Файл: Учебное пособие Томкевичус новое.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.12.2019

Просмотров: 1894

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Экономический анализ – специальная отрасль знаний, становление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний. Первое из них – практическая потребность. Профессиональная маркетинговая деятельность, рыночные отношения при их полной коммерциализации, изучение внутренних и внешних факторов, определяющих конечные финансовые результаты, - все это требования, обусловливающие необходимость последующих, текущих и перспективных аналитических разработок. Второе условие связано с развитием самой науки в целом и ее отдельных отраслей. По мере развития науки происходила и дифференциация ее отраслей. Экономический анализ сформировался в результате дифференциации общественных наук. По мере углубления экономической работы на предприятиях возникла необходимость в выделении анализа как обособленной системы знаний, поскольку учетные дисциплины уже не способны были ответить на все требования практики. Дифференциация наук сопровождалась и определенными недостатками. Их суть сводилась к чрезмерной специализации наук, к излишнему дроблению, к утрате взаимосвязей. Положительным на этом фоне следует считать процесс интеграции наук, диалектически связанный с их дифференциацией. Сформировавшись в самостоятельную науку, экономический анализ комплексно, системно использует данные, а в ряде случаев способы и приемы исследования, присущие статистике, планированию, бухгалтерскому учету, математике и другим, непосредственно связанным с ним наукам.

Связь экономического анализа с бухгалтерским учетом. Бухгалтерский учет являлся и является основным «поставщиком» экономической информации о хозяйственной деятельности предприятий. Доля экономической информации, получаемой через систему бухгалтерского учета, достигает на предприятиях и в объединениях 70% и более. Бухгалтерский учет отражает хозяйственные операции в первичной документации, записи их в регистрах синтетического и аналитического учета и в бухгалтерской отчетности. Связь анализа с бухгалтерским учетом имеет двойственный характер. С одной стороны, сведения бухгалтерского учета являются главным источником информации при анализе хозяйственной деятельности. С другой стороны, требования, которые ставятся перед анализом, так или иначе, переадресуются бухгалтерскому учету.

Связь экономического анализа со статистикой. Статистику как науку более интересует обобщение проявлений экономической жизни, поиск общих тенденций развития экономики на макроуровне. Для этого она через средние величины, выборку или каким-либо другим способом старается исключить истинные явления, она почти никогда не опускается до детального анализа производства на уровне подразделений предприятия, на уровне рабочего места. Это исключает из задач статистики поиск резервов, их обоснование, разработку рекомендаций по их освоению, что свидетельствует о существенных отличиях статистики и анализа хозяйственной деятельности предприятий. Теснота связи экономического анализа и статистики выражается, во- первых, в том, что статистический учет и отчетность служат для анализа, так же как и бухгалтерский учет, необходимой информационной базой (правда, ее доля применительно к предприятиям невелика); во-вторых, в том, что статистическая наука, проблемно разрабатывающая методы группировок, индексов, корреляции, регрессии и другие, существенно пополняет арсенал аналитических способов и приемов.

Связь экономического анализа с экономической теорией и отраслевыми экономиками. В первую очередь среди наук, с которыми связан анализ хозяйственной деятельности, нужно выделить экономическую теорию, которая изучает экономические законы, механизм их действия, создает теоретическую основу для развития всех экономических дисциплин. При проведении аналитических исследований необходимо учитывать действие этих законов. В свою очередь анализ хозяйственной деятельности определенным образом содействует развитию экономической теории. Многочисленные аналитические исследования накапливают сведения о проявлении тех или иных экономических законов. Изучение этих сведений позволяет формулировать новые, ранее неизвестные законы, делать глобальные прогнозы развития экономики страны или мировой экономики. Все сказанное, почти дословно можно перенести на взаимосвязь анализа с отраслевыми экономиками. Глубокий анализ хозяйственной деятельности предприятия невозможно провести, не зная экономики отрасли и организации производства на анализируемом предприятии. В свою очередь результаты экономического анализа используются для совершенствования организации производства, внедрения научной организации труда, передового опыта. Анализ содействует подъему экономики конкретных предприятий и отрасли в целом.

Связь экономического анализа с планированием и управлением производством. Экономический анализ очень тесно связан с планированием и управлением производством. В анализе широко используется плановые материалы. Одновременно, научно обоснованное планирование и управление национальной экономикой и предприятием невозможно осуществить без широкого использования результатов экономического анализа. Он создает информационную базу для разработки планов и выбора наиболее целесообразных управленческих решений.

