ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.12.2019
Просмотров: 1007
Скачиваний: 3
; .
6.
Порядок расчета влияния факторов
приемом
абсолютных разниц
Способ абсолютных разниц применяется в детерминированном факторном анализе для расчета влияния факторов на результативный показатель в мультипликативных и мультипликативно-аддитивных моделях. Он применяется тогда, когда исходные данные уже содержат абсолютные отклонения по факторным показателям.
Последовательность решения задачи с помощью данного способа:
-
Построение математической факторной модели.
-
Деление факторов на количественные и качественные.
-
Деление количественных показателей на первичные, вторичные и т.д.
-
Составление факторной модели в таком виде, чтобы на первом месте стоял первичный количественный фактор, на втором – вторичный, на последнем – качественный.
-
Расчет влияния факторов.
-
Проверка правильности расчетов путем балансовой увязки и выводы.
Для расчета влияния факторов определяется абсолютная величина прироста исследуемого фактора и умножается на плановую величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели.
Математическое описание способа абсолютных разниц:
1) мультипликативная модель:
; ;
определение абсолютного отклонения по каждому фактору:
; ; ;
расчет влияния каждого фактора на результативный показатель:
;
;
;
балансовая увязка влияния факторов:
; ;
2) комбинированная модель:
; ;
расчет влияния каждого фактора на результативный показатель:
;
;
;
балансовая увязка влияния факторов:
; .
7. Табличный и графический способы анализа
Графический способ анализа позволяет выразить зависимость между показателями при помощи графиков или диаграмм. Графики представляют собой условное изображение числовых величин в форме линий, плоскостей, столбиков и других геометрических фигур. Числовые значения величин переводят в графическое изображение при помощи масштаба. Графический способ наглядно и доступно отражает взаимосвязь показателей между собой, тенденции и закономерности развития деятельности конкретного предприятия или отрасли в целом. При помощи графиков иллюстрируют взаимосвязь между различными показателями, сравнивают отчетные данные за несколько периодов, а также отчетные данные с плановыми, характеризуют структуру какого-либо явления.
Графики являются одной из форм оперативного контроля и управления хозяйственными процессами. Различают следующие виды графиков: линейные, круговые, столбиковые, ленточные, криволинейные диаграммы и др.
При построении графиков должны соблюдаться выразительность, наглядность, простота.
Однако графики имеют и ряд недостатков по сравнению с таблицами:
-
не могут включать большое количество данных;
-
указываются приблизительные данные;
-
построение осуществляется вручную – это трудоемкий процесс, однако с использованием компьютера эта задача упрощается.
Составление таблиц широко используется в экономическом анализе для подготовки и обработки информации, так как обеспечивает:
-
уменьшение объема исходных данных в отчетных документах;
-
систематизацию данных и выявление закономерностей;
-
наглядность;
-
уменьшение объема аналитических пояснений.
Таблица данных – это система строк и столбцов, в которых в определенной последовательности и связи излагаются информационные сведения об анализируемом явлении или объекте. В таблице слева находится подлежащее, справа – сказуемое. В подлежащем указывается объект, в сказуемом – его характеристика в количественной форме в виде системы показателей.
По характеру подлежащего таблицы бывают простые, групповые и комбинационные.
По аналитическому содержанию различают таблицы, отражающие:
-
характеристику изучаемого объекта;
-
порядок расчета показателей;
-
структурные изменения в составе показателей;
-
взаимосвязь показателей по различным признакам;
-
результаты расчета влияния факторов на результативный показатель;
-
методику подсчета резервов;
-
сводные результаты анализа.
Заголовки граф таблицы содержат название показателей, единицы их измерения. Завершает таблицу итоговая строка.
В таблицах данные принято располагать в следующей последовательности:
– абсолютные, затем относительные показатели;
– исходная информация, затем расчетные показатели;
– факторы, а затем результативный показатель.
По результатам анализа составляют сводные таблицы, в которых систематизируют данные аналитического исследования хозяйственной деятельности предприятия.
8. Порядок расчета влияния факторов способом
относительных разниц
Способ относительных разниц применяется в детерминированном факторном анализе для измерения влияния факторов в мультипликативных моделях. Данный способ применяется тогда, когда исходные данные уже содержат определенные ранее относительные приросты факторных показателей в процентах или коэффициентах.
Последовательность решения задачи с помощью данного способа следующая:
1. Построение математической факторной модели.
2. Деление факторов на количественные и качественные.
3. Деление количественных показателей на первичные, вторичные и т.д.
4. Составление факторной модели в таком виде, чтобы на первом месте стоял первичный количественный фактор, на втором – вторичный, на последнем – качественный.
5. Расчет влияния факторов.
6. Проверка правильности расчетов путем балансовой увязки и выводы.
Математическое описание способа относительных разниц:
; ;
для расчета влияния фактора «а» необходимо плановое значение результативного показателя умножить на относительный прирост данного фактора, который рассчитывается делением абсолютного прироста фактора «а» на плановое значение фактора «а»:
;
для расчета влияния фактора «в» необходимо к плановому значению результативного показателя прибавить величину влияния фактора «а» на результативный показатель и полученную сумму умножить на относительный прирост фактора «в»:
;
для расчета влияния фактора «с» необходимо к плановому значению результативного показателя прибавить величину влияния факторов «а» и «в» на результативный показатель и полученную сумму умножить на относительный прирост фактора «с»:
;
балансовая увязка влияния факторов на результативный показатель:
; .
9. Анализ объема и ассортимента продукции
Произведенная продукция подразделяется на валовую и товарную продукцию. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.
Товарная продукция – это валовая продукция за минусом незавершенного производства и продукция, предназначенная для собственного потребления.
Основными задачами анализа продукции являются:
-
анализ объема и динамики производства продукции;
-
анализ ассортимента и структуры продукции;
-
анализ качества продукции;
-
анализ ритмичности работы организации;
-
анализ факторов и резервов роста производства продукции.
Источниками информации для анализа являются: бизнес-план организации; оперативные планы-графики производства и реализации продукции; формы № 1, 2 бухгалтерской отчетности; форма № 1-п статистической отчетности.
Анализ объема включает в себя оценку выполнения плана, который рассчитывается путем деления фактического показателя производства и реализации продукции на плановый и умножением на 100.
Существуют различные измерители объема производства продукции: 1) натуральные (штуки, метры, тонны); 2) условно-натуральные (тысячи условных банок); 3) стоимостные показатели (в денежном выражении).
Для изучения динамики производства продукции рассчитываются: абсолютные отклонения; темпы роста и темпы прироста по производству продукции. Абсолютные отклонения определяются как разность между фактическими и плановыми показателями, темп роста – как отношение фактического показателя отчетного периода к фактическому показателю прошлого года и умножением на 100, темп прироста – как разность между темпом роста и 100%.
Динамика производства продукции изучается также с помощью расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Для расчета базисных темпов роста за базу принимается показатель определенного года, квартала или месяца, с которым будут сравниваться показатели последующих периодов. Методика расчета: необходимо значение показателя каждого последующего года разделить на показатель базового года и умножить на 100. При расчете цепных темпов роста последующие показатели сравниваются с показателями предыдущих периодов. Методика расчета: значение каждого показателя последующего года необходимо разделить на значение показателя предыдущего года и умножить на 100.
Ассортимент продукции – это перечень разновидности продукции одного и того же наименования по видам, типам, маркам и другим признакам с указанием количества по каждому из них. Различают ширину (количество наименований продукции) и глубину ассортимента продукции (количество видов изделий на одно наименование продукции).
При анализе ассортимента произведенной продукции оценивается выполнение плана, которое определяется путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции и умножением на 100. Продукция, изготовленная сверх плана и не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся:
-
изменение спроса на отдельные виды продукции;
-
неудовлетворительное состояние материально-технического обеспечения;
-
несвоевременный ввод в действие производственных мощностей организации по не зависящим от нее причинам.
Внутренние причины:
-
недостатки в организации производства;
-
плохое техническое состояние оборудования, простои, аварии;
-
нехватка электроэнергии;
-
недостатки в системе управления и материального стимулирования и др.
Невыполнение плановых заданий по ассортименту ведет к нарушению ритмичности работы субъекта хозяйствования.
Организации должны постоянно обновлять ассортимент продукции с учетом спроса и рынка. Для анализа этого процесса рассчитывается коэффициент обновления ассортимента ( ), который определяется по формуле
.
При анализе также изучаются такие вопросы, как абсолютное и относительное отклонения; темпы роста и прироста по этому коэффициенту; выполнение плановых заданий.
10. Анализ структуры выпускаемой продукции
Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске.
Структура продукции – удельный вес каждой продукции в общем выпуске. В аналитической практике нередко понятия «структура», «удельный вес», «доля» употребляются как синонимы.
Изменение структуры оказывает большое влияние на стоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогостоящей продукции в общем объеме, то стоимость товарной продукции возрастает, и наоборот. В то же время при увеличении удельного веса высокорентабельной продукции растет прибыль организации, и наоборот.
При анализе структуры продукции оценивается выполнение плана. Выполнить план по структуре – это означает сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Удельный вес измеряется в процентах или коэффициентах. Если измеряется в процентах, то удельный вес рассчитывается путем деления объема выпуска и реализации продукции конкретного вида на общий ее объем и умножением на 100. Если измеряется в коэффициентах, то на 100 полученный результат от деления не умножается.
Изменение структуры выпущенной продукции оказывает влияние на изменение стоимости товарной продукции. Методика расчета: вначале рассчитывается изменение средней цены за счет структуры, затем полученный результат умножается на общий фактический выпуск продукции. Изменение средней цены за счет структуры ( ) рассчитывается по формуле
,
где и – фактический и плановый удельные веса i-го вида продукции;
Цi – цена изделия i-го вида.
Изменение стоимости товарной продукции за счет изменения структуры ( ) определяется по формуле
.
Расчет влияния структурного фактора на изменение стоимости общего объема выпуска продукции можно произвести с помощью средневзвешенных цен. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции, т.е.
.
Аналогичным образом определяется влияние структуры продукции на сумму выручки.
Используя приведенную выше методику, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности организации: трудоемкость, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность. Все это позволит комплексно и всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия по производству продукции.
Причинами нарушения структуры выпускаемой продукции могут быть:
– изменение спроса на отдельные виды продукции;
– нарушения в обеспечении организации сырьем и материалами;
– недостатки в системе управления и др.
11. Анализ качества продукции
Качество продукции – это совокупность свойств продукции (параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские, уровень их стандартизации и унификации, надежность и долговечность), определяющих ее пригодность для использования по назначению потребителем.
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от ее вида и назначения. Они включают:
-
удельный вес новой продукции в общем выпуске;
-
удельный вес продукции высшей категории качества;
-
средний коэффициент сортности;
-
удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
-
удельный вес экспортируемой продукции.
Индивидуальные показатели характеризуют какое-либо свойство продукции. К ним относятся:
-
полезность (жирность молока, содержание железа в руде и т.д.);
-
надежность (безотказность в работе длительное время);
-
технологичность (эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость));
-
эстетичность изделий.
Косвенные показатели характеризуют потери от низкого качества продукции (штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.).