Файл: А.Т. Зуб Управление проектами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Управление проектами

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 45791

Скачиваний: 2511

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

131

130

Члены команд лично для себя устанавливают высокие крите-
рии работы и поощряют друг друга достигать цели проекта.

6.  Члены команды считают ее неотъемлемой частью 

себя и важным источником как профессиональ ного, так 
и персональ ного роста.

Эффективные команды становятся лидерами, осущест-

вляют технологический прорыв, создают абсолютно новые 
продукты, превосходят ожидания потребителя, а также 
выполняют проекты раньше графика, и с меньшими затра-
тами, при высоком качестве. Их члены связаны взаимозави-
симостью и общей целью. Они доверяют друг другу и демон-
стрируют высокую степень сотрудничества.

Для обеспечения эффективной работы команды с высо-

кой синергией в первую очередь необходимо спланиро-
вать ее состав и определить желательные психологические 
и профессиональ ные характеристики ее членов. Чаще всего 
менеджеры проектов специально этого не делают или попол-
няют команду по мере появления новых задач, которые 
нельзя решить усилиями существу ющих ее членов. В неко-
торых случаях менеджер проекта зна ет состав команды, 
но не считает нужным представлять ее членов друг другу; 
в результате полный состав команды известен только ему. 
Такое поведение свидетельствует, по крайней мере, о непо-
нимании значения объединения усилий для достижения 
максимальной синергии.

Высокий уровень синергизма команды достигается 

при выполнении следу ющих условий:

•  ясность целей проекта;
• реалистичность плана;
•  приемлемые правила организации проектной работы;
•  лидерство менеджера проекта.
Рассмотрим особенности реализации этих принципов 

в практике управления проектами.

Ясность целей проекта означает, что цели проекта в общих 

чертах с самого начала известны всем членам команды про-
екта. Однако необходима командная работа для детализации 
целей проекта, их уточнения и выражения в количественных 
характеристиках, а также для выра ботки четких определений 
и описания целей, которые были бы понятны всем членам 
команды, приняты ими и за выполнение которых они были 
бы готовы нести ответственность.

Реалистичность плана означает, что эффективная команд-

ная работа в значительной степени зависит от наличия плана 

проекта и расписания проекта, которые должны отражать 
реальную возможность членов команды сделать запланиро-
ванную работу в срок. Команда должна хорошо знать план 
проекта и графики выполнения работ, за которые она готова 
нести ответственность и которые обязуется соблюдать.

Приемлемые правила организации проектной работы 

нужны для избегания неразберихи и ясности относительно 
того, как и кому следует планировать проект, как запустить 
начало работ и как оценивать выполненные работы, отчиты-
ваться за них, разрешать конфликты и т.д. В каждой органи-
зации должен быть свой набор процедур, которые охватывали 
бы все важные области проекта и его окружения. В крупных 
проектах такие процедуры обычно устанавливаются для каж-
дого конкретного проекта, исходя из его специфики и целей, 
и раздаются в виде брошюры, инструкции, памятки или 
аналогичного документа всем членам команды. Там, где это 
возможно, желательно чтобы процедуры проекта по форме 
воспроизводили привычные для людей устоявшихся корпо-
ративные процедуры и практики выполнения работ в органи-
зации, при этом не дублируя их и не противореча им. Однако 
устоявшиеся в организации правила выполнения работ 
не должны рассматриваться как вечный и неизменный закон: 
по мере необходимости достижения целей проекта они могут 
меняться, если эти изменения способствуют их достижению.

Лидерство менеджера проекта означает, что менед-

жер проекта должен возглавить проект, стать его лидером. 
Преуспева ющие менеджеры проекта используют разные 
методы и средства достижения лидерства, которые, с одной 
стороны, зависят от их личных качеств, опыта, навыков 
общения и профессиональ ной подготовки, а с другой — 
от характеристик проекта и его окружения.

Лидерство менеджера проекта оценивается по следу-

ющим параметрам.

