ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.12.2019

Просмотров: 2249

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Репертуар великого актера: Оскольд (трагедия А.П.Сумарокова «Семира»), Американец (балет с текстом «Прибежище добродетели»), Марс (Пролог «Новые лавры»).

Ф.Волкова вдохновляла тема тираноборчества, утверждения гуманизма и справедливости.

Режиссерская деятельность Ф.Г.Волкова.

Творчество первых русских актрис – Т.М. Троепольской и А.М.Мусиной-Пушкиной.

Жизнь и творчество великой крепостной актрисы П.М.Жемчуговой-Ковалевой.


50. Реализм на русской сцене (М.С.Щепкин).

М.С.Щепкин (1788-1863 гг.) – актер, основоположник реализма на отечественной сцене, великий реформатор русского театра. Родился в семье крепостных гр. Г.С.Волькинштейна, получил хорошее образование, окончив Курское губернское училище. Творческий путь начал в труппе бр. Барсовых, экспромтом сыграв роль Андрея-почтаря в драме Мерсье «Зоа».В 1816 г.переходит в труппу известного Харьковского антрепренера Штейна. В 1818 г. Щепкина, уже известного провинциального актера, по подписке зрителей хотят выкупить из крепостной неволи, но это событие состоится лишь в 1822 г. Работая в провинции, Щепкин переиграл огромное количество ролей, приобрел неоценимый сценический опыт. В одной из поездок Щепкин увидел игру знаменитого любителя – кн. П.В.Мещерского, встреча с которым открыла ему первые подступы к реализму в сценическом искусстве. Вскоре Щепкин приходит к выводу, что «искусство настолько высоко, насколько оно близко к природе».

В 1822 г. Щепкин дебютирует на московской казенной сцене и с 1824 г. становится актером Малого театра, в котором будет служить до конца жизни.

Лучшие роли актера: Городничий, Фамусов, Кочкарев, Подколесин и пр. Прекрасно играл он и в водевилях. В конце жизни Щепкин блестяще исполнил роль Кузовкина в «Нахлебнике» И.С.Тургенева.

Даже играя в пустых бессодержательных пьесах, Щепкин пытался утвердить в них правду жизни. Законченную систему взглядов на актерское искусство он выразил в многочисленных высказываниях, письмах, выступлениях. Требуя подчинения всего творческого процесса общей идеи, призывая актеров пристально изучать окружающую действительность, Щепкин считал, что актер не должен копировать жизнь, а проникать в душу роли. Многолетняя деятельность Щепкина утвердила критический реализм как ведущий творческий метод на русской сцене.


51. Великие русские актеры-романтики (П.С.Мочалов, В.А.Каратыгин).

П.С.Мочалов (1800-1849) был сыном известного московского актера Степана Мочалова крепостного по происхождению. Окончил частный пансион Терликовых, где получил хорошее образование. Актерскому мастерству его учил отец. Дебютировал 4 сентября 1817 г. в роли Полиника в драме В.А.Озерова «Эдип в Афинах». Яркий пример актера, игравшего в духе революционного романтизма. Основной репертуар соответствует его творческой манере – Фингал, Танкред, Карл Моор, Фердинанд и пр. Мочалов восхищал зрителей свободой выражения чувств, независимостью от классицистских канонов. Им были созданы образы страстных бунтарей, людей с открытым забралом, выступающих против зла, творимого в мире, защищающего высокие идеи гуманизма. Вокруг творчества Мочалова велась ожесточенная идейно-эстетическая борьба. Его игру противопоставляли игре В.А.Каратыгина. В 1837 г. Мочалов сыграл Гамлета. Его трактовка вызвала резко отрицательные отзывы реакционных кругов, но была поддержана демократической публикой. Мочалов был актером огромной интуиции, яркой фантазии. Его творчеству были свойственны минуты гениальных сценических озарений, за которые зритель прощал ему все.


