Файл: Учебное пособие Томкевичус новое.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.12.2019

Просмотров: 1986

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Экономический анализ – специальная отрасль знаний, становление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний. Первое из них – практическая потребность. Профессиональная маркетинговая деятельность, рыночные отношения при их полной коммерциализации, изучение внутренних и внешних факторов, определяющих конечные финансовые результаты, - все это требования, обусловливающие необходимость последующих, текущих и перспективных аналитических разработок. Второе условие связано с развитием самой науки в целом и ее отдельных отраслей. По мере развития науки происходила и дифференциация ее отраслей. Экономический анализ сформировался в результате дифференциации общественных наук. По мере углубления экономической работы на предприятиях возникла необходимость в выделении анализа как обособленной системы знаний, поскольку учетные дисциплины уже не способны были ответить на все требования практики. Дифференциация наук сопровождалась и определенными недостатками. Их суть сводилась к чрезмерной специализации наук, к излишнему дроблению, к утрате взаимосвязей. Положительным на этом фоне следует считать процесс интеграции наук, диалектически связанный с их дифференциацией. Сформировавшись в самостоятельную науку, экономический анализ комплексно, системно использует данные, а в ряде случаев способы и приемы исследования, присущие статистике, планированию, бухгалтерскому учету, математике и другим, непосредственно связанным с ним наукам.

Связь экономического анализа с бухгалтерским учетом. Бухгалтерский учет являлся и является основным «поставщиком» экономической информации о хозяйственной деятельности предприятий. Доля экономической информации, получаемой через систему бухгалтерского учета, достигает на предприятиях и в объединениях 70% и более. Бухгалтерский учет отражает хозяйственные операции в первичной документации, записи их в регистрах синтетического и аналитического учета и в бухгалтерской отчетности. Связь анализа с бухгалтерским учетом имеет двойственный характер. С одной стороны, сведения бухгалтерского учета являются главным источником информации при анализе хозяйственной деятельности. С другой стороны, требования, которые ставятся перед анализом, так или иначе, переадресуются бухгалтерскому учету.

Связь экономического анализа со статистикой. Статистику как науку более интересует обобщение проявлений экономической жизни, поиск общих тенденций развития экономики на макроуровне. Для этого она через средние величины, выборку или каким-либо другим способом старается исключить истинные явления, она почти никогда не опускается до детального анализа производства на уровне подразделений предприятия, на уровне рабочего места. Это исключает из задач статистики поиск резервов, их обоснование, разработку рекомендаций по их освоению, что свидетельствует о существенных отличиях статистики и анализа хозяйственной деятельности предприятий. Теснота связи экономического анализа и статистики выражается, во- первых, в том, что статистический учет и отчетность служат для анализа, так же как и бухгалтерский учет, необходимой информационной базой (правда, ее доля применительно к предприятиям невелика); во-вторых, в том, что статистическая наука, проблемно разрабатывающая методы группировок, индексов, корреляции, регрессии и другие, существенно пополняет арсенал аналитических способов и приемов.

Связь экономического анализа с экономической теорией и отраслевыми экономиками. В первую очередь среди наук, с которыми связан анализ хозяйственной деятельности, нужно выделить экономическую теорию, которая изучает экономические законы, механизм их действия, создает теоретическую основу для развития всех экономических дисциплин. При проведении аналитических исследований необходимо учитывать действие этих законов. В свою очередь анализ хозяйственной деятельности определенным образом содействует развитию экономической теории. Многочисленные аналитические исследования накапливают сведения о проявлении тех или иных экономических законов. Изучение этих сведений позволяет формулировать новые, ранее неизвестные законы, делать глобальные прогнозы развития экономики страны или мировой экономики. Все сказанное, почти дословно можно перенести на взаимосвязь анализа с отраслевыми экономиками. Глубокий анализ хозяйственной деятельности предприятия невозможно провести, не зная экономики отрасли и организации производства на анализируемом предприятии. В свою очередь результаты экономического анализа используются для совершенствования организации производства, внедрения научной организации труда, передового опыта. Анализ содействует подъему экономики конкретных предприятий и отрасли в целом.

Связь экономического анализа с планированием и управлением производством. Экономический анализ очень тесно связан с планированием и управлением производством. В анализе широко используется плановые материалы. Одновременно, научно обоснованное планирование и управление национальной экономикой и предприятием невозможно осуществить без широкого использования результатов экономического анализа. Он создает информационную базу для разработки планов и выбора наиболее целесообразных управленческих решений.

