Файл: А.Т. Зуб Управление проектами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Управление проектами

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 45759

Скачиваний: 2511

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

51

50

•  если полученные в результате проекта производствен-

ные мощности необходимы для исполнения крупных ком-
мерческих проектов по созданию новых продуктов, исследо-
ваниям, проектированию, инжинирингу;

•  произведены инвестиции в размере 3 млн долл. и выше 

в строительные работы и оборудование.

Вложения капитала в лизинг или покупку земли, средств 

производства и оборудования обычно рассматриваются как 
краткосрочные проекты, охватыва ющие промежуток вре-
мени, в течение которого ведутся соответству ющие пере-
говоры между сторонами. Как правило, перечисленные 
вопросы решаются функциональ ными специалистами, 
и ради этого не организуется крупный проект (как, напри-
мер, проект строительства), требу ющий назначения менед-
жера проекта с полной занятостью.

2.5. Ïðîåêòû ïî èíôîðìàöèîííûì ñèñòåìàì

Проекты по информационным системам довольно спец-

ифичны и могут иметь отношение к любому направлению 
деятельности организации. Их результатами являются 
использование систем общего назначения или оборудования 
для обработки информации, в том числе данных о персонале 
и других ресурсах.

Термин «системы общего назначения» относится к мето-

дам упрощения работ, измерения выполненной работы, 
заполнения экранных форм, контроля процесса передачи 
информации, исследования производственного процесса 
по операциям, создания справочников компаний, хранения 
методик и т.д.

Термин «обработка информации» относится ко всем 

типам оборудования для обработки данных, программным 
пакетам, внешним консультантам, внутреннему персоналу 
и другим субъектам проекта, вовлеченным в деятельность 
по обработке информации.

Критериями для идентификации крупных проектов 

по информационным системам, как правило, требу ющих 
полной занятости менеджера проекта, являются:

1) высокая степень технической или эксплуатационной 

сложности;

2) высокая степень инноваций и риска;
3) участие нескольких организаций, от которых суще-

ственным образом зависит успех выполнения проекта;

4) экономический риск, определя ющийся следу ющими 

характеристиками проекта:

•  полученная информационная система необходима 

для поддержки исполнения крупных коммерческих проек-
тов по созданию новых продуктов, по исследованиям, про-
ектированию, инжинирингу, а также капитальных проектов;

•  трудоемкость составляет 10 или более человеко-лет 

профессиональ ных  ресурсов.

2.6. Óïðàâëåí÷åñêèå ïðîåêòû

В различных организациях могут встречаться разные 

виды управленческих проектов. Часто они утверждаются 
специальными комитетами и подразумевают:

•  масштабные мероприятия по снижению затрат;
• реорганизацию;
•  слияние, создание или разделение компаний;
•  значительную географическую или рыночную экспан-

сию.

Наиболее распространенным типом управленческих про-

ектов являются проекты по созданию и изменению органи-
зационной структуры (реструктуризации). Основная про-
блема здесь состоит в том, что варианты структуры носят 
характер дилемм: улучшая одни параметры (например, сни-
жая количество подчиненных у руководителя с целью повы-
шения качества руководства, вы будете получать ухудшение 
других параметров, в частности, увеличения количества 
уровней иерархии в организации, что придает ей в большей 
степени бюрократические черты — отсутствие поведенче-
ской гибкости, адаптивности по отношению к изменениям 
внешней среды). Таким образом, реорганизация — это много-
критериальная задача¸ сочета ющая научные методы анализа 
с учетом субъективных возможностей и интересов людей. 
Поэтому такие проекты требуют высокой квалификации 
как проектировщиков, так и исполнителей проекта. Однако 
далеко не во всех организациях могут быть выполнены эти 
условия, поэтому чаще всего такие проекты являются внеш-
ними, выполняемыми консалтинговыми фирмами.

Другие виды управленческих проектов представляют 

собой частные случаи, характерные для отдельных организа-
ций. Управленческие проекты часто становятся благодатной 
почвой для подготовки проектов других категорий, перечис-


background image

53

52

ленных выше. Невозможно установить критерии идентифи-
кации крупных управленческих проектов в силу их значи-
тельного разнообразия и важности каждого такого проекта.