В.А.Каратыгин (1802-1853 гг.) происходил из актерской семьи. Окончил Горный кадетский корпус и начал успешную карьеру чиновника, но встреча с П. А. Катениным и игра в его любительской труппе в 1820 году привела его к дебюту на сцене Александринского театра. Он играл роль Фингала в одноименной трагедии В.А.Озерова. На раннем этапе творчества Каратыгин был тесно связан с классицистскими традициями. Репертуар Каратыгина – играл в трагедиях В.Озерова , Сумарокова, Корнеля, Расина и пр.В трагедиях Шекспира подходил к персонажам с точки зрения классицистской эстетики, принебрегая психологической сложностью образов.В роли Отелло - только ревность, в роли Гамлета – борьба за престол и пр. В 1830-е г. гастролировал в Москве и играл Гамлета, как и его коллега Мочалов. Мнение публики о том, кто лучший исполнитель этой роли, разделились. «Высшая часть публики была к этому довольно равнодушна, а низшая признала выше искусство Мочалова». В.Г.Белинский, высоко оценивая творчество П.С.Мочалова и В.А.Каратыгина, сказал: «…что если Каратыгин – ум, то Мочалов – это сердце и при их слиянии мы можем получить идеального актера, которого видим в лице М.С.Щепкина».


52. Русское актерское искусство конца ХVIII в.

В конце ХVIII века начинает формироваться национальная школа актерской игры. Появляется обширный репертуар, включавший пьесы разных направлений, помогавший выявить талант и совершенствовать актерское искусство. Обогащению профессиональных навыков способствовали выступления драматических актеров в операх, балетах, музыкальных спектаклях.

Первое место среди актеров конца ХУШ века без сомнения принадлежит И.А.Дмитревскому (1734-1821). Свой сценический путь он начал в театре «охочих комедиантов» Ф.Волкова. Вместе с остальными ярославцами прибыл в Петербург, учился в Шляхетном корпусе, играл в первой национальной труппе. Дмитревский был единственным из российских актеров, который дважды побывал в Европе: первый раз - для дополнения к образованию; второй - для ангажирования французской труппы. Дмитревский создал огромное количество сценических портретов. Выступал в классицистской трагедии, драме, комедии. Лучшие его роли – Синав и Дмитрий Самозванец в трагедиях Сумарокова, Добросердов - в комедии В.И.Лукина «Мот, любовью исправленный». Стародум в «Недоросле» Д.Фонвизина, последняя роль писалась для него. Последний раз он появился на сцене в 1812 г. в спектакле С.И.Висковатого «Всеобщее ополчение», вызвав восторг зрителей.

Дмитревский был первым реформатором на русской сцене, он не признавал напевной декламации, статичности героев классицистской трагедии. Речь его было согрета естественным чувством, актер стремился внести в спектакли правду человеческих чувств.



53. Театр И.А.Крылова («Урок дочкам», «Подщипа»).

И.А.Крылов(1769-1844 гг.) - русский писатель, баснописец, драматург. Родился в семье небогатого армейского офицера и уже в 10 лет начал работать писцом в тверской канцелярии. С детства был увлеченным зрителем любительских спектаклей. В 1783 г. Крылов перебирается в Петербург, где сближается с актерами И. А. Дмитревским и П. А. Плавильщиковым.


Драматургическую деятельность начал в 15 лет, написав комическую оперу «Кофейница», сатирически обличавшую нравы помещиков. Ранние комедии Крылова «Бешеная семья», «Сочинитель в передней» и др. носят влияние Новиковского ж. «Трутень», где Крылов долго сотрудничал, естественно, что за остроту пьесы его не допускали на сцену.

В 1800 г. Крылов пишет шуто-трагедию «Трумф или Подщипа», явившуюся пародией на классицистские трагедии и сам исполняет роль Трумфа в домашнем театре кн.Голицына, находившегося в оппозиции к Павлу 1.

В 1806-1807 гг. он пишет свои лучшие комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам». В этих комедиях, отличающихся правдивыми характерами персонажей, остроумными развязками действия, Крылов высмеивает галломанию дворянства, его рабское поклонение всему французскому.

Драматургии Крылова свойственна реалистичность, демократическая направленность, сочувственное изображение людей из народа.

После 1807 г. Крылов полностью посвятил себя басенному творчеству.

Драматургия И.А.Крылова оказала большое влияние на развитие русской сатирической комедии, его продолжателями стали: А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь и пр.