Связь экономического анализа с финансированием и кредитованием предприятий. Экономический анализ тесно связан также с финансированием и кредитованием предприятий. Без знания действующего порядка финансирования и кредитования соответствующих отраслей национальной экономики, взаимосвязей с финансовыми и кредитными органами и учреждениями невозможно квалифицированно проводить анализ хозяйственной деятельности. С другой стороны, ставки выплат в бюджет, условия получения кредитов, проценты выплат за пользование кредитами и прочей финансово-кредитный инструментарий постоянно совершенствуются с учетом результатов анализа, который показывает эффективность воздействия этих способов на производство.

Связь экономического анализа с науками не экономического направления. Среди наук не экономического направления, в первую очередь, нужно выделить математические и технологические. Необходимость решения сложных экономических задач явилось мощным стимулом развития математики. Здесь достаточно припомнить хотя бы историю возникновения математического программирования. Использование же в аналитических исследованиях математических методов существенно повысило их авторитет. Анализ стал глубоким, обоснованным. С помощью этих методов он может проводиться более оперативно, охватывать большее количество объектов, изучать значительно больше информации. Нельзя анализировать тот или иной процесс производства, не зная особенностей технологии. Только осведомленный в этой отрасли экономист может объективно оценить результаты производства, сделать полезные рекомендации по их улучшению. В то же время нужно отметить, что сама технология производства стремится быть более эффективной и ее совершенствование невозможно без аналитических исследований. Яркий пример тому – использование методики функционально-стоимостного анализа.

2 Метод комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Основные задачи факторного анализа:

- классификация и систематизация их с целью обеспечения возможности системного подхода;

- определения формы зависимости между фактором и результатом;

- моделирование взаимосвязи между результатом и факторным показателем;

- расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результата;

- расчета с факторной моделью (практическое ее использование для управления процессом).

Основными типами факторного анализа являются: детерминированный (функциональный); прямой (дедуктивный); индуктивный; стохастический; корреляционный; одноступенчатый; многоступенчатый; статистический; диагностический; ретроспективный; перспективный.

Детерминированный факторный АХД - методика исследования влияния фактора, связь которого с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель может быть определен в виде произведения частного или алгебраической суммы факторов. Функциональную зависимость между факторами и результативными показателями в детерминированном факторном анализе можно выразить различными моделями.

1.Аддитивная модель – используется в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторов:

, (3.1)

где – себестоимость продукции;

- доля прибыли от коммерческой деятельности предприятия;

- объем отгруженной продукции;

- объем спроса на продукцию предприятия (емкость рынка);

- расходы службы маркетинга;

- коэффициент конкурентоспособности предприятия.

Доля прибыли предприятия от коммерческой деятельности является определяющим показателем при оценке качества организации, функционирования и управления маркетинговой системой, т.к. цель любого коммерческого предприятия заключается в максимизации получаемой им прибыли. Показатели спроса на продукцию предприятия и величины ее фактической отгрузки в течение определенного периода времени позволяют определить способность предприятия полностью удовлетворить спрос потребителей, что в условиях рынка также становится одной из основных целей. Анализ расходов службы маркетинга необходимо сопоставлять с вышеназванными показателями для оценки адекватности расходуемых средств финансовым результатам коммерческой деятельности. Оценку прибыльности коммерческой деятельности предприятия целесообразно проводить на основе определения коэффициента конкурентоспособности.

Критерии оценки конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность по продукту:

а) коэффициент рыночной доли (КРД) отражает долю предприятия на рынке:

КРД =ОП / ООПР, (6.1)

где ОП – объем продаж продукта фирмой;

ООПР – общий объем продаж продукта на рынке;

б) коэффициент предпродажной подготовки (КПП) характеризует стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения предпродажной подготовки. Если продукт не требовал предпродажной подготовки в отчетный период, то КПП = 1. Данный показатель рассчитывается по формуле:

КПП = ЗПП / ЗПОП, (6.2)

где ЗПП – сумма затрат на предпродажную подготовку;

ЗПОП – сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж;

в) коэффициент изменения объема продаж (КИОП) отражает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет изменения объема продаж:

КИОП = ОПКОП / ОПНОП, (6.3)

где ОПКОП – объем продаж на конец отчетного периода;

ОПНОП – объем продаж на начало отчетного периода.

