ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.12.2019

Просмотров: 2305

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


25. А.С.Грибоедов и театр.


Театральная атмосфера юности. Московский университет и первые драматургические опыты.

Война 1812 года и встреча с А.А.Шаховским.

Работа над комедией «Горе от ума». Творческое новаторство комедии «Горе от ума» – появление двух равнозначных сюжетных линий (любовной и общественно-политической), архитектоника, разговорный язык стиха и пр. «Горе от ума» как широчайшая картина дворянского общества перед декабристским восстанием.

Сценическая судьба комедии.

Значение творчества А.С.Грибоедова для развития русского сценического искусства.

Грибоедов Александр Сергеевич (1795 - 1829), драматург, поэт.

Родился 4 января (15 н.с.) в Москве в семье офицера русской гвардии, дворянина. Получил разностороннее домашнее образование. Семи лет отдан в Московский университетский пансион. Одиннадцати лет Грибоедов - студент Московского университета. Окончив словесное отделение философского факультета, он поступил на юридическое отделение и получи. второй диплом - кандидата прав. В 1810 учится в естественно-математическом факультете, что было делом необычайным для дворянской молодежи. С детства зная французский, английский, немецкий и итальянский языки, за время учебы в университете изучал греческий и латинский, позднее - персидский, арабский и турецкий. Он был и музыкально одарен: играл на фортепьяно, флейте, сам сочинял музыку.

В студенческие годы общался с будущими декабристами: братьями Муравьевыми, Якушкиным. Впоследствии был близок сП.Чаадаевым. В университете проявляются и поэтические способности Грибоедова.

Начавшаяся война с Наполеоном меняет планы Грибоедова: он поступает добровольцем в армию корнетом (младший офицерский чин в русской кавалерии) в гусарский полк. В военных действиях ему участвовать не пришлось. После окончания войны уходит в отставку, поселяется в Петербурге, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, где служат в это время Пушкин, Кюхельбекер и многие декабристы, знакомится с ними. Кроме того, входит в кружок людей, причастных к театру, сотрудничает в журналах, пишет пьесы.

В 1818 был направлен секретарем русской миссии в Персию, где провел свыше двух лет, много путешествуя по стране и ведя путевые заметки и дневник. По возвращении из Персии в ноябре 1821 служит в качестве дипломатического секретаря при командующем русскими войсками на Кавказе генерале А. Ермолове, в окружении которого было много членов декабристских обществ. Живет в Тифлисе, работает над первыми двумя актами "Горя от ума". Однако эта работа требует большего уединения, большей свободы от службы, поэтому просит у Ермолова длительный отпуск. Получив отпуск, проводит его сначала в Тульской губернии, затем в Москве и Петербурге.

В имении своего друга Бегичева пишет последние два акта комедии, в Москве продолжает отделывать "Горе от ума", в Петербурге в 1824 работа была закончена.


Все попытки напечатать комедию не увенчались успехом, невозможной оказалась и постановка ее в театре. Реакционный лагерь принял комедию враждебно. Язык "Горя от ума" был назван жестким и неправильным. Восторженно встретили комедию декабристы, увидев в ней художественное обобщение своих идей и чувств.

В конце сентября 1825 Грибоедов снова прибыл на Кавказ, а в конце января 1826 был арестован по делу декабристов специально присланным из Петербурга фельдъегерем. Ермолов предупредил его о грозящем аресте, и писатель успел уничтожить опасные для него бумаги. На следствии Грибоедов придерживался полного отрицания своего участия в заговоре. Доказать что-либо царской следственной комиссии не удалось, он был освобожден.

После возвращения на Кавказ в 1826 Грибоедов выступает в качестве дипломата. В 1827 ему предписано ведать дипломатическими сношениями с Турцией и Персией. В 1828 принимает участие в подготовке Туркманчайского мирного договора, заключенного с Персией. Затем он получает назначение полномочным министром в Персию, рассматривая это назначение как "политическую ссылку".

В августе 1828 в Тифлисе Грибоедов женится на Нине Чавчавадзе, дочери своего друга, известного поэта А.Чавчавадзе. Оставив жену в Тавризе, выехал с посольством в Тегеран. Здесь он стал жертвой заговора и был убит толпой персидских фанатиков. Тело Грибоедова было перевезено в Тифлис и похоронено на горе святого Давида.