•  Поведение лидера. Менеджеру проекта нельзя пола-

гаться на один определенный стиль поведения для влияния 
на поведение других людей. Различные ситуации требуют 
различных подходов, поэтому лидеры должны гибко реа-
гировать на меня ющиеся обстоятельства выполнения работ 
и психологическое состояние сотрудников.

•  Методы мотивации. Необходимо знать потребности 

команды для того, чтобы успешно определять факторы моти-
вации и планировать работы так, чтобы их нужды в макси-
мальной степени удовлетворялись.


background image

133

132

•  Межличностное и организационное общение. Кон-

фликтные ситуации возникают регулярно. Для решения 
проблем и улаживания конфликтов может оказаться полез-
ным проведение неформальных собраний.

•  Умение принимать групповые решения. Выработка 

решений при участии членов команды позволяет использо-
вать знания и опыт членов команды, повышает мотивацию 
их работы, укрепляет единство команды, наконец (и это 
самое главное!) позволяет принимать более качественные 
решения.

6.2. Ðàçâèòèå ïðîåêòíîé êîìàíäû

Многие специалисты в области психологии управле-

ния говорят, что команды наиболее бурно развиваются, как 
и младенцы, в первые месяцы своей жизни, когда закладыва-
ются их фундаментальные, базисные характеристики. Наи-
более распространенная модель развития команды вклю-
чает пять стадий, проходя через которые группы становятся 
эффективными командами.

1. Формирование. На этой начальной стадии работники 

знакомятся друг с другом и вникают в суть и масштаб про-
екта. Они начинают договариваться относительно базовых 
правил поведения и взаимоотношений, стараясь опреде-
лить, какое поведение приемлемо как относительно проекта 
(какую роль они должны играть в группе, каковы ожидания 
относительно их вклада в качество проекта), так и в меж-
личностных отношениях (кто действительно несет ответ-
ственность и за что). На стадии формирования люди в боль-
шей мере обеспокоены тем, смогут ли они приспособиться 
к исполнению новых для себя функций, а также по поводу 
того, кто будет выдвигать идеи, предложения, и кто прини-
мать решения. На этой стадии они ищут лидера, который мог 
бы ввести их в курс дела, т.е. задал бы направления приложе-
ния усилий и помог бы им начать работу. Эта стадия завер-
шается, когда работники начинают ощущать себя частью 
группы.

2. Бурление. Само наименование стадии говорит о том, 

что здесь господствует хаос, из которого постепенно возник-
нет порядок. Эта стадия отмечена высокой степенью вну-
тренних противоречий. Работники согласны с тем, что они 
являются частью проектной группы, но сопротивляются 

ограничениям (реальным или мнимым), которые проект, 
руководитель проекта, и сама группа налагают на их пове-
дение. Возникают противоречия по поводу того, кто будет 
руководить группой, как и кем будут приниматься решения, 
вырабатывается приемлемый для группы стиль управления. 
Когда эти противоречия разрешаются, а лидерство менед-
жера проекта становится признанным, легитимным, группа 
переходит на следу ющую стадию.

3. Нормализация. На этой стадии развиваются тесные 

взаимоотношения между членами группы, и она демонстри-
рует сплоченность. На стадии нормализации члены команды 
начинают разрешать свои конфликты и приспосабливаться 
к работе. Они устанавливают нормы взаимодействия друг 
с другом и чувствуют себя более комфортно во взаимоот-
ношениях. Чувства товарищества и общей ответственности 
за проект возрастают. Эта стадия завершена, когда группо-
вые роли стабилизировались, и группа выработала общую 
систему ожиданий и критериев относительно того, как ее 
члены должны работать в единстве.

4. Функционирование. Когда члены команды достигают 

стадии функционирования, задачи лидера упрощаются. 
Теперь члены команды в целом успешно работают, получают 
от этого удовольствие и показывают высокие результаты. 
На этом этапе они могут быть полноценно названы командой, 
все согласны, что ее структура полностью функциональ на. 
Группа завершила переход от знакомства и выяснения того, 
как она будет работать, к достижению целей проекта.

5. Роспуск. Эта стадия несет собственные проблемы. 