Конкурентоспособность по цене:

а) коэффициент уровня цен (КУЦ) отражает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет изменения цен на продукт:

КУЦ = (Цmax + Цmin) / (2 х ЦУФ), (6.4)

где Цmax – максимальная цена товара на рынке;

Цmin – минимальная цена товара на рынке;

ЦУФ – цена товара, установленная фирмой.

Конкурентоспособность по доведению продукта до потребителя:

а) коэффициент доведения продукта до потребителя (КСБ), отражающий стремление фирмы к повышению конкурентоспособности за счет улучшения своей сбытовой деятельности:

КСБ = (КИОП х ЗСБКОП) / ЗСБНОП (6.5)

где ЗСБКОП – сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчетного периода;

ЗСБНОП – сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчетного периода.

Конкурентоспособность по критерию продвижения продукта:

а) коэффициент рекламной деятельности (Крекл.д) отражает стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения рекламной деятельности (Крекл.д):

Крекл.д. = (КИОП х ЗРДКОП) / ЗРДНОП, (6.6)

где ЗРДКОП – затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода;

ЗРДНОП – затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода.

Суммировав вышеперечисленные коэффициенты и найдя среднеарифметическую величину, определим промежуточное значение коэффициента конкурентоспособности маркетинговой деятельности для конкретного продукта (ККМД).

Для расчета итогового коэффициента конкурентоспособности фирмы также нужно учитывать общефинансовые коэффициенты, рассчитываемые на основе анализа баланса предприятия за отчетный период.

Таким образом, полная формула расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия (ККП) будет выглядеть следующим образом:

ККП = ККМД х КТЛ х КОСС, (6.7)

где КТЛ – коэффициент текущей ликвидности;

КОСС – коэффициент обеспеченности собственными средствами.

7 Анализ объема производства и продаж

РП = ГП н. + ТП - ГП к. (7.2)

2 Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать:

ГП н. + ТП + ОТ н. = РП + ОТ к. + ГП к., (7.3)

где ОТ н. - остатки готовой продукции, неоплаченные платежи.

Отсюда:

РП = ГП н. + ТП + ОТ н. - ОТ к. - ГП к. (7.4)

Расчет влияния данных факторов на объем реализованной продукции производится сравнением фактических уровней показателей с плановыми, или за предыдущие периоды, вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.

7.2 Анализ структуры, ассортимента и качества продукции

Анализ структуры продукции. При формировании структуры выпуска продукции организация должна учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции. Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции, по данным таблицы 7.1.

3 Удельный вес продукции высшей категории качества.

4 Удельный вес продукции соответствующей международным стандартам.

5 Удельный вес экспортируемой продукции в высокоразвитые страны.

Индивидуальные (единичные) показатели - характеризуют одно из свойств продукции.

1 Показатели полезности.

2 Надежность.

3Технологичность - характеризует эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость).

4 Энергетичность изделий.

Косвенные показатели.

1 Штрафы за некачественную продукцию.

2 Удельный вес и объем застрахованной продукции, потери от брака.

Первая задача анализа качества продукции: изменить динамику перечисленных показателей, выполнения плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

В процессе анализа выполнения плана по качеству продукции рассчитывается средний коэффициент сортности, который определяется как отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене высшего сорта.

Анализ качества рассмотрим с использованием таблицы 7.3.

Таблица 7.3 - Анализ качества продукции

К сорт. пл. = 31300000 : (67600 х 600) = 0,772.

К сорт. ф. = 27468000 : (50400 х 600) = 0,908.

% выполн. плана = (К сорт. ф. : К сорт. пл.) х 100= 118(%).

Косвенным показателем выпущенной продукции является брак. Он делится на: исправимый и неисправимый, внутренний и внешний. В процессе анализа, изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции, и определяют потери брака.

Анализ финансовых результатов начинается с анализа состава валовой прибыли.

В анализе используются показатели:

- валовая прибыль;

- прибыль по реализации работ и услуг;

- прибыль от прочей реализации;

- финансовый результат от прочих операций (штрафы, задолженности);

- налогооблагаемая прибыль;

- чистая прибыль.

12.2 Факторный анализ прибыли

5 удельный вес в общем капитале предприятия основного и оборотного капитала, монетарных и немонетарных активов, их изменение за отчётный период.

