Файл: Практикум_по АХД _ Кудрявцев.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.12.2019

Просмотров: 912

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

69


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Частный институт Управления и предпринимательства




В. А. Кудрявцев




ПРАКТИКУМ

ПО АНАЛИЗУ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


для студентов экономических специальностей

очной и заочной формы обучения





Δ


Минск 2004


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Частный институт управления и предпринимательства




Кафедра бухгалтерского учёта, анализа и аудита





В. А. Кудрявцев





ПРАКТИКУМ

ПО АНАЛИЗУ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


для студентов экономических специальностей

очной и заочной формы обучения







Минск 2004

Автор:

В. А. Кудрявцев, старший преподаватель

кафедры бухгалтерского учёта анализа и аудита


Рецензенты:





Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры

«Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» и рекомендовано

для опубликования и использования в учебном процессе.

Протокол №… от «___» __________2004года



Кудрявцев В.А.

Практикум по анализу хозяйственной деятельности : Учебно-методическое пособие. -Мн.: Част. инст. управ. и предпр., 2004.-…с.


Практикум по анализу хозяйственной деятельности включает в себя элементы теории: цели, задачи, информационное обеспечение анализа выполнения производственной программы и перспектив её реализации с точки зрения финансово-экономических последствий, а также задачи с решениями. Основное внимание уделено методике детерминированного факторного анализа. Предназначено для студентов экономических специальностей очной и заочной формы обучения.




Содержание


Введение……………………………………………………………..…4


Тема 1. Анализ производства и реализации продукции, товаров

и услуг……………………………………………………………….…5


Тема 2. Анализ трудовых ресурсов предприятия и оплаты труда...15


Тема 3. Анализ основных средств предприятия…………………....24


Тема 4. Анализ использования материальных ресурсов

предприятия……………………………………………………….…..33


Тема 5. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)……..…..40


Тема 6. Анализ финансовых результатов деятельности

предприятия…………………………………………………………...45


Тема 7. Анализ финансового состояния предприятия……………...48


Литература...........................................................................................68








Введение


Овладение методами факторного анализа хозяйственной деятельности студентами экономических специальностей является частью их профессиональной подготовки.

Студенты должны научиться понимать сущность экономических явлений и процессов, уметь составлять факторные модели, определять влияние факторов на изменение результативных показателей, оценивать результаты деятельности, делать выводы и принимать управленческие решения.

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с программой курса «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» для студентов вузов экономических специальностей.


В учебно-методическом пособии приведены примеры с решениями типовых задач, что поможет студентам закрепить теоретические знания, овладеть методами и техникой анализа, а также студентам заочной и заочной на базе среднего специального (профильного) образования формы обучения успешно выполнить контрольную работу.












ТЕМА 1. Анализ производства и реализации

продукции, товаров и услуг


Согласно Закону о предприятиях в Республике Беларусь, предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключённых с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников.

В сегодняшних условиях жёсткой конкуренции практически на всех рынках вопросы реализации стоят на первом месте, а задачи производства занимают подчинённое положение. Предприятие должно производить только те товары и в таком объёме, которые оно может реально реализовать.

Объём производства и объём реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. Темпы роста объёма производства и реализации продукции, повышение её качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Его основные задачи:

оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, рапорты, сводки цехов, производственно-диспетчерских служб, машинограммы-рапорты, выдаваемые в АСУ, ф. № 1 «Бухгалтерский баланс», государственная статистическая отчётность ф. № 1-п «Годовой отчёт о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера», ф. № 1-п «Квартальная отчётность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», ф. № 1-п «Отчёт о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера», ф. № 1-поставка «Производство, поставка и запасы важнейших видов промышленной продукции»,ф. №2 «Отчёт о прибылях и убытках», ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал-ордер № 11, ф. № 73 «Карточка №_ складского учёта готовых изделий» и др.

Объём производства и реализации промышленной продукции выражается в натуральных (штуки, метры ,тонны и т. д.), условно-натуральных (количество условных ремонтов, условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоёмкости и т. д.), трудовых (нормативные трудозатраты используются в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители) и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объёма производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объёма производства служат товарная и валовая продукция.


Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершённое производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в неё не включают остатки незавершённого производства и внутрихозяйственный оборот.

Объём реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. Номенклатура – перечень наименований изделий, выпускаемых предприятием, и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в классификаторе промышленной продукции. Ассортимент – состав и соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли производства или какой-либо группе товаров. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой. Структура – внутреннее устройство.


1.1. Анализ объёма, ассортимента и структуры продукции

Задача № 1

Найти влияние изменения количества и ассортимента продукции на отклонение от плана по товарной продукции. Дать оценку работе.

Исходные данные:

Виды

изделий

Цена изделия, (тыс. руб.)

Выпуск изделия, (шт.)

По плану

Фактически

По плану

Фактически

1

2

3

4

5

1.Изд. «А»

12

18

140

180

2.Изд. «Б»

19

14

165

105

3.Изд. «В»

8

10

-

23

4.Изд. «Г»

9

5

-

28


Результаты анализа обычно излагаются в виде таблиц. Это наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемых явлениях при помощи цифр, расположенных в определённом порядке. Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр. С помощью таблиц значительно легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями.


Виды

изде-

лий

Цена

изделия

за 1 т.

тыс. руб.

Кол-во

(тон-

ны)

Структура


(коэфф.%)

Количество (тонны)

Стоимость продукции

(тыс. руб.)

