ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.12.2019
Просмотров: 2564
Скачиваний: 2
61
4.3 Тесты на навыки общения
Менеджмент относится к числу важнейших областей, где об-
щение играет определяющую роль. Для современного менеджера,
работающего с людьми, способность к общению жизненно необхо-
дима. Исследования психологов и социологов показывают, что до
70% решений принимаются руководителем на производстве в уст-
ной форме в процессе делового общения. Характер деловых кон-
тактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной
деятельности. Исследования подтверждают отрицательное влияние
как сверхнизкой, так и сверхвысокой общительности руководителя
на результаты взаимодействия в коллективе, формирования соци-
ально-психологического климата в нем. Неумелое, неграмотное об-
щение наносит глубокие душевные раны, порождает конфликтные
ситуации, повышает тревожность.
Каждому человеку необходимо развивать свои коммуникатив-
ные способности. В управленческой деятельности развитие этих
способностей, овладение техникой делового общения в различных
формах являются профессиональной необходимостью. Приводимые
ниже тесты позволяют менеджерам выявить те или иные личные
особенности делового общения, оценить общий уровень общения,
а также определить резервы собственного дальнейшего развития
в данной области.
4.3.1 Тест «Умеете ли вы слушать»
Отметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворение
или досаду, раздражение при беседе с любым человеком – будь то
ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководи-
тель или просто случайный собеседник.
Исчерпав все пункты нижеуказанной анкеты, подведите итог:
подсчитайте процент ситуаций, вызывающих досаду и раздражение.
Анкета
Варианты ситуаций
Ситуации, вызывающие досаду
и раздражение
1 Собеседник не дает мне шанса вы-
сказаться: у меня есть, что сказать, но
нет возможности вставить слово
2 Собеседник постоянно прерывает
меня во время беседы
62
Продолжение анкеты
Варианты ситуаций
Ситуации, вызывающие досаду
и раздражение
3 Собеседник никогда не смотрит в
лицо во время разговора, и я не уверен,
слушает ли он меня
4 Разговор с таким партнером часто вы-
зывает чувство пустой траты времени
5 Собеседник постоянно суетится: ка-
рандаш и бумага его занимают больше,
чем мои слова
6 Собеседник никогда не улыбается.
У меня возникает чувство неловкости
и тревоги
7 Собеседник всегда отвлекает меня
вопросами и комментариями
8 Что бы я ни высказал, собеседник
всегда охлаждаем мой пыл
9 Собеседник всегда старается опро-
вергнуть меня
10 Собеседник передергивает смысл
моих слов и вкладывает в них другое
содержание
11 Когда я задаю вопрос, собеседник
заставляет меня защищаться
12 Иногда собеседник переспрашивает
меня, делая вид, что не расслышал
13 Собеседник, не дослушав до конца,
перебивает меня лишь затем, чтобы со-
гласиться
14 Собеседник при разговоре сосре-
доточенно занимается посторонним:
играет сигаретой, протирает стекла оч-
ков и т. д., и я твердо уверен, что он при
этом невнимателен
15 Собеседник делает выводы за меня
16 Собеседник всегда пытается вста-
вить слово в мое повествование
17 Собеседник смотрит на меня очень
внимательно, не мигая
18 Собеседник смотрит на меня, как
бы оценивая. Это беспокоит
19 Когда я предлагаю что-нибудь но-
вое, собеседник говорит, что он думает
так же
20 Собеседник переигрывает, показы-
вая, что интересуется беседой, слиш-
ком часто кивает головой, ахает и под-
дакивает
63
Окончание анкеты
Варианты ситуаций
Ситуации, вызывающие досаду
и раздражение
21 Когда я говорю о серьезном, собе-
седник вставляет смешные истории,
шуточки, анекдоты
22 Собеседник часто глядит на часы во
время разговора
23 Когда я вхожу в кабинет, он бросает
все дела и все внимание обращает на
меня
24 Собеседник ведет себя так, будто я
мешаю ему делать что-нибудь важное
25 Собеседник требует, чтобы все со-
глашались с ним. Любое его высказы-
вание завершается вопросом: «Вы тоже
так думаете?» или «Вы не согласны?»