26. А.С.Пушкин: Драматург.

Театральные впечатления детства и юности. Лицей и первые драматургические опыты.

Значение статьи А.С.Пушкина «Мои замечания о русском театре».

Новаторство А.С.Пушкина в трагедии «Борис Годунов». Значение «Бориса Годунова» как первой национальной реалистической народной трагедии.

«Маленькие трагедии», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы» и вторая попытка преобразовать русский театр на принципах сценического реализма.

Сценическая судьба драматургии А.С.Пушкина.

Значение драматургии А.С.Пушкина для развития национального театра.


Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но его драмы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самому значительному в его наследии. Все они (за исключением набросков трагедии о Вадиме Новгородском и комедии об игроке) созданы в период полной зрелости пушкинского творчества — с 1825 по 1835 г. 

В законченном виде Пушкин оставил всего пять пьес: «Бориса Годунова» и четыре «маленькие трагедии» 1). Почти до конца была доведена драма «Русалка» и до половины «Сцены из рыцарских времен». В рукописях остались планы и наброски еще около десятка пьес. 

Свои драматические произведения Пушкин писал не для чтения, не как поэмы в диалогической форме, а как театральные пьесы, для постановки на сцене. Он прекрасно знал театр с детства и хорошо различал драмы чисто литературные, то есть такие, все содержание которых, идейное и художественное, полностью воспринимается при чтении, — и произведения, написанные Оля театра, в которых в расчеты автора входит игра актеров, театральное действие, непосредственно воспринимаемые зрителем. Пьесы Байрона Пушкин справедливо считал драматизированными поэмами, произведениями литературными, а не театральными. О драме Байрона «Каин» он писал: «„Каин" имеет одну токмо форму драмы, но его бессвязные сцены и отвлеченные рассуждения в самом деле относятся к роду скептической поэзии „Чильд-Гарольда"» 2) («О трагедиях Байрона» — см. т. 6). Точно так же Пушкин отрицал драматический, театральный характер трагедии поэта Хомякова «Ермак». «Идеализированный «Ермак», — писал он, — лирическое произведение пылкого юношеского вдохновения, не есть произведение драматическое» («О народной драме и драме „Марфа Посадница"» — см. т. 6). 

Сам Пушкин, как и Гоголь, Островский и другие драматурги, писал свои пьесы всегда с расчетом на их театральное, сценическое воплощение3), и потому, читая их, мы должны для полного понимания их смысла представлять себе и действия, происходящие на сцене, но не названные Пушкиным (очень скупым на ремарки), и душевные переживания действующих лиц, которые в театральном исполнении актер, внимательно изучивший авторский текст, должен выразить в интонациях, мимике и движениях, и которые в литературном произведении, предназначенном для чтения, описываются поэтом. 

Пушкин с раннего детства сочинял пьесы. В семи-восьмилетнем возрасте он разыгрывал перед сестрой придуманную им самим французскую комедию «L'Escamoteur» («Мошенник»), в лицее он писал комедии «Так водится в свете» и «Философ». Все эти произведения не дошли до нас. Самые ранние из сохранившихся драматических набросков Пушкина относятся к 1821 г. 

На протяжении творчества Пушкина характер его драматургии несколько раз менялся. В этом жанре яснее, чем во всех остальных, выражалась тесная связь его поэзии с событиями современности и размышлениями поэта на социальные и политические темы. 

Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа, из которых только два средних представлены законченными произведениями.



27. Театр Н.В.Гоголя


Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин.

Создание комедии «Ревизор» и ее первые постановки. Новая развязка «Ревизора».

«Женитьба» и «Ревизор» – продолжение линии русской сатирической комедии.

Дружба Н.В.Гоголя и М.С.Щепкина.

Значение драматургического наследия Н.В.Гоголя.

Лучшие постановки «Ревизора» и «Женитьбы» на отечественной сцене.

Значение творчества Н.В. Гоголя как драматурга и театрального деятеля.



28. Русский романтизм («Маскарад» М.Ю.Лермонтова).

(прогрессивный - Лермонтов "Маскарад", регрессивный - Полевой).


Рождение русского романтизма. Идейные противоречия романтизма как художественного стиля.

Прогрессивный реализм М.Ю.Лермонтова. Его ранние драматургические опыты: «Странный человек», «Люди и страсти».