54. Творчество Фредерика Леметра.

Фредерик Леметр (1800-1876 гг.) - настоящее имя Луи Проспер Леметр. Французский актер, крупнейший представитель демократического романтизма и зачинатель критического реализма в искусстве театра. Играть на сцене начал в 16 лет, в 1820 году был приглашен в труппу театра «Одеон», однако Леметра не устроил репертуар, в котором ему доставались лишь небольшие роли второго плана. В 1823 году он уходит в так называемые «театры бульваров», где играет до конца жизни.

В 1827 году он впервые играет роль Ж.Жермани в пьесе Дюканжа «Тридцать лет или жизнь игрока», ставшую одной из лучших в его репертуаре.

Решающее значение в его творчестве сыграла революция 1830 года, подвигшая Леметра к созданию образов четкой политической направленности с усилением протестующего критического начала.

Вместе с Дорваль Ф.Леметр осуществил реформу французского театра, отказавшись от классицистского принципа идеализации роли, от обветшалых норм классицистского театра.

На сцене ему были одинаково доступны трагизм и эксцентрика, поэзия и реалистическая достоверность.

Оценка творчества Ф.Леметра В.Гюго, А.Герценым, И.Тургеневым.


55. Творчество С.Бернар.

Сара Бернар (1844-1923гг.) – французская актриса. Окончила драматические классы Парижской консерватории и в 1862 году дебютировала в «Комедии Франсез» в роли Ифигении в трагедии Ж.Расина «Ифигения в Авлиде». Играла роли молодых героинь в классическом и современном репертуаре: Федра, Андромаха (Ж.Расин), Заира (Вольтер) и пр. Особым успехом пользовалась в пьесе А.Дюма-сына «Дама с камелиями», сыграла роль Гамлета.

Бернар обладала красивым голосом, четкой дикцией, изощренной актерской техникой, художественным вкусом. Она умела дать своим героиням социальную характеристику, но все это сочеталось с нарочитой эффектностью игры. В конце ХIХ века ее искусство приобрело признаки мистицизма и декадентства.


К.С.Станиславский считал игру Сары Бернар примером технического совершенства.


56. Театр С.Беккета.

Самюэль Беккет – французский писатель и драматург, сторонник европейского «театра абсурда». Автор ставшей хрестоматийной для абсурдистов пьесы «В ожидании Годо». В пьесе слышны апокалипсические мотивы и звучит мысль о полной бессмысленности человеческого существования, заключенного между рождением и смертью человека и ведущие к ожиданию неминуемого прихода последней. Пьеса состоит из отдельных эпизодов, лишенных четкой последовательности развивающегося сюжета и действия.

В более поздних пьесах Беккета «Последняя лента Крепа» и «О прекрасные дни» намечается тенденция к более определенному сюжету и созданию психологических характеров персонажей. Но и в них побеждает абсурд, совершается исчезновение человека, умолкает его живой голос.

В творчестве С.Беккета отразился духовный кризис западной буржуазной интеллигенции и театра.


57. Документальная драма ( П.Вайс).

Документальная литература, зародившись в середине ХIХ века, подлинного расцвета документальных жанров получила после 2-ой мировой войны. В этот период на первый план выходит тема осмысления минувших событий, приведших к краху фашизма.

Документальная литература успешно осваивает опыт смежных жанров. Такой новый жанр документальной литературы представляют собой документальные пьесы, построенные на монтаже и сопоставлении документов.

К ним относятся: «Состояли или состоите?» Э.Бентли (США), «Розенберги должны умереть» А.Деко (Франция), пьесы М.Шатрова (СССР) и, пожалуй, самая значительная из них - «Дознание» П.Вайса (ФРГ).

«Дознание» освобождено от всех элементов вымысла - реальной обстановки, сюжета и даже индивидуализации характеров, эта оратория в 11 песнях представила Освенцим во всех его ужасающих подробностях, давая в диалогах подлинные отрывки из материалов процесса над нацистскими преступниками во Франкфруте, чтобы показать, что нацистские лагеря смерти представляли собой не бесчеловечное извращение, «но логический конечный итог» экономической эксплуатации. Автора «Дознания» интересуют не исторические события, как таковые, а назревшая необходимость уничтожить существующую систему; цель Вайса – заклеймить капитализм как «заказчика газовых камер», восстановить статус немецкой сцены как «праведного суда».

