ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.12.2019
Просмотров: 1976
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
2 Метод комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий
- классификация и систематизация их с целью обеспечения возможности системного подхода;
- определения формы зависимости между фактором и результатом;
- моделирование взаимосвязи между результатом и факторным показателем;
- расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результата;
- расчета с факторной моделью (практическое ее использование для управления процессом).
где – себестоимость продукции;
- доля прибыли от коммерческой деятельности предприятия;
- объем отгруженной продукции;
- объем спроса на продукцию предприятия (емкость рынка);
- коэффициент конкурентоспособности предприятия.
Критерии оценки конкурентоспособности предприятия.
Конкурентоспособность по продукту:
а) коэффициент рыночной доли (КРД) отражает долю предприятия на рынке:
где ОП – объем продаж продукта фирмой;
ООПР – общий объем продаж продукта на рынке;
где ЗПП – сумма затрат на предпродажную подготовку;
ЗПОП – сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж;
где ОПКОП – объем продаж на конец отчетного периода;
ОПНОП – объем продаж на начало отчетного периода.
Конкурентоспособность по цене:
КУЦ = (Цmax + Цmin) / (2 х ЦУФ), (6.4)
где Цmax – максимальная цена товара на рынке;
Цmin – минимальная цена товара на рынке;
ЦУФ – цена товара, установленная фирмой.
Конкурентоспособность по доведению продукта до потребителя:
КСБ = (КИОП х ЗСБКОП) / ЗСБНОП (6.5)
где ЗСБКОП – сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода;
ЗСБНОП – сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода.
Конкурентоспособность по критерию продвижения продукта:
Крекл.д. = (КИОП х ЗРДКОП) / ЗРДНОП, (6.6)
где ЗРДКОП – затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода;
ЗРДНОП – затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода.
ККП = ККМД х КТЛ х КОСС, (6.7)
где КТЛ – коэффициент текущей ликвидности;
КОСС – коэффициент обеспеченности собственными средствами.
7 Анализ объема производства и продаж
2 Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать:
ГП н. + ТП + ОТ н. = РП + ОТ к. + ГП к., (7.3)
где ОТ н. - остатки готовой продукции, неоплаченные платежи.
РП = ГП н. + ТП + ОТ н. - ОТ к. - ГП к. (7.4)
7.2 Анализ структуры, ассортимента и качества продукции
3 Удельный вес продукции высшей категории качества.
4 Удельный вес продукции соответствующей международным стандартам.
5 Удельный вес экспортируемой продукции в высокоразвитые страны.
Индивидуальные (единичные) показатели - характеризуют одно из свойств продукции.
1 Штрафы за некачественную продукцию.
2 Удельный вес и объем застрахованной продукции, потери от брака.
Анализ качества рассмотрим с использованием таблицы 7.3.
Таблица 7.3 - Анализ качества продукции
К сорт. пл. = 31300000 : (67600 х 600) = 0,772.
К сорт. ф. = 27468000 : (50400 х 600) = 0,908.
% выполн. плана = (К сорт. ф. : К сорт. пл.) х 100= 118(%).
Анализ финансовых результатов начинается с анализа состава валовой прибыли.
В анализе используются показатели:
- прибыль по реализации работ и услуг;
- прибыль от прочей реализации;
- финансовый результат от прочих операций (штрафы, задолженности);
3) трендовый – анализируются ряды динамики, т.е. анализ роста и прироста показателей за ряд лет;
4) одномерный – делается сравнительный анализ по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю;
5) многомерный – осуществляется сравнительный анализ результатов деятельности по широкому кругу показателей.
Необходимым и обязательным условием сравнения является обеспечение сопоставимости и соизмеримости сравниваемых показателей.
Существует ряд способов приведения экономических показателей в сопоставимый вид:
-
нейтрализация стоимостного фактора;
-
нейтрализация ценового фактора;
-
нейтрализация количественного фактора;
-
приведение к однородной структуре сравниваемых сложных показателей;
-
равенство периодов времени, за которое делается сравнение;
-
приведение сравниваемых показателей к единой методике их исчисления;
-
замена абсолютных показателей относительными.
Использование данных способов помогает сопоставить показатели внутри предприятия, между отраслями и территориями.
Экономические явления и процессы в экономическом анализе характеризуются абсолютными и относительными показателями. Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, площади, стоимости безотносительно к размеру других явлений. Относительные показатели – это соотношения величины изучаемого явления и величины другого явления или величины данного явления, но взятой за другой период или по другому явлению.
Наряду с абсолютными и относительными показателями в анализе широко используются средние величины. Средняя величина – это обобщающая величина, которая характеризует размер определенного изменяющегося признака для показателя в целом или его составляющих. Средняя величина абстрактна и используется везде, где необходимо обобщение. С ее помощью можно сравнивать процессы в различных отраслях и результаты деятельности различных предприятий.
Замена абсолютных величин на средние и относительные при определенных условиях также может обеспечить сопоставимость показателей.
Несопоставимость показателей приводит к искаженной оценке результатов деятельности предприятия.
При изучении определенных зависимостей между показателями применяется балансовый способ.
3.2 Понятие, задачи и содержание факторного анализа
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Основные задачи факторного анализа:
- отбор факторов, которые определяют результативные показатели;
- классификация и систематизация их с целью обеспечения возможности системного подхода;
- определения формы зависимости между фактором и результатом;
- моделирование взаимосвязи между результатом и факторным показателем;
- расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результата;
- расчета с факторной моделью (практическое ее использование для управления процессом).
Основными типами факторного анализа являются: детерминированный (функциональный); прямой (дедуктивный); индуктивный; стохастический; корреляционный; одноступенчатый; многоступенчатый; статистический; диагностический; ретроспективный; перспективный.
Детерминированный факторный АХД - методика исследования влияния фактора, связь которого с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель может быть определен в виде произведения частного или алгебраической суммы факторов. Функциональную зависимость между факторами и результативными показателями в детерминированном факторном анализе можно выразить различными моделями.
1.Аддитивная модель – используется в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторов:
, (3.1)
где – себестоимость продукции;
– материальные затраты;
– оплата труда;
– амортизация;
– накладные расходы.
2.Мультипликативная модель – используется в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов:
, (3.2)
где – выпуск продукции;
– численность работников;
– годовая выработка.
3.Кратная модель – используется в тех случаях, когда результативный показатель получают как частное от деления одного фактора на другой:
, (3.3)
где – рентабельность продукции;
– прибыль;
– себестоимость продукции.
4.Комбинированная (смешанная) модель – это сочетание в различных комбинациях аддитивной, мультипликативной и кратной моделей:
, (3.3)
где – прибыль;
– количество изделий;
– цена одного изделия;
– себестоимость одного изделия.
Порядок расчета влияния факторов приемом цепных подстановок. В основе данного приема лежит метод научной абстракции. Сущность его заключается в том, что расчет влияния каждого фактора производится изолировано от других факторов. Все факторы в модели действуют и изменяются независимо друг от друга, это дает возможность определить размер влияние отдельно каждого фактора на результативный показатель. Способ цепной подстановки используется в детерминированном факторном анализе во всех типах моделей – мультипликативной, аддитивной, кратной и комбинированной для расчета влияния факторов на результативный показатель.
Математическое описание способа цепной подстановки:
-
мультипликативная модель:
;
;
для определения влияния фактора «а», вместо его планового значения подставляем фактическое, все остальные факторы остаются неизменными, в результате получается первый условный показатель:
;
для определения влияния фактора «в» в модель первого условного показателя подставляем фактическую величину фактора «в», остальные факторы остаются неизменными в результате получается второй условный показатель:
;
расчета влияния фактора «а» на величину результативного показателя:
;
расчет влияния фактора «в» на величину результативного показателя:
;
расчет влияния фактора «с» на величину результативного показателя:
;
балансовая увязка влияния факторов на результативный показатель:
;
;
-
кратная модель:
; ;
;
;
;
балансовая увязка влияния факторов:
; ;
-
комбинированная модель:
;
;
;
;
; ;
;
балансовая увязка влияния факторов:
; .
Порядок расчета влияния факторов приемом абсолютных разниц. Способ абсолютных разниц применяется в детерминированном факторном анализе для расчета влияния факторов на результативный показатель в мультипликативных и мультипликативно - аддитивных моделях. Он применяется тогда, когда исходные данные уже содержат абсолютные отклонения по факторным показателям. Для расчета влияния факторов определяется абсолютная величина прироста исследуемого фактора и умножается на плановую величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели.
Математическое описание способа абсолютных разниц:
-
мультипликативная модель:
; ;
определяем абсолютное отклонение по каждому фактору:
; ; ;
рассчитываем влияние каждого фактора на результативный показатель:
;
;
;
балансовая увязка влияния факторов:
; ;
-
комбинированная модель
; ;
;
;
;
балансовая увязка влияния факторов:
; .
Стохастический анализ - методика исследования факторов, связь которых с результатом является неполной или вероятной. При прямом или дедуктивном процессе исследований осуществляется от общего к частному, а при обратном факторном анализе, от частного к общему. Стохастический анализ направлен на изучение косвенных связей, т.е. опосредованных факторов (в случае невозможности определения непрерывной цепи прямой связи). Из этого вытекает важный вывод о соотношении детерминированного и стохастического анализов: так как прямые связи необходимо изучать в первую очередь, то стохастический анализ носит вспомогательный характер. Стохастический анализ выступает в качестве инструмента углубления детерминированного анализа факторов, по которым нельзя построить детерминированную модель.
3.3 Методы изучения экономических процессов (взаимосвязей)
Развитие экономических явлений и процессов происходит по законам диалектики. Это закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей, отрицания. Изучая экономические явления и процессы, необходимо познать их причины, сущность, внутренние связи между ними. Частные методы изучения экономики включают в себя анализ и синтез, абстрагирование, допущение «при прочих равных условиях», индукцию и дедукцию, единство логического и исторического, математические и статистические методы.
Анализ предполагает расчленение объекта исследования на отдельные элементы, на более простые экономические явления и процессы, выделение существенных сторон явлений и процессов. Выделенные элементы исследуются с разных сторон, в них выделяется главное и существенное.
Синтез означает соединение исследованных элементов и сторон предмета в единое целое (в систему). Синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан. В ходе анализа и синтеза устанавливаются зависимости между экономическими процессами и явлениями, причинно-следственные связи, выявляются закономерности.
Абстрагирование - это отвлечение от несущественного, выделение наиболее важных фактов и взаимосвязей в экономике. Абстрагирование происходит и в процессе анализа.
Допущение «при прочих равных условиях» используется в процессе анализа и синтеза. Оно означает, что изменяются только исследуемые явления и взаимосвязи, а все остальные явления и взаимосвязи предполагаются неизменными.
Индукция - это выведение общего из частных фактов, движение от фактов к теории, от частного к общему, как говорят философы. Исследование начинается с наблюдения за экономическими процессами, с накопления фактов. Индукция позволяет на основе фактов делать обобщения.
Дедукция означает предварительную формулировку какой-то теории до того, как она будет подтверждена или отвергнута на основе проверки фактами, и применение сформулированных положений к наблюдаемым фактам и экономическим процессам. Формулируемое научное предположение или допущение есть гипотеза. В этом случае исследование идёт от теории к фактам, от общего к частному.
Единство логического и исторического. Принцип единства логического и исторического состоит в том, что теоретический анализ экономических явлений должен отражать реальный исторический процесс возникновения и развития этих явлений. Теория должна соответствовать истории, практике, но не копировать их, а воспроизводить по существу и без случайных явлений и фактов.
Математические и статистические методы. С развитием математики и информатики появилась возможность представить многие экономические зависимости в виде математических формул и моделей. Статистические методы позволяют использовать накопленные массивы экономических данных для анализа и выявления тенденций и закономерностей развития экономики, для экономического прогнозирования.
4 Типология видов экономического анализа и его информационное обеспечение
4.1 Типология видов экономического анализа
Текущий (ретроспективный) анализ является ретроспективным анализом результатов осуществленной хозяйственной деятельности, проводимым по важнейшим отчетным периодам хозяйствования в основном на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Он базируется на бухгалтерской и статистической отчетности и позволяет оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал, год нарастающим итогом.
Оперативный анализ - один из видов экономического анализа, направленный на решение задач, которые стоят перед оперативным управлением хозяйственной системой. Главной его задачей является постоянный контроль рациональности функционирования хозяйственной системы, за выполнением плановых заданий, процессами производства и реализацией продукции, а также своевременное выявление и использование текущих внутрипроизводственных резервов с целью обеспечения выполнения и перевыполнения бизнес-плана.
Перспективный (прогнозный) анализ - анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем. Особенность перспективного анализа заключается в рассмотрении явлений и процессов хозяйственной деятельности с позиций будущего, т.е. перспективы развития, с точки зрения проекции составляющих элементов прошлого и настоящего хозяйственной деятельности в элементы будущего.
Внутризаводской экономический анализ заключается во всесторонней оценке выполнения плановых заданий: определении и измерении факторов и причин, обусловивших результаты производства; выявлении внутризаводских резервов; разработке мероприятий по их использованию; из экономических особенностей функционирования и раз того или иного подразделения; выявлении и распространении передового опыта.
Отраслевой анализ - этот вид анализа в широком смысле охватывает все уровни управления отраслью – от основного звена предприятия до высшего звена, охватывающего, как правило, отрасль народного хозяйства. Отраслевой анализ в узком смысле охватывает отраслевые объекты.
Сравнительный анализ деятельности предприятий. Его назначение состоит в сопоставлении достигнутых результатов хозяйственной деятельности с результатами других предприятии или объединений, в изучении причин различий в использовании производственных ресурсов, в выявлении резервов дальнейшего повышения эффективности производства.
Функционально-стоимостной анализ (ФСА) - это технология, позволяющая оценить реальную стоимость продукта или услуги безотносительно к организационной структуре компании. Как прямые, так и косвенные расходы распределяются по продуктам и услугам в зависимости от объема ресурсов, требуемых на каждом из этапов производства. Действия, производимые на этих этапах, в контексте метода ФСА называются функциями. Цель ФСА состоит в обеспечении правильного распределения средств, выделяемых на производство продукции или оказание услуг, по прямым и косвенным издержкам. Это позволяет наиболее реалистично оценивать расходы компании. По существу, метод ФСА работает по следующему алгоритму.
1Определяется последовательность функций, необходимых для производства товара или услуги.
2Сначала выявляются все возможные функции. Они распределяются по двум группам: влияющие на ценность товара/услуги и не влияющие. Далее на этом этапе производится оптимизация последовательности: устраняются или сокращаются шаги, не влияющие на ценность, и сокращаются издержки.