«Маскарад» – вершина русской романтической драмы. Тема рока в «Маскараде».

Сценическая судьба «Маскарада».

Значение драматургии М.Ю.Лермонтова для отечественного театра.



Прогрессивный романтизм! Мальчик рос нервным, поступает в пансионат при моск. универ. Нравственный, а потом фил. Фак. Посещает все спект Мочалова – фанат! Первая пьеса "испанцы" вторая "люди и страсти", далее "странный чал". Маскарад не приняли – он смягчает пьесу – тоже не принимают, паотом ставят отрывки – далее в александринке, но лучший поставил Мейерхольд шел долго, потом в сарай с декорациями попала бомба.


Регрессивный романтизм – Николай Алексеевич Полевой.

Перевод Гамлета – лучший перевод, не сходит долго со сцены! "Удолина", "Параша Сибирячка".




29. Театр А.Н.Островского.

А.Н.Островский – певец Замоскворечья.

Основные этапы творчества: славянофильский период – «Свои люди - сочтемся»; критика «темного царства» - «Гроза»; пореформенный период – «На всякого мудреца довольно простоты» и пр.

Женские образы в пьесах А.Н.Островского.

Особенности реализма А.Н.Островского, значение языка в его пьесах.

Роль и место А.Н.Островского как драматурга, режиссера и театрального деятеля в истории национального театра.


Род. в москве – замоскворечье, родители - священнослужители. Гор. Гимназия – образован хорошо – юридич фак – уходит в чиновники – "записки замосквореч. Жителя" – появ в газете – комедия "Банкрот"(свои люди) – успех! – хор чтец! – в печать не пуск цензура – чёрн список – погодинский кружок – "дох место" о чиновниках – успех! Далее пошли другие пьесы "бесприданница", "гроза", итд – успех!

1) значимые (сани, гроза)

2) героич-историч (воевода)

3)пореформенные (лес, овцы, беш деньги)

4)Чиновнечество (дох место)

5) общество (мудреца, бесприданница)

6) актёрские (тал и покл, лес)

7) фантастич (снегурка)


30. Русская сатирическая комедия первой половины 19 в.: Гоголь, Крылов.

Особенности сатирической драматургии И.А.Крылова: «Модная лавка», «Трумф или Подщипа», «Урок дочкам». Язык в пьесах И.А.Крылова.

Значение его драматургии для развития русской сатирической комедии.


Драматургия А.А.Шаховского – «Урок кокеткам или Липецкие воды», особенности литературной композиции и языка.

Роль литературной, педагогической, режиссерской деятельности А.А.Шаховского в развитии русской драматургии и театра.


В первое десятилетие XIX в. главным содержанием комедии становится борьба против чужеземных влияний и защита русских народных начал. В прозаических комедиях Крылова «Модная лавка» (1805) и «Урок дочкам» (1806) отражается патриотическое возбуждение первого периода наполеоновских войн (1805—1807). Тема Крылова — проделки французов торговцев (Трише, М-м Каре) и приверженность женской половины дворянства к французским нарядам и французскому языку. Мужчины (Сумбуров, Велькаров) являются здесь представителями патриотизма и противниками французомании. В своих комедиях Крылов шел по следам «Бригадира» Фонвизина, «Щепетильника» Лукина и сатирических журналов Новикова, где высмеивалась французомания щеголей и щеголих. Борьба против чужеземных влияний приобретает иной, более общий характер в комедиях кн. А. А. Шаховского (1777—1846), союзника Шишкова в литературной борьбе против карамзинистов. Не французские моды, а весь круг европейских передовых идей, проникавших на русскую почву, является предметом сатирических нападений Шаховского. Его одноактная прозаическая комедия «Новый Стерн» (1805), появившаяся вскоре после «Рассуждения о старом и новом слове» Шишкова (1803), представляла собой карикатуру на Карамзина и его сторонников. Герой комедии, граф Пронский — «сентиментальный путешественник», как обозначено в списке действующих лиц. Он, как говорит о нем Судбин, друг его отца, «слишком нежно чувствует для военной службы», «слишком восхищен новыми произведениями ума» — и потому делается «сентиментальным вояжером»,


Из сатирических комедий Шаховского, появившихся до 1810 г., особенный успех имели «Полубарские затеи» и «Ссора, или два соседа».

