ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.12.2019
Просмотров: 1989
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
2 Метод комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий
- классификация и систематизация их с целью обеспечения возможности системного подхода;
- определения формы зависимости между фактором и результатом;
- моделирование взаимосвязи между результатом и факторным показателем;
- расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результата;
- расчета с факторной моделью (практическое ее использование для управления процессом).
где – себестоимость продукции;
- доля прибыли от коммерческой деятельности предприятия;
- объем отгруженной продукции;
- объем спроса на продукцию предприятия (емкость рынка);
- коэффициент конкурентоспособности предприятия.
Критерии оценки конкурентоспособности предприятия.
Конкурентоспособность по продукту:
а) коэффициент рыночной доли (КРД) отражает долю предприятия на рынке:
где ОП – объем продаж продукта фирмой;
ООПР – общий объем продаж продукта на рынке;
где ЗПП – сумма затрат на предпродажную подготовку;
ЗПОП – сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж;
где ОПКОП – объем продаж на конец отчетного периода;
ОПНОП – объем продаж на начало отчетного периода.
Конкурентоспособность по цене:
КУЦ = (Цmax + Цmin) / (2 х ЦУФ), (6.4)
где Цmax – максимальная цена товара на рынке;
Цmin – минимальная цена товара на рынке;
ЦУФ – цена товара, установленная фирмой.
Конкурентоспособность по доведению продукта до потребителя:
КСБ = (КИОП х ЗСБКОП) / ЗСБНОП (6.5)
где ЗСБКОП – сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода;
ЗСБНОП – сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода.
Конкурентоспособность по критерию продвижения продукта:
Крекл.д. = (КИОП х ЗРДКОП) / ЗРДНОП, (6.6)
где ЗРДКОП – затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода;
ЗРДНОП – затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода.
ККП = ККМД х КТЛ х КОСС, (6.7)
где КТЛ – коэффициент текущей ликвидности;
КОСС – коэффициент обеспеченности собственными средствами.
7 Анализ объема производства и продаж
2 Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать:
ГП н. + ТП + ОТ н. = РП + ОТ к. + ГП к., (7.3)
где ОТ н. - остатки готовой продукции, неоплаченные платежи.
РП = ГП н. + ТП + ОТ н. - ОТ к. - ГП к. (7.4)
7.2 Анализ структуры, ассортимента и качества продукции
3 Удельный вес продукции высшей категории качества.
4 Удельный вес продукции соответствующей международным стандартам.
5 Удельный вес экспортируемой продукции в высокоразвитые страны.
Индивидуальные (единичные) показатели - характеризуют одно из свойств продукции.
1 Штрафы за некачественную продукцию.
2 Удельный вес и объем застрахованной продукции, потери от брака.
Анализ качества рассмотрим с использованием таблицы 7.3.
Таблица 7.3 - Анализ качества продукции
К сорт. пл. = 31300000 : (67600 х 600) = 0,772.
К сорт. ф. = 27468000 : (50400 х 600) = 0,908.
% выполн. плана = (К сорт. ф. : К сорт. пл.) х 100= 118(%).
Анализ финансовых результатов начинается с анализа состава валовой прибыли.
В анализе используются показатели:
- прибыль по реализации работ и услуг;
- прибыль от прочей реализации;
- финансовый результат от прочих операций (штрафы, задолженности);
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на страхование;
- амортизация основных средств;
- прочие затраты (амортизация нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по банковским кредитам, налоги, входящие в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды, командировочные расходы).
При анализе необходимо определить отклонения фактических затрат на производство по элементам от плановых, которые содержатся в смете затрат на производство.
Анализ себестоимости продукции в разрезе калькуляционных статей и однородных экономических элементов позволяет определить величины экономии и перерасхода по отдельным видам затрат и содействует поиску резервов снижения себестоимости продукции (работ, услуг).
11.2Анализ прямых затрат: материальных, трудовых
Анализ прямых материальных затрат. Сумма прямых материальных затрат зависит от объема и структуры производства продукции, изменения удельных затрат на отдельные изделия. В свою очередь удельные затраты зависят от нормы расхода на единицу изделия (количества расходуемых материалов) и цены единицы материала. Расход сырья и материалов на единицу (Н расхода) зависит от изменения норм расхода, качества материала, коэффициента использования материала, уровня применяемой технологии. Цена единицы сырья и материалов зависит от покупной стоимости сырья и материалов, от рынка сырья, количества материала, уровня инфляции и транспортно-заготовительных расходов (вид транспорта, расстояние, тариф за перевозку). В современных условиях номенклатура выпускаемой продукции быстро меняется, состав изготавливаемой продукции усложняется. Вследствие этого количество расходуемых материалов возрастает. Анализ материалов осуществляется в основном в разрез фактических калькуляций, т.е. исследуется расход материалов на определенный вид продукции. Источником данных в этом случае является калькуляция себестоимости продукции.
Анализ затрат на материалы осуществляется по нескольким наиболее важным видам изделий и материалов.
