Файл: Налоговый учет и отчетность в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Организационные основы налогового учёта российских организаций. Элементы налогового учета, определяемые Налоговым кодексом РФ

§1.1. Система основных положений налогового учета

§1.2. Проблемы законодательного регулирования налогового учета

Глава 2. Основные схемы организации налогового учёта на предприятиях Российской Федерации.

§2.1. Постановка создаваемой организации на налоговый учёт

§2.2. Альтернативные варианты организации налогового учета

§2.3. Взаимодействие учётной и налоговой политики организации

§2.4. Учёт платежей по единому социальному налогу

Глава 3. Основные результаты налоговой реформы в России и совершенствование налогообложения предприятий в Российской Федерации

Заключение

Библиография

Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.1995 N 222-ФЗ (последняя редакция).

Приказ МНС РФ от 29.12.2000 N БГ-3-07/465 (ред. от 13.11.2001) "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)".

Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ (последняя редакция). 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ

Постановка на учет организации в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется налоговым органом, которым в соответствии с главой 25.3 НК РФ[36] зарегистрирован договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, в течение пяти дней с даты его регистрации, и в тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества – управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом, в который направляется копия договора инвестиционного товарищества, в течение пяти дней со дня ее получения либо сообщения о выполнении функций управляющего товарища в соответствии со статьей 24.1 Налогового кодекса Российской Федерации[37], и в тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета по договору инвестиционного товарищества.

Постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ.[38] Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Указанные правила применяются также в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности и входящих в состав имущества организаций (в том числе в соответствии с концессионным соглашением), на которые этим организациям предоставлены права владения, пользования и распоряжения либо права владения и пользования.[39]

§2.2. Альтернативные варианты организации налогового учета


В настоящее время перед предприятиями-налогоплательщиками остро стоит проблема выбора между двумя принципиально различными подходами: организации налогового учета как самостоятельной автономной системы и как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учета, выступающего в качестве базовой системы. При этом ввиду того, что для бухгалтерских подразделений предприятий практически невозможно самостоятельно разработать методику организации и ведения налогового учета по причине отсутствия методологической поддержки со стороны государства, большое значение приобретает оказание аудиторскими организациями сопутствующих услуг по постановке системы налогового учета.

Учитывая то, что налоговый учет является важным инструментом всей налоговой системы, анализ его принципов неотделим от правовых проблем общего состоянии налоговой системы. В связи с этим возникла необходимость углубленного исследования теоретических и практических аспектов организации и функционирования института налогового учета как составной части налогового менеджмента на производственном предприятии. Несмотря на то что проблемы организации налогового учета достаточно полно исследованы применительно к прежнему порядку налогообложения прибыли организаций, практика убедительно доказывает необходимость детального изучения их в свете ныне осуществляемой налоговой реформы. [40]

В соответствии с Налоговым кодексом РФ[41] постановка налогового учета всецело находится в ведении налогоплательщика. Статья 313 НК РФ[42] определяет понятие «налоговый учет» как систему обобщения информации для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов. При этом основной причиной введения налогового учета признают наличие различий между правилами бухгалтерского учета и порядком формирования налоговой базы по налогу на прибыль.

В соответствии с НК РФ[43] определена также цель налогового учета — формирование полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения осуществляемых налогоплательщиком хозяйственных операций. Обобщены также основные принципы ведения налогового учета:

- налоговый учет организуется налогоплательщиком самостоятельно;

- применяется последовательно от одного налогового периода к другому;

- непрерывно и в хронологическом порядке отражает все операции и объекты учета для целей налогообложения;


- основывается на нормах и правилах определения налоговой базы по налогу на прибыль, установленных 25 главой НК РФ[44].

В настоящее время существует множество мнений по выбору формы ведения налогового учета, укрупненно их можно свести в несколько следующих направлений. [45]

1. Система налогового учета, рекомендуемая ФНС России, базируется на построении массива регистров промежуточных расчетов. Эти регистры предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ. При этом под промежуточными показателями понимаются показатели, для которых не предусмотрены соответствующие отдельные строки в декларации, т. е. их значения хоть и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя.

2. Организация налогового учета по принципу «приход-расход» с ведением книги доходов и расходов (аналогично применяющейся сейчас упрощенной системе бухгалтерского учета). Этот способ оптимален для небольших организаций, количество операций в которых невелико и которые будут определять доходы и расходы по кассовому методу. Однако в организациях с исследуемой спецификой в подавляющем большинстве случаев использование этой системы не представляется возможным, так как они, как правило, не относятся к той группе налогоплательщиков, которым разрешено применение кассового метода учета доходов и расходов.

