Файл: М-765. Чеблаков. Организация труда.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.12.2019

Просмотров: 1734

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комплекс оснащения состоит из следующего:

  • основного технологического оборудования, используемого для выполнения определенной части производственного процесса со всеми загрузочными, контрольными и предохранительными устройствами;

  • вспомогательного оборудования (подъемно-транспортные устройства, контрольные приборы, испытательные стенды);

  • предметов технологической оснастки (приспособления, модели, штампы, мерительный инструмент);

  • предметов организационной оснастки (оборудование для хранения приспособлений, инструмента, запасных частей, вспомогательных материалов; рабочая мебель, тара);

  • устройств, обеспечивающих безопасность во время выполнения работ, а также предметов для поддержания на рабочем месте порядка и чистоты.

Средства оснащения рабочих мест делят на предметы постоянного
и временного пользования.

К предметам постоянного пользования относится все то, что должно находиться на рабочем месте, независимо от характера выполняемой работы: оборудование; постоянно используемые приспособления и инструменты; подъемно-транспортные устройства; вспомогательные материалы и инструменты по обслуживанию оборудования; инвентарь постоянного пользования и др.

К предметам временного пользования относится все то, надобность
в котором связана с конкретно выполняемой операцией: приспособления для данной операции; рабочие и мерительные инструменты; тара для хранения и передачи конкретной продукции и др.

К каждой разновидности элементов оснащения рабочих мест предъявляются определенные требования. Главными из них при выборе основного технологического оборудования являются: максимальное освобождение работающего от тяжелого физического труда, удобство рабочей позы, легкость и удобство управления оборудованием, безопасность работы, комфортные условия труда. Такие же требования предъявляются и к вспомогательному оборудованию – подъемно-транспортным устройствам, конвейерным линиям, контрольным приборам, испытательным стендам и др.

При выборе технологической оснастки следует руководствоваться тем, что ее конструктивные особенности должны соответствовать характеру выполняемых работ и операций, способствовать максимальному использованию технологических возможностей оборудования и она должна быть удобной для пользования и безопасной во время эксплуатации.

Состав и конструктивные особенности организационной оснастки должны способствовать экономии трудовых движений, удобству рабочей позы, безопасному труду, рациональному использованию производственной площади. При недостатке организационной оснастки или нерациональной ее конструкции у рабочих возникают непроизводительные движения, из-за чего неизбежны потери рабочего времени. В то же время излишки ее ведут к неоправданным дополнительным финансовым затратам, загромождают рабочее место, затрудняют перемещение рабочего и транспортировку предметов труда.


Одними из важнейших элементов организационной оснастки, позволяющими организовать взаимодействие основных и вспомогательных с обслуживающими рабочими, являются средства сигнализации и связи на рабочих местах. Они должны способствовать уменьшению времени на передачу сигнала, быть надежными и простыми в работе, указывать причину
и объект вызова.

Рабочее место обеспечивается необходимой справочной, технической и учетной документацией: чертежами, паспортными данными оборудования, схемами, инструкциями по ремонту, уходу и эксплуатации оборудования, нарядами и графиками обслуживания, картами организации труда
и др.

В системе мероприятий по организации рабочего места большое значение имеет рациональная его планировка – это взаимное (в трехмерном измерении) пространственное расположение на отведенной производственной площади основного и вспомогательного оборудования, технологической, организационной оснасток, самого рабочего или группы рабочих.

При проектировании рабочих мест различают внешнюю и внутреннюю планировки. Под внешней планировкой понимается расположение данного рабочего места относительно других рабочих мест участка, линии, цеха, грузопотоков, стен, колонн и т. д. Основными требованиями к рациональности внешней планировки являются обеспечение минимального расстояния перемещений рабочего в течение смены, экономное использование рабочей площади и создание удобств для работы.

Санитарными нормами предусмотрено, что на каждого рабочего должно приходиться не менее 4,5 м2 производственной площади при высоте помещения 3,2 м. Расстояние между оборудованием в пределах рабочей зоны должно быть не менее 800 мм, а между боковыми и задними плоскостями – не менее 500 мм. Ширину главных проездов рекомендуется устанавливать не менее 3000 мм, а ширину проездов между оборудованием – равной ширине тележки с грузом плюс 800 мм с обеих сторон.