Анализ затрат на материалы выполняет задачи:
– контроль соблюдения установленных норм расход материала (прогрессивность норм расхода материалов)!
– выявления причин отклонения фактического расхода материалов от планового расхода;
– определения путей экономии материальных ресурсов.
Изменение материалов относительно плановой величины зависит от ряда факторов:
– изменения количества расходуемых материалов (норм расхода);
– изменения цен на материалы;
– замены одного вида материала на другой.
Степень влияния каждого фактора в отдельности на изменение величины расходуемых материалов определяется методом цепной подстановки.
Для того чтобы определить изменение (прирост или снижение) суммы материальных затрат на производство данного вида изделия (МЗiнр), необходимо изменение удельного расхода материала за счет того или иного фактора (Нpi) умножить на плановую цену (Ziпл) и фактический объем производства i-го вида продукции (Viф):
МЗiнр= Нpi * Ziпл * Viф (факторы нормы расхода). (11.1)
Для того чтобы определить, как изменилась общая сумма материальных затрат за счет факторов, влияющих на цену (МЗzi), необходимо изменение средней цены i-го вида или группы материалов (Zi) за счет i-го фактора умножить на фактическое количество используемых материалов соответствующего вида (Qмр.iф):
МЗzi= Zi + Qмр.iф. (11.2)
В результате замены одного материала другим изменяется не только количество потребленных материалов на единицу продукции, но и стоимость. Чтобы определить, как изменились материальные затраты на единицу продукции (УМЗ), необходимо разность между нормой расхода заменяющего (УР1) и заменяемого (УР0) материала умножить на цену заменяемого материала (Z0):
УМЗ = (УР1 – УР0) * Z0, (11.3)
либо разность между ценой заменяющего (Z1) и заменяемого (Z0) материала умножить на норму расхода заменяющего материала:
УМЗ = (Z1 – Z0) x УР1. (11.4)
Аналитические расчеты делаются по каждому виду продукции на основе плановых и отчетных калькуляций с последующим обобщением полученных результатов в целом по предприятию.
Анализ прямых трудовых затрат. Прямые трудовые затраты, наряду с материальными, являются важнейшей статьей себестоимости продукции. Они оказывают большое влияние на формирование ее уровня. В процессе анализа определяются: динамика зарплаты на рубль товарной продукции; доля прямых трудовых затрат в себестоимости продукции; факторы, влияющие на величину зарплаты и поиск резерва экономии средств по данной статье затрат. Общая величина прямой заработной платы определяется условиями производства: изменением объема производства товарной продукции; изменением структуры производства и изменением уровня затрат на отдельные изделия. Уровень затрат на отдельные изделия определяется трудоемкостью продукции и среднечасовой заработной платой. Анализ прямых трудовых затрат осуществляется в двух направлениях. Изучается весь фонд зарплаты и анализируется зарплата в себестоимости определенных изделий. Для анализа используются данные статистической формы № 12- т « Отчет по труду и движению работников».
Для анализа зарплаты в составе себестоимости отдельных изделий применяются калькуляции. Анализ осуществляется в такой последовательности. Определяется абсолютное отклонение по фонду зарплаты. Общее изменение по прямой зарплате на весь выпуск товарной продукции является объектом анализа. Количественное влияние факторов: увеличение объема выпуска продукции, изменение структуры производства, изменение трудоемкости продукции, изменение уровня оплаты труда - определяется способом цепных подстановок. Затем выявляются причины изменения величины прямой заработной платы. Основные причины изменения общей величины прямой зарплаты – изменение уровня квалификации и несоответствие разряда работ разряду рабочих; изменение организации труда, уровня применяемой техники, технологии.
Анализ зарплаты в себестоимости отдельных изделий зависит от изменения объема выпуска (Vвп), от удельной трудоемкости (Те), среднечасовой зарплаты (Зпл.ч):
Зпл.iч = Vвпi * Теi * Зпл.iч. (11.5)
Расчет количественного влияния факторов осуществляется способом цепных подстановок. Увеличение зарплаты на выпуск отдельных изделий считается оправданным при увеличении объема выпуска продукции и снижении трудоемкости продукции.
Себестоимость отдельного изделия зависит от удельной трудоемкости и уровня среднечасовой оплаты труда. Для расчета количественного влияния факторов используется способ абсолютных разниц. Анализ осуществляется в такой последовательности. Определяется абсолютное отклонение по показателям заработной платы на изделие (объект анализа). Определяем количественное влияние факторов:
– абсолютное отклонение по трудоемкости умножается на плановое значение среднечасовой зарплаты – за счет изменения трудоемкости;
– абсолютное отклонение по уровню оплаты труда умножаем на фактический уровень трудоемкости продукции – за счет изменения среднечасовой оплаты труда.
По результатам проведенных расчетов делают выводы и предложения.
12 Анализ прибыли организации
12.1 Анализ состава и динамики показателей прибыли
Анализ финансовых результатов начинается с анализа состава валовой прибыли.