Для временных рабочих групп стадия является послед-
ней в их развитии. Однако для проектных команд есть еще 
и предварительная стадия завершения работы. На этой ста-
дии команда готовится к роспуску. Эффективная работа 
более не является приоритетом. Вместо этого внимание 
направлено на успешную сдачу проекта. Реакция на работу 
может быть разной у разных членов команды. Некоторые 
могут даже переживать из-за потери атмосферы товарище-
ства, существовавшей во время работы над проектом. Другие 
испытывать тревогу относительно дальнейших перспектив 
работы, нередко возможных проблем, связанных с возвраще-
нием на постоянное место работы в подразделении организа-
ции. Менеджер проекта должен обратить внимание на макси-
мальное удовлетворение ожиданий, связанных с закрытием 
проекта (премии, другие виды поощрений, способствование 


background image

135

134

продвижению по службе, определение перспектив занятости 
в следу ющем проекте на более высокой позиции и т.д.).

В этой модели есть несколько важных моментов 

для управля ющих проектными командами. Первый состоит 
в том, что менеджер проекта должен уделить основное вни-
мание тому, чтобы как можно быстрее помочь группе дойти 
до наиболее продуктивной четвертой стадии (стадии функ-
ционирования). Второй момент состоит в том, что сама 
модель дает возможность группе понять, как она развивается. 
Менеджерам проектов полезно ознакомить свои команды 
с моделью и характеристиками этапов. Это помогает работ-
никам смириться с неизбежностью конфликтов и трений 
на второй стадии и направить свои силы на быстрейшее про-
движение к более продуктивным фазам. Последний момент 
значения модели состоит в том, что подчеркивается важ-
ность стадии нормализации, что помогает значительно повы-
сить уровень эффективности работы на следу ющей стадии 
функционирования. Как станет ясно дальше, менеджеры 
проектов должны принимать активное участие в формиро-
вании норм группы, которые будут способствовать успешной 
работе над проектом.

Из опыта известно, равно как и подтверждено резуль-

татами ряда исследований, что эффективные проектные 
команды лучше всего развиваются в следу ющих условиях:

•  в команде не более десяти человек;
•  члены команды выражают желание работать в проект-

ной команде;

•  члены команды работают над проектом от начала 

и до конца;

•  члены команды работают над проектом полный рабо-

чий день;

•  члены команды разделяют нормы организационной 

культуры, которая поощряет сотрудничество и доверие;

•  члены команды подчиняются непосредственно менед-

жеру проекта;

•  в команде есть специалисты во всех необходимых 

областях;

•  проект представляет собой интересную в профес-

сиональ ном плане задачу, которую хочется выполнить;

•  члены команды собраны в одном месте (здании, поме-

щении), так, чтобы им легко можно было обсуждать все про-
блемы, связанные с работой.

Представленные выше условия в полном объеме могут 

быть реализованы редко. Например, в крупных проектах 
число его участников заведомо превышает десять человек. 
К тому же создается сложная структура управления, состо-
ящая из ряда подразделений, объединенных вертикальными 
и горизонтальными связями, между которыми возможна 
конкуренция за влияние на принятие ключевых для проекта 
решений, за ресурсы, за властные полномочия и т.д. По этой 
же причине непосредственный доступ любого участника 
команды к руководителю проекта затруднен.

Проблему создает также то, что нередко функциональ-

ные менеджеры или отделы кадров назначают работников 
в проектные команды без консультации с менеджером про-
екта, выполняя распоряжения «сверху». Пытаясь сохранить 
присутствие ценного работника в своем подразделении, их 
руководители могут назначить его на работу над проектом 
только на половину рабочего дня, или работников могут 
вводить и выводить из состава проектной команды по мере 
необходимости, связанной с выполнением его постоянной 
работы в подразделении. Кроме того, члены команд в такой 
ситуации имеют двойное подчинение, что их дезориенти-
рует относительно целей и содержания работы, а менеджер 
проекта никак не участвует в оценке труда своих временных 
работников по основному месту работы и никак не влияет 
на их продвижение по службе в организации. Все это сни-
жает мотивацию работников в проекте и препятствует соз-
данию полноценной команды проекта, обеспечива ющей 
в своей работе максимальный эффект синергии.