2.7. Ìóëüòèïðîåêòû

Во многих организациях существует относительно боль-

шое количество отдельных небольших проектов. Каждым 
из них можно было бы управлять эффективно, не прибе-
гая к концепциям формального управления проектами. Но, 
когда количество таких проектов велико, многие из них 
лишены эффективного управления, о чем свидетельствуют 
временные задержки, получение меньшей прибыли и пере-
расход утвержденного бюджета.

Когда в организации одновременно реализует несколько 

проектов (относящихся к любым описанным выше катего-
риям) и когда они в своей совокупности создают экономи-
ческие риски, равные или превыша ющие те, которые мог бы 
создать один большой проект, уместно использовать тер-
мин мультипроектная среда (или мультипроект). Проекты, 
составля ющие мультипроект иногда называют субпроек-
тами
. При этом некоторый надпроектный орган управле-
ния несколькими проектами может и не создаваться. В этом 
случае объединение или синергия субпроектов осуществля-
ется за счет координации общей деятельности (например, 
при строительстве нескольких объектов можно поручить 
одной организации по единому подряду построить систему 
коммуникаций зданий, их фундаменты или что-либо еще).

Другой фактор объединения проектов — выгода, получа-

емая посредством организации общего снабжения всех про-
ектов или составления графика использования строитель-
ной техники последовательно на разных объектах, каждый 
из которых является отдельным проектом.

Более сложной задачей является координация целей 

отдельных субпроектов. Они должны быть учтены в целях 
общего мультипроекта. Однако проблема здесь состоит 
в том, что цели мультипроектного управления нельзя плавно 
отодвинуть в будущее, если достижение целей какой-нибудь 
частью такого проекта задерживается, так как в противном 
случае сдача других проектов в составе мультипроекта также 
будет откладываться, что в целом будет снижать эффектив-
ность проектного управления.

Трудно провести четкую границу между мультипро-

ектной средой и мультиконтрактной ситуацией, которая 
заключается в рутинных продажах, производстве и поставке 
продуктов. Если каждый контракт является повторением 
предыдущего лишь с небольшими изменениями или ново-
введениями, то такие контракты не должны рассматриваться 
как проекты. Если контракт предполагает значительную 
модификацию продукта или его адаптацию под нужды поль-
зователя, целесообразнее считать каждый такой контракт 
проектом.

Хорошим примером может послужить установка теле-

фонных коммутационных станций. Производство и поставка 
стандартного оборудования не являются проектом. Однако 
проектирование, установка, тестирование и поставка готовой 
телефонной станции необходимой конфигурации, очевидно, 
представляют собой проект, который, разумеется, будет 
зависеть от обычного, повторя ющегося производства многих 
стандартных деталей и, в большинстве случаев, некоторых 
специально разработанных частей.

Мультипроектное управление в настоящее время широко 

применяется организациями, деятельность которых ори-
ентирована на управление проектами — консалтинговыми, 
аудиторскими, юридическими, собственно проектными 
фирмами. Но оно все шире проникает и в стратегическое 
корпоративное управление. В диверсифицированных кор-
порациях типа холдинга, где имеется несколько независи-
мых бизнес-единиц на уровне материнской управля ющей 
компании создается проектно-матричная организационная 
структура, осуществля ющая свою деятельность на основе 
«встраивания» деятельности про мультипроектному управ-
лению проектами в бизнес-единицах корпорации в ее общую 
стратегию.

Таким образом, мультипроектное управление — это осо-

бый тип проектного управления, адаптированный для менед-
жмента организации, осуществля 

ющей одновременно 

и регулярно большое количество проектов. Цели мультипро-
ектного управления составляются на основе целей реализу-
емых проектов, а жизненный цикл мультипроекта не имеет 
точно определенных во времени переходов между фазами 
и определяется ходом реализации всех проектов.

В заключение отметим, что нет четкой логической гра-

ницы между мультипроектом и программой. И то и другое 
составлено из проектов, однако в случае мультипроекта цен-


background image

54

трализация управления субпроектами более выражена. Про-
граммы же в большей степени носят прогностический харак-
тер, т.е. показывают прогнозные значения развития системы 
на долгосрочный период.

Âûâîäû

Большое разнообразие проектов составляет сложность для их 

классификации. Проекты различаются по типу (сферам деятель-
ности, в которых они осуществляются).

В зависимости от того, где они выполняются, различают внутрен-

ние и внешние проекты.

В зависимости от состава, структуры проекта и его предметной 

области различают монопроекты, мультипроекты и мегапроекты.

По характеру их предметной области различают инвестиционные, 

инновационные, научно-исследовательские, учебно-образователь-
ные, смешанные проекты.

