Файл: М - 907.Оганесян_Управление персоналом. Практикум.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.12.2019

Просмотров: 2503

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

61

4.3 Тесты на навыки общения

Менеджмент  относится  к  числу  важнейших  областей,  где  об-

щение  играет  определяющую  роль.  Для  современного  менеджера, 

работающего с людьми, способность к общению жизненно необхо-

дима.  Исследования  психологов  и  социологов  показывают,  что  до 

70% решений принимаются руководителем на производстве в уст-

ной  форме  в  процессе  делового  общения.  Характер  деловых  кон-

тактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной 

деятельности. Исследования подтверждают отрицательное влияние 

как сверхнизкой, так и сверхвысокой общительности руководителя 

на  результаты  взаимодействия  в  коллективе,  формирования  соци-

ально-психологического климата в нем. Неумелое, неграмотное об-

щение наносит глубокие душевные раны, порождает конфликтные 

ситуации, повышает тревожность.

Каждому  человеку  необходимо  развивать  свои  коммуникатив-

ные  способности.  В  управленческой  деятельности  развитие  этих 

способностей, овладение техникой делового общения в различных 

формах являются профессиональной необходимостью. Приводимые 

ниже  тесты  позволяют  менеджерам  выявить  те  или  иные  личные 

особенности делового общения, оценить общий уровень общения, 

а  также  определить  резервы  собственного  дальнейшего  развития 

в данной области.

4.3.1 Тест «Умеете ли вы слушать»

Отметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворение 

или досаду, раздражение при беседе с любым человеком – будь то 

ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководи-

тель или просто случайный собеседник.

Исчерпав  все  пункты  нижеуказанной  анкеты,  подведите  итог: 

подсчитайте процент ситуаций, вызывающих досаду и раздражение.

Анкета

Варианты ситуаций

Ситуации, вызывающие досаду  

и раздражение

1  Собеседник  не  дает  мне  шанса  вы-

сказаться: у меня есть, что сказать, но 

нет возможности вставить слово
2  Собеседник  постоянно  прерывает 

меня во время беседы


background image

62

Продолжение анкеты

Варианты ситуаций

Ситуации, вызывающие досаду  

и раздражение

3  Собеседник  никогда  не  смотрит  в 

лицо во время разговора, и я не уверен, 

слушает ли он меня
4  Разговор с таким партнером часто вы-

зывает чувство пустой траты времени
5  Собеседник постоянно  суетится: ка-

рандаш и бумага его занимают больше, 

чем мои слова
6  Собеседник  никогда  не  улыбается. 

У  меня  возникает  чувство  неловкости 

и тревоги
7  Собеседник  всегда  отвлекает  меня 

вопросами и комментариями
8  Что  бы  я  ни  высказал,  собеседник 

всегда охлаждаем мой пыл
9  Собеседник  всегда  старается  опро-

вергнуть меня
10  Собеседник  передергивает  смысл 

моих  слов  и  вкладывает  в  них  другое 

содержание
11  Когда  я  задаю  вопрос,  собеседник 

заставляет меня защищаться
12  Иногда собеседник переспрашивает 

меня, делая вид, что не расслышал
13  Собеседник, не дослушав до конца, 

перебивает меня лишь затем, чтобы со-

гласиться
14  Собеседник  при  разговоре  сосре-

доточенно  занимается  посторонним: 

играет сигаретой, протирает стекла оч-

ков и т. д., и я твердо уверен, что он при 

этом невнимателен
15  Собеседник делает выводы за меня
16  Собеседник  всегда  пытается  вста-

вить слово в мое повествование
17  Собеседник смотрит на меня очень 

внимательно, не мигая
18  Собеседник  смотрит  на  меня,  как 

бы оценивая. Это беспокоит
19  Когда  я  предлагаю  что-нибудь  но-

вое, собеседник говорит, что он думает 

так же
20  Собеседник  переигрывает,  показы-

вая,  что  интересуется  беседой,  слиш-

ком часто кивает головой, ахает и под-

дакивает


background image

63

Окончание анкеты

Варианты ситуаций

Ситуации, вызывающие досаду  

и раздражение

21  Когда  я  говорю  о  серьезном,  собе-

седник  вставляет  смешные  истории, 

шуточки, анекдоты
22  Собеседник часто глядит на часы во 

время разговора
23  Когда я вхожу в кабинет, он бросает 

все  дела  и  все  внимание  обращает  на 

меня
24  Собеседник ведет себя так, будто я 

мешаю ему делать что-нибудь важное
25  Собеседник  требует,  чтобы  все  со-

глашались с ним. Любое его высказы-

вание завершается вопросом: «Вы тоже 

так думаете?» или «Вы не согласны?»