6.3. Ñîçäàíèå âûñîêîýôôåêòèâíûõ ïðîåêòíûõ êîìàíä

Менеджеры проектов играют ключевую роль в созда-

нии высокоэффективных проектных команд. Они набирают 
работников, формируют команды, проводят собрания, соз-
дают чувство понимания общей цели или общего видения 
проблемы, формируют и управляют системой поощрений, 
способству ющей поддержанию общих усилий команды, 
руководят принятием решений, разрешают конфликты, 
возника ющие внутри команды, и возглавляют совещания, 
на которых, собственно, и создается команда (рис. 6.2).

Квалифицированные, опытные управля ющие проектами 

используют ситуацию и факторы, естественным образом 


background image

137

136

способству ющие развитию команды, и находят возможность 
справиться с теми ситуациями и факторами, которые этому 
мешают. При этом они демонстрируют чрезвычайно инте-
рактивный стиль управления, который служит примером 
командной работы, а также координируют отношения между 
командой и остальной частью организации.

Процесс создания высокоэффективных проектных 

команд может быть структурирован следу ющим образом:

•  набор персонала для работы над проектом;
•  проведение проектных совещаний;
•  установление основных правил работы в команде;
•  формирование облика команды;
•  разработка общей стратегии;
•  управление системой поощрения;
Рассмотрим эти составля ющие процесса высокоэффек-

тивных проектных команд.

Создать систему 

группового принятия 

решений

Отбор членов 

проектной 

команды

Высокоэффек-

тивная команд-

ная работа

Создать миссию 

команды, общее виде-

ние проблемы

Создать систему рас-

пределения заданий 

и поощрения

Провести собрание, 

распределить обязан-

ности

Управлять конфлик-

тами

Рис. 6.2. Последовательность действий для создания 

высокоэффективной проектной команды

Набор персонала для работы над проектом в разных орга-

низациях проходит по-разному. Два важных фактора, влия-
ющих на наем, — это важность проекта и управленческая 
структура, которая будет использоваться в работе над про-

ектом. Часто в первоочередных проектах, крайне важных 
для будущего самой организации, управля ющий проектом 
получает полную свободу выбора и набирает тех, кто ему 
необходим. В менее значительных проектах управля ющему 
приходится убеждать персонал других отделов организации 
присоединиться к его команде. Во многих матричных струк-
турах функциональ ный управля ющий руководит назначе-
ниями, и управля ющему проектом приходится убеждать 
функциональ ного управля ющего выделить ему необходи-
мых работников. Даже в проектной команде, где работни-
ков назначают для работы над проектом на полный рабочий 
день, менеджер проекта должен чутко относиться к интере-
сам своих коллег. Очень легко нажить себе врагов в орга-
низации, «отбирая» у нее необходимых работников во имя 
интересов своего проекта.

Опытные менеджеры проектов подчеркивают важность 

добровольцев: согласие работать в проекте — первый шаг 
к созданию личной приверженности проекту. Такая привер-
женность может сыграть первостепенную роль для сохране-
ния мотивации, когда команда столкнется с трудностями, 
и понадобятся дополнительные усилия. При отборе и найме 
членов команды, естественно, ищут работников с опытом, 
знаниями и технической квалификацией, необходимой 
для разработки проекта.

Проведение проектных совещаний является серьезным 

средством повышения эффективности команды. Исследова-
ния в области формирования команд подтверждают правило: 
самое первое собрание по проекту крайне важно для того, 
чтобы проектная команда начала как можно быстрее функ-
ционировать. Вот слова одного опытного управля ющего 
проектом: «Первое собрание команды задает тон тому, как 
команда будет работать сообща. Если оно плохо организо-
вано или увядает в прениях, то уже сразу становится ясно, 
как в дальнейшем будет работать группа. Если же собра-
ние проводят четко, уделяя внимание реальным проблемам, 
которые обсуждают открыто и прямолинейно, то сотрудники 
сразу начинают ощущать себя членами команды».

На первом совещании менеджеры проектов, как правило, 

пытаются достичь три цели:

1)  взглянуть на проект в целом, включая масштаб и цели, 

общий график, метод и технологические процессы;

2) приступить к решению некоторых межличностных 

проблем, заложенных в самой модели развития команды: 


background image

139

138

с какой целью мы здесь находимся? кто остальные члены 
команды? какова роль каждого отдельного члена команды 
в работе над проектом? что мы делаем? зачем?

3)  начать формировать стиль работы команды над проек-

том.

Менеджер проекта должен понимать важность первых 

впечатлений. Его поведение будет находиться под присталь-
ным вниманием членов команды и соответству ющим обра-
зом восприниматься. Это совещание должно быть образцом 
для следу ющих собраний и отражать лидерский стиль руко-
водителя.

Формы совещаний могут быть самыми разнообразными. 

Достаточно часто первые собрания длятся один-два дня, 
иногда не на территории основной организации, а, напри-
мер, в арендованном загородном доме отдыха, спортивной 
базе и т.д., чтобы ничего не мешало работе. Это дает доста-
точно времени для предварительного знакомства, установ-
ления основных правил поведения в команде и определения 
структуры проекта. Также преимуществом такого проведе-
ния собраний является то, что они дают возможность членам 
команды неформально пообщаться за едой, во время пере-
рыва, после окончания рабочего дня, вечером. Такое нефор-
мальное общение крайне важно для формирования межлич-
ностных отношений.

Установление основных правил совместной работы чле-

нов команды — задача, к решению которой менеджер про-
екта должен приступить на первом же собрании. Эти пра-
вила включают в себя не только организационные цели 
или технические вопросы, но и нормы взаимодействия чле-
нов команды друг с другом. Хотя конкретные технические 
вопросы значительно отличаются в зависимости от типа 
организации проекта, некоторые важные проблемы явля-
ются общими для всех. Американский ученый Ф. Уикхэм 
разработал следу ющий вопросник, который призван способ-
ствовать разработке правил для основных направлений дея-
тельности команды.

Планирование решений
•  Как будет разрабатываться проект?
•  Какие механизмы будут использоваться для под-

держки проекта?

•  Будет ли использоваться какой-либо конкретный 

пакет программ управления проектом? Если да, то какой?

•  Кто будет вводить плановую информацию?

•  Кто помимо членов команды будет работать над пла-

ном?

•  Каковы конкретные роли и за что отвечают все участ-

ники?

•  Кого нужно ставить в известность о принятых реше-

ниях? Каким образом?

•  Какова относительная важность стоимостных затрат, 

времени и сил?

•  Каковы промежуточные результаты процесса плани-

рования проекта?

•  Какой формат приемлем для каждого промежуточного 

результата?

•  Кто будет одобрять и подтверждать завершение работы 

над каждым промежуточным результатом?

•  Кто получает каждый из промежуточных результатов?
Отслеживание решений
•  Как будет оцениваться проведение работ (прогресс)?
•  На каком уровне детализации будет отслеживаться 

работа над проектом?

•  Как члены команды будут получать информацию друг 

от друга?

•  Как часто они будут обмениваться информацией?
•  Кто будет писать и рассылать отчеты?
•  Кого нужно держать в курсе разработок проекта 

и каким образом?

•  Какое содержание необходимо для каждой конкретной 

аудитории?

Совещания
•  Где проводятся совещания?
•  Какого плана совещания проводятся?
•  Кто будет «руководить» совещаниями?
•  Как будут вырабатываться повестки дня?
•  Как будет вестись протокол совещаний?
Управление внесением изменений в принятие решения
•  Как будут устанавливаться изменения?
•  Кто будет обладать правом одобрить изменения?
•  Как изменения в плане будут документироваться 

и оцениваться?

Решения о сотрудничестве
•  С какими отделами или организациями команда будет 

сотрудничать во время разработки проекта?

•  Каковы роли и ответственность каждой организации 

(рецензент, утвержда ющий, сотрудник, пользователь)?