Внутренняя планировка рабочего места – это рациональное размещение оборудования, технологической оснастки, инструмента, инструментальных шкафов и тумбочек, заготовок и деталей на рабочем месте. Она должна способствовать удобной рабочей позе, коротким и мало утомительным движениям, равномерному и по возможности одновременному выполнению движений обеими руками.

Внутренняя планировка рабочего места должна способствовать созданию такого оперативного пространства, при котором рабочий может свободно выполнять необходимые трудовые приемы и действия, размещать материальные элементы производства, формировать рабочие зоны с учетом зон досягаемости при различных рабочих позах как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях.

Зона досягаемости – это пространство, объем которого ограничен возможными траекториями движения рук рабочего. Оптимальная зона ограничивается траекториями движения полусогнутых рук, в положении без наклонов корпуса при свободно опущенных плечах. Максимальная зона ограничивается траекториями движения вытянутых рук. Зоны досягаемости определяются с учетом антропометрических данных предполагаемых работников.


Кроме того, при проектировании внутренней планировки рабочего места необходимо учитывать и зону обзора, в пределах которой рабочий должен отчетливо видеть все предметы, находящиеся на его рабочем месте. Для восприятия средств отображения информации в горизонтальной плоскости рекомендуется угол обзора 30–40. В вертикальной плоскости оптимальный угол обзора должен быть 15 вверх и 15 вниз по отношению к горизонтальной линии. Свет должен падать слева сбоку или сзади сбоку.



8. ОБСЛУЖИВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ


Обслуживание рабочих мест – важная часть производственного процесса, который способствует обеспечению средствами и предметами труда, необходимыми для осуществления производства.

Различают следующие функции обслуживания рабочих мест:

  • производственно-подготовительная – комплектование предметов труда, выдача производственного задания и технической документации, проведение производственного инструктажа;

  • инструментальная – обеспечение инструментом и приспособлениями, заточка и ремонт инструмента;

  • наладочная – наладка, переналадка оборудования и технологической оснастки;

  • контрольная – контроль качества продукции и соблюдения технологического режима, предупреждение брака, обслуживание и ремонт мерительного инструмента и контрольно-измерительной аппаратуры;

  • транспортно-складская – приемка, учет, хранение и выдача материалов, деталей, инструмента, доставка к рабочим местам предметов и средств труда, вывоз с рабочих мест готовой продукции и отходов производства;

  • энергетическая – обеспечение рабочего места всеми видами энергии – электричеством, сжатым воздухом, паром и т. д.;

  • ремонтно-строительная – текущий ремонт производственных
    и строительство небольших вспомогательных помещений, ремонт дорог
    и подъездных путей;

  • хозяйственно-бытовая – систематическая уборка производственных и служебных помещений и территорий, санитарно-гигиеническое
    и культурно-бытовое обслуживание.

Эффективность труда обслуживающих рабочих, выполняющих перечисленные функции (кроме первой, выполняемой, как правило, мастером), во многом зависит от того, какая система обслуживания основных и вспомогательных рабочих принята на предприятии.

Система обслуживания – это комплекс регламентированных по объему, периодичности, срокам и методам мер, определяющих сферу деятельности отдельных групп обслуживающего персонала по обеспечению рабочих мест в основном и вспомогательном производствах материалами, инструментом, документацией и комплексом услуг, необходимых для бесперебойного высокопроизводительного труда.

Все эти функции можно выполнять по централизованной, децентрализованной и смешанной системам. В основу построения перечисленных систем должны быть положены следующие принципы: планово-предупре-дительный; профилактический; гибкость системы обслуживания; комплексность; высокое качество обслуживания, экономичность.


Централизованная система – обслуживание осуществляется функциональными службами предприятия. Значительные организационные и экономические преимущества имеет именно эта система, позволяющая более рационально использовать работников обслуживающих служб, концентрировать их усилия в необходимый период на определенных участках обслуживания, механизировать труд и т.д. При этом появляются возможности для организации внутрипроизводственного планирования работ по обслуживанию, что повышает его качество, надежность, своевременность, экономичность.

Децентрализованная система предусматривает, что функции обслуживания выполняются производственными или обслуживающими рабочими, находящимися в данных подразделениях (цех, участок, линия). При децентрализованной системе каждому руководителю цеха подчиняются обслуживающие рабочие, которые выполняют весь комплекс работ, что обеспечивает своевременность и оперативность их выполнения.