В зависимости от степени жесткости (или вариабельности) 

взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными элементами 
проекта различают технические и нетехнические проекты. Первые 
основываются на инженерных знаниях и законах природы, вторые 
сильно зависят от интересов участников проекта (стейкхолдеров). 
Поскольку причинно-следственные связи в этих проектах не всегда 
однозначно определены, такие проекты демонстрируют свойство 
эквифинальности: возможность достижения желаемого результата 
проекта разными путями, через разную последовательность действий.

Использование инженерных методов расчета, вычисления, модели-

рования и т.п. ведет к преимущественно жестким методам управления 
проектами, в то время как ориентация управления проектами на ин-
тересы, мнения, потребности людей, участву ющих в проекте, ведет 
к преобладанию мягких методов управления (широкое применение 
знаний и методов социологии, психологии, конфликтологии и др.).

В зависимости от длительности проекта выделяются краткосроч-

ные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), 
долгосрочные (свыше пяти лет) проекты.

Степень новизны проектов и опыта персонала в их разработке 

и осуществлении определяют выделение новаторских и рутинных, 
традиционных и нетрадиционных проектов.

Помимо общих принципов классификации проектов существу-

ют и частные, отраслевые, а также связанные с привязкой проектов 
к различным видам деятельности или методам управления. В част-
ности, выделяются следу ющие типы проектов: проекты, выполняе-
мые коммерческими и государственными предприятиями в рамках 
контрактов, проекты по исследованиям, разработке, инжинирингу, 
строительные и другие проекты по созданию основных средств про-
изводства, проекты по информационным системам, управленческие 
проекты, мультипроекты.

Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ

1. Приведите пример программы, направленной на профилактику 

заболеваний, осуществляемой администрацией некоторой области. 
В рамках каких проектов будет реализовываться эта программа?

2. Приведите примеры проекта в производственной фирме, кото-

рый является одновременно:

•  внутренним и научно-исследовательским;
•  новаторским и монопроектом;
• долгосрочным 

строительным.

3. Приведите примеры проекта, осуществляемого по заказу мэрии 

небольшого города, который является одновременно:

•  нетехническим и мультипроектом;
•  инновационным и строительным.


background image

57

56

Ãëàâà 3

.

ÏÐÎÅÊÒÛ Â ÑÈÑÒÅÌÅ ÔÓÍÊÖÈÎÍÀËÜ ÍÎÃΠ

È ÑÒÐÀÒÅÃÈ×ÅÑÊÎÃÎ ÌÅÍÅÄÆÌÅÍÒÀ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать
•  отличия в целях, задачах и методах управления проектами 

функциональ ного и стратегического уровня;

•  значение и вклад дисциплин общего менеджмента в управление 

проектами;

уметь
•  применять навыки общего менеджмента в управлении про-

ектами;

•  разрабатывать критерии отбора приоритетных проектов;

владеть
•  методами координации целей организации и целей проектного 

управления.

3.1. Âçàèìîñâÿçü ìåæäó óïðàâëåíèåì ïðîåêòàìè 

è ôóíêöèîíàëü íûì ìåíåäæìåíòîì

Проекты, как правило, осуществляются в организации. 

которая функционирует в соответствии с планами, направ-
ленными на достижение организационных целей. На фоне 
повседневной, рутинной деятельности организации, про-
екты представляются временным, хотя, зачастую, и очень 
важным мероприятием, требу ющем привлечения организа-
ционных ресурсов, в том числе и управленческих, человече-
ских. Задача состоит в том, чтобы осуществление проектов 
не препятствовало достижению организационных целей, 
не создавало дополнительных проблем, а наоборот, способ-
ствовало их решению. Таким образом, идет речь о коор-
динации выполнения проектных работ с повседневными 
работами функциональ ных подразделений, отделов, рабо-

чих групп организации. Эта задача особенно усложняется, 
когда необходимо скоординировать выполнение проектов со 
стратегическими планами организации, сделать управление 
проектами частью стратегического менеджмента. Успешное 
решение этой задачи обеспечивает повышение эффективно-
сти организационного управления в целом.

Управление проектами требует использования боль-

шого объема знаний дисциплин общего или оперативного 
менеджмента. Это знания и методы теории планирования 
и проектирования организаций, теории принятия решений, 
маркетинга, управления персоналом, концепций лидерства 
и формирования команд, организации производства, логи-
стики, теории организационной культуры и власти и мно-
гое другое, в зависимости от типа и предметной области 
проекта.