Связь экономического анализа с финансированием и кредитованием предприятий. Экономический анализ тесно связан также с финансированием и кредитованием предприятий. Без знания действующего порядка финансирования и кредитования соответствующих отраслей национальной экономики, взаимосвязей с финансовыми и кредитными органами и учреждениями невозможно квалифицированно проводить анализ хозяйственной деятельности. С другой стороны, ставки выплат в бюджет, условия получения кредитов, проценты выплат за пользование кредитами и прочей финансово-кредитный инструментарий постоянно совершенствуются с учетом результатов анализа, который показывает эффективность воздействия этих способов на производство.

Связь экономического анализа с науками не экономического направления. Среди наук не экономического направления, в первую очередь, нужно выделить математические и технологические. Необходимость решения сложных экономических задач явилось мощным стимулом развития математики. Здесь достаточно припомнить хотя бы историю возникновения математического программирования. Использование же в аналитических исследованиях математических методов существенно повысило их авторитет. Анализ стал глубоким, обоснованным. С помощью этих методов он может проводиться более оперативно, охватывать большее количество объектов, изучать значительно больше информации. Нельзя анализировать тот или иной процесс производства, не зная особенностей технологии. Только осведомленный в этой отрасли экономист может объективно оценить результаты производства, сделать полезные рекомендации по их улучшению. В то же время нужно отметить, что сама технология производства стремится быть более эффективной и ее совершенствование невозможно без аналитических исследований. Яркий пример тому – использование методики функционально-стоимостного анализа.

2 Метод комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Основные задачи факторного анализа:

- классификация и систематизация их с целью обеспечения возможности системного подхода;

- определения формы зависимости между фактором и результатом;

- моделирование взаимосвязи между результатом и факторным показателем;

- расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результата;

- расчета с факторной моделью (практическое ее использование для управления процессом).

Основными типами факторного анализа являются: детерминированный (функциональный); прямой (дедуктивный); индуктивный; стохастический; корреляционный; одноступенчатый; многоступенчатый; статистический; диагностический; ретроспективный; перспективный.

Детерминированный факторный АХД - методика исследования влияния фактора, связь которого с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель может быть определен в виде произведения частного или алгебраической суммы факторов. Функциональную зависимость между факторами и результативными показателями в детерминированном факторном анализе можно выразить различными моделями.

1.Аддитивная модель – используется в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторов:

, (3.1)

где – себестоимость продукции;

- доля прибыли от коммерческой деятельности предприятия;

- объем отгруженной продукции;

- объем спроса на продукцию предприятия (емкость рынка);

- расходы службы маркетинга;

- коэффициент конкурентоспособности предприятия.

Доля прибыли предприятия от коммерческой деятельности является определяющим показателем при оценке качества организации, функционирования и управления маркетинговой системой, т.к. цель любого коммерческого предприятия заключается в максимизации получаемой им прибыли. Показатели спроса на продукцию предприятия и величины ее фактической отгрузки в течение определенного периода времени позволяют определить способность предприятия полностью удовлетворить спрос потребителей, что в условиях рынка также становится одной из основных целей. Анализ расходов службы маркетинга необходимо сопоставлять с вышеназванными показателями для оценки адекватности расходуемых средств финансовым результатам коммерческой деятельности. Оценку прибыльности коммерческой деятельности предприятия целесообразно проводить на основе определения коэффициента конкурентоспособности.

Критерии оценки конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность по продукту:

а) коэффициент рыночной доли (КРД) отражает долю предприятия на рынке:

КРД =ОП / ООПР, (6.1)

где ОП – объем продаж продукта фирмой;

ООПР – общий объем продаж продукта на рынке;

б) коэффициент предпродажной подготовки (КПП) характеризует стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения предпродажной подготовки. Если продукт не требовал предпродажной подготовки в отчетный период, то КПП = 1. Данный показатель рассчитывается по формуле:

КПП = ЗПП / ЗПОП, (6.2)

где ЗПП – сумма затрат на предпродажную подготовку;

ЗПОП – сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж;

в) коэффициент изменения объема продаж (КИОП) отражает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет изменения объема продаж:

КИОП = ОПКОП / ОПНОП, (6.3)

где ОПКОП – объем продаж на конец отчетного периода;

ОПНОП – объем продаж на начало отчетного периода.

