ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 2037
Скачиваний: 3
Для исчисления длительности одного оборота дебиторской задолженности можно использовать показатель объема продаж в отпускных ценах. В начале рассчитывается объем продаж за один день, а затем срочность дебиторской задолженности.
Коэффициент загрузки оборотных средств (Кз) показывает сумму оборотных средств, авансированных на один рубль реализации. По своей сути этот показатель представляет фондоемкость оборотных средств и рассчитывается как отношение среднего остатка оборотных средств к объему реализованной продукции за анализируемый период.
, где
Кз - коэффициент загрузки оборотных средств; Ос - средний остаток оборотных средств в р.; В - выручка (нетто) от реализации продукции, работ, услуг руб.
Коэффициент загрузки оборотных средств - величина, обратная коэффициенту оборачиваемости.
По общему правилу, чем меньше величина коэффициента загрузки, тем эффективнее используются оборотные средства.
Показатели оборачиваемости в организациях планируются и анализируются. В целом показатели оборачиваемости оборотных средств сравнивают с показателями прошлого периода, а по нормируемым оборотным средствам - с показателями прошлого периода и с планом. Для расчета средней величины оборотных средств можно использовать формулы среднюю арифметическую и среднюю хронологическую.
Количественным результатом эффективности использования оборотных средств является их высвобождение из оборота или, напротив, дополнительное вовлечение в хозяйственный оборот.
Положительное значение имеет высвобождение средств так как их можно направить на различные цели. Различают абсолютное и относительное высвобождение оборотных средств.
Под абсолютным высвобождением понимается снижение оборотных средств в текущем ( анализируемом ) периоде по сравнению с предшествующим ( базовым ) периодом при одновременном росте объема реализуемой продукции, работ, услуг.
Относительное высвобождение оборотных средств имеет место тогда, когда темпы роста объемов продаж опережают темпы роста оборотных средств.
20. Особенности финансов организаций негосударственной формы собственности.
Важнейшей характерной чертой функционирования рыночного механизма в экономике любого государства является образование и деятельность организаций различных организационно-правовых форм.
В Республике Беларусь функционируют государственные организации, основанные на государственной форме собственности, и частные организации. Существуют также организации, которые учреждаются и государственными структурами совместно с частным бизнесом, и иностранными субъектами, то есть смешанные и совместные организации.
Негосударственные организации могут создаваться в различных формах. Критериями дифференциации этих организаций выступают вид собственности, субъект собственности, характер имущественной ответственности собственника (полная, ограниченная, дополнительная), механизм управления организацией.
С учетом этих критериев предприятия могут создаваться в следующих формах: единоличные; индивидуальные предприниматели; частные организации; товарищества (полные, коммандитные); унитарные предприятия; общества с ограниченной ответственностью; общества с дополнительной ответственностью; акционерные общества (открытые, закрытые); кооперативные (производственные, в том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы и крестьянские фермерские хозяйства; потребительские кооперативы); арендные; иностранные; совместные.
Все вышеперечисленные организации функционируют на основе общей законодательной базы и общих принципов в области финансовой деятельности (самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление, заинтересованность в итогах финансово–хозяйственной деятельности, ответственность за ее результаты).
В отличие от государственных финансы организаций негосударственных форм собственности имеют свои особенности. Эти особенности связаны с источниками формирования финансовых ресурсов, источниками пополнения финансовых средств, распределением и перераспределением финансовых ресурсов.
Важнейшими особенностями финансов негосударственных организаций являются следующие: возрастающая роль прибыли и фонда амортизации как основных источников финансовых ресурсов; сокращение сферы безвозмездного получения ресурсов на основе внутриведомственного перераспределения денежных фондов, а также бюджетного финансирования; ограниченная финансовая поддержка со стороны государства; постепенно увеличивающаяся роль страховых возмещений, поступающих от страховых компаний; развитие новых форм получения доходов (приобретение ценных бумаг других юридических лиц, вкладывание средств в уставный капитал вновь образуемых организаций и банков, размещение временно свободных финансовых ресурсов на депозитных счетах в банках); распространение различных форм поддержки друг друга в виде финансовой помощи (денежные средства, товар, пожертвования, благотворительные взносы).
Наряду с этим в зависимости от типа организации по-разному формируется их уставный фонд, распределяется и используется прибыль, происходит управление финансами.
Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения организации, когда образуется уставный фонд, то есть на стадии формирования уставного капитала хозяйствующего субъекта возникают финансовые отношения.
В зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования источниками уставного фонда могут быть: акционерный капитал (выпуск и размещение акций в акционерных обществах); паевые взносы членов обществ и кооперативов; долевое участие учредителей, членов арендных или совместных предприятий; ведомственные финансовые ресурсы ассоциаций, концернов, отраслевых министерств и ведомств; долгосрочные кредиты и т. д.
В дальнейшем при необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов кооперативные, арендные, а также совместные организации правомочны принимать решения об увеличении паевых и членских взносов.