Р е з ю м е
Итак, процент ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздраже-
ние, составляет:
71–100% – вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над
собой и учиться слушать.
41–70% – вам присущи некоторые недостатки. Вы критически
относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых досто-
инств хорошего собеседника: избегайте поспешных выводов, не за-
остряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите
скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.
11–40% – вы хороший собеседник, но иногда отказываете пар-
тнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания,
дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливай-
те свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что об-
щаться с вами будет еще приятнее.
0–10% – вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш
стиль общения может стать примером для окружающих.
4.3.2 Тест «Умеете ли вы вести деловое обсуждение»
Инструкция
Проставьте сами себе баллы от 1 до 5 и запишите у каждого ут-
верждения. Это надо сделать корректно и объективно. Не бойтесь
ставить и крайние оценки. Оценки означают:
1 – нет, так совсем не бывает;
64
2 – нет, как правило, так не бывает;
3 – неопределенная оценка;
4 – да, как правило, так бывает;
5 – да, так бывает всегда.
1 Даю подчиненным нужные поручения даже в том случае,
если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут
меня.
2 У меня всегда много идей и планов.
3 Я прислушиваюсь к замечаниям других.
4 Мне в основном удается привести логически правильные
аргу менты при обсуждениях.
5 Я настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои
задачи самостоятельно.
6 Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что.
7 Когда другие приводят свои доводы, я всегда прислушива-
юсь.
8 Для того, чтобы провести какое-то мероприятие, мне прихо-
дится строить планы заранее.
9 Свои ошибки я по большей части признаю.
10 Я предлагаю альтернативы к предложениям других.
11 Защищаю тех, у кого есть трудности.
12 Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью.
13 Мой энтузиазм заразителен.
14 Я принимаю во внимание точку зрения других и стараюсь
включить ее в проект решения.
15 Обычно я настаиваю на своей точке зрения и гипотезах.
16 Я с пониманием выслушиваю и агрессивно высказываемые
контраргументы.
17 Ясно выражаю свои мысли.
18 Я всегда признаюсь в том, что не все знаю.
19 Энергично защищаю свои взгляды.
20 Я стараюсь развивать чужие мысли так, как будто бы они
были моими.
21 Всегда продумываю то, что могли бы ответить другие, и ищу
контраргументы.
22 Я помогаю другим советом, как организовать свой труд.
23 Увлекаясь своими проектами, я обычно не беспокоюсь о чу-
жих работах.
65
24 Я прислушиваюсь и к тем, кто имеет точку зрения, отличаю-
щуюся от моей собственной.
25 Если кто-то не согласен с моим проектом, то я не сдаюсь,
а ищу новые пути, как переубедить другого.
26 Использую все средства, чтобы заставить согласиться со
мной.
27 Открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных
трудностях.
28 Я всегда нахожу, как облегчить другим поддержку моих про-
ектов.
29 Я понимаю чувства других людей.
30 Я больше говорю о собственных мыслях, чем выслушиваю
чужие.
31 Прежде чем защищаться, я всегда выслушиваю критику.
32 Излагаю свои мысли системно.
33 Я помогаю другим получить слово и выступить.
34 Внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждени-
ях.
35 Я меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что
слежу за ходом их мыслей.
36 Как правило, я никогда не перебиваю.
37 Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это
не так.
38 Я трачу много энергии на то, чтобы убедить других, как им
нужно правильно поступать.
39 Выступаю эмоционально, чтобы вдохновить людей на работу.
40 Стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны
и те, которые очень редко просят слова.
К л ю ч
Сумма «А».
Сложите балльные оценки, проставленные вами
против утверждений: –1, –3, –5, –7, –9, –11, –14, –16, –18, –20, –22,
–24, –27, –29, –31, –33, –35, –36, –37 и 40. Эта величина должна на-
ходиться в интервале
от 20 до 100.
Сумма «Б».
Сложите баллы по утверждениям: –2, –4, –6, –8,
–10, –12, –13, –15, –17, –19, –21, –23, –25, –26, –28, –30, –32, –34,
–38 и –39. Эта величина также должна находиться в интервале
от 20
до 100
.