Конкурентоспособность по цене:

а) коэффициент уровня цен (КУЦ) отражает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет изменения цен на продукт:

КУЦ = (Цmax + Цmin) / (2 х ЦУФ), (6.4)

где Цmax – максимальная цена товара на рынке;

Цmin – минимальная цена товара на рынке;

ЦУФ – цена товара, установленная фирмой.

Конкурентоспособность по доведению продукта до потребителя:

а) коэффициент доведения продукта до потребителя (КСБ), отражающий стремление фирмы к повышению конкурентоспособности за счет улучшения своей сбытовой деятельности:

КСБ = (КИОП х ЗСБКОП) / ЗСБНОП (6.5)

где ЗСБКОП – сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода;

ЗСБНОП – сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода.

Конкурентоспособность по критерию продвижения продукта:

а) коэффициент рекламной деятельности (Крекл.д) отражает стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения рекламной деятельности (Крекл.д):

Крекл.д. = (КИОП х ЗРДКОП) / ЗРДНОП, (6.6)

где ЗРДКОП – затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода;

ЗРДНОП – затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода.

Суммировав вышеперечисленные коэффициенты и найдя среднеарифметическую величину, определим промежуточное значение коэффициента конкурентоспособности маркетинговой деятельности для конкретного продукта (ККМД).

Для расчета итогового коэффициента конкурентоспособности фирмы также нужно учитывать общефинансовые коэффициенты, рассчитываемые на основе анализа баланса предприятия за отчетный период.

Таким образом, полная формула расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия (ККП) будет выглядеть следующим образом:

ККП = ККМД х КТЛ х КОСС, (6.7)

где КТЛ – коэффициент текущей ликвидности;

КОСС – коэффициент обеспеченности собственными средствами.

7 Анализ объема производства и продаж

РП = ГП н. + ТП - ГП к. (7.2)

2 Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать:

ГП н. + ТП + ОТ н. = РП + ОТ к. + ГП к., (7.3)

где ОТ н. - остатки готовой продукции, неоплаченные платежи.

Отсюда:

РП = ГП н. + ТП + ОТ н. - ОТ к. - ГП к. (7.4)

Расчет влияния данных факторов на объем реализованной продукции производится сравнением фактических уровней показателей с плановыми, или за предыдущие периоды, вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.

7.2 Анализ структуры, ассортимента и качества продукции

Анализ структуры продукции. При формировании структуры выпуска продукции организация должна учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции. Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции, по данным таблицы 7.1.

3 Удельный вес продукции высшей категории качества.

4 Удельный вес продукции соответствующей международным стандартам.

5 Удельный вес экспортируемой продукции в высокоразвитые страны.

Индивидуальные (единичные) показатели - характеризуют одно из свойств продукции.

1 Показатели полезности.

2 Надежность.

3Технологичность - характеризует эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость).

4 Энергетичность изделий.

Косвенные показатели.

1 Штрафы за некачественную продукцию.

2 Удельный вес и объем застрахованной продукции, потери от брака.

Первая задача анализа качества продукции: изменить динамику перечисленных показателей, выполнения плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

В процессе анализа выполнения плана по качеству продукции рассчитывается средний коэффициент сортности, который определяется как отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене высшего сорта.

Анализ качества рассмотрим с использованием таблицы 7.3.

Таблица 7.3 - Анализ качества продукции

К сорт. пл. = 31300000 : (67600 х 600) = 0,772.

К сорт. ф. = 27468000 : (50400 х 600) = 0,908.

% выполн. плана = (К сорт. ф. : К сорт. пл.) х 100= 118(%).

Косвенным показателем выпущенной продукции является брак. Он делится на: исправимый и неисправимый, внутренний и внешний. В процессе анализа, изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции, и определяют потери брака.

Анализ финансовых результатов начинается с анализа состава валовой прибыли.

В анализе используются показатели:

- валовая прибыль;

- прибыль по реализации работ и услуг;

- прибыль от прочей реализации;

- финансовый результат от прочих операций (штрафы, задолженности);

- налогооблагаемая прибыль;

- чистая прибыль.

12.2 Факторный анализ прибыли

- научно-технический уровень производства;

- структуру хозяйственной системы;

- хозяйственный механизм.

Кроме того, определяют источники эффективности или резервы роста производства, которыми могут быть только производственные ресурсы. Оборот производственных ресурсов можно проследить по обороту финансовых ресурсов, что позволяет дать характеристику не только потребления средств производства и труда в процессе производства, но и применения основных производственных фондов и оборотных средств.

Теоретический анализ интенсификации и эффективности желательно дополнить методикой экономического анализа. Методика анализа интенсификации и эффективности производства включает следующие этапы:

- оценка динамики качественных показателей использования ресурсов;

- расчет прироста ресурсов на один процент прироста продукции;

- определение доли прироста продукции за счет экстенсивных и интенсивных факторов;

- расчет величины относительной экономии (перерасхода) ресурсов;

- комплексная оценка интенсификации.

Исходные данные для расчетов представлены в таблице 15.1.


Таблица 15.1 - Расчет показателей использования ресурсов организации

Показатели

Базовый год

Отчетный год

Выполнение плана, %

(гр.3 / гр.2 х

х 100)

Отклонение от плана, % (гр.4 - 100)


1

2

3

4

5

1.Объем произведенной продукции, млн. руб.

39 850,0

41 805,0

104,91

+4,91

2.Численность персонала, человек

190,0

191,0

100,53

+0,53

3.Фонд оплаты труда с начислениями, млн. руб.

4 814,0

4 947,0

102,76

+2,76

4.Стоимость основных производственных средств, млн. руб.

37 170,0

39 300,0

105,73

+5,73

5.Сумма амортизации по основным средств, млн. руб.

4 460,0

4 540,0

101,79

+1,79

6.Материальные затраты, млн. руб.

26 200,0

27 300,0

104,20

+4,20


7.Стоимость оборотных средств, млн. руб.

8 004,0

8 125,0

101,51

+1,51

8. Производительность труда на одного работника, млн. руб.

(п.1 / п.2)

209,74

218,87

104,36

+4,36


9. Производство продукции на один рубль оплаты труда (зарплатоотдача), руб. (п.1 / п.3)

8,28

8,45

102,09

+2,09


10. Материалоотдача, руб.

(п.1 / п.6)

1,52

1,53

100,68

+0,68


11. Фондоотдача, руб. (п.1 / п.4)

1,07

1,06

99,22

-0,78

12. Амортизациоотдача, руб.

(п.1 / п.5)

8,93

9,21

103,06

+3,06

13. Оборачиваемость оборотных средств или количество

оборотов, раз (п.1 / п.7)

4,98

5,15

103,34

+3,34

Источник: собственная разработка


Первый этап. Для оценки использования ресурсов организации рассчитывают темпы роста следующих показателей:

- производительности труда;

- зарплатоотдачи;

- материалоотдачи;

- фондоотдачи;

- оборачиваемости оборотных средств.


Исходя из данных гр.4 таблицы 15.1 можно сделать вывод, что повысился качественный уровень использования всех ресурсов, за исключением фондоотдачи основных производственных средств, так как темпы роста производительности труда составили 1,044 и оказались выше темпов роста зарплатоотдачи (1,021); материалоотдачи (1,0068); фондоотдачи (0,992); оборачиваемости оборотных средств (1,033). (Полученные значения заносят в гр.2 таблицы 15.1.).

Второй этап. На этом этапе определяют прирост ресурсов на один процент прироста продукции, для чего, например, отклонение по проценту выполнения по численности соизмеряют с отклонением по объему произведенной продукции (0,53 / 4,91 = 0,107). Таким образом, на каждый процент прироста продукции необходимо было увеличить численность работников на 0,107 %; потребление материальных ресурсов - на 0,856 % (4,2 / 4,91); основных средств - на 1,168 % (5,73 / 4,91); оборотных средств - на 0,308 % (1,51 / 4,91); средств на оплату труда - на 0,563 % (2,76 / 4,91). (Полученные значения заносят в гр.3 таблицы 15.1.).

Третий этап. Далее определим долю влияния интенсивности и экстенсивности на 100 % прироста объема производства продукции с помощью индексного метода. Влияние количественного фактора рассчитывается делением темпа прироста ресурса на темп прироста результативного показателя и умножением на 100 %. Величину влияния качественного фактора получают как разницу между 100 % и полученным результатом влияния количественного фактора. Таким образом, доля влияния численности на 100 % прироста продукции составила 10,7 % (0,53 / 4,91 х 100 %), а производительности труда - 89,3 % (100 % - 10,7 %). Численность - это фактор экстенсивности (количественный), а производительность труда - фактор интенсивности (качественный). Аналогичные расчеты производятся по всем видам ресурсов. (Полученные значения заносят в гр.4 и 5 таблицы 15.1.) Полученные результаты свидетельствуют о том, что трудовые и оборотные средства в организации используются преимущественно интенсивно, а материальные средства и основные средства - экстенсивно.