При анализе долгосрочных активов организации учитываются изменение их удельного веса вследствие воздействия внешних факторов (порядок их учета, инфляция) абсолютных показателей за отчетный период, движение основных средств (выбытие, ввод в действие новых основных средств) на основании данных раздела 3 формы 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Изменение структуры активов организации в сторону увеличения оборотных средств рассматриваются как:

- формирование мобильной структуры активов, способствующей ускорению оборачиваемости средств организации;

- отвлечение части текущих активов на кредитование потребителей товаров, продукции, работ и услуг организации и прочих дебиторов;

- сокращение производственной базы;

- искажение реальной оценки основных средств вследствие существующего порядка их бухгалтерского учета.



16 Функциональная диагностика как инструмент анализа банкротства



16.1 Система критериев и методика анализа диагностики ве­роятности банкротства субъектов хозяйствования


Банкротство - это инструмент, процедура, непосредственно применяемая арбитражным судом к должнику либо для восстановления платежеспособности, либо для ликвидации в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. С другой стороны, банкротство - это состояние, при котором организация неспособна исполнить требования кредиторов по истечении трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

В кризисных ситуациях лежат преимущественно финансовые причины к которым следует отнести:

- серьезные негативные изменения финансовой устойчивости организации, препятствующие нормальному осуществлению деятельности (существенное превыщение обязательств организации над ее капиталом, т.е. неблагоприятная структура пассивов);

- несбалансированность объемов денежных потоков организации в течение относительно длительного периода времени (продолжительное превышение объема отрицательного денежного потока над положительным, отсутствие каких-либо перспектив перелома этой негативной тенденции);

- неплатежеспособность организации в течение длительного периода времени, вызванная низкой ликвидностью ее активов (значительное превышение неотложных финансовых обязательств организации над суммой остатка ее денежных средств и высоколиквидных активов).

Когда выхода из кризисной ситуации с сохранением юридического лица найти не удается, единственно возможным сценарием развития событий становится добровольная или принудительная ликвидации должника, т.е. признание судом его банкротом.

Применительно к финансовому состоянию, диагностика является аналитической процедурой, имеющей целью раскрыть основные признаки «заболевания» финансового механизма организаций и понять пути их устранения (оздоровления). Важными задачами диагностического анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта являются постановка диагноза его устойчивости и на основе наблюдаемых тенденций разработка мер по финансовому оздоровлению.


Диагностический экономический анализ коммерческой организации предполагается осуществлять в двух направлениях:

- диагностический анализ состояния внутренней и внешней среды бизнеса;

-диагностический анализ проблемных областей деятельности организации.

Между двумя направлениями имеются тесная взаимосвязь. По результатам диагностического анализа состояния внутренней и внешней среды бизнеса можно определить, какие факторы (причины) и условия способствуют ухудшению или улучшению состояния организации, идентифицировать финансовую несостоятельность. Так же можно выявить, какие проблемные области имеются у предприятия, насколько это для него серьезно, каковы последствия для организации, какие признаки свидетельствуют об ухудшении «здоровья» фирмы, определить динамику данного явления, что необходимо предпринять для улучшения ситуации, т.е. провести санацию, оздоровление предприятия в условиях несостоятельности.

В свою очередь диагностический анализ финансовой несостоятельности

предлагается разделить на два направления:

1) предварительный (экспресс) экономический, диагностический анализ финансовой несостоятельности;

2) последующий (комплексный) экономический, диагностический анализ финансовой несостоятельности организации.

Важным аспектом экономического диагностического анализа является не только определение системы показателей, по изменениям которых можно судить о намечающейся тенденции возможного банкротства, но и определение финансовой чувствительности этих показателей, запаса их финансовой прочности, после которой может наступить банкротство.

Предлагается рассчитывать ряд показателей чувствительности к воздействию факторов финансовой несостоятельности (финансовой чувствительности). Значительное место в работе отводится анализу финансовой несостоятельности, выявлению причин и следствий возможного банкротства коммерческих организаций. Для целей диагностического анализа необходимо следить за выручкой и краткосрочными обязательствами, сопоставляя их помесячно. Предлагается анализировать выполнение платежей и поступлений в специальной таблице, что позволит своевременно и оперативно отслеживать возникающие негативные моменты, способные спровоцировать банкротство организации.

Основные методы диагностики, их положительные стороны и недостатки

Для диагностики вероятности банкротства используется несколько подходов, основанных на применении:

а) трендового анализа обширной системы критериев и признаков;

б) ограниченного круга показателей;

в) интегральных показателей;

г) рейтинговых оценок на базе рыночных критериев финансовой устойчивости предприятий и др.;

д) факторных регрессионных и дискриминантных моделей.

