Файл: М-838. Мушовец.Пособие по АХД.ГЭК. dok.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.12.2019

Просмотров: 958

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

; .



6. Порядок расчета влияния факторов
приемом абсолютных разниц


Способ абсолютных разниц применяется в детерминированном факторном анализе для расчета влияния факторов на результативный показатель в мультипликативных и мультипликативно-аддитивных моделях. Он применяется тогда, когда исходные данные уже содержат абсолютные отклонения по факторным показателям.

Последовательность решения задачи с помощью данного способа:

  1. Построение математической факторной модели.

  2. Деление факторов на количественные и качественные.

  3. Деление количественных показателей на первичные, вторичные и т.д.

  4. Составление факторной модели в таком виде, чтобы на первом месте стоял первичный количественный фактор, на втором – вторичный, на последнем – качественный.

  5. Расчет влияния факторов.

  6. Проверка правильности расчетов путем балансовой увязки и выводы.

Для расчета влияния факторов определяется абсолютная величина прироста исследуемого фактора и умножается на плановую величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели.

Математическое описание способа абсолютных разниц:

1) мультипликативная модель:

; ;

определение абсолютного отклонения по каждому фактору:

; ; ;

расчет влияния каждого фактора на результативный показатель:

;

;

;

балансовая увязка влияния факторов:

; ;

2) комбинированная модель:

; ;

расчет влияния каждого фактора на результативный показатель:

;

;

;

балансовая увязка влияния факторов:

; .



7. Табличный и графический способы анализа


Графический способ анализа позволяет выразить зависимость между показателями при помощи графиков или диаграмм. Графики представляют собой условное изображение числовых величин в форме линий, плоскостей, столбиков и других геометрических фигур. Числовые значения величин переводят в графическое изображение при помощи масштаба. Графический способ наглядно и доступно отражает взаимосвязь показателей между собой, тенденции и закономерности развития деятельности конкретного предприятия или отрасли в целом. При помощи графиков иллюстрируют взаимосвязь между различными показателями, сравнивают отчетные данные за несколько периодов, а также отчетные данные с плановыми, характеризуют структуру какого-либо явления.

Графики являются одной из форм оперативного контроля и управления хозяйственными процессами. Различают следующие виды графиков: линейные, круговые, столбиковые, ленточные, криволинейные диаграммы и др.

При построении графиков должны соблюдаться выразительность, наглядность, простота.

Однако графики имеют и ряд недостатков по сравнению с таблицами:

  • не могут включать большое количество данных;

  • указываются приблизительные данные;

  • построение осуществляется вручную – это трудоемкий процесс, однако с использованием компьютера эта задача упрощается.


Составление таблиц широко используется в экономическом анализе для подготовки и обработки информации, так как обеспечивает:

  • уменьшение объема исходных данных в отчетных документах;

  • систематизацию данных и выявление закономерностей;

  • наглядность;

  • уменьшение объема аналитических пояснений.

Таблица данных – это система строк и столбцов, в которых в определенной последовательности и связи излагаются информационные сведения об анализируемом явлении или объекте. В таблице слева находится подлежащее, справа – сказуемое. В подлежащем указывается объект, в сказуемом – его характеристика в количественной форме в виде системы показателей.

По характеру подлежащего таблицы бывают простые, групповые и комбинационные.

По аналитическому содержанию различают таблицы, отражающие:

  • характеристику изучаемого объекта;

  • порядок расчета показателей;

  • структурные изменения в составе показателей;

  • взаимосвязь показателей по различным признакам;

  • результаты расчета влияния факторов на результативный показатель;

  • методику подсчета резервов;

  • сводные результаты анализа.

Заголовки граф таблицы содержат название показателей, единицы их измерения. Завершает таблицу итоговая строка.

В таблицах данные принято располагать в следующей последовательности:

абсолютные, затем относительные показатели;

исходная информация, затем расчетные показатели;

факторы, а затем результативный показатель.

По результатам анализа составляют сводные таблицы, в которых систематизируют данные аналитического исследования хозяйственной деятельности предприятия.



8. Порядок расчета влияния факторов способом

относительных разниц


Способ относительных разниц применяется в детерминированном факторном анализе для измерения влияния факторов в мультипликативных моделях. Данный способ применяется тогда, когда исходные данные уже содержат определенные ранее относительные приросты факторных показателей в процентах или коэффициентах.

Последовательность решения задачи с помощью данного способа следующая:

1. Построение математической факторной модели.

2. Деление факторов на количественные и качественные.

3. Деление количественных показателей на первичные, вторичные и т.д.

4. Составление факторной модели в таком виде, чтобы на первом месте стоял первичный количественный фактор, на втором – вторичный, на последнем – качественный.

5. Расчет влияния факторов.

6. Проверка правильности расчетов путем балансовой увязки и выводы.

Математическое описание способа относительных разниц:

; ;

для расчета влияния фактора «а» необходимо плановое значение результативного показателя умножить на относительный прирост данного фактора, который рассчитывается делением абсолютного прироста фактора «а» на плановое значение фактора «а»:


;

для расчета влияния фактора «в» необходимо к плановому значению результативного показателя прибавить величину влияния фактора «а» на результативный показатель и полученную сумму умножить на относительный прирост фактора «в»:

;

для расчета влияния фактора «с» необходимо к плановому значению результативного показателя прибавить величину влияния факторов «а» и «в» на результативный показатель и полученную сумму умножить на относительный прирост фактора «с»:

;

балансовая увязка влияния факторов на результативный показатель:

; .



9. Анализ объема и ассортимента продукции


Произведенная продукция подразделяется на валовую и товарную продукцию. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

Товарная продукция – это валовая продукция за минусом незавершенного производства и продукция, предназначенная для собственного потребления.

