Файл: Практикум_по АХД _ Кудрявцев.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.12.2019

Просмотров: 913

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы:

Анализ показал, что в связи с недопоставкой материалов на 230 тонн, предприятие потеряло 460 изделий, но используя остатки материалов на складе (230 тонн), получило дополнительно 460 изделий.

Анализ использования материалов показал, что предприятие осуществило экономию материала «А» на каждое изделие, что привело к экономии в размере 1800 тонн. Это привело к увеличению выпуска продукции в количестве 3600 единиц, что составляет в стоимостном выражении

(3600 × 4500) = 16200000 руб. = 16200 тыс. руб.


Определить влияние невыполнения плана материально-технического снабжения и использования материалов на отклонение от плана по выпуску товарной продукции.

Исходные данные:

Показатели

План

Факт.

Отклонение

(+,–)

1.Заготовлено материалов «Д», т.

13450

13800

+ 350

2.Остатки материалов «Д» на складе, т.

500

610

110

3.Отходы материалов «Д», т.

620

680

60

4.Расход материалов «Д» на производство продукции «А», т.

?

?


5. Расход материалов «Д» на производство

единицы продукции, т.

2,5

4,2


6.Выпуск изделий «А», штук

5332

3269


7.Цена одного изделия «А», тыс. руб.

8100



1.Определим объём выпуска продукции (изделий «А») по плану и фактически (в натуральном и стоимостном выражении):

, где:

ВП – выпуск продукции,

Зм – заготовлено (поступило) материалов (13450 т.),

Ост – остатки материалов (500 т.),

Отх – отходы материалов (620 т.),

Ур – уровень расхода (норма расхода на единицу продукции – 2,5 т.),

ЦА – цена одного изделия (8100 тыс. руб.),

2.Расчёт влияния факторов на изменение выпуска продукции можно произвести способом цепной подстановки:

3 .План по выпуску продукции недовыполнен

ΔВПобщ = ВПф – ВПпл = 26478,9 – 43189,2 = – 16710,3 тыс. руб.

В том числе за счёт изменения:

объёма заготовленного материала (Зм)

ΔВПЗм = ВПусл1 – ВПпл = 44323,2 – 43189,2 = + 1134 тыс. руб.

объёма остатков материала на складе (Ост)

ΔВПОст = ВПусл2 – ВПусл1 = 44679,6 – 44323,2 = + 356,4 тыс. руб.

объёма отходов (Отх)

ΔВПОтх = ВПусл3 – ВПусл2 = 44485,2 – 44679,6 = – 194,4 тыс. руб.

нормы расходов материалов на единицу продукции (Ур)

ΔВПУр = ВПф – ВПусл3 = 26478,9 – 44485,2 = – 18006,3 тыс. руб.

Всего:

ΔВПобщ =(– 16710,3 тыс. руб.)= ΔВПЗм + ΔВПОст + ΔВПОтх + ΔВПУр =

1134 + 356,4 + ( – 194,4) + ( –18006,3) = – 16710,3 тыс. руб.

Выводы: Анализируя влияние факторов на изменение выпуска продукции «А» мы видим, что увеличение количества заготовленного материала «Д» на 350 тонн позволило увеличить выпуск продукции «А» на 1134 тыс. руб.

Имеющиеся остатки материала «Д» на складе фактически оказались выше плановых на 110 тонн, что позволило увеличить выпуск продукции на

356,4 тыс. руб.

Однако увеличение отходов материала «Д» в процессе производства на 60 тонн снизило выпуск продукции на 194,4 тыс. руб., а также увеличение расходов материала «Д» на производство единицы продукции на 1,7 тонны снизило выход продукции «А» на 18006,3 тыс. руб.


Следовательно предприятию необходимо уделить пристальное внимание контролю за нормами расхода материалов при производстве единицы продукции на основе совершенствования технологии производства, усиления контроля за расходом материалов.


Определить влияние основных факторов на изменение по статье «Сырьё и материалы» в себестоимости продукции.

Исходные данные:


п/п


Показатели

Варианты

1

план

факт.

1

2

3

4

1

Количество выпущенных изделий «А», штук

205

235

2

Расход сырья «Б» на единицу изделия, кг.

1,5

2,5

3

Цена 1 кг. сырья, руб.

80

90

4

Стоимость материала «Б», тыс. руб.

?

?

1.Рассчитаем стоимость материала «Б», израсходованного на продукт «А»:

См = ВПа × Нр × Цб, где:

См – стоимость материала «Б»,

ВПа – количество выпущенных изделий «А»,

Нр – расход сырья «Б» на единицу продукции,

Цб – цена 1 кг. сырья.

См(пл) =ВПа(пл) × Нр(пл) × Цб(пл) =

205 × 1,5 × 80 = 24600руб.;

См(ф) = ВПа(ф) × Нр(ф) × Цб(ф) =

235 × 2,5 × 90 =52875руб.

2.Определим влияние основных факторов на изменение по статье «Сырьё и материалы» в себестоимости продукции способом абсолютных разниц:

ΔСм(ВП) = (ВПф – ВПпл) × Нр(пл) × Цб(пл) =

(235 – 205) × 1,5 × 80 = 3600руб.;

ΔСм(Нр) = ВПф × (Нр(ф) – Нр(пл)) × Цб(пл) =

235 × (2,5 – 1,5) × 80 = 18800руб.;

ΔСм(Цб) = ВПф × Нр(ф) × (Цб(ф) – Цб(пл)) =

235 × 2,5 × (90 – 80) = 5875руб.

3.Проверка:

ΔСм(общ) = См(ф) – См(пл) = 52875 – 24600 = 28275руб. =

ΔСм(ВП) + ΔСм(Нр) + ΔСм(Цб) = 3600 + 18800 +5875 = 28275руб.

4.Выводы:

Стоимость сырья и материалов зависит от объёмов выпущенной продукции, расхода сырья на единицу изделия, роста цен на сырьё в связи с инфляцией и др.

За счёт увеличения расхода сырья в 1,7 раза (2,5/1,5) стоимость материала «Б» возросла на 18800 руб., или на 66,5% [(18800/28275) × 100%], а увеличение цены на сырьё на 12,5% [(10/80) × 100%] увеличивает стоимость материалов на 5875 руб., или на 20,8% [(5875/28275) × 100%]. Основное внимание необходимо уделить изучению причин изменения расхода сырья на единицу продукции и поиску резервов его сокращения.



ТЕМА 5. . Анализ себестоимости продукции

(работ, услуг)


Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности её производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, собираются результаты использования всех производственных ресурсов. От её уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:

установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;

определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним; величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;

анализ себестоимости отдельных видов продукции;


выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции;

объективная оценка выполнения плана по себестоимости и его изменения относительно прошлых отчётных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплин;

обеспечение необходимой аналитической информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции.

Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия.

Информационной базой для анализа себестоимости продукции являются данные статистической отчётности: «Отчёт о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)» Форма №1-п, данные по счетам бухгалтерского учёта: №10-материалы (Раздел 2. Производственные запасы) (синтетический счёт), №10/1-сырьё и материалы (субсчёт), №10/2-покупные полуфабрикаты…, №10/3-топливо и др.субсчета, №15-заготовление и приобретение материалов, плановые и отчётные калькуляции себестоимости продукции.

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;

затраты на рубль продукции;

себестоимость отдельных изделий;

отдельные статьи затрат


Задача №6

На основе данных, приведенных в таблице рассчитать себестоимость единицы продукции;, определить влияние суммы постоянных затрат, суммы переменных затрат и объёма производства на изменение уровня себестоимости единицы продукции.

Сделайте выводы по результатам анализа.

Исходные данные:

Показатели

План

Фактически

1

2

3

Объём производства, шт

6750

6030

Сумма постоянных затрат, тыс. руб.

7163

7944

Сумма переменных затрат на единицу

продукции, руб.

2905

3482


Абсолютная величина постоянных затрат не изменяется с увеличением объёмов производства продукции, однако на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально его росту. Напротив переменные затраты в себестоимости всего выпуска продукции растут пропорционально изменению объёма производства, зато в себестоимости единицы продукции они составляют постоянную величину.

Величина себестоимости единицы продукции может быть представлена в виде:

где:

Сi – себестоимость единицы i-го вида продукции;

Аi – сумма постоянных затрат, отнесённая на i-й вид продукции;

bi – сумма переменных затрат на единицу i-го вида продукции;

VВПi – объём выпуска i-го вида продукции в натуральных единицах.

Используя факторную модель и данные таблицы произведём расчёт влияния изменения факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции методом цепной подстановки:


Рассчитаем два условных показателя:

Определим фактическое значение себестоимости единицы продукции:

Общее изменение себестоимости единицы продукции составляет:

Как видно из таблицы фактические затраты предприятия выше плановых. Фактическая себестоимость единицы продукции также изменилась по сравнению с плановыми показателями в сторону увеличения.

На изменение себестоимости единицы продукции повлияли следующие факторы:

объём производства продукции:

сумма постоянных затрат:

сумма удельных переменных затрат:

Проверка:

Выводы:

Из-за повышения уровня удельных переменных затрат на единицу продукции на 577 руб. (3482 – 2905), а постоянных затрат на весь выпуск продукции на 781 руб. (7944 – 7163) себестоимость одного изделия возросла на 833 руб.

Следовательно, фактическая себестоимость всей произведённой продукции в отчётном году выше плановой на 2167470 руб. или на 8,1% (2167470 / 26770500).

Аналогичные расчёты делают по каждому виду продукции, а затем детально изучают себестоимость продукции по каждой статье затрат, сравнивая фактические данные с плановыми или данными за прошлые периоды.

В результате постатейного анализа себестоимости продукции должны быть определены внутренние и внешние, объективные и субъективные факторы изменения её уровня. Это позволит квалифицированно управлять процессом формирования затрат и поиском резервов их сокращения.

Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции являются:

увеличение объёма её производства за счёт более полного использования производственной мощности предприятия;

сокращение затрат на её производство за счёт повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.



ТЕМА 6. Анализ финансовых результатов

деятельности предприятия


Финансовый результат-главный критерий оценки деятельности для большинства предприятий. Финансовые результаты деятельности оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным относят прибыль предприятия, которую получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).

Прибыль-это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса.


К числу относительных показателей принадлежат различные соотношения прибыли и затрат (или вложенного капитала - собственного, заёмного, инвестиционного и т.д.). Важное место среди них занимают показатели рентабельности. Их экономический смысл состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля капитала (собственного или заёмного), вложенного в предприятие.

Финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции. Объём реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются следующие:

систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

определение влияния объективных и субъективных факторов на финансовые результаты;

выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;

оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Источниками информации при анализе финансовых результатов деятельности предприятия, независимо от форм собственности, являются: документы государственной статистической отчётности-«Отчёт о финансовых результатах» Форма №5-ф, «Бухгалтерский баланс» Форма №1, «Отчёт о прибылях и убытках» Форма №2, соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия, накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учёта по счетам: №46-реализация продукции (работ, услуг), №47-реализация и прочее выбытие основных средств, №48-реализация прочих активов, №80-прибыли и убытки.


Задача №7

Проанализировать выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, рассчитать влияние факторов первого порядка на изменение результативного показателя – прибыли от реализации продукции.

Сделайте выводы по результатам анализа.

Исходные данные:


Вид

продукции

Количество

реализованной

продукции, шт

Средняя цена

реализации,

руб.


Себестоимость,

руб.

План

Факт

План

Факт

План

Факт

А

5300

5600

3580

4015

3120

3750

В

2800

2500

6350

6710

5630

5700

Итого

8100

8100






Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет следующий вид:

Используя способ цепной подстановки, произведём расчёт влияния изменения факторов первого порядка на изменение суммы прибыли по отдельным видам продукции (продукция «А»):