Четвертый этап. На этом этапе определим экономию ресурсов. Сначала определим экономию по численности. Для этого численность персонала в отчетном году сравним с численностью персонала в базовом периоде, скорректированной на коэффициент выполнения плана по объему произведенной продукции (191,0 - 190,0 х 1,049 1); в результате получим экономию в размере 8,32 человека. Умножим экономию по численности на среднегодовую оплату труда за отчетный период и получим 215,5 (8,32 х 25,9) млн. руб. - это общий результат интенсификации в использовании трудовых ресурсов. В данном случае полученная экономия отражает снижение трудоемкости производства. (Полученные значения заносят в п.1 гр.6 таблицы 15.1.). Далее определим экономию фонда оплаты труда: 4 947,0 - 4 814,0 х 1,049 1 = 4 947,0 - 5 049,9 = -102,89 млн. руб., где 4 947,0 млн. руб. - фонд оплаты труда с начислениями за отчетный год; 4 814,0 млн. руб. - это фонд оплаты труда за базовый год; 1,049 1 - коэффициент выполнения плана по объему производства. Экономия материальных ресурсов определяется как разница между величиной материальных ресурсов за отчетный период и величиной материальных ресурсов за базовый период, скорректированной на коэффициент выполнения плана по объему производства (27 300,0 - 26 200,0 х 1,049 1 = -183,80 млн. руб.). Экономия оборотных средств определяется аналогично: 8 125,0 - 8 004,0 х 1,049 1 = -271,20(млн. руб.). Перерасход основных средств составил 308,67 млн. руб. (39 300,0 - 37 170,0 х 1,049 1 = 308,67). Полученные результаты показывают, что по всем видам ресурсов, кроме основных средств, имеет место экономия.


Пятый этап. На данном этапе проводят комплексную оценку всесторонней интенсификации производства. Оценить степень интенсификации можно по двум направлениям. Первое направление - свести различные показатели в единый интегральный показатель, а второе направление предполагает целесообразным обозначить один показатель, который включал бы в себя все качественные характеристики различных частных показателей интенсификации.


15.2 Анализ наличия, состава и динамики источников формирования капитала предприятия


Анализ наличия источников формирования и размещения капитала имеет

большое значение. В процессе анализа необходимо:

1) изучить состав, структуру и динамику источников формирования капитала предприятия,

2) установить факторы изменения их величины,

3) определить стоимость отдельных источников капитала, его средневзвешенную цену и факторы изменения последней,

4) оценить уровень финансового риска (соотношение заемного и собственного капитала),

5) оценить произошедшие изменения в пассиве баланса с точки зрения повышения уровня финансовой устойчивости предприятия,

6) обосновать оптимальный вариант соотношения собственного и заемного капитала.

Капитал - это средства, которыми располагает субъект хозяйствования для

осуществления своей деятельности с целью получения прибыли. Формируется капитал предприятия как за счет собственных (внутренних), так и за счет заемных (внешних) источников. Основным источником финансирования является собственный капитал. В его состав входят уставный капитал, накопленный капитал (резервный и добавленный капиталы, нераспределенная прибыль) и прочие поступления (целевое финансирование, благотворительные пожертвования.

Уставный капитал – сумма средств учредителей для обеспечения уставной деятельности (номинальная стоимость акций).Уставный капитал формируется в процессе первоначального инвестирования средств. Вкладом учредителей в уставный капитал могут быть денежные средства, ценные бумаги или имущественные права и нематериальные активы. Величина уставного капитала

объявляется при регистрации предприятия, а в случае корректировки его величины требуется. перерегистрация учредительных документов.

Добавочный капитал, как источник средств предприятия, образуется в результате переоценки имущества или продажи акций выше номинальной их стоимости, а также в результате приобретения имущества за счет прибыли предприятия.

К средствам специального назначения и целевого финансирования относятся безвозмездно полученные ценности от физических и юридических лиц, а также безвозвратные и возвратные бюджетные ассигнования на содержание объектов соцкультбыта и на восстановление платежеспособности предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.


Основным источником пополнения собственного капитала является нераспределенная прибыль предприятия. Если предприятие убыточное, то собственный капитал уменьшается на сумму полученных убытков. Значительный

удельный вес в составе внутренних источников занимает амортизация основных

средств и нематериальных активов. Она не увеличивает сумму собственного капитала, и является средством его реинвестирования. К прочим формам собственного капитала относятся доходы от сдачи в аренду имущества, расчеты с

учредителями.