Признаки банкротства можно разделить на две группы. К первой группе относятся показатели, свидетельствующие о возможных финансовых затруднениях и вероятности банкротства в недалеком будущем:


- повторяющиеся существенные потери в основной деятельности, выражающиеся в хроническом спаде производства, сокращении объемов продаж и хронической убыточности;

- наличие хронически просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;

- низкие значения коэффициентов ликвидности и тенденция их к снижению;

- увеличение до опасных пределов доли заемного капитала в общей его сумме;

- дефицит собственного оборотного капитала;

- систематическое увеличение продолжительности оборота капитала;

- наличие сверхнормативных запасов сырья и готовой продукции;

- использование новых источников финансовых ресурсов на

- невыгодных условиях;

- неблагоприятные изменения в портфеле заказов;

- падение рыночной стоимости акций предприятия;

- снижение производственного потенциала.

Во вторую группу входят показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать текущее финансовое состояние как критическое, но сигнализируют о возможности резкого его ухудшения в будущем при непринятии действенных мер. К ним относятся:

- чрезмерная зависимость предприятия от какого-либо одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива, рынка сырья или рынка сбыта;

- потеря ключевых контрагентов;

- недооценка обновления техники и технологии;

- потеря опытных сотрудников аппарата управления;

- вынужденные простои, неритмичная работа;

- неэффективные долгосрочные соглашения;

- недостаточность капитальных вложений.

К достоинствам этой системы индикаторов возможного банкротства можно отнести системный и комплексный подходы, а к недостаткам — более высокую степень сложности принятия решения в условиях многокритериальной задачи, информативный характер рассчитанных показателей, субъективность прогнозного решения.

В соответствии с действующим законодательством о банкротстве предприятий для диагностики их несостоятельности применяется ограниченный круг показателей: коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственным оборотным капиталом и восстановления (утраты) платежеспособности.

Основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным является наличие одного из условий:

а) коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение ниже нормативного (1,7 - в Республике Беларусь);

б) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода имеет значение ниже нормативного (0,3 - в Республике Беларусь).


16.2 Пути улучшения финансового состояния предприятия и его стабилизации


Если предприятие признается неплатежеспособным, а структура его баланса неудовлетворительной, то прежде чем передать экспертное заключение в хозяйственный суд, у него запрашивается дополнительная информация и проводится углубленный анализ его производственно-финансовой деятельности с целью выбора одного из двух вариантов решений:


- проведения реорганизационных мероприятий для восстановления его платежеспособности;

- проведения ликвидационных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.

Различные стороны финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютный эффект хозяйствования организации. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития организации. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств организации перед бюджетом, банками и другими организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности организации. Они характеризуют степень ее деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяются уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данной организации. Теоретической базой экономического анализа финансовой устойчивости является принятая для всех организаций, независимо от формы собственности, единая модель хозяйственного механизма, основанная на формировании прибыли может нести фиксированные расходы финансового характера, которые связаны с использованием заемных средств в качестве источника финансирования своей деятельности. Однако использование заемных средств повышает степень риска неплатежеспособности организации. Все эти моменты должны быть учтены финансовым менеджером при решении задачи выбора источников финансирования. В процессе решения эта задачи необходимо выяснить, какое оптимальное сочетание между собственными и заемными финансовыми ресурсами должно быть. Эта взаимосвязь характеризуется категорией финансового левериджа.

Одна из главных задач управления капиталом предприятия - оптимизация его структуры с учетом заданного уровня его доходности и риска - реализуется разными методами. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является финансовый леверидж. Он характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Литература


  1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / В.И. Стражев, [ и др.]; под ред. В.И. Стражева. – Минск: Выш. шк., 2005.

  2. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. – 11-е изд., перераб.М.: Новое знание, 2005.

  3. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / под ред. М.А.Вахрушина. – Минск: Инфра: Вузовский учебник, 2009.

  4. Комплексный экономический анализ предприятия: учебник для вузов / под ред. Н. ? Войтоловского. – СПб: Питер, 2009.

  5. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности (вопрос-ответ): учеб. пособие / Г.В. Савицкая. – 4-е изд. – Минск: Инфра – М, 2009.

  6. Гиляровская, Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л.Т. Гиляровская, Д.? Лысенко. – М.: Проспект, 2008.

  7. Теория анализа хозяйственной деятельности / под ред. Л.И. Кравченко. Минск: Новое знание, 2005.



88