Р е з ю м е

Итак, процент ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздраже-

ние, составляет:

71–100% – вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над 

собой и учиться слушать.

41–70% – вам присущи некоторые недостатки. Вы критически 

относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых досто-

инств хорошего собеседника: избегайте поспешных выводов, не за-

остряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите 

скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

11–40% – вы хороший собеседник, но иногда отказываете пар-

тнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, 

дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливай-

те свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что об-

щаться с вами будет еще приятнее.

0–10%  –  вы  отличный  собеседник.  Вы  умеете  слушать.  Ваш 

стиль общения может стать примером для окружающих.

4.3.2 Тест «Умеете ли вы вести деловое обсуждение»

Инструкция

Проставьте сами себе баллы от 1 до 5 и запишите у каждого ут-

верждения. Это надо сделать корректно и объективно. Не бойтесь 

ставить и крайние оценки. Оценки означают:

1 – нет, так совсем не бывает;


background image

64

2 – нет, как правило, так не бывает;

3 – неопределенная оценка;

4 – да, как правило, так бывает;

5 – да, так бывает всегда.

1  Даю  подчиненным  нужные  поручения  даже  в  том  случае, 

если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут 

меня.

2  У меня всегда много идей и планов.

3  Я прислушиваюсь к замечаниям других.

4  Мне в основном удается привести логически правильные 

аргу менты при обсуждениях.

5  Я  настраиваю  сотрудников  на  то,  чтобы  они  решали  свои 

 задачи самостоятельно.

6  Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что.

7  Когда  другие  приводят  свои  доводы,  я  всегда  прислушива-

юсь.

8  Для того, чтобы провести какое-то мероприятие, мне прихо-

дится строить планы заранее.

9  Свои ошибки я по большей части признаю.

10  Я предлагаю альтернативы к предложениям других.

11  Защищаю тех, у кого есть трудности.

12  Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью.

13  Мой энтузиазм заразителен.

14  Я  принимаю  во  внимание  точку  зрения  других  и  стараюсь 

включить ее в проект решения.

15  Обычно я настаиваю на своей точке зрения и гипотезах.

16  Я с пониманием выслушиваю и агрессивно высказываемые 

контраргументы.

17  Ясно выражаю свои мысли.

18  Я всегда признаюсь в том, что не все знаю.

19  Энергично защищаю свои взгляды.

20  Я  стараюсь  развивать  чужие  мысли  так,  как  будто  бы  они 

были моими.

21  Всегда продумываю то, что могли бы ответить другие, и ищу 

контраргументы.

22  Я помогаю другим советом, как организовать свой труд.

23  Увлекаясь своими проектами, я обычно не беспокоюсь о чу-

жих работах.


background image

65

24  Я прислушиваюсь и к тем, кто имеет точку зрения, отличаю-

щуюся от моей собственной.

25  Если  кто-то  не  согласен  с  моим  проектом,  то  я  не  сдаюсь, 

а ищу новые пути, как переубедить другого.

26  Использую  все  средства,  чтобы  заставить  согласиться  со 

мной.

27  Открыто  говорю  о  своих  надеждах,  опасениях  и  личных 

трудностях.

28  Я всегда нахожу, как облегчить другим поддержку моих про-

ектов.

29  Я понимаю чувства других людей.

30  Я больше говорю о собственных мыслях, чем выслушиваю 

чужие.

31  Прежде чем защищаться, я всегда выслушиваю критику.

32  Излагаю свои мысли системно.

33  Я помогаю другим получить слово и выступить.

34  Внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждени-

ях.

35  Я меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что 

слежу за ходом их мыслей.

36  Как правило, я никогда не перебиваю.

37  Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это 

не так.

38  Я трачу много энергии на то, чтобы убедить других, как им 

нужно правильно поступать.

39  Выступаю эмоционально, чтобы вдохновить людей на работу.

40  Стремлюсь,  чтобы  при  подведении  итогов  были  активны 

и те, которые очень редко просят слова.

К л ю ч

Сумма  «А».

  Сложите  балльные  оценки,  проставленные  вами 

против утверждений: –1, –3, –5, –7, –9, –11, –14, –16, –18, –20, –22, 

–24, –27, –29, –31, –33, –35, –36, –37 и 40. Эта величина должна на-

ходиться в интервале 

от 20 до 100.

Сумма  «Б».

  Сложите  баллы  по  утверждениям:  –2,  –4,  –6,  –8, 

–10, –12, –13, –15, –17, –19, –21, –23, –25, –26, –28, –30, –32, –34, 

–38 и –39. Эта величина также должна находиться в интервале 

от 20 

до 100

.