В 1970-е гг. большинство крупных компаний западных 

стран в ответ на растущие масштабы и сложность их дея-
тельности в условиях жесткой конкуренции стали развивать 
и использовать методы управления проектами. Ускорению 
этого процесса способствовало широкое внедрение компью-
терных систем обработки информации, причем постепенно 
в процесс компьютеризации включались все новые составля-
ющие проектного менеджмента, по мере освоения компью-
терных методов и информационных технологий различными 
дисциплинами общего менеджмента ( табл. 3.1).

Таблица 3.1

Процесс компьютеризации проектного менеджмента 

(по И. И. Мазуру и В. Д. Шапиро)

Область применения 

и методы

Годы

Техника сетевого 

планирования

1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000

Организация работ 
над проектом

+

+

+

+

+

+

+

Системное планирование 
проекта

+

+

+

+

+

+

Логистика

+

+

+

+

+

Разработка специальных 
пакетов прикладных про-
грамм

+

+

+

+

+


background image

59

58

Область применения 

и методы

Годы

Техника сетевого 

планирования

1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000

Методы реструктуризации 
проекта

+

+

+

+

+

Системное управление 
функциями

+

+

+

+

Системное управление 
подсистемами

+

+

+

+

Системное представление 
о фазе закрытия проекта 
и эксплуатационной фазе

+

+

+

+

Управление специаль-
ными, в т. ч. особо слож-
ными проектами

+

+

+

+

Формирование объектно-
ориентированных струк-
тур управления

+

+

+

+

Управление рисками

+

+

+

Разработка целостной 
теории управления пси-
хологическими аспектами 
управления проектами

+

+

+

Методология формирова-
ния команд проектов

+

+

Системное представление 
о дисциплине «Управле-
ние проектами»

+

Философия управления 
проектами

+

Функциональ ный (общий) менеджмент

  занимается 

самыми разными аспектами управления организации. В него 
среди прочего входят:

•  финансы и бухучет, сбыт и маркетинг, исследования 

и разработки, производство и распределение;

•  стратегическое, тактическое и оперативное планирова-

ние;

•  организационные структуры, организационное пове-

дение, управление персоналом, вознаграждение, прибыли 
и пути карьеры;

•  управление трудовыми отношениями посредством 

мотивации, передачи ответственности, наблюдения, созда-
ния команд, управления конфликтами и прочие технологии.

•  самоуправление посредством управления личным вре-

менем, управления стрессом и другие технологии.

Навыки общего менеджмента дают достаточную базу 

для формирования навыков управления проектами. Часто они 
весьма существенны для менеджера проекта. Для любого про-
екта могут понадобиться навыки сферы общего менеджмента. 
В самом общем виде задача общего менеджмента состоит в объе-
динении ресурсов и усилий для достижения целей организации.

Несмотря на то, что специфические обязанности менед-

жеров отличаются, все менеджеры — являются ли они пре-
зидентами корпорации, директорами агентства, линейными 
менеджерами, директорами школы, кинопродюсерами или 
менеджерами проектов — выполняют одни и те же функции.

На рис. 3.1 представлено сравнительное влияние дис-

циплин общего менеджмента на управление проек-
тами. По радиусам диаграммы отмечен уровень влияния 
соответству ющих дисциплин и направлений деятельности, 
относящихся к общему менеджменту, на проектный менед-
жмент (в стобалльной системе). Как видно из диаграммы, 
наиболее масштабно в проектном менеджменте представлены 
различные аспекты управления производством (разумеется, 
если речь идет о производственном проекте). В минималь-
ной же степени используются такие дисциплины общего 
менеджмента, как стратегическое планирование, работа 
с персоналом или информационное обеспечение.

Можно выделить пять функций (рис. 3.2), которые в пол-

ной мере относятся и к менеджерам проектов.

Во-первых, менеджер решает, что должно быть сделано; 

это функция планированияОна включает в себя постановку 
организационных целей и определение средств для их дости-
жения, совместимых с име ющимися в распоряжении ресур-
сами и силами во внешней среде. Планирование основыва-
ется на решении проблем. Решение проблем включает в себя 
комбинацию из определения проблем  и  принятия решений. 
Это связано с уже возникшими проблемами (что противо-
поставлено менеджменту риска, который связан с потенци-
альными проблемами).

Окончание табл. 3.1