ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.12.2019
Просмотров: 1972
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
2 Метод комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий
- классификация и систематизация их с целью обеспечения возможности системного подхода;
- определения формы зависимости между фактором и результатом;
- моделирование взаимосвязи между результатом и факторным показателем;
- расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результата;
- расчета с факторной моделью (практическое ее использование для управления процессом).
где – себестоимость продукции;
- доля прибыли от коммерческой деятельности предприятия;
- объем отгруженной продукции;
- объем спроса на продукцию предприятия (емкость рынка);
- коэффициент конкурентоспособности предприятия.
Критерии оценки конкурентоспособности предприятия.
Конкурентоспособность по продукту:
а) коэффициент рыночной доли (КРД) отражает долю предприятия на рынке:
где ОП – объем продаж продукта фирмой;
ООПР – общий объем продаж продукта на рынке;
где ЗПП – сумма затрат на предпродажную подготовку;
ЗПОП – сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж;
где ОПКОП – объем продаж на конец отчетного периода;
ОПНОП – объем продаж на начало отчетного периода.
Конкурентоспособность по цене:
КУЦ = (Цmax + Цmin) / (2 х ЦУФ), (6.4)
где Цmax – максимальная цена товара на рынке;
Цmin – минимальная цена товара на рынке;
ЦУФ – цена товара, установленная фирмой.
Конкурентоспособность по доведению продукта до потребителя:
КСБ = (КИОП х ЗСБКОП) / ЗСБНОП (6.5)
где ЗСБКОП – сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода;
ЗСБНОП – сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода.
Конкурентоспособность по критерию продвижения продукта:
Крекл.д. = (КИОП х ЗРДКОП) / ЗРДНОП, (6.6)
где ЗРДКОП – затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода;
ЗРДНОП – затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода.
ККП = ККМД х КТЛ х КОСС, (6.7)
где КТЛ – коэффициент текущей ликвидности;
КОСС – коэффициент обеспеченности собственными средствами.
7 Анализ объема производства и продаж
2 Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать:
ГП н. + ТП + ОТ н. = РП + ОТ к. + ГП к., (7.3)
где ОТ н. - остатки готовой продукции, неоплаченные платежи.
РП = ГП н. + ТП + ОТ н. - ОТ к. - ГП к. (7.4)
7.2 Анализ структуры, ассортимента и качества продукции
3 Удельный вес продукции высшей категории качества.
4 Удельный вес продукции соответствующей международным стандартам.
5 Удельный вес экспортируемой продукции в высокоразвитые страны.
Индивидуальные (единичные) показатели - характеризуют одно из свойств продукции.
1 Штрафы за некачественную продукцию.
2 Удельный вес и объем застрахованной продукции, потери от брака.
Анализ качества рассмотрим с использованием таблицы 7.3.
Таблица 7.3 - Анализ качества продукции
К сорт. пл. = 31300000 : (67600 х 600) = 0,772.
К сорт. ф. = 27468000 : (50400 х 600) = 0,908.
% выполн. плана = (К сорт. ф. : К сорт. пл.) х 100= 118(%).
Анализ финансовых результатов начинается с анализа состава валовой прибыли.
В анализе используются показатели:
- прибыль по реализации работ и услуг;
- прибыль от прочей реализации;
- финансовый результат от прочих операций (штрафы, задолженности);
Учреждение образования «Частный институт управления и предпринимательства»
А.А.Мушовец
С.Н.Томкевичус
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Учебно-методическое пособие
Минск 2012
УДК
ББК
К
Рекомендовано к изданию редакционно – издательским советом Частного института управления и предпринимательства
Авторы:
заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита, кандидат экономических наук, доцент
А.А.Мушовец;
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита С.Н.Томкевичус
Рецензенты:
Доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита в отраслях народного хозяйства БГЭУ кандидат экономических наук, доцент Ю.И.Акулич;
главный бухгалтер ОАО «Борисовский ДОК» Р.К.Урлапова
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, протокол №6 от 24.01.2012 г.
Мушовец, А.А.
Томкевичус, С.Н.
М Экономический анализ деятельности организации: учеб. – метод.пособие/А.А.Мушовец, С.Н.Томкевичус. – Минск:Частн. ин – т упр. и предпр., 2012. – с.
ISDN
Пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения Частного института управления и предпринимательства.
УДК
ББК
Мушовец, А.А.,Томкевичус, С.Н.,2012
Частный институт управления и предпринимательства, 2012
Содержание
1 Экономический анализ в системе управления
1.1 Экономический анализ, его сущность, содержание, место и роль в системе управления
1.2 Предмет и объект экономического анализа хозяйственной деятельности
-
Связь экономического анализа с другими науками
2Метод комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности организации
2.1 Метод анализа хозяйственной деятельности, его характерные черты
2.2 Методика комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности организаций
2.3Сущность и значение моделирования, требования к нему
3 Методические приемы экономического анализа
3.1 Способы обработки информации в экономическом анализе хозяйственной деятельности
3.2 Понятие, задачи и содержание факторного анализа.
