ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.12.2019
Просмотров: 1977
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
2 Метод комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий
- классификация и систематизация их с целью обеспечения возможности системного подхода;
- определения формы зависимости между фактором и результатом;
- моделирование взаимосвязи между результатом и факторным показателем;
- расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результата;
- расчета с факторной моделью (практическое ее использование для управления процессом).
где – себестоимость продукции;
- доля прибыли от коммерческой деятельности предприятия;
- объем отгруженной продукции;
- объем спроса на продукцию предприятия (емкость рынка);
- коэффициент конкурентоспособности предприятия.
Критерии оценки конкурентоспособности предприятия.
Конкурентоспособность по продукту:
а) коэффициент рыночной доли (КРД) отражает долю предприятия на рынке:
где ОП – объем продаж продукта фирмой;
ООПР – общий объем продаж продукта на рынке;
где ЗПП – сумма затрат на предпродажную подготовку;
ЗПОП – сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж;
где ОПКОП – объем продаж на конец отчетного периода;
ОПНОП – объем продаж на начало отчетного периода.
Конкурентоспособность по цене:
КУЦ = (Цmax + Цmin) / (2 х ЦУФ), (6.4)
где Цmax – максимальная цена товара на рынке;
Цmin – минимальная цена товара на рынке;
ЦУФ – цена товара, установленная фирмой.
Конкурентоспособность по доведению продукта до потребителя:
КСБ = (КИОП х ЗСБКОП) / ЗСБНОП (6.5)
где ЗСБКОП – сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода;
ЗСБНОП – сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода.
Конкурентоспособность по критерию продвижения продукта:
Крекл.д. = (КИОП х ЗРДКОП) / ЗРДНОП, (6.6)
где ЗРДКОП – затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода;
ЗРДНОП – затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода.
ККП = ККМД х КТЛ х КОСС, (6.7)
где КТЛ – коэффициент текущей ликвидности;
КОСС – коэффициент обеспеченности собственными средствами.
7 Анализ объема производства и продаж
2 Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать:
ГП н. + ТП + ОТ н. = РП + ОТ к. + ГП к., (7.3)
где ОТ н. - остатки готовой продукции, неоплаченные платежи.
РП = ГП н. + ТП + ОТ н. - ОТ к. - ГП к. (7.4)
7.2 Анализ структуры, ассортимента и качества продукции
3 Удельный вес продукции высшей категории качества.
4 Удельный вес продукции соответствующей международным стандартам.
5 Удельный вес экспортируемой продукции в высокоразвитые страны.
Индивидуальные (единичные) показатели - характеризуют одно из свойств продукции.
1 Штрафы за некачественную продукцию.
2 Удельный вес и объем застрахованной продукции, потери от брака.
Анализ качества рассмотрим с использованием таблицы 7.3.
Таблица 7.3 - Анализ качества продукции
К сорт. пл. = 31300000 : (67600 х 600) = 0,772.
К сорт. ф. = 27468000 : (50400 х 600) = 0,908.
% выполн. плана = (К сорт. ф. : К сорт. пл.) х 100= 118(%).
Анализ финансовых результатов начинается с анализа состава валовой прибыли.
В анализе используются показатели:
- прибыль по реализации работ и услуг;
- прибыль от прочей реализации;
- финансовый результат от прочих операций (штрафы, задолженности);
Цmin – минимальная цена товара на рынке;
ЦУФ – цена товара, установленная фирмой.
Конкурентоспособность по доведению продукта до потребителя:
а) коэффициент доведения продукта до потребителя (КСБ), отражающий стремление фирмы к повышению конкурентоспособности за счет улучшения своей сбытовой деятельности:
КСБ = (КИОП х ЗСБКОП) / ЗСБНОП (6.5)
где ЗСБКОП – сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода;
ЗСБНОП – сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода.
Конкурентоспособность по критерию продвижения продукта:
а) коэффициент рекламной деятельности (Крекл.д) отражает стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения рекламной деятельности (Крекл.д):
Крекл.д. = (КИОП х ЗРДКОП) / ЗРДНОП, (6.6)
где ЗРДКОП – затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода;
ЗРДНОП – затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода.
Суммировав вышеперечисленные коэффициенты и найдя среднеарифметическую величину, определим промежуточное значение коэффициента конкурентоспособности маркетинговой деятельности для конкретного продукта (ККМД).
