Файл: М-753. Меркушин. Шерко. Трудовое право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.12.2019

Просмотров: 1305

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Конституции имеются иные права граждан: право на заключение коллективных договоров (соглашений), на объединение в профессиональные союзы, на забастовку, на отдых, на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях.

В конвенции МОТ № 29 «О принудительном труде» (1930 г.) также закреплено положение о запрещении принудительного труда.

В развитие закрепленных Конституцией общих положений о труде правовое регулирование труда работников осуществляется кодексами, законами и иными нормативными правовыми актами.

Трудовой кодекс Республики Беларусь (вступил в силу с 26 января 2008 г.), который состоит из 6 разделов, объединяющих 37 глав, устанавливает, что трудовым правом регулируются отношения всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор, а также лиц, связанных отношениями членства (участия) в организациях различных организационно-правовых форм. Кроме того, в статье 5 ТК Республики Беларусь предусмотрена особенность регулирования труда отдельных категорий работников (служащих государственного аппарата, военнослужащих). Такие особенности устанавливаются специальными законодательными актами. Кодексом регулируются положения о продолжительности рабочего времени и времени отдыха, основания расторжения трудового договора по инициативе нанимателя и др.

Согласно ст. 354 ТК Республики Беларусь, интересы работников могут защищать соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства.

В ст. 2 ТК установлен приоритет защиты взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей, а также регламентировано развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления.

Законом Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь» установлены правовые меры по материальному обеспечению безработных и их трудоустройству. Запрещается принуждение к труду в административном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (например, исправительные работы по приговору суда).

Согласно ст. 99 Конституции Республики Беларусь, право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики Беларусь, Правительству, а также группам граждан, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек.

Наибольшими полномочиями в этой сфере обладает Президент Республики Беларусь. Он издает декреты, которые имеют силу закона и подразделяются на две группы: временные (по своей инициативе либо по предложению Правительства) и обычные (текущие) декреты, если Парламент делегирует ему законодательные полномочия на издание декретов. Декреты, издаваемые по предложению Правительства, скрепляются под-писью Премьер-министра. В трехдневный срок временные декреты представляются для рассмотрения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь, а затем Советом Республики и сохраняют силу, если они не отменены большинством – не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.


Президент Республики Беларусь в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения, организует и контролирует их исполнение, подписывает нормативные правовые акты и вправе возвратить их со своими возражениями в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь для повторного обсуждения и голосования (ст. 100 Конституции Республики Беларусь).

Правительство – Совет Министров Республики Беларусь издает постановления, которые издаются на основе и во исполнение законов, декретов, указов в целях их конкретизации и содержат нормы права, не противоречащие законам, декретам, указам.

Важную роль в области единообразного применения законодательства о труде играет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Оно разрабатывает и реализует единую государственную политику в области труда, занятости и миграции населения, социальных гарантий и компенсаций, а также осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о труде. Министерство издает постановления и разъяснения, в которых устанавливается порядок применения закона. Так, было принято постановление от 5 апреля 2000 г. № 46 «Об утверждении Типовых правил внутреннего трудового распорядка».

Ведомственные акты издаются министерствами, комитетами и ведомствами. Юридическая сила этих актов зависит от функций издавшего их органа.

Нормативные акты коллегий подписываются руководителем министерства, ведомства (либо его заместителем). Акты, принятые структурными подразделениями министерств, комитетов, ведомств, также приравниваются к актам ведомства в целом.

Местные органы власти по некоторым вопросам трудового права принимают нормативные правовые акты, определяющие режим работы организаций, а также деятельность органов по трудоустройству населения и др.

Среди источников права особое место занимают локальные правовые акты. Локальный нормативный правовой акт – это нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»). Нормы таких актов применяются нанимателем по согласованию с профсоюзом либо с учетом его мнения. Полномочия нанимателя на локальное регулирование устанавливаются Трудовым кодексом.

К локальным нормативным актам можно отнести уставы, правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, коллективный договор.

От локальных нормативных актов следует отличать акты применения норм трудового права. Акт применения – это индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное в результате решения определенного дела. Локальные акты распространяются на персонально не определенный круг лиц и используются неоднократно. Акты применения имеют разовый характер, при издании которых лишь возникают, изменяются либо прекращаются права и обязанности субъектов (например, приказ нанимателя об увольнении либо переводе работника).


Значительное влияние на совершенствование законодательства о труде оказывают заключения Конституционного Суда, которому предоставлено право признавать неконституционными нормативные акты в целом либо в определенной части, а также постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, которые раскрывают содержание оценочных понятий и дают разъяснения по применению законодательства.

Источником трудового права не является судебный прецедент.


3. Единство и дифференциация норм трудового права


На принципе единства и дифференциации трудовых прав и обязанностей различных категорий работников основывается правовое регулирование трудовых отношений. Вместе с тем это не исключает дифференциацию (различие) правового регулирования трудовых отношений некоторых категорий работников. Необходимость такой дифференциации вы-зывают:

1) объективные обстоятельства, т.е. не зависимые лично от работника, работодателя обстоятельства;

2) субъективные обстоятельства, обусловленные качествами работника (пол, возраст, состояние трудоспособности).

Объективными обстоятельствами являются:

особенности производства, требующие повышенной дисциплины, напряженности труда (работа на различных видах транспорта);

территориальное расположение нанимателя (загрязненные территории радиоактивными веществами);

длительность трудовых отношений между работником и нанимателем (временные, сезонные работы).

Работниками, в отношении которых осуществляется дифференциация в зависимости от субъективных обстоятельств, являются: женщины, молодежь в возрасте от 14 до 18 лет, инвалиды, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Им посвящены специальные главы в ТК: труд женщин, молодежи, гарантии и льготы семьям, имеющим детей, лицам с пониженной трудоспособностью по состоянию здоровья (инвалидам).

Законом Республики Беларусь от 22 февраля 1991 г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС»
и другими нормативными актами предоставляются участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС особые гарантии и льготы.

Дифференциация может быть проведена и в зависимости от сферы действия правовых норм, которые можно условно разделить на общие и специальные.

Общие нормы действительны для всех работников независимо от условий труда, пола, возраста, физиологических особенностей организма, профессии и т.д.

Специальные нормы рассчитаны на определенный круг работников и отражают дифференциацию трудового права, особенности применения общих принципов к отдельным работникам.

Виды норм дифференцированного регулирования:

Нормы-дополнения – устанавливают дополнительные гарантии и льготы работникам (такие нормы составляют самую большую часть среди специальных норм).


Нормы-изъятия – предусматривают исключение из общих норм, ограничивают права отдельных категорий работников (временных, сезонных, совместителей, надомников). Например, при прекращении трудового договора по основаниям, не связанным с виновными действиями, работникам выплачивается выходное пособие, а работники-надомники и совмести-тели права на такое пособие не имеют. В главе 27 ТК Республики Беларусь устанавливается отраслевая дифференциация трудового права, регулируется труд работников лесной промышленности и лесного хозяйства, строительно-монтажных организаций, сельского хозяйства.

Нормы-приспособления – приспосабливают общие нормы применительно к специфике условий труда соответствующей категории работников, регулируют рабочее время и время отдыха, технику безопасности.

Специальные нормы отменяют действие общих норм в отношении соответствующих категорий работников, предусматривая дополнительные льготы либо устанавливая изъятия из общей нормы. Если иное не предусмотрено законом, в случае изменения общей нормы специальная норма сохраняет юридическую силу.

Основная форма действия нормативных правовых актов в сфере трудовой деятельности определяется их универсальностью.

С развитием различных форм собственности происходит процесс увеличения дифференциации правовых норм. Такая дифференциация влечет за собой более четкое урегулирование отношений между собственниками и наемными работниками.

В ст. 43 Конституции Республики Беларусь закреплено право на отдых всех трудящихся. Для тех, кто работает по найму, это право обеспечивается установлением 40-часовой рабочей недели, сокращенной работы в ночное время, ежегодных оплачиваемых отпусков.



Тема 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ТРУДОВОГО ПРАВА


1. Общая характеристика правоотношений в трудовом праве.

2. Понятие, стороны и содержание трудовых правоотношений.

3. Виды трудовых правоотношений.

4. Основания возникновения, изменения и прекращения трудового пра-воотношения.


1. Общая характеристика правоотношений в трудовом праве


Преобладающая часть отношений между участниками процесса труда, в которые они вступают для достижения определенных целей, удовлетворения различных интересов и потребностей, объективно нуждается в соответствующей упорядоченности, необходимой стабильности, регулярности и последовательности.

Вступая на указанной основе в трудовые и связанные с ними отношения и участвуя в них, их субъекты приобретают взаимные субъективные права и обязанности, гарантированные государством, а их взаимодействие облекается в особую юридическую форму – становится правоотношением.

Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормой права (облеченное в правовую форму и являющееся результатом реализации нормы). Иногда определение понятия правоотношения дополняется указанием на связанность его участников юридическими (субъективными) правами и обязанностями. Исходя из этого, правоотношения
в сфере трудового права
можно определить как урегулированные нормами этой отрасли права трудовые и иные производные от них отношения конкретных субъектов, обладающих взаимными правами и обязанностями.


Чтобы охарактеризовать правоотношения сферы трудового права, их общие черты и отличительные особенности, необходимо осуществить их дифференциацию в соответствии с видами общественных отношений, являющихся предметом трудового права. На этой основе в ст. 4 ТК Республики Беларусь выделяются следующие виды общественных связей, приобретающих форму правоотношений:

  1. трудовые отношения, основанные на трудовом договоре;

  2. отношения по профессиональной подготовке работников на производстве;

  3. отношения, связанные с деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей;

  4. отношения по ведению коллективных переговоров;

  5. взаимоотношения между работниками (их представителями) и нанимателями;

  6. отношения по обеспечению занятости;

  7. отношения по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде;

  8. отношения, связанные с государственным социальным страхованием;

  9. отношения по рассмотрению трудовых споров.

Все перечисленные правоотношения подразделяются на индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным, по определению, относятся те правовые взаимоотношения, стороной которых является отдельный индивидуум. В отношениях второго рода участвуют коллективные субъекты.

К коллективным относятся органы государственного управления, соответствующие правоохранительные органы, призванные разрешать коллективные трудовые споры, профсоюзные объединения, объединения нанимателей, представительные органы работников и нанимателей. Они участвуют в коллективных правоотношениях, связанных с деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей, с ведением коллективных переговоров, с взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями, с разрешением коллективных трудовых споров.

К коллективным относится также часть правоотношений по обеспечению занятости, по надзору за соблюдением законодательства о труде и др. Указанные в ст. 4 ТК Республики Беларусь правоотношения по государственному социальному страхованию представляют собой самостоятельный комплекс обособленных правоотношений.

Перечисленные правоотношения действуют главным образом в производственной, экономической и социальной сферах жизни общества, являются волевыми (возникают, как правило, в результате индивидуальных волевых актов и реализуются посредством волевых действий их участников).

По субъектному составу они преимущественно относительные двусторонние, хотя в некоторых из них могут быть и три участника (например, между работником, государственной службой занятости и нанимателем при переезде в другую местность).

По функциональному назначению большинство трудовых правоотношений относится к регулятивным, но есть и охранительные (по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде, по разрешению трудовых споров).