В 1811 г. была основана Беседа любителей русского слова, активным членом которой становится Шаховской. Заведуя с 1802 г. репертуаром императорских театров, он пользуется сценой как трибуной для литературной полемики. В пятиактной стихотворной комедии «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815), заимствованной с французского,1 он вывел Жуковского, — самого крупного в ту пору представителя карамзинской школы, — под именем поэта Фиалкина, надоедающего всем своими балладами. Стихи, которые декламирует Фиалкин, являются пародией на стихи Жуковского.

Но «Липецкие воды» преследовали не одни только полемически-литературные цели. Это было развернутое нападение на новый свободный образ мыслей, возникший среди дворянской столичной молодежи в послевоенный период. Представителем этой вольнодумной, всем пренебрегающей молодежи является герой комедии граф Ольгин. Он приезжает в Липецк лечиться от «нерв расстроенных», которые вывез из Парижа «с свободой все ругать, не дорожить никем». «Свобода мнения», которую он отстаивает, на самом деле означает «свободу всем ругаться, злословить, клеветать». Все русское он презирает, основной тон его — ирония. Вот как характеризует его автор устами резонера комедии, князя Холмского:



31. Русская сатирическая комедия второй половины 19 в.: Сухово-Кобылин и Салтыков-Щедрин.

Творчество А.В.Сухово-Кобылина (1817-1903 гг.) и написанная им театральная трилогия на основе собственного судебного дела: «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».

Создание А.В.Сухово-Кобылиным драматического жанра политической буффонады в пьесе «Смерть Тарелкина». Особенности литературной композиции и язык его произведений.

Сценическая судьба пьес А.В.Сухово-Кобылина.

Значение драматургии А.В.Сухово-Кобылина для развития русской сатирической драматургии.


Салтыков-щедрин – не питал доверия к сцене, перв пьеса "просители" – "смерть пазухина", - разложение общества, считает, что поставлена быть не может.


Сухово-кобылин – род в боярск семье – философск-матем фак – свецкий повеса – суд, пишет трилокию "свадьба кречинского", "дело", "смерть тарелкина" – трагикомич фарс!

Носил клеймо убийцы, никогда не женился.



32. А.П.Чехов и мировой театр.

Ранние драматургические опыты А.П.Чехова.

Театральная традиция и художественное новаторство в пьесах А.П.Чехова: «Иванов» и «Чайка». Провал «Чайки» на казенной сцене. Встреча с МХТ и триумф «Чайки».

«Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» - пьесы интимно-лирического направления драматургии. Чехов как основоположник жанра социальной драмы.

Пьесы–шутки: «Медведь», «Предложение», «Юбилей», «Свадьба».

Постановки пьес А.П.Чехова за рубежом. Значение художественного новаторства А.П.Чехова для мирового театрального искусства.


Род в тоганроге – перв водевиль "не зря курица пела" – оконч гимназию – пер в Москву – мед фак, - пишет в журналы "осколки", "будильник", "стрекоза", театр не любит, "Осенью" – пьеса выз недоумение. "дядя ваня" пост сувориным впервые, потом во МХАТе, чехов не любит своих героев! Говорящ фамилии, чайка – провал в александринке – загадочн пьеса, мал комедии (свадьба, медведь, предложение)


33. М.Горький и театр  МХТ ("На дне", "Бесы"), "Васса"1,2, "Егор"

М.Горький – рецензент, драматург, теоретик театра.

Создание нового типа героя - пролетария-борца в пьесе «Мещане».

Пьеса-притча «На дне» – протест М.Горького против философии утешительства. Постановка пьесы «На дне» в МХТ.

«Васса Железнова» как социальная драма. Создание М.Горьким жанра политической драматургии.

Поздний период творчества: «Егор Булычев и другие» на советской сцене.

Значение драматургии М.Горького в развитии отечественного сценического искусства.


Сложн и потевореч фигура, перв сочин – сенсации! Его пьесы для театра – громадный материал, очень репертуарн автор! Фельетоны театра, перв пьеса "мещане"(конфликт отцов и детей), "на дне"(лука – добр лжец), "дачники", "варвары", "Дети солнца"



34. Театр Л.Андреева («Жизнь человека»).

Л.Андреев и его программная пьеса «Жизнь человека».

Показ непрочности и скорби человеческого существования и бесцельность сопротивлению судьбе в пьесах Л.Андреева.