17 театров ФРГ поставили эту пьесу в 1965 г.


58. Театр Ф.Дюрренматта.

Фридрих Дюрренматт (1921-1990 гг.) – швейцарский писатель, драматург, теоретик искусства. Родился в семье протестантского пастора, изучал философию, литературу, историю искусств в Бернском университете. Выступал как театральный рецензент.

К драматургии обратился в 1947 году, написав пьесу «Так написано».

Наибольшую известность получила пьеса «Визит пожилой дамы»(1956 г.), в которой сатирически изображены буржуазные нравы. Используя приемы гротеска и пародии, Ф.Дюрренматт в сатирическо-иронической манере показал отсутствие морали и звериную жестокость капиталистического общества.


Творчество Дюрренматта испытало влияние Б.Шоу и Б.Брехта.

В своих выступлениях он, подобно Б.Брехту, утверждает, что драма должна побуждать зрителя дать критическую оценку не только тому, что происходит на сцене, но и тому, что происходит в жизни. Однако он не верит в возможность переустройства общества и отсюда – глубокий пессимизм его творчества.

Высоко ставя «кафедру театра», он в своей книге «Театральные проблемы» утверждает, что комедия является единственным видом драматургии, при помощи которого можно показать трагизм бытия человека в современном обществе.



59. Русское актерское искусство второй половины ХIХ века.

Одним из ярчайших явлений в театре конца ХIХ века было творчество актрисы Малого театра Марии Николаевны Ермоловой (1853 –1928 гг.). Ермолову знала вся Россия.

Образы, созданные актрисой, воплощали идеи, рожденные общественным подъемом 70-х годов ХIХ столетия. В 80-х она вдохновляла современников гимном красоте и величию подвига. Актриса была щедро одарена природой: великолепный голос, сценичность, богатство натуры и беспредельное обаяние помогали ей создавать незабываемые образы.

Лучшие роли: Эмилия Галотти, (Э.Лессинг), Катерина, Кручинина, Негина (А.Островский), Эстреслья и Лауренсия (Лопе де Вега), Мария Стюарт (Ф.Шиллер) и др.

М.Ермолова стала первой Народной артисткой республики в 1920 г.

А.П.Ленский (1847-1908 гг.) дебютировал в провинции в 1865 г. Уже будучи известным провинциальным артистом, поступает в Малый театр в 1876 г. Главные роли А.П. Ленского: Гамлет, Отелло, Паратов, Глумов, Дон Жуан, Уриэль Акоста и др.

Педагогическая и режиссерская деятельность Ленского была очень успешна, он воспитал целую плеяду актеров, ставших гордостью Малого театра начала ХХ века.

Ленским написан ряд работ по теории театра.

Творчество А.И.Сумбатова-Южина – известного актера, драматурга, режиссера, театрального организатора. По окончании юридического факультета университета ушел на сцену.

Актер героико-романтического плана. Лучшие роли: Маркиз Поза, Чацкий, Фамусов и др.

Мария Гавриловна Савина (1854-1915 гг.) – одна из самых прославленных актрис Александринского театра, современники звали ее вторым директором. Была необычайно трудоспособна и дисциплинирована. Ее творчество можно разделить на два периода:

в молодости играла девушек в кисейных платьях и с сильным характером -(Варя в «Дикарке» Островского, Верочка в «Месяце в деревне» Тургенева и пр.);

в зрелом возрасте играла женщин, пресыщенных жизнью или с надломленной судьбой - (Наталья Петровна «Месяц в деревне», «Провинциалка» Тургенев); отдельно стоит в ее творчестве образ Акулины, созданный актрисой во «Власти тьмы» Л.Толстого.

Огромное значение для знакомства с русским театром имели ее гастроли в странах Европы в 1910 г.

Савина много занималась и общественной деятельностью, являясь создателем РТО (сегодня СТД).