Для расчета итогового коэффициента конкурентоспособности фирмы также нужно учитывать общефинансовые коэффициенты, рассчитываемые на основе анализа баланса предприятия за отчетный период.
Таким образом, полная формула расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия (ККП) будет выглядеть следующим образом:
ККП = ККМД х КТЛ х КОСС, (6.7)
где КТЛ – коэффициент текущей ликвидности;
КОСС – коэффициент обеспеченности собственными средствами.
7 Анализ объема производства и продаж
7.1 Показатели анализа производства и продаж
Объем производства продукции выражается в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Основные показатели производства: валовая и товарная продукция. Валовая продукция - стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Обычно она выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году. Для анализа выполнения плана используем абсолютные и относительные величины. Для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины динамики, т.е. базисные и ценные темпы роста и прироста, а так же среднегодовые темпы роста и прироста. В процессе анализа изучают изменения их не только в объеме производства продукции, но и в объеме ее реализации, так как от объема продаж зависят финансовые результаты предприятий, финансовое состояние, платежеспособность. Анализ реализации продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. Фактические данные сравниваются с плановыми, с данными предшествующих периодов, рассчитываются абсолютные отклонения от плана, темпы роста и прироста за анализируемый период времени, рассчитывается абсолютное значение 1 % прироста.
На изменение объема продаж влияют многочисленные факторы: прямые - изменение отгрузки продукции и изменение остатка товаров на конец и начало периода; косвенные – качество, изменение ее структуры, ритмичность. Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.
1 Если выручка определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
ГП нач. + ТП = РП + ГП конец, (7.1)
где ГП н. - остатки готовой продукции на начало периода; ГП к. - остатки готовой продукции на конец года; ТП - стоимость выпуска товарной продукции; РП - объем реализации продукции.
Отсюда:
РП = ГП н. + ТП - ГП к. (7.2)
2 Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать:
ГП н. + ТП + ОТ н. = РП + ОТ к. + ГП к., (7.3)
где ОТ н. - остатки готовой продукции, неоплаченные платежи.
Отсюда:
РП = ГП н. + ТП + ОТ н. - ОТ к. - ГП к. (7.4)
Расчет влияния данных факторов на объем реализованной продукции производится сравнением фактических уровней показателей с плановыми, или за предыдущие периоды, вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.
7.2 Анализ структуры, ассортимента и качества продукции
Анализ структуры продукции. При формировании структуры выпуска продукции организация должна учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции. Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции, по данным таблицы 7.1.
Таблица 7.1 - Анализ структуры товарной продукции
Изделие
|
Цена изде-лия, тыс. руб.
|
Объем производства продукции, шт. |
Товарная продукция в ценах плана, млн. руб.
|
Изменение товарной продукции за счет структуры, млн. руб.
|
|||
план |
факт
|
план |
фактически при плановой структуре |
факт
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
А
|
5000
|
5760
|
5040
|
28800
|
29550
|
25200
|
-4350
|
В
|
6000
|
5600
|
5544
|
33600
|
34 475
|
33264
|
-1211
|
С
|
7000
|
2743
|
3168
|
19200
|
19700 |
22 176
|
+2476
|
D |
7500
|
1920 |
2688
|
14400
|
14775 |
20 160 |
+5385
|
Итого |
- |
16023 |
16440 |
96000 |
98500 |
100800 |
+2300
|
Источник: собственная разработка
Данные графы 6 получены умножением показателя графы 5 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (кн):
Кн= 16 440 / 16 023 = 1,026025.
Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 млн. руб. При фактической структуре он выше на 2300 млн. руб., это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске. Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных (кс) и условно-натуральных показателей (можно в нормо - часах) (кн) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении): (1,05 - 1,026025) х 96 000 млн. руб. = +2300 млн. руб.
Анализ ассортимента продукции. Оценка выполнения плана по ассортименту продукции, представленная данными таблицы 7.2, обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
Таблица 7.2 - Анализ выполнения плана по ассортименту продукции
Изделие
|
Объем производства продукции в плановых ценах, млн. руб. |
Процент выполнения плана, %
|
Зачтено в выполнение плана по ассортименту, млн. руб.
|
|
||
план |
факт |
|||||
А |
28800 |
25200 |
87,5 |
25200 |
||
В |
33600 |
33264 |
99,0 |
33 264 |
||
С |
19200 |
22176 |
115,5 |
19200 |
||
D |
14400 |
20160 |
140,0 |
14400 |
||
Итого |
96000 |
100800 |
105 |
92060 |
||
Источник: собственная разработка
Из таблицы 7.2 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 95,9 % (92 064 / 96 000 х 100), а план по объему – на 105 %. Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним причинам относятся: конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины: недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования. Анализ качества продукции. |
Качество продукции это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделий, уровень стандартизации и унификации, долговечность и надежность.