Основными задачами анализа продукции являются:

  • анализ объема и динамики производства продукции;

  • анализ ассортимента и структуры продукции;

  • анализ качества продукции;

  • анализ ритмичности работы организации;

  • анализ факторов и резервов роста производства продукции.

Источниками информации для анализа являются: бизнес-план организации; оперативные планы-графики производства и реализации продукции; формы № 1, 2 бухгалтерской отчетности; форма № 1-п статистической отчетности.

Анализ объема включает в себя оценку выполнения плана, который рассчитывается путем деления фактического показателя производства и реализации продукции на плановый и умножением на 100.

Существуют различные измерители объема производства продукции: 1) натуральные (штуки, метры, тонны); 2) условно-натуральные (тысячи условных банок); 3) стоимостные показатели (в денежном выражении).

Для изучения динамики производства продукции рассчитываются: абсолютные отклонения; темпы роста и темпы прироста по производству продукции. Абсолютные отклонения определяются как разность между фактическими и плановыми показателями, темп роста – как отношение фактического показателя отчетного периода к фактическому показателю прошлого года и умножением на 100, темп прироста – как разность между темпом роста и 100%.

Динамика производства продукции изучается также с помощью расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Для расчета базисных темпов роста за базу принимается показатель определенного года, квартала или месяца, с которым будут сравниваться показатели последующих периодов. Методика расчета: необходимо значение показателя каждого последующего года разделить на показатель базового года и умножить на 100. При расчете цепных темпов роста последующие показатели сравниваются с показателями предыдущих периодов. Методика расчета: значение каждого показателя последующего года необходимо разделить на значение показателя предыдущего года и умножить на 100.


Ассортимент продукции – это перечень разновидности продукции одного и того же наименования по видам, типам, маркам и другим признакам с указанием количества по каждому из них. Различают ширину (количество наименований продукции) и глубину ассортимента продукции (количество видов изделий на одно наименование продукции).

При анализе ассортимента произведенной продукции оценивается выполнение плана, которое определяется путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции и умножением на 100. Продукция, изготовленная сверх плана и не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся:

  • изменение спроса на отдельные виды продукции;

  • неудовлетворительное состояние материально-технического обеспечения;

  • несвоевременный ввод в действие производственных мощностей организации по не зависящим от нее причинам.

Внутренние причины:

  • недостатки в организации производства;

  • плохое техническое состояние оборудования, простои, аварии;

  • нехватка электроэнергии;

  • недостатки в системе управления и материального стимулирования и др.

Невыполнение плановых заданий по ассортименту ведет к нарушению ритмичности работы субъекта хозяйствования.

Организации должны постоянно обновлять ассортимент продукции с учетом спроса и рынка. Для анализа этого процесса рассчитывается коэффициент обновления ассортимента ( ), который определяется по формуле

.

При анализе также изучаются такие вопросы, как абсолютное и относительное отклонения; темпы роста и прироста по этому коэффициенту; выполнение плановых заданий.



10. Анализ структуры выпускаемой продукции


Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске.

Структура продукции – удельный вес каждой продукции в общем выпуске. В аналитической практике нередко понятия «структура», «удельный вес», «доля» употребляются как синонимы.

Изменение структуры оказывает большое влияние на стоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогостоящей продукции в общем объеме, то стоимость товарной продукции возрастает, и наоборот. В то же время при увеличении удельного веса высокорентабельной продукции растет прибыль организации, и наоборот.

При анализе структуры продукции оценивается выполнение плана. Выполнить план по структуре – это означает сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Удельный вес измеряется в процентах или коэффициентах. Если измеряется в процентах, то удельный вес рассчитывается путем деления объема выпуска и реализации продукции конкретного вида на общий ее объем и умножением на 100. Если измеряется в коэффициентах, то на 100 полученный результат от деления не умножается.


Изменение структуры выпущенной продукции оказывает влияние на изменение стоимости товарной продукции. Методика расчета: вначале рассчитывается изменение средней цены за счет структуры, затем полученный результат умножается на общий фактический выпуск продукции. Изменение средней цены за счет структуры ( ) рассчитывается по формуле

,

где и – фактический и плановый удельные веса i-го вида продукции;

Цi – цена изделия i-го вида.

Изменение стоимости товарной продукции за счет изменения структуры ( ) определяется по формуле

.

Расчет влияния структурного фактора на изменение стоимости общего объема выпуска продукции можно произвести с помощью средневзвешенных цен. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции, т.е.

.

Аналогичным образом определяется влияние структуры продукции на сумму выручки.

Используя приведенную выше методику, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности организации: трудоемкость, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность. Все это позволит комплексно и всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия по производству продукции.

Причинами нарушения структуры выпускаемой продукции могут быть:

изменение спроса на отдельные виды продукции;

нарушения в обеспечении организации сырьем и материалами;

недостатки в системе управления и др.



11. Анализ качества продукции


Качество продукции – это совокупность свойств продукции (параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские, уровень их стандартизации и унификации, надежность и долговечность), определяющих ее пригодность для использования по назначению потребителем.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от ее вида и назначения. Они включают:

  • удельный вес новой продукции в общем выпуске;

  • удельный вес продукции высшей категории качества;

  • средний коэффициент сортности;

  • удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

  • удельный вес экспортируемой продукции.

Индивидуальные показатели характеризуют какое-либо свойство продукции. К ним относятся:

  • полезность (жирность молока, содержание железа в руде и т.д.);

  • надежность (безотказность в работе длительное время);

  • технологичность (эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость));

  • эстетичность изделий.

Косвенные показатели характеризуют потери от низкого качества продукции (штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.).