Значительные финансовые ресурсы могут мобилизовать акционерные общества за счет объявления дополнительной подписки на акции или индексации их номинальной стоимости, а также путем выпуска облигаций.
Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств (основных и оборотных), которые инвестированы в процесс производства. Организация получает право юридического лица после присвоения ей номера и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Имеются специфические особенности в плане финансовой ответственности участников организаций негосударственных форм собственности (долями, паями, акциями, имуществом), в управлении финансами организаций негосударственных форм собственности.
Высшими органами управления, регламентирующими все финансовые отношения, являются общее собрание членов кооператива, трудового коллектива, акционеров, совет директоров, учредителей, правление или другое правомочное представительство, определенное в учредительном договоре. Этим органам принадлежит право распоряжаться собственностью (продавать другим, обменивать, сдавать в аренду, передавать бесплатно), утверждать доходы и расходы организации, размер оплаты труда, определять источники покрытия затрат и решать другие финансовые вопросы.
В процессе хозяйственной деятельности организации несут денежные затраты, не однородные по своему экономическому содержанию и назначению. Некоторые виды затрат, их размер часто оговариваются в учредительных документах организации.
Основным источником финансовой деятельности организаций негосударственных форм собственности является собственный капитал. Он представляет собой разницу между суммой активов и суммой внешних обязательств организации.
Главным же источником финансирования воспроизводства организаций негосударственных форм собственности является прибыль, остающаяся в распоряжении после налогообложения. Направления и объемы ее использования на финансирование инвестиций определяются субъектом хозяйствования самостоятельно.
В процессе принятия решения о распределении прибыли учитываются экономические интересы учредителей, акционеров и других инвесторов. С этой целью акционерные общества создают резервные фонды, предназначенные для выплаты дивидендов по привилегированным акциям, а арендные организации формируют долевой фонд. Часть расходов, связанных с выплатой процентов и дивидендов по акциям или облигациям, учитывается при образовании фонда потребления.
Организации каждой организационно-правовой формы имеют свои преимущества и недостатки в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Так, единоличная собственность дает хозяину свободу и гибкость в принятии решений, управлении финансами. Вместе с тем такие организации имеют трудности в привлечении внешних источников финансовых ресурсов. Кредиторы неохотно предоставляют денежные и другие средства одному человеку.
Товарищество организационно является более сильной экономической единицей по сравнению с частной организацией. Оно не испытывает трудностей в привлечении дополнительного капитала. Кредиторы более расположены предоставлять им деньги, так как участники товарищества несут неограниченную ответственность.
Акционерные общества относятся к хозяйствующим субъектам с ограниченной ответственностью. Здесь ответственность каждого участника ограничена размером его инвестиций. В случае банкротства владельцы теряют лишь только то, что вложено ими в акции. Организации этого типа более надежны и кредитоспособны. Они не испытывают трудностей в получении заемных средств при условии рентабельной работы.
Следует заметить, что хотя и сокращаются возможности государства в регулировании финансов организаций негосударственной формы собственности, но такое регулирование не исключается.
Основными направлениями государственного регулирования финансов негосударственных организаций являются:
1. Законодательное регулирование размера уставного фонда акционерных обществ, и в частности банков, страховых компаний.
2. Установление особого порядка начисления амортизации для малых организаций, разрешающего в первый год работы дополнительно списывать амортизационные отчисления до 20% стоимости основных фондов.
3. Определение порядка формирования финансовых результатов хозяйственной деятельности полных товариществ (не являясь юридическим лицом, оно может не вести учет прибыли и убытков; налоги взимаются не с полученной товариществом прибыли, а с доходов каждого его участника, в которые включается и прибыль от совместной деятельности, поделенная между членами товарищества).
4. Установление некоторых привилегий для таких организаций (предоставление льгот).
21 Финансовый контроль, его виды,формы и методы проведения.
21 ФК- проверка законности и целесообразности деятельности всех субъектов фин.отношений по обеспечению эффективной реализации государством своих задач. Цель ФК: эффективное и сбалансированное осуществление деятельности в сфере фин.-хоз . отношений, проверяемых субъектов в интересах всего общества. Виды ФК: гос. вневедомственный – осущ-ся спец. уполномоченными органами на объектах ненаходящихся в отношении подчинения или зависимости от этих органов; ведомственный ФК: осущ-ся спец. созданными для этого конр.- ревизионными подразделениями министерств, ведомств, органов управления субъектов хозяйствования на объктах, находящихся в ведомственной подчиненности от этих органов; внутрихозяйственный ФК: осущ-ся функциональными структурными подразделениями организаций и предприятий в отношении фин.- хоз. деятельности этих же субъектов; независимый ФК: осущ-ся юр. и физ. лицами в виде предпринимательской деятельности в отношении субъектов независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности; общественный ФК: осущ-ся гражданами, реализующими свое конституционное право на участие в управлении делами государства на добровольной и безвозмездной основе. Формы ФК: предварительный - на этапе подготовки плановых актов; текущий - на этапе привлечения и расходования ден.средств; последующий -на этапе проверки правильности и полноты уплаты налогов и сборов, целевого расходования бюдж.ресурсов. Методы: проверка- изучение отдельных сторон фин.-хоз. деят-ти проверяемого субъекта; ревизия- всесторонний анализ фин.-хоз. деят-ти. Аудит- это независимый, платный фин. контроль, а также система оказания платных услуг по совершенствованию фин.-хоз. деят-ти. Виды: внешний - это независимая форма аудита, осущ-ся независимыми аудиторами и аудит. организациями; внутренний -это ведомственная форма контроля субъекта хозяйствования. Роль аудита закл. в повышении эффективности фин-хоз. деятельности предприятия, обеспечение его платежеспособности, предотвращение нарушений законодательства во избежание финансовых и экономических санкций.
22 Экономическая несостоятельность (банкротство ) организации.
22 Экономическая несостоятельность - удостоверенная судом, неспособность субъекта хозяйствования оплатить предъявленные финансовые документы. Основанием для возбуждения дела о фин. несост-ти явл.: 1неспособность субъекта хоз-я своевременно оплатить предъявленные фин. документы; 2 превышение стоимости долговых обязательств над стоимостью имущества субъекта хозяйствования; 3 признание субъектом хоз-я своей фин. несост-ти.Банкротство - удостоверенная судом полная неплатежеспособность субъекта хоз-я, сопровождающаяся ликвидацией должника. Основанием для возбуждения дела о банкротстве: 1)заявление субъекта хоз-я о своем банкротстве,2)решением суда о возбуждении дела о банкротстве,3)заявление кредитора, поданное после истечения установленного судом срока для урегулирования взаимоотношений между кредиторами и субъектом хоз-я. После возбуждения дела о банкротстве суд может назначить доверенное лицо для контроля и управления имуществом субъекта хоз-я. В срок, установленным судом доверенное лицо обязано предоставить заключение о факте банкротства субъекта хоз-я. С момента признания субъекта хоз-я банкротом: приостанавливается выплата дивидендов, налогов и др. платежей, не допускается предъявление новых требований к нему, считается истекшим сроки погашения всех долгов. К банкротам могут применяться след. процедуры: защитный период, конкурсное произв-во, мировое соглашение. Защитный период-процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хоз. судом заявления о банкротстве до окончания срока, определенного в соотв-вии с законом в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного произ-ва и обеспечения сохранности имущ-ва должника. Конкурсное производство- осущ-ся в целях максимально возможного удовлетворения требования кредиторов защиты прав и законных интересов защиты должника, а также кредиторов и др. лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации -в процессе ликвидации должника. Конк. производство вкл: санация-совокупность процедур по переходу права собственности, изменению договорных обязательств, реструктуризации, оказание фин.поддержки должнику; ликвидационное производство- процедура конкурсного производства, применяемая к должнику, признанному банкротом в целях ликвидации должника, освобождения его от долга, продажа его имущ-ва и соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Мировое соглашение- соглашение между должником и кредитором о размерах, сроках и порядке исполнения обязательств должником или о прекращении его обязательств.
23. Сущность и
функции налогов.
Сущность
и функции налогов.
Налоги – это
обязательные законодательно-установленные
платежи с организаций и физ.лиц в
республиканские и местные бюджеты.
Основные
элементы налогов:
1. Субъекты
налогооблажения – физ.лица и организации
на которых в соответствии с зак-вом
возложена обязанность по уплате
налогов.
К организациям относятся:
юр.лица, иностранные юр.лица и международные
организации, простые товарищества, хоз.
Группы.
К физ.лицам относятся : граждане
РБ, иностранные граждане, лица без
гражданства.
2. Объекты налогообложения
– получение дохода, имущество (земля,
недвижимость),осуществление экономической
деятельности, реализация товаров, работ,
услуг, ввоз, вывоз товаров и др.
3.
Налогооблагаемая база – это стоимостная
или физ. характеристика объекта
налогооблажения за вычетом льгот.
4.
Налоговая ставка – это величина налога
на единицу объекта налогооблажения.
Виды
ставок : твердые(денежная),
адвалорная(процентная), прогрессивная
(увеличивается с увеличением
объекта(подоходный налог)), регрисивная
(ставка уменьшается по мере роста
объекта).
5. Налоговые льготы – это
предоставление отдельным категориям
плательщиков при наличии основания
возможность не уплачивать налог либо
уплачивать его в меньшем размере.
Виды
льгот: полное освобождение от уплаты,
снижение налоговой ставки, установление
не облагаемых минимумов, налоговые
каникулы, налоговая амнистия, налоговый
кредит отсрочка рассрочка платежа.
6.
Источники уплаты налоговых платежей –
доход ( выручка от реализации, з/п, пенсии,
пособия, стипендии), капитал.
По
способу изъятия налоги делятся
на:
-косвенные (налоги включенные в
цену товара в виде надбавок и косвенно
оплачиваются потребителем не зависят
от результатов деят-ти а только от уровня
цен и объемов продаж (НДС, акцизы)
-прямые
(налоги взимаемые с прибыли, доходов
плательщика, имущества(подоходный, на
прибыль))
В зависимости от гос-ного
строя в стране:
- федеральные
-
налоги субъектов федерации
-
муниципальные.
Республика Беларусь
– унитарное гос-во, налоговая система
двухуровневая.
Налоги делят
на:
-республиканские ( устанавливаются
Нац.собранием, действуют на всей
территории республики и явл-ся основным
источником дохода респ.бюджета. к ним
относят НДС,акцизы, налог на доходы и
прибыль предприятий)
-местные (уст-ся
законодательными органами власти
законом о бюджете РБ 2008г., но вводятся
в действие решением местных органов
действуют на определенных территориях
и зачисляются в местные бюджеты(налог
с продаж товаров 5% - РБ, импортные 15%, на
услуги до 10%, целевые сборы (транспортный,
на инфраструктуру – 3%), курортный сбор
– 3%от путевки, сборы с пользователей
(за парковку, выгул собак).
Принципы
построения системы налогообложения:
1.
принцип справедливости – граждане
соответственно доходу должны уплачивать
налоги
2. принцип определенности –
налог должен быть точно определен
(ставка, сроки, способ уплаты), Ане
произволен.
3. принцип удобства платежа
– сроки уплаты должны быть наиболее
удобны плательщику.
4. минимум затрат
на сбор налогов и избежание не продуманных
шагов при установлении налогов (после
уплаты налогов должны оставаться
средства у граждан)
Права
налогоплательщиков:
Налогоплательщики
имеют право:
- знакомиться с актами
проведенных проверок
- знакомиться
в инспекциях МНиСсо всеми актами
налогового закон-ства, которые применяются
в отношении данного плательщика
налогов.
- на зачет или возврат излишне
уплаченных налогов.
-использовать
налоговые льготы при наличии оснований.
-
требовать соблюдения налоговой
тайны.
Обязанности налогоплательщиков:
- уплачивать установленные налоговым
законодательством налоги, сборы.
-
зарегистрироваться в качестве плательщика
налогов в МНиС по месту своего нахождения
или проживания в 15 дневный срок после
выдачи документов о своей регистрации.
-
вести в установленном порядке бух.учет
и отчетность о фин.хоз-ой деятельности
и представлять налоговым органам
бух.отчеты и балансы, расчеты по налогам
и др. документы.
- при реализации
товаров за наличный расчет обеспечивать
прием наличных ден.средств в порядке
определяемом законодательством.
-
при прекращении деят-ти извещать об
этом налоговые органы.
Налоговое
нарушение – это противоправное действие
повлекшее за собой неисполнение
налогоплательщиком норм и положений.
Виды
налоговых нарушений:
- нарушение
порядка постановки на налоговый учет
и уклонение от него
- фальсификация
данных учета и отчетности
- сокрытие
налоговых преступлений , порча
документов.
- нарушение правил
декларирования
- неправильное
уменьшение сумм налогов и сборов
-
неправомерный зачет или возврат сумм
налогов
- неверное применение режима
налоговых льгот
Лица совершившие
налоговые нарушения привлекаются к
финансовой, административной либо
уголовной ответственности предусмотренной
законодательными актами РБ.
Налоговый
контроль- система мер по контролю за
использованием налогового законодательства,
осуществляемая должностными лицами
налоговых органов.
Цель налогового
контроля заключается в обеспечении
своевременного и полного поступления
налогов и других обязательных платежей
в бюджет.
В РБ налоговый контроль
осущ-ют специалисты органов КГК,
налоговых, таможенных, финансовых
органов и независимые аудиторы.
Можно
выделить 3 формы налогового контроля:
-
предварительный – закл. В обеспечении
полного учета субъектов хоз-ния
-текущий
проводится на стадии исполнения
фин.документов.
-последующий законность
совершенных налогоплательщиком
фин.хоз.операций.
Основным видом
налогового контроля явл-ся проверка и
может быть :
- камеральной (по месту
нахождении налогового органа на основе
налоговых деклараций.
- выездная
может быть : комплексная, рейдовая,
тематическая, встречная
24.Общая
хар-ка налоговой системы в Республике
Беларусь.
Налоговая
система – это совокупность налогов и
сборов, а также принципов,форм и методов
их установления, отмены контроля за
уплатой.
Налоговая система
устанавливается налоговым
законодательтвом.
Налоговое
законодательство – это система принятых
на основании и воисполнении конституции
РБ нормативно-правовых актов:
1.
Налоговый кодекс РБ и законы нац.собрания
регулирующие вопросы налогооблажения.
2.
Декреты, указы президента РБ.
3.
Постановления правительства РБ(Сов.мин)
принятые на основании и во исполнение
п.1и2 регулирующие вопрос налогооблажения.
4.
Нормативно-правовые акты республиканских
органов управления (МНиС, Минфин, Гк) и
самоуправления (исполкомы).
Можно
выделить следующие особенности
современной белорусской налоговой
системы:
- базируется на правовой
основе
- построена по единым правилам,
на едином механизме исчисления и сбора
платежей независимо от организационно-правовых
форм субъектов хоз-ния и физ.лиц.
-
предъявляет к плательщикам одинаковые
требования и создает равные стартовые
условия формирования доходов путем
определения перечня налогов, упорядочения
льгот и механизма их предоставления,
невмешательства в использование средств,
оставшихся после уплаты налогов.
К
налогам уплачиваемым из выручки
(косвенные налоги) относят:
1. НДС
2.
Акцизы.
Добавленная стоимость – это
все, что включается в цену товара сверх
стоимости сырья, топлива, энергии и др.
МЗ в процессе производства и обращения
(з/п+АМ+П).
Плательщики НДС:
-
организации
- их филиалы и структурные
подразделения имеющие обособленный
баланс и р/сч.
- ИП у которых оборот
за 3 месяца превысил 40000 евро.
-
организации и физ.лица (ИП) при ввозе
товаров на таможенную территорию
РБ.
Объекты обложения НДС:
- обороты
(выручка) по реализации товаров работ
услуг,а также имущественных прав на
объекты интеллектуальной собственности
на территории РБ в том числе натуральная
оплата труда, лизинга, аренда, безвозмездная
передача.
- товары ввозимые на
таможенную территорию РБ.
Ставки
НДС:
1. 0 %
- при реализации
экспортируемых товаров ( в РБ в отношении
всех стран применяется принцип страны
назначения т.е. освобождение от налога
экспортируемых товаров и взимание по
импортируемым товарам).
- работы по
сопровождению, погрузке, разгрузке
экспортируемых товаров.
- экспортируемые
транспортные услуги, транзитные
перевозки.
- экспортируемые услуги
по производству товаров из довальческого
сырья.
2. 10%
- при реализации ввезенных,
либо произв. в РБ, а также при ввозе
продовольственных товаров и товаров
для детей по перечням утвержденным
президентом.
- при реализации
сельхозпроизводителями продукции
растениеводства (кроме цветов и
декоративных растений), животноводства
( кроме пушнины) пчеловодство и
рыбоводства.
3. 20%
- при реализации
товаров работ услуг не указанных в
пункте 1и2, а также имущественных прав
на объекты интеллектуальной
собственности.
4. 9,09 и 15,25
- при
реализации товаров, работ , услуг
указанных соответственно в п.2 и3 по
регулируемым рыночным ценам ( при
выделении НДС в цене либо выручке).
5.
24% - при реализации либо ввозе белого
сахара.
6. 0,5 % - при ввозе в РБ
необработанных алмазов из РФ для
производственных целей.
Освобождаются
от налогообложения обороты по реализации
:
1. лекарственных средств, а также
медицинской техники.
2. медицинских
услуг.
3. услуг по содержанию детей в
дошкольных учреждениях.
4.
жилищно-коммунальных и эксплуатационных
услуг оказываемых физическим лицам.
5.
услуг по перевозке пассажиров городским
пассажирским транспортом и т.д.
6.
реализуемые населению услуги
парикмахерских, бань, по стирке и
химчистке, ремонту часов, ремонт одежды.
При расчете НДС применяется след.
формула:
НДС=НБ *С
Налоговая
декларация по НДС предоставляется
ежемесячно до 20го числа месяца следующего
за отчетным. Уплата производиться
ежемесячно до 22го числа либо
ежедекадно.
Акцизы – это косвенный
налог, который явл-ся инструментом
регулирования спроса и предложения на
отдельные группы товаров.
Плательщики
акцизов являются:
- организации их
филиалы
- ИП производящие подакцизные
товары, ввозящие подакцизные товары на
таможенную территорию и реализующие
ввезенные на таможенную территорию
подакцизные товары.
Акцизами облагается
следующая продукция:
- спирт гидролизный
технический
- спиртосодержащие
растворы кроме парфюмерно-косметических,
лекарственных препаратов, ветеринарных,
растворов с долей спирта до 12% , коньячного
спирта и виноматериалов, растворов с
денатурированными добавками они не
облагаются.
- алкогольная продукция,
спирт питьевой кроме отгруженного для
производства лекарственных препаратов
он не облагается.
- пиво, табачные
изделия, автомобильное топливо и масла,
микроавтобусы и легковые автомобили.
Ставки
акцизов утверждаются президентом и
могут быть твердые (объем) и адвалорные
(%).
Налоги включаемые в себестоимость
продукции, работ, услуг.
1.Отчисления
в ФСЗН
ФСЗН создается с целью
пенсионного и соц.обеспечения
граждан.
Плательщики – работодатели,
работающие граждане, физ.лица самостоятельно
уплачивающие страховые взносы (ИП),
гос-во.
Объектом обложения – фонд
оплаты труда.
Ставки:
- для
работодателей 34% .
- для с/х производителей
30%, для фермерских хозяйств 31%, для
коллегии адвокатов 10%
- для работающих
граждан 1%
- для ИП 36%
Уплата отчислений
производится в день получения денег в
банке на выплату з/п но не позднее 15
числа.
Из ФСЗН производятся выплаты:
пособие по временной нетрудоспособности,
пособие с рождением ребенка, пособие
по беременности и родам, по уходу за
ребенком до 3х лет, пособие по безработице,
пособие на погребение, пенсии и др.
2.
Платежи за землю
Плательщики –
организации и физ.лица у которых во
владении или пользовании либо собст-ти
находятся земельные участки. Бюджетные
организации не явл-ся плательщиками.
Налогом
облагаются земли с/х назначения, земли
населенных пунктов, земли лесного и
водного фонда, земли промышленности.
Льготы.
От платы на землю освобождаются:
заповедники, земли историко-культурного
назначения, кладбища, земли общего
пользования населенных пунктов (площади,
улицы) и т.д.
Ставка земельного налога
установлена в бел.руб. за 1 га земли и
зависит от кадастровой оценки земли, а
при ее отсутствии исходя из средних
ставок по районам. Уплата производится
ежемесячно до 22 числа, с/х земли до 15
апреля,15июля,15 сентября,15 ноября, физ.лица
1 раз в год до 15 ноября. Рассчитывается
ЗН= S * Ставка * Кинфл.
3. Экологический
налог
Делится на :
1. Экологический
налог , в состав которого входят платежи
за загрязнение окружающей среды;
2.
Налог за добычу природных ресурсов.
Плательщики
– организации их филиалы и ИП. Не платят
бюджетные организации.
Объектом
обложения явл-ся:
- объемы добываемых
природных ресурсов в пределах и
сверхлимита
- объемы выбросов
загрязняющих веществ в окружающую среду
в пределах и сверхлимита
- объемы
размещаемых отходов в пределах и
сверхустановленных лимитов
- объемы
переработанных нефти и нефтепродуктов
-
перемещение по территории РБ нефти и
нефтепродуктов
- объемы произведенной
либо импортированной пластиковой тары,
стеклотары и картонной упаковки.
Ставка
экологического налога установлена в
бел.руб за физическую единицу ( Т, М3,Кг)
.
Налог взимается по льготным
ставкам:
1. за воду ,отпускаемую для
хоз.питьевого и противопожарного
водоснабжения населения, работников
предприятия, учреждений и организаций.
2.
за песок и гравийно-песчаную смесь для
использования в дорожном строительстве.
Налог
рассчитывается по формуле:
ЭН=
V*C*Kинф.(1,065)
Экологический налог за
добычу ресурсов сверхлимита взымется
в 10ти кратном размере. За выбросы
сверхлимита в 15ти кратном оплачивается
за счет прибыли организации.
Экологический
налог за выбросы автомобилей исходя из
кол-ва сожженного топлива на ставку и
пониженный коэффициент, а также коэфф.
инфляции.
Пониженные коэфициентыя:
-
дизтопливо 0,80% от ставки
- биодизельное
топливо 0,6%
- газ 0,3%
- бензин по
полной
Налоговая декларация
предоставляется ежемесячно до 20, уплата
до 22 числа.
4. Отчисления в инновационные
фонды
Инновационные фонды создаются
с целью финансирования мероприятий по
производству товаров, работ,
услуг.
Плательщики:
- организации
подчиненные гос.органам управления,
министерствам, ведомствам, комитетам,
а также правительству РБ нац.академии
наук, Минскому и областному исполкому.
-
строительные организации производители
стройматериалов, общепит, торговля
явл-ся плательщиками независимо от форм
собственности.
Ставка отчислений –
0,25%
Объектом обложения является
себестоимость продукции, работ,
услуг.
ОИФ= с/с *Ставку/100% - Ставка
Уплата
отчислений производится на последнюю
дату месяца следующего за отчетным.
Налоги
уплачиваемые из прибыли:
1. Налог на
недвижимость
2. Налог на прибыль
3.
Целевые сборы.
Плательщиком налога
на недвижимость явл-ся организации и
физ.лица. Бюджетные организации не
платят.
Объект обложения:
-у
организации стоимость основных
производственных и не производственных
фондов, стоимость незавершенного
строительства.
- у физ.лиц стоимость
второй квартиры, жилого дома, дач,
гаражей.
Ставка налога:
Для
организаций 1%
Для физ.лиц 0,1%
Льготы
:
- объекты соц.культурного назначения
-
основные средства , предназначенные
для охраны окружающей среды
-
автомобильные дороги
- здания
религиозных организаций и т.д.
Расчеты
предоставляются до 20го числа 1го месяца
отчетного квартала. Уплата производится
ежемесячно до 22 числа в размере 1/3
квартальной суммы. Физ.лица производят
уплату 1 раз в год до 15 ноября.
Налог
на прибыль
Плательщики организации
и их филиалы.
Объект обложения –
сумма прибыли полученная от реализации
продукции, работ, услуг
Ставка налога
24%.
Льготы:
- освобождаются от уплаты
налога на прибыль предприятия, использующие
труд инвалидов, если численность
инвалидов в них составляет более 50%;
колхозы, совхозы; прибыль полученая от
производства продуктов детского питания;
организации бытового обслуживания в
сельской местности и т.д.
При определении
облагаемой налогом прибыли не
учитываются:
- прибыль полученная от
дивидендов
- прибыль, полученная от
осуществления лотерейной деятельности
-
прибыль от игорного бизнеса
- от
реализации ценных бумаг.
НП= (
ФР-НН-ЛП-ОС-ГС)*Ставку/100%
Уплачивается
налог не позднее 22 числа каждого месяца
следующего за отчетным.
Подоходный
налог с физических лиц.
Плательщики
подоходного налога явл-ся физ.лица:
-
граждане РБ
- иностранные граждане
и лица без гражданства, постоянно
находящиеся на территории РБ.
Объект
налогообложения явл-ся совокупный доход
физ.лиц в денежной и натуральной форме
полученый в течении календарного
года.
Налоговые ставки:
12%
Льготы.
Освобождаются от обложения:
- пособие
по гос.соц. страхованию
- алименты
-
стипендии
- все виды пенсий
- дарение
от близких родственников
- доходы по
банковским счетам и т.д.
Существуют
следующие необлагаемые минимумы:
1.
Стандартные
- в размере 270т.бел.руб.
в месяц при получении дохода в сумме не
превышающей1 635 000.руб.
- в размере 75
тыс. на каждого ребенка до 18 лет и каждого
иждивенца
- в размере 150 000 тыс. на
каждого ребенка в случае если плательщик
явл-ся вдовой, вдовцом, или одиноким
родителем.
- в размере 380 тыс. руб.
отдельным категориям граждан (ВОВ, герои
соц.труда, ликвидаторы Чаэс)
2.
Социальные
- предоставляются лицам,
которые уплачивают за свое обучение,
супруга, а также родителям за обучение
детей при получении 1го высшего образования
или среднего.
3. Имущественные
предоставляются в сумме фактически
произведенных плательщиком состоящим
на учете нуждающихся в улучшении
жил.условий, расходов на новое
строительство.
Расчеты по подоходному
налогу представляются налоговым органам
ежемесячно до 20 числа следующего за
отчетным. Уплата подоходного производится
ежемесячно до дня выплаты заработной
платы за отчетный месяц.
Особенности
налогообложения ИП
В соответствии
с Законом Республики Беларусь «О
подоходном налоге с физ.лиц» подлежат
налогообложению доходы, получаемые
физ.лицами от осуществления ими
предпринимательской деятельности в
установленном порядке.
Доход
определяется как разница между выручкой
от реализации продукции (товаров, работ,
услуг), иных ценностей (включая основные
фонды, ТМЦ, ценные бумаги), а также
доходами от внереализационных операций
и документально подтвержденными
расходами, связанными с извлечением
этих доходов.
Суммы поступившие в
качестве предварительной оплаты,
включаются в выручку по мере реализации
продукции, но не позднее 30 дней с момента
их поступления. При применении указанного
положения моментом реализации продукции
явл-ся день отгрузки продукции .
Физ.лица
, осуществляющие виды деятельности, на
которые не установлены фиксированные
суммы подоходного налога, самостоятельно
исчисляют налог ежеквартально нарастающим
итогом с начала года с суммы облагаемого
дохода, исчисленного как сумма дохода,
уменьшенная на доходы, льготируемые в
соответствии с законодательством.
Налоговые
декларации представляются в налоговый
орган не позднее 20 числа месяца, следующего
за отчетным кварталом. Суммы уплачиваются
не позднее 5 числа второго месяца,
следующего за отчетным кварталом.
Единый
налог с ИП
Единый налог уплачивают
ИП , которые оказывают потребителям
услуги или выполняют работы согласно
утвержденному перечню, занимаются
розничной торговлей товарами и
осуществляют деятельность в сфере
общественного питания. В перечне видов
деятельности указаны ставки единого
налога за месяц в евро, в зависимости
от населенного пункта в котором осущ-ся
деятельность. Внутри населенных пунктов
ставки единого налога устанавливают
местные органы власти в зависимости от
места осуществления деятельности, от
режима работы.
Плательщики единого
налога освобождаются от уплаты НДС за
исключением налога уплачиваемого за
товары ввозимые на таможенную территорию
в РБ; подоходного налога с физ.лиц;
экологический; местных налогов и
сборов.
Ставки единого налога
понижаются для:
- физ.лиц впервые
зарегистрированных в качестве ИП на
25% первые три месяца
- ИП достигшие
пенсионного возраста, а также ИП инвалиды
на 20%
- для плательщиков ЕН родителей
в многодетных семьях с 3мя и более детьми
в возрасте до 18 лет на 20%
- для
плательщиков ЕН воспитывающих детей
инвалидов до 18 лет на 20%.
От уплаты Ен
освобождаются ИП, реализующие продукцию
животноводства, пчеловодства и
растениеводства.
При розничной
торговле товаров в зависимости от
фактического размера торгового объекта
к установленным ставкам ЕН применяются
повышающие коэф-ты:
1. 1,2- свыше 15 до
25м2
2. 1,5 – свыше 25 и до 50 м2
3. 2 –
свыше 50 до 75 м2
4. 2,5 – свыше 75 до 100
м2
При реализации в календарном месяце
нескольких видов работ уплата единого
налога производится по тому виду работ
по которому наиболее высокая ставка
налога.
ИП самостоятельно исчисляют
к уплате ЕН. Налоговая декларация по ЕН
представляется не позднее 28 числа месяца
предшествующего месяцу осуществления
деятельности, ИП зарегистрированным
впервые не позднее дня предшествующего
дню начала деятельности.
Одновременно
с налоговой декларацией ИП представляет
в налоговую документы подтверждающие
право на льготы по единому налогу. ЕН
исчислен в евро уплачивается в бел.руб.
исходя из установленного нац.банком
курса бел.рубля к евро.
ИП представляют
в налоговый орган по месту постановки
на учет отчет о размере полученой в
отчетном календарном году выручки по
форме, утвержденной МНиС.
Подоходный
налог с ИП
Ип самостоятельно исчисляет
сумму налога подлежащую уплате в бюджет
ежеквартально с нарастающим итогом с
начала налогового периода. Сумма налога
исчисляется исходя из налоговой базы.
В течении налогового периода расчет
налоговой базы производится в налоговой
декларации за отчетный период, которую
должны представлять не позднее 20го
числа месяца следующего за отчетным
кварталом. ИП не осуществлявшие в течении
отчетного квартала деятельность доходы
от которой облагаются подоходным налогом
вправе не предоставлять налоговой
декларации. При определении размера
налоговой базы плательщик имеет право
на получение налоговых вычетов такие
как и у физ.лиц.
Ставка 12 %.
Упрощенная
система налогообложения.
Плательщиками
налога при УСН признаются организации
и ИП перешедшие на применение такой
системы и применяющие ее в установленном
порядке. Условиями при соблюдении
которых субъекты предпринимательской
деятельности могут применять УСН
явл-ся:
- размер валовой выручки
-
размер численности
Уплата налога
при УСН:
- заменяют уплату налогов,
сборов, отчислений в бюджетные и не
бюджетные фонды.
- арендной платы за
земельные участки находящиеся в
гос.собственности арендодателями
которых явл-ся сельские районные, минский
городской и городские исполнительные
комитеты. ИП применяющие УСН уплачивают
налоги и платежи :
- налоги взимаемые
при ввозе или вывозе товара на таможенную
территорию
- налог на прибыль в
отношении прибыли полученной от
реализации ц.б.
- налог на приобретение
автосредств
- страховые взносы и иные
платежи в ФСЗН
- НДС и т.д.
Не могут
применять УСН ИП :
- производящие
подакцизные товары
- производящие и
реализующие ювелирные изделия и из
драг.металов
- занимающиеся игорным
бизнесом
- осущ-щие лотерейную,
туристическую деятельность.
Перейти
на применение УСН вправе при одновременном
соблюдении критериев средней численности
работников и валовой выручки в течении
первых девяти месяцев года предшествующего
году с которого претендуют на ее
применение :
- организации с числ.
Работников в среднем за указанный период
не более 100 чел. ИП если размер их валовой
выручки составляет не более 2625
млн.руб.
Ставки налогов при УСН
устанавливаются:
- 8% - для организаций
и ИП не уплачивающих НДС
- 6% - для
организаций и ИП уплачивающих НДС
-
15% - для организаций и ИП использующих
в качестве налоговой базы валовый
доход.
Для организаций и ИП в сельской
местности:
- 5% для организаций и ИП
не уплачивающих НДС
- 3% для уплачивающих
НДС
налоговой базой признается
валовая выручка определяемая, как сумма
выручки полученной за отчетный период
ИП от реализации товаров, работ,
услуг.
Сумма налога при УСН определяется
нарастающим итогом сначала налогового
периода и исчисляется как произведение
налоговой базы и ставки налога.
ИП
применяющие УСН не позднее 20го числа
месяца следующего за истекшим отчетным
периодом представляет в налоговые
органы налоговую декларацию по налогу
УСН. Уплата налога в бюджет при УСН
производится не позднее 22го числа месяца
следующего за истекшим отчетным периодом.