Смешанная (комбинированная) система – одни функции обслуживания выполняются централизованно, другие – децентрализованно.

На выбор системы обслуживания влияют масштаб и тип производства, производственная и организационная структуры предприятия, качественный уровень оборудования, сложность выпускаемой продукции, требования к ее качеству, планировка производственных площадей и др.

Конкретное обслуживание рабочих мест может осуществляться в виде одной из трех основных форм: стандартной, планово-предупредительной
и дежурной.

Стандартное (регламентированное) обслуживание позволяет строго наладить работу обслуживающего персонала с графиком работы основного и вспомогательного производств и тем самым сводить к минимуму простои основных и вспомогательных рабочих и оборудования. Эта система наиболее целесообразна в условиях массового и крупносерийного производств.

В серийном производстве, где существует большая вероятность возможных отклонений от нормального течения производственного процесса, целесообразно использовать планово-предупредительное обслуживание.

Дежурное обслуживание используется в единичном и мелкосерийном производствах, характеризуется отсутствием заранее разработанных графиков и расписаний. Оно осуществляется по мере необходимости по вызовам основных рабочих.

При выборе той или иной формы обслуживания будет неправильным рекомендовать в чистом виде только одну из них. Наиболее приемлемой считается смешанная система, при которой часть функций обслуживания производства осуществляется по заранее разработанному регламенту,
а часть – по мере возникновения тех или иных отклонений от него. Оптимальное соотношение между объемами регламентированного и нерегламентированного обслуживания зависит от многих факторов, которые необходимо оценивать, а затем принимать решения.




9. АТТЕСТАЦИЯ И РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ


Аттестация рабочих мест – это совокупность мероприятий, включающих комплексную оценку каждого рабочего места на соответствие современным требованиям. Во время аттестации определяются технико-технологический, организационно-экономический уровни рабочих мест, условия труда и техника безопасности на рабочем месте. С учетом этих показателей дается всесторонняя оценка рабочего места и проводится работа по их рационализации.

Рационализация рабочих мест – это совокупность организационно-технических мероприятий, разработанных на основе результатов проведенной аттестации и направленных на совершенствование действующих рабочих мест и улучшение их использования.

Основными задачами аттестации и рационализации рабочих мест являются повышение эффективности производства, качества продукции, рациональное использование основных фондов и трудовых ресурсов на предприятиях. Эти задачи предусматривают следующие требования:

увеличение производительности труда за счет приведения рабочих мест в соответствие с требованиями научно-технического прогресса;

сокращение тяжелого физического труда;

улучшение использования основных фондов;

ликвидация неэффективных рабочих мест, обеспечение сбалансированности числа рабочих мест и работающих;

увеличение коэффициента сменности работ;

улучшение условий труда и соблюдение требований техники безо-пасности на каждом рабочем месте;

повышение культуры производства.

С учетом отмеченных требований цели и задачи рационализации рабочих мест следующие:

выявление резервов повышения производительности труда и фондо-отдачи на каждом рабочем месте и в производственном подразделении;

  • определение рабочих мест, не соответствующих требованиям; разработка конкретных мероприятий по их рационализации и техническому перевооружению;

  • выявление рабочих мест, где можно организовать работу на условиях неполного рабочего дня;

  • определение эффективных направлений капитальных вложений на рационализацию, модернизацию и техническое перевооружение рабочих мест, реконструкцию действующих предприятий;

  • разработка и осуществление мероприятий по улучшению условий труда на каждом рабочем месте; повышение уровня обоснованности применения соответствующих льгот и компенсаций на рабочих местах.

Учет рабочих мест является первым этапом работ по их аттестации. Он предусматривает определение числа рабочих мест, классификацию и группировку их по видам и характеру использования, категориям занятых на них работников и др.

Порядок учета, паспортизации и аттестации рабочих мест определяется приказом по предприятию, в котором указываются сроки проведения этой работы по структурным подразделениям и предприятию в целом, составы общезаводской и цеховых комиссий, устанавливается ответственность функциональных служб, подразделений, конкретных должностных лиц за сроки и качество проведенных мероприятий.