В составе внешних источников формирования собственного капитала основную долю занимает дополнительная эмиссия акций.

Заемный капитал – это кредиты банков и финансовых компаний, займы, кредиторская задолженность, лизинг, коммерческие бумаги. Он подразделяется на долгосрочный (более года) и краткосрочный (до года).

Собственный капитал характеризуется простотой привлечения, обеспечением более устойчивого финансового состояния и снижением риска банкротства. Необходимость в нем обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Он является основой их самостоятельности и независимости. Особенность собственного капитала состоит в том, что он инвестируется на долгосрочной основе и подвергается наибольшему риску. Чем выше его доля в общей сумме капитала и меньше доля заемных средств, тем выше буфер, который защищает кредиторов от убытков, а следовательно, меньше риск потери. Однако нужно учитывать, что собственный капитал ограничен в размерах. Кроме того, финансирование деятельности только за счет собственных средств не всегда выгодно, особенно в тех случаях, когда производство имеет сезонный характер. Следует также иметь в виду, что если цены на финансовые ресурсы невысокие, а предприятие может обеспечить более высокий уровень отдачи на вложенный капитал, чем платит за кредитные ресурсы, то, привлекая заемные средства, оно может повысить рентабельность собственного (акционерного) капитала. В то же время, если средства предприятия созданы в основном за счет краткосрочных обязательств, то его финансовое положение будет неустойчивым, так как с капиталами краткосрочного использования необходима постоянная оперативная работа, направленная на контроль за своевременным их возвратом и привлечение в оборот на непродолжительное время других капиталов. К недостаткам этого источника финансирования следует отнести также сложность процедуры привлечения, высокую зависимость ссудного процента от конъюнктуры финансового рынка и увеличение в связи с этим риска снижения платежеспособности предприятия. Следовательно, от того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия.


15.3 Анализ размещения капитала



Сведения о размещении капитала, (направлениях вложения средств) имеющегося в распоряжении предприятия, содержатся в активе баланса. Актив баланса состоит из 2-х разделов: долгосрочные и оборотные активы. Эти разделы и их статьи сгруппированы в балансе по критерию возрастающей ликвидности (способности превращения имущества предприятия в денежную наличность) от труднореализуемых (долгосрочные активы или основной капитал) к легкореализуемым (оборотные активы или оборотный капитал, а в них завершающая статья - денежные средства). Это даёт возможность оценить эффективность размещения средств активов по стадиям кругооборота средств предприятия (сфера производства и обращения).

Средства предприятия могут:

- использоваться как в его внутреннем обороте (основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, незавершённые капитальные вложения), так и за его пределами (дебиторская задолженность, долгосрочные и краткосрочные капитальные вложения, денежные средства на счетах в банках);

- функционировать в денежной и материальной формах;

- находиться в сфере производства (отдельны составляющие оборотных активов - запасы, незавершённое производство, расходы будущих периодов) и сфере обращения (готовая продукция на складах предприятия и отгруженная покупателям, средства в расчётах, краткосрочные финансовые вложения, денежная наличность в кассе и на счетах в банке).

В зависимости от степени подверженности инфляционным процессам все статьи баланса классифицируются на монетарные и немонетарные активы. Монетарные активы - статьи баланса, отражающие средства и обязательства в текущей денежной оценке. Они не подлежат переоценке: денежные средства, депозиты, краткосрочные финансовые вложения, средства в расчётах. Немонетарные активы - основные средства, незаконченное капитальное строительство, производственные запасы, готовая продукция, товары для продажи. Реальная их стоимость изменяется с течением времени и изменением цен и поэтому требует переоценки.

В процессе анализа активов предприятия следует изучить изменения в их составе, структуре и динамике и дать им оценку.

Анализ статей актива позволяет определить ряд важнейших характеристик ФСП и их изменение за отчётный период:

1 общую стоимость имущества предприятия (итог актива), его изменение в абсолютных и относительных величинах и в % к величине на начало года;

2 стоимость долгосрочных (иммобилизованных - отвлечённых из оборота) активов (итог 1-го раздела актива), их изменение в абсолютных и относительных величинах и в % к величине на начало года;

3стоимость оборотных (мобильных вовлечённых в оборот) активов (итог 2- го раздела), их изменение в абсолютных и относительных величинах и в % к величине на начало года;

4 стоимость монетарных и немонетарных активов, их изменение в абсолютных и относительных величинах и в % к величине на начало года;