ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 2574
Скачиваний: 2
16
Применительно к каждому налогу, сбору (пошлине) устанавли-
вается налоговая база.
Налоговая база (основа налогообложения)
представляет собой
стоимостную, физическую или иную характеристику объекта
нало гообложения, образующуюся в результате учета всех полагаю-
щихся льгот и изъятий.
1.5.3 источники налоговых платежей
На макроэкономическом уровне источником налогов является
национальный доход. У налогоплательщика имеются лишь два
источ ника, за счет которых может быть уплачен налог, – это доход
и капитал. Однако если налог будет систематически уплачиваться
за счет капитала, то последний постепенно иссякнет.
Практически единственным реальным источником уплаты на-
логов может служить чистый доход, который в процессе распределе-
ния и перераспределения распадается на следующие составляющие:
прибыль
,
процент
,
рента
,
заработная плата
.
Налоговым кодексом определяется понятие доходов и устанав-
ливаются их источники.
Доходом
признаются средства, получаемые налогоплательщи-
ком как в денежной, так и натуральной формах, в результате осу-
ществления экономической деятельности.
К ним относятся:
– дивиденды и приравненные к ним доходы;
– прибыль, распределенная между участниками налогового парт-
нерства;
– процентный доход от долговых обязательств любого вида (штра-
фов, пеней за нарушение договорных и долговых обязательств);
– обороты (выручка) от реализации товаров, работ, услуг;
– доходы от использования авторских прав, компьютерных про-
грамм, патентов, свидетельств, торговых марок и т. п.;
– доходы от сдачи имущества в аренду;
– вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей,
выпол ненную работу, оказанную услугу;
– пенсии, пособия, стипендии;
– другие доходы.
В Республике Беларусь удержание и перечисление отдельных
налогов с доходов плательщиков возложены на налоговых агентов.
17
Налоговым агентом
признаются юридическое или физическое
лицо, хозяйственная группа, простое товарищество, доверитель-
ный управляющий, которые являются источником выплаты доходов
плательщику и (или) на которые законодательством возлагаются
обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечис-
лению в бюджет налогов, сборов (пошлин).
1.5.4 налоговые льготы
Налоговой льготой
называется предоставление отдельным
категориям налогоплательщиков при наличии оснований, установ-
ленных законодательством, возможности не уплачивать налог или
уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплатель-
щиками размере.
Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значение
для развития приоритетных отраслей, отдельных производств, реги-
онов страны. Необлагаемые минимумы, ослабляя налогообложение,
улучшают материальное положение физических лиц, отдельных
групп населения. Льготы для предприятий стимулируют производ-
ство, поощряют внедрение новых и высоких технологий, влияют на
деловую активность предпринимателей, регулируют интенсивность
накопления капитала.
Налоговые льготы весьма разнообразны и могут выступать
в различных формах. Наиболее характерными льготами являются:
– полное освобождение от уплаты налога отдельных катего-
рий плательщиков (пенсионеров по возрасту от уплаты налога
на недвижимость, инвалидов I и II групп от уплаты земельного
налога и т. д.);
– изъятие или выведение из-под налогообложения отдельных
объектов (основных средств, предназначенных для охраны окружаю-
щей среды и улучшения экологической обстановки, и т. д.);
– установление необлагаемого минимума (по подоходному
налогу);
– скидки или сокращения налоговой базы на сумму определен-
ных законом расходов налогоплательщика (налогооблагаемая при-
быль уменьшается на всю сумму затрат на капитальные вложения,
жилищное строительство или погашение кредитов, использованных
на эти цели);
18
– снижение ставки налога (НДС для экспортируемых товаров
снижается с 20 до 0%);
– перенесение сроков исполнения налогового обязательства
в виде отсрочки платежа, рассрочки задолженности, налоговых ка-
никул, налогового кредита;
– налоговая амнистия – освобождение налогоплательщика от
финансовых санкций за допущенные нарушения налогового законо-
дательства.
В большинстве стран в последние годы наблюдается тенденция
сокращения налоговых льгот при одновременном снижении ставок
налогов.
1.5.5 налоговые ставки, их виды
Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на
единицу измерения налоговой базы. Она устанавливается либо
в процентах, либо в твердых суммах.
Различают пять видов ставок:
1
Твердые (специфические) ставки –
устанавливаются в абсо-
лютной сумме за единицу объекта обложения (например, ставка ак-
циза на сигары 12 000 руб. за 1 штуку). Такие ставки применяются
в экологическом налоге, акцизах, в едином налоге для индивидуаль-
ных предпринимателей и иных физических лиц, в местных налогах
и т. д. Данный вид ставок является наиболее обременительным для
налогоплательщиков с низким доходом.
2
Адвалорные ставки (процентные) –
устанавливаются в про-
центах к налоговой базе, имеющей стоимостное выражение обложе-
ния (например, ставка по налогу на прибыль – 18%, по НДС – 0; 0,5;
10; 20; 9,09; 16,67% и др.).
3
Комбинированные ставки
– представляют собой сочетание
1 и 2 вида ставок.
4
Прогрессивная система ставок
– это ставки, увеличивающиеся
с ростом объекта обложения:
4.1
Простая прогрессивная ставка –
ставка налога растет и при-
меняется ко всей стоимости облагаемого дохода;
4.2
Сложная прогрессивная ставка
– объект обожения делится
на ступени, каждая из которых облагается более высокой ставкой, т. е.
повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, пре-
вышающей предыдущую ступень (применяется в подоходном налоге).
5
Регрессивные ставки –
понижаются по мере роста объекта
обложения.
19
1.6 классификация налогов
Существуют различные классификации налогов в зависимости
от их признаков. Наибольшее распространение получило деление
налогов по способу изъятия – на прямые и косвенные.
Прямые налоги
– это налоги, взимаемые государством непо-
средственно с доходов или имущества налогоплательщика.
К ним
относятся налог на доходы и прибыль, земельный налог, налог на
недвижимость, экологический налог, налоги из зарплаты и др. Пря-
мые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления ма-
териальных благ и непосредственно связаны с величиной объекта.
Например, подоходный налог и налог на прибыль уплачиваются при
получении дохода (прибыли) и зависят от его размера.
Косвенные налоги
– это налоги на товары и услуги. Они уста-
навливаются в виде надбавок к цене и косвенно оплачиваются по-
требителем, т. е. в процессе потребления товаров и услуг.
К кос-
венным налогам относятся акцизы, НДС и другие налоги с оборота.
Величина косвенных налогов, перечисляемых в бюджет, не зависит
от результатов хозяйственной деятельности плательщиков, а толь-
ко от объемов продаж и уровня цен на рынке. Косвенными платель-
щиками этих налогов являются потребители товаров, работ, услуг,
оплатившие их в составе цены, хотя перечисляют косвенные налоги
в бюджет производители (импортеры) товаров, работ, услуг. Недо-
статком косвенных налогов является то, что их бремя в основном
ложится на потребителей, в то время как прямые налоги учитывают
уровень платежеспособности налогоплательщиков.
В экономически развитых странах преобладают прямые налоги,
а в странах с развивающейся экономикой, где серьезной проблемой
является наполнение доходами бюджета, преимущество отдается
косвенным налогам. Устройство налоговой системы напрямую за-
висит от государственного строя, существующего в стране. В феде-
ративных государствах налоговая система является трехуровневой.
По принадлежности к уровням власти выделяют налоги
федераль-
ные,
налоги субъектов федерации
и
муниципальные
.
В Республике Беларусь как унитарном государстве налоги де-
лятся на республиканские и местные. Республиканские налоги
и сборы устанавливаются НК РБ либо Президентом РБ, действуют
на всей территории республики и являются основным источником
20
дохода республиканского бюджета. К ним относятся НДС, акцизы,
налог на прибыль предприятий и др.
Местные налоги и сборы устанавливаются законодательными
органами власти, но вводятся решениями местных органов власти
на территориях соответствующих административно-территориаль-
ных единиц и зачисляются в местные бюджеты. К ним относятся
налог с владельцев собак, курортный сбор, сбор с заготовителей.
1.7 Общая характеристика налоговой системы
Республики беларусь
Современная налоговая система Республики Беларусь обеспе-
чивает функционирование всего хозяйственного механизма, по-
зволяет финансировать неотложные государственные потребности
(более 80% доходной части бюджета Республики Беларусь формиру-
ется за счет налоговых поступлений).
В основе национальной налоговой системы Беларуси лежит
налоговое законодательство – система принятых на основании
и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь норматив-
ных правовых актов, которая включает:
– Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы,
регулирующие вопросы налогообложения;
– соответствующие декреты, указы и распоряжения Президента
Республики Беларусь;
– постановления Правительства Республики Беларусь;
– нормативные правовые акты республиканских органов госу-
дарственного управления и самоуправления.
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных
принципов международного права и обеспечивает соответствие им
налогового законодательства.
В соответствии с законодательством основными источниками
консолидированного бюджета Республики Беларусь являются: НДС,
доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль,
подоходный налог и акцизы. Анализ структуры доходной части бюд-
жета показывает, что основная часть его доходов на протяжении
лет формируется за счет налогов на товары и услуги. Удельный вес
косвенных налогов в общем объеме консолидированного бюджета