Файл: Налоговый учет и отчетность в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Организационные основы налогового учёта российских организаций. Элементы налогового учета, определяемые Налоговым кодексом РФ

§1.1. Система основных положений налогового учета

§1.2. Проблемы законодательного регулирования налогового учета

Глава 2. Основные схемы организации налогового учёта на предприятиях Российской Федерации.

§2.1. Постановка создаваемой организации на налоговый учёт

§2.2. Альтернативные варианты организации налогового учета

§2.3. Взаимодействие учётной и налоговой политики организации

§2.4. Учёт платежей по единому социальному налогу

Глава 3. Основные результаты налоговой реформы в России и совершенствование налогообложения предприятий в Российской Федерации

Заключение

Библиография

Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.1995 N 222-ФЗ (последняя редакция).

Приказ МНС РФ от 29.12.2000 N БГ-3-07/465 (ред. от 13.11.2001) "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)".

Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ (последняя редакция). 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ

Необходимость одновременного ведения бухгалтерского и налогового учета вызвала в свое время определенные проблемы у бухгалтерской службы. Существующая практика предусматривает два варианта взаимодействия бухгалтерского и налогового учета: параллельное ведение обоих видов либо формирование данных налогового учета на бухгалтерских счетах.[55]

Первый вариант предполагает параллельное и независимое друг от друга ведение бухгалтерского и налогового учета на основе первичных документов. В этом случае происходит отдельное формирование информации: по правилам бухгалтерского учета (учетные регистры и бухгалтерская отчетность) и по правилам налогового учета (регистры налогового учета и декларация по налогу на прибыль).

Второй вариант основан на том, что данные налогового учета получают на основе регистров бухгалтерского учета и первичных документов, а также дополнительных расчетов доходов и расходов по правилам налогового учета.

Какой способ взаимодействия учетов будет применяться в конкретной организации, зависит от целей, которые она перед собой ставит.[56]

§2.4. Учёт платежей по единому социальному налогу

С 1 января 2001 г. введен единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования.

В соответствии со ст.235 Налогового кодекса РФ (НК РФ)[57] и с учетом Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденных МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/465, налогоплательщиков единого социального налога можно объединить в две группы.

К первой группе относятся юридические и физические лица - работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе:

а) организации. К организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации;


б) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности на основании абз.2 п.2 ст.1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства";[58]

в) индивидуальные предприниматели, к которым относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы, включая индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;

г) родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
д) крестьянские (фермерские) хозяйства.

Объектом налогообложения для этой группы налогоплательщиков признаются выплаты, иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:
вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;
выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиками трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.

В том случае, если источником указанных выплат работникам и физическим лицам, не связанным с налогоплательщиком трудовым договором, является нераспределенная прибыль, то они не признаются объектом налогообложения.

В качестве объекта налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты в виде материальной помощи, безвозмездные выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на одного работника за календарный месяц (ст.236 НК РФ).[59]

Ко второй группе плательщиков относятся индивидуальные предприниматели.

В соответствии с п.8 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 22.12.1993 N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации"[60], физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно, при условии регистрации их в качестве предпринимателей. Таким образом, аудиторы являются плательщиками налога в качестве индивидуальных предпринимателей.


Индивидуальные предприниматели, применяющие в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"[61] упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками налога.

Для этой группы налогоплательщиков объектами налогообложения признаются: доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом документально подтвержденных расходов, связанных с их извлечением; доходы от деятельности индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. При этом сумма дохода определяется стоимостью приобретенного патента.

В соответствии с п.3 ст.235 Федерального закона РФ N 166-ФЗ[62] индивидуальные предприниматели не уплачивают налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ.

В соответствии с п.2 ст.237 НК РФ и п.4 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденных Приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/465, налогоплательщики - работодатели определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Для этого используется информация аналитического учета по счетам бухгалтерского учета. Общая сумма дохода по каждому работнику определяется в лицевом счете, который служит основанием для составления налоговой карточки.
Налогооблагаемая база для исчисления единого социального налога представляет собой разницу между доходами, подлежащими налогообложению, и суммами выплат, не подлежащими налогообложению. При этом учитываются любые доходы, начисленные работодателями работникам в денежной и натуральной форме, и материальная выгода в виде материальных, социальных и иных благ.

Всю совокупность начисленных доходов работникам можно подразделить на четыре основные группы: оплата за отработанное время; оплата за неотработанное время; единовременные поощрительные выплаты; вознаграждения работникам списочного состава.

Каждая из этих групп, в свою очередь, включает отдельные виды выплат, перечень которых определен НК РФ.
Выплаты в виде товаров (работ, услуг), получаемые налогоплательщиками, учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их получения. Стоимость товаров (работ, услуг) определяется исходя из рыночных цен (тарифов).
При этом в стоимость включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, налога с продаж, а для подакцизных товаров - и соответствующая сумма акцизов. Налогооблагаемая база плательщиков, указанных в пп.2 п.1 ст.235 НК РФ[63], которые уплачивают налог непосредственно со своих доходов, включает все доходы в денежной и натуральной форме, полученные за отчетный период. В случае если налогоплательщик подпадает под разные категории налогоплательщиков, единый социальный налог начисляется отдельно по каждой позиции без выделения приоритетных объектов.[64]


Глава 3. Основные результаты налоговой реформы в России и совершенствование налогообложения предприятий в Российской Федерации

В новых условиях хозяйствования, которые сложились в стране после глубокого кризиса 2008–2009 годов, действующая налоговая система оказалась несостоятельной.

Новая налоговая система должна выполнять как минимум три основные функции:

1 - фискальную, обеспечивающую пополнение бюджета в соответствии с экономическим развитием страны;

2 - стимулирующую социально-экономический рост;

3 - социально-регулятивную, обеспечивающую справедливую дифференциацию зарплаты, доходов, сбережений и имущества.[65]

В последние годы все чаще высказываются мнения о необходимости кардинального изменения нало­говой системы. В программе мер по налоговой политике до 2020 г. говорится о двух возможных направлениях: совершенствовании существующей налоговой си­стемы; о ее структурной перестройке.

В связи с этим многие экономисты придерживаются позиции неприемлемости кардинальной ломки и видоиз­менения существующей налоговой системы. [66]

Во-первых, с позиций всех участников принципиально важно обеспечивать преемственность и стабильность на­логовой системы. Это гораздо важнее, чем налоговые экс­перименты с заранее неопределенным результатом.

Во-вторых, существующая налоговая система адапти­рована к структуре российской экономики и вполне удов­летворительно выполняет свою фискальную функцию.

В-третьих, налоговая система демонстрирует повыша­тельный тренд налогового бремени в период устойчивого экономического роста и понижательный тренд — в пе­риод экономического спада (кризиса). [67]

В-четвертых, наблюдается заметное улучшение нало­гового администрирования. На роль количественного по­казателя качества налогового администрирования может претендовать показатель «налоговых ножниц». «На­логовые ножницы» — это показатель, напрямую сви­детельствующий об уровне налоговой дисциплины, эф­фективности функционирования системы налогового администрирования, состояния экономики.


В-пятых, достаточно сбалансированной можно при­знать эффективную налоговую нагрузку на отдельные элементы ВВП: на оплату труда (с учетом страховых взносов), на валовую прибыль в экономике, на фактиче­ское конечное потребление.

Реформирования требует НДС, так как в последние годы наблюдается снижение его фискальной эффектив­ности. На данный момент основные обсуждаемые пути повышения фискальной эффективности НДС следующие:

- отмена возмещения НДС из бюджета;

- изменение методологии расчета налоговой базы по НДС;

- введение механизма электронных счетов фактур;

- введение системы регистрации плательщиков НДС;

- введение специальных НДС-счетов.

Таким образом, для устранения и решения существу­ющих проблем необходимо вносить точечные изменения, способствующие более полному развитию экономики.[68]

В первую очередь необходимо реформировать систему подоходного налогообложения. Россия — единственная из стран ОЭСР, «Двадцатки», БРИКС и многих других с «плоской» шкалой подоходного налога. Введение про­грессивной шкалы подоходного налога — обязательное условие развития экономики. Предлагаемая шкала не за­тронет «средний класс». [69]Для абсолютного большинства населения налоги будут ниже и лишь для 1 % — выше. При этом бюджет получит дополнительно 2–3 трлн. руб.

Необходимо снизить налоговую нагрузку на малый бизнес. Даже двойное снижение налогового бремени бюджет не почувствует. А предприятия оживут и выйдут из тени.[70]

Также, чтобы налоговая система в РФ была более эф­фективной, следует:

Предоставить финансовым органам РФ право из­давать дополнительные нормативно-правовые акты по вопросам налогового регулирования, которые необ­ходимо конкретизировать и детализировать, если той ин­формации, которая содержится в других нормативно-пра­вовых документах в области налогов и налогообложения недостаточно;

Наделить Правительство РФ аналогичными пра­вами;

Дополнить первую и вторую части НК РФ специ­альным налоговым режимом для налогообложения орга­низаций, которые осуществляют инновационную деятель­ность в сфере высоких технологий. В нем предусмотреть полное освобождение от налогов данных организаций. [71]

Также Правительство РФ должно совершенствовать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изме­нений в социально-экономическом развитии страны.[72] Это будет и стимулировать инвестиции в развитие малонасе­ленных регионов, и способствовать развитию высоко­технологичных производств, и мотивировать научно-ис­следовательские и опытно-конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего бизнеса.