факт.

при план.

струк

туре





факт

Кол.пл

Стр.пл

Ассор-

тимент пл

Кол.фак

Стр.пл

Ассор-

тимент

пл

Кол.фак

Стр.фак

Ассор-

тимент

пл

Кол.фак

Стр.фак

Ассор-тиментфак


план


план

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





6гр×4гр


2гр×3гр

2гр×5гр

2гр×6гр


1.«А»

12

140

140/305=

0,46=46%

285×0,46=131

180

12×140=1680

12×131=1572

12×180=2160


2160

2.«Б»

19

165

165/305=

0,54=54%

285×0,54=154

105

19×165=3135

19×154=2926

19×105=1995


1995

Итогоª


305

1=100%


285

4815

4498

4155

4155

3.«В»

8

-



23




8×23

=184

4.«Г»

9

-



28




9×28

=252

Всегоª






4815

4498

4155

4591


ª Итого – Общий объём номенклатуры по плану Всего – Непланируемая номенклатура

Изделия «В,Г» – нарушенный ассортимент т.е. это причина отклонения от плана

Изделия «А,Б» – запланированный ассортимент


Первой задачей анализа является – изучение динамики показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений и оценка выполнения плана

1.Определим запланированные соотношения отдельных видов продукции т.е определим плановую структуру

(результаты запишем в графу 4):

Изд. «А»: 140/305 = 0,46 × 100% = 46%;

Изд. «Б»: 165/305 = 0,54 × 100% = 54%;

2.Найдём объём фактического выпуска продукции при плановой структуре

(6гр.×4гр. и результаты запишем в графу 5):

Изд. «А»: 285×0,46=131тонна;

Изд. «Б»: 285×0,54=154тонны;

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объём выпуска в стоимостной оценке, материалоёмкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность.

3.Определим стоимость продукции:

при плановом количестве, структуре, ассортименте (7гр.=2гр.×3гр.)

Изд. «А»: 12×140 =1680 тыс.руб.;

Изд. «Б»: 19×165=3135 тыс. руб.;

Итого:1680+3135=4815 тыс. руб.;

при фактическом количестве, плановой структуре, ассортименте

(8гр.=2гр×5гр.)

Изд. «А»: 12×131 =1572 тыс. руб.;

Изд. «Б»: 19×154=2926 тыс. руб.;

Итого:1572+2926=4498 тыс. руб.;

при фактическом количестве, структуре и плановом ассортименте

(9гр.=2гр×6гр.)

Изд. «А»: 12×180=2160 тыс. руб.;

Изд. «Б»: 19×105=1995 тыс. руб.;

Итого: 2160+1995=4155 тыс. руб.;

при фактическом количестве, структуре, ассортименте (по изделиям «А» и «Б» графа 10 заполняется путём переноса данных из графы 9)

непланируемой номенклатуры (10гр.=2гр×6гр.)

Изд. «В»: 8×23=184 тыс. руб.;

Изд. «Г»: 9×28=252 тыс. руб.;

Всего:2160+1995+184+252=4591 тыс. руб.;

4.Анализ выпуска продукции в стоимостном выражении:

1-ый шаг: определим отклонение от плана по выпуску продукции (факт–план) (10гр–7гр.)

Ф – П = 4591 – 4815 = –224тыс. руб. (недовыполнение плана);

2-ой шаг: (вторая задача анализа) рассчитаем влияние изменений следующих факторов – количества, структуры, ассортимента на объём произведенной продукции в стоимостном выражении (т.е. влияние на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск продукции):

определим влияние изменения количества (8гр.–7гр.)

Ст(к) = Ст(к) – Стпл = 4498 – 4815 = – 317 тыс. руб.;

определим влияние изменения структуры (9гр.–8гр.)

Ст(стр) = Ст(к,стр) – Ст(к) = 4155 – 4498 = – 343 тыс. руб.;

определим влияние изменения ассортимента (это сумма стоимости незапланированной продукции)

Σнаруш.ассорт. = Σна =184+252=436 тыс. руб.;

Итого: (Σфакторов) = (–317)+( –343)+436 = –224 тыс.руб.;


Проверка:

224 тыс.руб. (недовыполнение плана) = –224 тыс.руб. (сумма факторов).

Оценка работе предприятия

При общем невыполнении плана на 224 тыс. руб. предприятие недополучило продукции на 660 тыс. руб. (в том числе, за счёт изменения количества предприятие недополучило продукции на 317 тыс. руб. и за счёт изменения структуры предприятие недополучило продукции на 343 тыс. руб.).

Это недовыполнение перекрыто за счёт выпуска продукции по незапланированному ассортименту.

Рекомендации: Осуществить анализ причин невыполнения плана по каждому виду изделий.

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины – недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Увеличение объёма производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению её структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных её видов.


1.2. Анализ качества произведенной продукции

(расчёт влияния изменения сортового состава продукции на изменение объёма выпуска продукции в стоимостном выражении и определение выполнения плана по качеству)

Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия. Уровень его стандартизации и унификации, надёжность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от её вида и назначения:

удельный вес новой продукции в общем её выпуске;

удельный вес продукции высшей категории качества;

средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к её стоимости по ценам высшего сорта);

удельный вес новой продукции в общем её выпуске;

средневзвешенный балл продукции;

удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

удельный вес сертифицированной продукции;

удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из её свойств: