ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 1683
Скачиваний: 24
Тема 4. Бюджетное регулирование
4.1. Содержание, задачи и уровни бюджетного регулирования
4.2.Формы и методы бюджетного регулирования
4.3.Система межбюджетных отношений
4.1. Содержание, задачи и уровни бюджетного регулирования
Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. Роль государственного регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.
Бюджетное регулирование — процесс распределения и перераспределения доходов и расходов между бюджетами уровнями бюджетной системы и отдельными бюджетами.
Основными задачами бюджетного регулирования при распределении доходов являются:
-
сбалансированность всех бюджетов, т.е. покрытие предполагаемых расходов конкретными источниками их финансирования;
-
обеспечение своевременного поступления доходов в течение планируемого периода с учетом периодичности расходования бюджетных средств;
-
стимулирование материальной заинтересованности в мобилизации местных и общегосударственных доходов.
Уровни бюджетного регулирования:
- республиканский – Министерство финансов регулирует доходы и расходы республиканского бюджета, а также бюджетов областей и г. Минска;
- областной – областные финансовые управления регулируют доходы и расходы областных бюджетов, а также бюджетов районов и городов областного подчинения;
- районный – районные финансовые управления регулируют доходы и расходы бюджетов первичного уровня, а также районных бюджетов, сельских, поселковых, городов районного подчинения.
Основными принципами, которые учитываются при распределении доходных источников, являются:
- принцип значимости, который реализуется с учетом приоритетности республиканского бюджета и одновременно потребности создания устойчивой финансовой базы местных бюджетов;
- принцип ведомственной подчиненности и территориального расположения конкретных плательщиков налогов и сборов.
В соответствии с данными принципами в доходы республиканского бюджета зачисляются:
- средства государственных целевых бюджетных фондов;
- налоги, сборы, таможенные пошлины;
- доходы СЭЗ и др.
Следует также учитывать регулирующие доходы, необходимые для сбалансированности местных бюджетов и выполнения возложенных на них функций.
Задачами бюджетного регулирования при распределении расходов являются:
-
финансирование общереспубликанских программ по реализации важнейших государственных функций, связанных с развитием экономики, повышения жизненного и культурного уровня населения, обеспечения безопасности страны и другими мероприятиями общегосударственного значения;
-
выполнение функций местных органов власти, способствующих развитию местного хозяйства и территориальной инфраструктуры, удовлетворению социально-культурных потребностей населения;
-
укрепление самостоятельности всех видов бюджетов посредством предоставления дотаций и регулирующих доходов.
Распределение расходов происходит в соответствии со следующими принципами:
- принципом значимости финансируемых программ, проектов, мероприятий, который реализуется с учетом установленных полномочий органов власти разного уровня управления;
- принципом ведомственности и территориальности, позволяющим разграничить направления бюджетных ассигнований по отдельным ведомствам, предприятиям, учреждениям в зависимости от сферы их деятельности.
В случае, когда возникает несоответствие между доходными полномочиями и расходными обязательствами уровней государственной власти и управления, а также неравномерность бюджетной обеспеченности различных регионов одной страны, говорят о наличии горизонтальных и вертикальных дисбалансов.
Вертикальный дисбаланс означает несоответствие расходных обязательств доходным полномочиям того или иного уровня государственной власти и управления.
Горизонтальный дисбаланс выражается в неравномерности размещения по территории страны расходных и доходных факторов, а, следовательно, в неравномерности бюджетной обеспеченности регионов страны.
Существование вертикальных и горизонтальных дисбалансов вызывает необходимость применения органами государственного управления механизмов финансового выравнивания, выделения финансовой помощи нижестоящим бюджетам. Финансовая помощь нижестоящим бюджетам может осуществляться в виде: дотаций, субсидий, субвенций, грантов.
-
Формы и методы бюджетного регулирования.
На этапе формирования рыночной экономики значительно расширился спектр общественных процессов, попадающих в сферу регулирования посредством бюджетного механизма. Это потребовало не только его активизации, но и разработки новых форм и методов бюджетного регулирования, их увязки с уже действующей системой в рамках бюджетного процесса.
Можно выделить следующие уровни бюджетного регулирования:
-
общегосударственный — устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общественного воспроизводства в рамках государства;
-
межтерриториальный — регулирует уровень развития территорий;
-
межбюджетный — обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
-
межгосударственный — регулирует степень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета.
Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинации форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения.
Формы и методы бюджетного регулирования можно разделить на две группы, в зависимости от обслуживаемой ими сферы бюджетных отношений:
1. формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета;
2. формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.
В первую группу включаются:
-
изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта. Этой форме соответствуют методы регулирования: изъятие налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды;
-
предоставление налоговых привилегий. Методы регулирования, соответствующие этой форме: полное освобождение от уплаты налогов и неналоговых платежей, предоставление льгот, налоговых кредитов;
-
перераспределение общегосударственных доходов и налогов между уровнями бюджетов. Эта форма бюджетного регулирования предполагает использование следующих методов: закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов; передача регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих доходных источников; предоставление трансфертов для сбалансирования доходов и расходов региональных бюджетов и др.;
-
резервирование части бюджетных ресурсов достигается созданием резервных фондов в составе бюджетов всех уровней: специфического бюджетного резерва в виде оборотной кассовой наличности для предупреждения кассовых разрывов при исполнении бюджета, резервов правительства и местных органов власти, целевых резервов;
-
регулирование привлечения государственных кредитов осуществляется посредством внутреннего государственного кредита и международного государственного кредита;
Ко второй группе относятся следующие формы и методы бюджетного регулирования:
-
финансирование расходов на отрасли экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону. Методы регулирования: прямое финансирование; предоставление трансфертов в виде дотаций, субсидий, субвенций;
-
выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе. Используются следующие методы регулирования: принятие единого для всех территорий республики норматива бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя; предоставление трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов; финансирование капитальных вложений в развитие сети учреждений непроизводственной сферы;
-
перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы. Этой форме бюджетного регулирования соответствуют следующие методы: передача объекта финансирования с бюджета одного уровня на другой; передача трансфертов в качестве дополнительного источника финансирования;
-
регулирование погашения государственного долга предусматривает выплату долгов и уплату процентов по ним;
-
участие в формировании доходов международных организаций, бюджета Союзного государства Беларуси и России. Метод регулирования — уплата взносов в соответствии с международными договорами.
Кроме того, целесообразно классифицировать формы и методы бюджетного регулирования в соответствии с задачами, на решение которых они направлены. В данном случае важно обеспечить разнообразие в сочетании форм и методов первой и второй групп с целью расширения спектра их действия для достижения цели. В частности:
-
для регулирования народнохозяйственных и отраслевых пропорций могут быть использованы следующие формы и методы: изъятие части доходов экономических агентов, предоставление им льгот по налогам, приоритетное финансирование, субсидирование, дотирование;
-
регулирование доходов населения и уровня жизни может осуществляться следующими методами: перераспределением доходов путем изъятия налогов; предоставлением налоговых льгот; выдачей субсидий, трансфертов;
-
для обеспечения социальных гарантий используется предоставление льгот на товары и услуги, целевое субсидирование;
-
выравнивание уровня социально-экономического развития регионов достигается перераспределением доходов и расходов между бюджетами территорий путем применения методов, соответствующих этим формам бюджетного регулирования;
-
для предупреждения и ликвидации последствий нежелательных событий, предупреждения диспропорций в развитии экономики, предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий используются формы регулирования: резервирование средств бюджета и финансирование соответствующих мероприятий;
-
регулирование сальдо бюджета осуществляется посредством сокращения расходов, увеличения доходов, привлечения кредитов, займов;
-
формирование бюджета Союзного государства Беларуси и России и участие в международных общественных и финансовых организациях обеспечиваются посредством следующих форм и методов регулирования: перечислением доли Беларуси в доходной части бюджета Союзного государства Беларуси и России; финансированием совместных программ и мероприятий, предусмотренных в расходной части бюджета Союзного государства; уплатой взносов в международные организации и т.д.
Эффективность использования бюджетных методов регулирования воспроизводственных процессов обуславливается тем, что они гораздо легче поддаются корректированию со стороны государственных органов, чем другие экономические методы, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.
4.3. Система межбюджетных отношений.
Межбюджетными отношениями являются отношения между республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления при осуществлении бюджетного процесса.
Регулирование межбюджетных отношений осуществляется в целях:
- обеспечения соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами за республиканским и местными бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий;
- выравнивания уровня социально-экономического развития регионов.
Межбюджетные отношения основываются на принципах:
-
разграничения и закрепления доходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;
-
распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;
-
выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь.
В Республике Беларусь межбюджетные отношения строятся на основе существующего разделения между территориальными уровнями власти следующих функций:
-
регулирования социально-экономического развития общества;
-
оказания различного рода общественных услуг:
-
социального назначения — здравоохранения, просвещения, культуры;
-
услуги инфраструктуры — связь, транспортное сообщение, энергообеспечение и др.
Функции первого порядка обеспечивают перераспределение доходов общества между хозяйствующими субъектами и социальными слоями через экономическую и социальную политику государства. Целенаправленное их совмещение во времени и пространстве определяет региональную политику, соответствующее ей построение межбюджетных отношений и бюджетных потоков.
Посредством функций второго порядка гарантируется предоставление населению общественных услуг, достигается выравнивание бюджетной обеспеченности регионов.
В случае возникновения диспропорций между доходами и расходами региональных органов власти производится перераспределение средств между бюджетами различных уровней в форме межбюджетных трансфертов.
Межбюджетные трансферты – бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе.
Межбюджетные трансферты предоставляются в формах дотаций, субвенций и иных межбюджетных трансфертов в соответствии с бюджетным кодексом.
Дотация – межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в случае, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета.
Субвенция – межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия – бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов.
Бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.