3.3 Методы изучения экономических процессов (взаимосвязей)
4 Типология видов экономического анализа и его информационное обеспечение
4.1 Типология видов экономического анализа
4.2 Информационное обеспечение экономического анализа
5 Классификация и принципы поиска резервов в экономическом анализе
5.1 Понятие, экономическая сущность хозяйственных резервов и их классификация
5.2 Методика определения и обоснования величины резервов
6 Анализ маркетинговой стратегии предприятия
6.1 Понятие, значение и задачи анализа маркетинговой стратегий предприятия
6.2.Система показателей, характеризующих спрос на продукцию
7 Анализ объема производства и продаж
7.1 Показатели анализа производства и продаж
7.2 Анализ ассортимента, структуры и качества продукции
7.3 Анализ резервов увеличения объемов производства и продаж
8 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия
8.1 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
8.2 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
8.3 Анализ фонда заработной платы
9 Анализ основных средств предприятия
9.1 Анализ обеспеченности предприятия основными средствами
9.2 Анализ эффективности использования основных средств
10 Анализ материальных ресурсов предприятия
10.1 Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами
10.2 Анализ эффективности использования материальных ресурсов
11 Анализ затрат на производство и себестоимости продукции
11.1 Анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям затрат
11.2Анализ прямых затрат: материальных, трудовых
12 Анализ прибыли организации
12.1 Анализ состава и динамики показателей прибыли
12.2 Факторный анализ прибыли
13 Анализ рентабельности и деловой активности предприятия
13.1 Анализ показателей рентабельности организации
13.2 Факторный анализ рентабельности
13.3 Анализ деловой активности
14 Анализ финансового состояния предприятия
14.1 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия
14.2 Показатели финансовой устойчивости предприятия. Классификация типов финансовой устойчивости
14.3 Понятие платежеспособности и ликвидности предприятия. Текущая и перспективная платежеспособность предприятия
14.4 Система показателей ликвидности. Анализ ликвидности баланса
15 Методика комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности организации
15.1 Оценка динамики экстенсивных и интенсивных показателей использования производственных ресурсов
15.2 Анализ наличия, состава и динамики источников формирования капитала предприятия
15.3 Анализ размещения капитала
16 Функциональная диагностика как инструмент анализа банкротства
16.1 Система критериев и методика анализа диагностики вероятности банкротства субъектов хозяйствования
16.2 Пути улучшения финансового состояния предприятия и его стабилизации
Литература
1 Экономический анализ в системе управления
1.1 Экономический анализ, его сущность, содержание, место и роль в системе управления
Экономический анализ — это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во взаимосвязи и зависимости. Содержанием экономического анализа является изучение посредством использования научных методов познания информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, объективной оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.
В структуре управления экономический анализ является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. Роль экономического анализа в управлении заключается в следующем:
- он обеспечивает выполнение функций планирования, регулирования, учета и контроля;
-экономический анализ выступает как источник аналитической информации, которая является необходимым элементом управления производством;
-он является средством научного обоснования принимаемых управленческих решений.
Экономический анализ хозяйственной деятельности является средством не только обоснования планов, но и контроль их выполнения с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы, корректировки планов и корректировку управленческих решений. Большая роль отводится анализу определения и использования резервов повышения эффективности деятельности субъекта, именно в конкурентной среде, на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта. Анализ хозяйственной деятельности являются важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-обоснованных планов-прогнозов и принятия управленческих решений, а также контроль их выполнения.
1.2 Предмет и объект экономического анализа хозяйственной деятельности
Анализ – это расчленение явлений на составные части или элементы для изучения их как частей целого. Этот прием помогает заглянуть внутрь исследуемого предмета или явления (определить его внутреннюю сущность и определить роль каждого этапа в случайном порядке). Каждая наука имеет свой объект и предмет изучения. Объект – это более широкое понятие, чем предмет.
Предметом экономического анализа хозяйственной деятельности являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Их изучение позволяет всесторонне исследовать результаты деятельности предприятия для повышения эффективности его функционирования в дальнейшем.
Объектом изучения в экономическом анализе являются хозяйствующие субъекты экономики. Изучению подвергается такое явление, как хозяйствующий субъект, его хозяйственная система. Такими субъектами, системами могут быть организации, фирмы, акционерные компании и общества, другие формы бизнеса и хозяйственной деятельности.
1.3 Связь экономического анализа с другими науками