;
• принципа обеспечения сопоставимости альтернативных вариан-

тов;

• принципа оперативности;
• принципа количественной определенности и др. Подробнее см. /44/.

Основные этапы анализа эффективности инновационной деятель-

ности ИО:

1) выявление проблемы, формулирование целей и задач анализа;

2) формирование временной творческой группы для проведения

анализа;

3) разработка проекта программы анализа;
4) подготовка и издание приказа по ИО о целях, группе, ее правах и

обязанностях, программе анализа;

5) выбор методов выполнения работ;
6) сбор и обработка необходимой информации, документов и т. д.);
7) проведение анализа по перечисленным выше задачам и системе

показателей (рис. 10.2, формулы (10.2-10.8));

8) подготовка, согласование и утверждение отчета о проделанной

работе;

9) принятие мер по результатам анализа.
Методы анализа (сравнения, балансовый, индексный, факторный и

др.), принципы рациональной организации работ, использование опе-
рограмм, сетевых и других методов изложены в специальной литера-
туре, например /44/.

10.5. Основы антикризисного управления организацией

Устранение с рынка обанкротившихся предпринимательских струк-

тур — непременное условие эффективного функционирования рыноч-
ного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечить про-

должительное процветание этих структур — задача значительно более

сложная и важная. Решению именно этой задачи подчинена система
мер, именуемая антикризисным управлением. Часто под таким управ-
лением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управ-


background image

Тема

 Основы экономики инновационной деятельности 385

ление, направленное на вывод организации из кризисного состояния,

в котором оно находится.

По определению А. П. Градова, антикризисное управление — это:

• анализ состояния макро- и микросреды и выбор предпочтитель-

ной миссии фирмы;

• познание экономического механизма возникновения кризисных

ситуаций и создание системы сканирования внешней и внутрен-
ней среды фирмы с целью раннего обнаружения «слабых сигна-
лов» об угрозе приближения кризиса;

• стратегический контролинг деятельности фирмы и выработка

стратегии предотвращения ее несостоятельности;

• оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и

выявление возможности наступления несостоятельности (банк-
ротства);

• разработка предпочтительной политики поведения в условиях

наступившего кризиса и вывода из него фирмы;

• постоянный учет риска предпринимательской деятельности и

выработка мер по его снижению.

Банкротство предприятия является

 одновременного

совместного негативного действия внешних и внутренних факторов,
доля «вклада» которых может быть различной. Так, по имеющимся
оценкам, в развитых странах с устойчивой политической и экономи-
ческой системой к банкротству на 1/3 причастны внешние факторы и
на 2/3 — внутренние. Внешние факторы могут быть международными
и национальными. 90% различных неудач малых американских фирм
связывают с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руковод-
ства и его несоответствием изменившимся объективным условиям,
злоупотреблениями, что ведет в целом к неэффективному управле-
нию, к принятию ошибочных решений, невозможности приспособле-

ния к рыночным условиям.

Последствия негативного воздействия тех или иных факторов мож-

но предвидеть, а значит, своевременно принять соответствующие
меры к их устранению или ослаблению, если постоянно отслеживать

признаки возможного ухудшения финансового состояния предприя-
тия. Эти признаки, разумеется, не имеют абсолютной силы и должны
рассматриваться в совокупности с другими показателями хозяйствен-
ной деятельности. Они являются поводом к тщательному исследова-
нию финансового состояния как со стороны руководителей и акцио-
неров, так и заказчиков и кредиторов.