Различают: обобщение, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Обобщающие показатели - характеризуют качество всей производимой продукции независимо от ее вида и назначения. К ним относятся.
1 Удельный вес новой продукции в общем объеме выпуска.
2 Отечественная и не отечественная - удельный вес.
3 Удельный вес продукции высшей категории качества.
4 Удельный вес продукции соответствующей международным стандартам.
5 Удельный вес экспортируемой продукции в высокоразвитые страны.
Индивидуальные (единичные) показатели - характеризуют одно из свойств продукции.
1 Показатели полезности.
2 Надежность.
3Технологичность - характеризует эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость).
4 Энергетичность изделий.
Косвенные показатели.
1 Штрафы за некачественную продукцию.
2 Удельный вес и объем застрахованной продукции, потери от брака.
Первая задача анализа качества продукции: изменить динамику перечисленных показателей, выполнения плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
В процессе анализа выполнения плана по качеству продукции рассчитывается средний коэффициент сортности, который определяется как отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене высшего сорта.
Анализ качества рассмотрим с использованием таблицы 7.3.
Таблица 7.3 - Анализ качества продукции
Сорт |
Цена ед. |
Выпуск продукции (шт) |
Стоимость выпуска продукции (руб.) |
Стоимость выпуска по цене 1 сорта(руб.) |
|||
|
|
пл. |
факт. |
пл. |
факт |
план |
факт. |
1 |
600 |
28800 |
35280 |
17280000 |
21168000 |
17280000 |
21168000 |
2 |
500 |
17280 |
10080 |
8640000 |
50040000 |
10368000 |
6048000 |
3 |
250 |
21520 |
5040 |
5380000 |
1260000 |
12912000 |
3024000 |
Ито-го |
|
67600 |
50400 |
31300000 |
27468000 |
40560000 |
30240000 |
Источник: собственная разработка
К сорт. пл. = 31300000 : (67600 х 600) = 0,772.
К сорт. ф. = 27468000 : (50400 х 600) = 0,908.
% выполн. плана = (К сорт. ф. : К сорт. пл.) х 100= 118(%).
Косвенным показателем выпущенной продукции является брак. Он делится на: исправимый и неисправимый, внутренний и внешний. В процессе анализа, изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции, и определяют потери брака.
Когда оценивается качество продукции, то выявляются причины снижения качества. Причины: некачественное сырье, материалы, низкая квалификация исполнителей, нарушение технологического процесса. Эти причины обобщаются и делаются выводы.
7.3 Анализ резервов увеличения объемов производства и продаж
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:
1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования;
2) обеспеченность предприятия основными производственными средствами и эффективность их использования;
3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования.
Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:
Р↑VВПкр = Р↑КР х ГВф, (7.5)
Р↑VВПфрв = Р↑ФРВ х ЧВф, (7.6)
Р↑VВПчв = Р↑ЧВ х ФРВв, (7.7)
где Р↑VВПкр, Р↑VВПфрв, Р↑VВПчв - резерв роста выпуска продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени и повышения среднечасовой выработки рабочих;
Р↑VВПкр - резерв увеличения количества рабочих мест;
Р↑VВПфрв - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;
Р↑VВПчв - резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;
ФРВв - возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.
По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (Р↑К), времени его работы (Р↑Т) и выпуска продукции за один машино-час(Р↑ЧВ) рассчитываются по формулам:
Р↑VВПк = Р↑КхГВф, (7.8)
Р↑VВПт = Р↑Т хЧВф, (7.9)
Р↑VВПчв = Р↑ЧВ хТв. (7.10)
По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:
а) дополнительное количество j-го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на фактическую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:
Р↑VВП = (Р↑ Мj / НРji пл хЦi пл.); (7.11)
б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на фактическую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:
Р↑VВП = ∑ (РОТХj / НРji пл х Цi пл.); (7.12)
в) планируемое сокращение нормы расхода j-го ресурса на единицу i-го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства 1-го вида продукции; полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на фактическую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:
Р↑VВП = ∑ (РНРji х VВПi пл. /НРji пл х Цi пл). (7.13)
Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.