3. При построении системы налогового учета использовать принцип двойной записи с использованием «налогового плана счетов» и разработкой «налоговых» проводок. Этот способ представляет собой автономный вариант ведения налогового учета (Рисунок 7), он очень трудоемок, так как в этом случае налоговый учет полностью отделяется от традиционного бухгалтерского. [46]

4. Четвертый путь — адаптировать для налогового учета действующий План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина России от 31.10. 2000 г.[47], пересмотрев порядок аналитическою учета доходов и расходов, который ведется на субсчетах к счетам бухгалтерского учета, и вести в одном Плане счетов и бухгалтерский и налоговый учет. При этом налоговый учет рассматривается только во взаимодействии с финансовой и управленческой составляющей бухгалтерского учета (Рисунок 8). Причина этому — наличие нормативного регулирования финансового учета со стороны государства, а так как управленческий учет не регулируется законодательством России, то его рассматривают как элемент бухгалтерии, заслуживающий внимания.


В рамках этого варианта специалистами предлагается организовать систему налогового учета, которая будет состоять из аналитических таблиц, таблиц промежуточных налоговых расчетов и сводных таблиц.

5. Компромиссный вариант. Он заключается в использовании для налогового учета дополнительно вводимых забалансовых «налоговых» счетов к бухгалтерскому Плану счетов, на которых вести учет доходов расходов в разрезе требований главы 25 НК РФ[48]. Обороты и остатки по этим счетам не будут отражаться в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер сможет при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета. Это будет удобно бухгалтерам, ведущим учет на компьютере с использованием бухгалтерских программ. Они должны будут добавить в алгоритм проведения некоторых хозяйственных операций дополнительные записи по счетам налогового учета и составить новые алгоритмы в тех случаях, когда бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций ведутся по-разному.[49]

Сторонниками данного варианта предполагаются забалансовые счета налогового учета, представленные в Таблице 2, по дебету которых отражаются расходы и убытки, а по кредиту — доходы и прибыль.

Рассмотрев в динамике проблему взаимодействия системы бухгалтерского учета и налогообложения можно сделать вывод, что национальная концепция развития системы бухгалтерского налогового учета должна строиться исходя из следующих ключевых принципов (Рисунок 9).

Принцип единства систем бухгалтерского учета и налогообложения заключается в создании системы учета, отвечающей рыночной экономике. При формировании соответствующего интереса со стороны широкого круга пользователей отчетности государство должно исходить из приоритета бухгалтерских правил, поступаясь в разумных пределах интересами налогообложения.

Принцип гармонизации системы бухгалтерского учета и налогообложения предполагает, что оптимизация функционирования и дальнейшего развития бухгалтерского учета и налогообложения, совершенствование их взаимоотношений во многом определяются сопоставимостью и однородностью понятийного аппарата вышеуказанных систем.

Принцип правового взаимодействия системы бухгалтерского учета и налогообложения предусматривает, что нормы налогового законодательства должны находить отражение в правилах бухгалтерского учета и наоборот.


Экономическая сбалансированность интересов налогоплательщика и государства основывается на том факте, что превалирование контрольной функции налогообложения над остальными функциями налоговой системы недопустимо, так как ведет к игнорированию государством интересов хозяйствующих субъектов.

Прозрачность системы учета предполагает, что налоговый учет в современном его виде привел к усложнению систем учета на предприятиях. Существующая налоговая методика исчисления результатов деятельности организации приводит к усложнению процедуры расчета налоговых обязательств.[50]

§2.3. Взаимодействие учётной и налоговой политики организации

При всем многообразии нормативных документов, регламентирующих бухгалтерский учет в России, можно отметить на отсутствие его полной унификации, так как установлены лишь основные моменты в построении системы учета и дана возможность выбора варианта ведения учета по конкретным объектам. На основании общеустановленных правил бухгалтерского учета в российском законодательстве, федеральных и отраслевых стандартах каждый экономический субъект самостоятельно разрабатывают учетную политику. Учетная политика, формируемая в соответствии с российскими правилами (ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»)[51], регулирует процесс бухгалтерского учета с помощью совокупности определенных способов (Рисунок 10).

В тоже время современное законодательство требует от экономического субъекта (коммерческой организации) формирование двух учетных политик: для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Данное обстоятельство вызвано тем, что ведение учета регулируется разными нормативными актами, в которых различаются между собой способы ведения бухгалтерского учета (Закон «О бухгалтерском учете»[52] и налогового учета (Налоговый кодекс Российской Федерации.[53] Отсюда, можно сделать вывод о том, что учетная политика организации – это локальный (внутренний) документ, по которому все заинтересованные лица могут узнать об особенностях ведения как бухгалтерского, так и налогового учета в конкретной организации.[54]