В анализе используются показатели:
- валовая прибыль;
- прибыль по реализации работ и услуг;
- прибыль от прочей реализации;
- финансовый результат от прочих операций (штрафы, задолженности);
- налогооблагаемая прибыль;
- чистая прибыль.
При изучении динамики прибыли следует учитывать индивидуальные факторы изменения ее сумм. Для этого выручку корректируют на средне взвешенный индекс прироста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, затраты по реализованной продукции уменьшают на их рост в результате повышения цен на потребление ресурсов за анализируемый период. Анализ состава и динамики прибыли предприятия представим данными таблицы 12.1.
Таблица 12.1 - Анализ состава и динамики прибыли
Показатель |
2010 |
2011 |
Отклоне-ние (+,-) |
Темпы роста, % |
Темпы прирос-та, % |
||
сумма, млн. руб |
уд. вес % |
сумма, млн. руб |
уд. вес % |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
44637 |
100 |
48043 |
100 |
+3406 |
107,6 |
+7,6 |
Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
7943 |
17,8 |
8575 |
17,8 |
+632 |
108 |
+8 |
Выручка от реализации товаров (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) |
36694 |
82,2 |
39468 |
82,2 |
+2774 |
107,6
|
+7,6 |
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг |
24547 |
66,9 |
27715 |
70,2 |
+3168
|
113
|
+13 |
Валовая прибыль |
12147 |
33,1 |
11753 |
29,8 |
-394 |
96,8 |
-3,2 |
Окончание таблицы
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
12147 |
68,7 |
11753 |
37,7 |
-394 |
96,8 |
-3,2 |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов |
66 |
0,4 |
90 |
0,5 |
+24 |
136,4 |
+36,4 |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов |
5329 |
30,4 |
5514 |
31,8 |
+185 |
103,5
|
+3,5 |
Прибыль (убыток) |
17542 |
100 |
17257 |
100 |
-185
|
98,9
|
-1,1 |
Расходы, не учитываемые при налогообложении |
337 |
1,9 |
314 |
1,8 |
-23 |
93,1 |
-6,9 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
17879 |
100 |
17671 |
100 |
-208 |
98,8 |
-1,2 |
Прочие налоги, сборы из прибыли |
577 |
3,2 |
563 |
3,2 |
-14 |
97,6
|
-2,4 |
Налог на прибыль |
1586 |
8,9 |
1940 |
11 |
+354
|
122,3
|
-3,4 |
Чистая прибыль |
15379 |
86 |
14854 |
84 |
-525 |
96,6 |
-3,4 |
Источник: собственная разработка
По данным таблицы 2.1 видно, что общая сумма прибыли в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 185 млн. руб., или на 1,1 %. Эти изменения произошли за счет:
-
уменьшения прибыли от реализации товаров, работ, услуг на 394 млн. руб. или 3,2%;
-
увеличения прибыли от операционных доходов и расходов на 24 млн. руб. или 36,4%;
-
увеличения прибыли от внереализационных доходов и расходов на 185 млн. руб. или 3,5%.
В структурном плане наибольший удельный вес занимает прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг (67,7%), которая по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 1,5%, а также прибыль от внереализационных доходов и расходов (31,8%), которая по сравнению с 2010 годом увеличилась на 1,4%. Наименьший удельный вес занимает прибыль от операционных доходов (0,5%), которая по сравнению с 2010 годом увеличилась на 0,1%.
12.2 Факторный анализ прибыли
Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно- коммерческая деятельность, которая дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью. Прибыль от продажи продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов. Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:
- изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;
- изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;
- изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;
- изменение цены реализации продукции. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Результаты факторного анализа прибыли от продажи позволяют оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения. Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).
Анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг можно провести на основе данных таблицы 12.1.
Таблица 12.1- Анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг
Показатели |
Предыдущий год, тыс. руб. |
Отчетный год, тыс. руб. |
Абс. прирост, тыс. руб. |
В % к пред году (гр.3:гр.2) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выручка |
57800 |
54190 |
-3610 |
-6,25 |
Себестоимость |
41829 |
39780 |
-2049 |
-4,9 |
Коммерческие расходы |
2615 |
1475 |
-1140 |
-43,6 |
Управленческие расходы |
4816 |
3765 |
-1051 |
-21.8 |
Прибыль |
8540 |
9170 |
+630 |
+7,4 |
Индекс изменения цен |
1 |
1,15 |
+0,15 |
+15 |
Объем реализации в сопоставимых ценах |
57800 |
47122 |
-10678 |
-18,47 |
Источник: собственная разработка
Определим влияние факторов на сумму прибыли по следующему алгоритму.
1 Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж. Основная методическая сложность определения данного фактора связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода). Чтобы привести объем продаж отчетного периода к сопоставимому виду, необходимо знать индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода. В нашем примере объем реализации за отчетный период в ценах базисного периода составил 47122 тыс. руб. (54190/1,15). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 81,525% (47122/57800*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 18,475%. За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась: