Файл: М-916.Хоменко_Налоги и налогообл_2013.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 2500

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16

Применительно к каждому налогу, сбору (пошлине) устанавли-

вается налоговая база.

Налоговая база (основа налогообложения)

 представляет собой  

стоимостную, физическую или иную характеристику объекта 

нало гообложения, образующуюся в результате учета всех полагаю-

щихся льгот и изъятий.

1.5.3  источники налоговых платежей

На  макроэкономическом  уровне  источником  налогов  является  

национальный доход. У налогоплательщика имеются лишь два 

источ ника, за счет которых может быть уплачен налог, – это доход 

и капитал. Однако если налог будет систематически уплачиваться 

за счет капитала, то последний постепенно иссякнет.

Практически  единственным  реальным  источником  уплаты  на-

логов может служить чистый доход, который в процессе распределе-

ния и перераспределения распадается на следующие составляющие: 

прибыль

процент

рента

заработная плата

.

Налоговым кодексом определяется понятие доходов и устанав-

ливаются их источники.

Доходом

 признаются средства, получаемые налогоплательщи-

ком как в денежной, так и натуральной формах, в результате осу-

ществления экономической деятельности.

 К ним относятся:

– дивиденды и приравненные к ним доходы;

–  прибыль, распределенная между участниками налогового парт-

нерства;

– процентный доход от долговых обязательств любого вида (штра-

фов, пеней за нарушение договорных и долговых обязательств);

– обороты (выручка) от реализации товаров, работ, услуг;

– доходы от использования авторских прав, компьютерных про-

грамм, патентов, свидетельств, торговых марок и т. п.;

– доходы от сдачи имущества в аренду;

–  вознаграждения  за  выполнение  трудовых  обязанностей, 

выпол ненную работу, оказанную услугу;

– пенсии, пособия, стипендии;

– другие доходы.

В  Республике  Беларусь  удержание  и  перечисление  отдельных 

налогов с доходов плательщиков возложены на налоговых агентов.


background image

17

Налоговым  агентом

  признаются  юридическое  или  физическое 

лицо,  хозяйственная  группа,  простое  товарищество,  доверитель-

ный управляющий, которые являются источником выплаты доходов 

плательщику и (или) на которые законодательством возлагаются 

обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечис-

лению в бюджет налогов, сборов (пошлин).

1.5.4  налоговые льготы

Налоговой  льготой 

называется  предоставление  отдельным 

категориям налогоплательщиков при наличии оснований, установ-

ленных законодательством, возможности не уплачивать налог или 

уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплатель-

щиками размере.

Налоговые  льготы  имеют  большое  стимулирующее  значение 

для развития приоритетных отраслей, отдельных производств, реги-

онов страны. Необлагаемые минимумы, ослабляя налогообложение, 

улучшают  материальное  положение  физических  лиц,  отдельных 

групп населения. Льготы для предприятий стимулируют производ-

ство, поощряют внедрение новых и высоких технологий, влияют на 

деловую активность предпринимателей, регулируют интенсивность 

накопления капитала.

Налоговые  льготы  весьма  разнообразны  и  могут  выступать 

в различных формах. Наиболее характерными льготами являются:

– полное освобождение от уплаты налога отдельных катего-

рий  плательщиков  (пенсионеров  по  возрасту  от  уплаты  налога 

на недвижимость, инвалидов I и II групп от уплаты земельного  

налога и т. д.);

–  изъятие  или  выведение  из-под  налогообложения  отдельных 

объектов (основных средств, предназначенных для охраны окружаю-

щей среды и улучшения экологической обстановки, и т. д.);

–   установление  необлагаемого  минимума  (по  подоходному 

 налогу);

– скидки или сокращения налоговой базы на сумму определен-

ных  законом  расходов  налогоплательщика  (налогооблагаемая  при-

быль уменьшается на всю сумму затрат на капитальные вложения, 

жилищное строительство или погашение кредитов, использованных 

на эти цели);


background image

18

–  снижение  ставки  налога  (НДС  для  экспортируемых  товаров 

снижается с 20 до 0%);

–  перенесение  сроков  исполнения  налогового  обязательства 

в виде отсрочки платежа, рассрочки задолженности, налоговых ка-

никул, налогового кредита;

–  налоговая  амнистия  –  освобождение  налогоплательщика  от 

финансовых санкций за допущенные нарушения налогового законо-

дательства. 

В большинстве стран в последние годы наблюдается тенденция 

сокращения налоговых льгот при одновременном снижении ставок 

налогов. 

1.5.5  налоговые ставки, их виды

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на 

единицу  измерения  налоговой  базы.  Она  устанавливается  либо 

в процентах, либо в твердых суммах.

 Различают пять видов ставок:

Твердые  (специфические)  ставки  – 

устанавливаются  в  абсо-

лютной сумме за единицу объекта обложения (например, ставка ак-

циза на сигары 12 000 руб. за 1 штуку). Такие ставки применяются 

в экологическом налоге, акцизах, в едином налоге для индивидуаль-

ных предпринимателей и иных физических лиц, в местных налогах 

и т. д. Данный вид ставок является наиболее обременительным для 

налогоплательщиков с низким доходом.

Адвалорные ставки (процентные) – 

устанавливаются в про-

центах к налоговой базе, имеющей стоимостное выражение обложе-

ния (например, ставка по налогу на прибыль – 18%, по НДС – 0; 0,5; 

10; 20; 9,09; 16,67% и др.).

Комбинированные  ставки

  –  представляют  собой  сочетание 

1 и 2 вида ставок.

Прогрессивная система ставок 

– это ставки, увеличивающиеся 

с ростом объекта обложения:

4.1 

Простая прогрессивная ставка – 

ставка налога растет и при-

меняется ко всей стоимости облагаемого дохода;

4.2 

Сложная  прогрессивная  ставка 

–  объект  обожения  делится 

на ступени, каждая из которых облагается более высокой ставкой, т. е. 

повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, пре-

вышающей предыдущую ступень (применяется в подоходном налоге).

Регрессивные  ставки  – 

понижаются  по  мере  роста  объекта 

 обложения.


background image

19

1.6  классификация налогов

Существуют различные классификации налогов в зависимости 

от  их  признаков.  Наибольшее  распространение  получило  деление 

налогов по способу изъятия – на прямые и косвенные.

Прямые налоги

 – это налоги, взимаемые государством непо-

средственно с доходов или имущества налогоплательщика. 

К ним 

относятся налог на доходы и прибыль, земельный налог, налог на 

недвижимость, экологический налог, налоги из зарплаты и др. Пря-

мые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления ма-

териальных благ и непосредственно связаны с величиной объекта. 

Например, подоходный налог и налог на прибыль уплачиваются при 

получении дохода (прибыли) и зависят от его размера.

Косвенные налоги

 – это налоги на товары и услуги. Они уста-

навливаются в виде надбавок к цене и косвенно оплачиваются по-

требителем, т. е. в процессе потребления товаров и услуг. 

К кос-

венным налогам относятся акцизы, НДС и другие налоги с оборота. 

Величина косвенных налогов, перечисляемых в бюджет, не зависит 

от  результатов  хозяйственной  деятельности  плательщиков,  а  толь-

ко от объемов продаж и уровня цен на рынке. Косвенными платель-

щиками этих налогов являются потребители товаров, работ, услуг, 

оплатившие их в составе цены, хотя перечисляют косвенные налоги 

в бюджет производители (импортеры) товаров, работ, услуг. Недо-

статком  косвенных  налогов  является  то,  что  их  бремя  в  основном 

ложится на потребителей, в то время как прямые налоги учитывают 

уровень платежеспособности налогоплательщиков.

В экономически развитых странах преобладают прямые налоги, 

а в странах с развивающейся экономикой, где серьезной проблемой 

является  наполнение  доходами  бюджета,  преимущество  отдается 

косвенным  налогам.  Устройство  налоговой  системы  напрямую  за-

висит от государственного строя, существующего в стране. В феде-

ративных государствах налоговая система является трехуровневой. 

По принадлежности к уровням власти выделяют налоги 

федераль-

ные,

 

налоги субъектов федерации

 и 

муниципальные

.

В Республике Беларусь как унитарном государстве налоги де-

лятся  на  республиканские  и  местные.  Республиканские  налоги 

и сборы устанавливаются НК РБ либо Президентом РБ, действуют 

на всей территории республики и являются основным источником 


background image

20

дохода республиканского бюджета. К ним относятся НДС, акцизы, 

налог на прибыль предприятий и др.

Местные  налоги  и  сборы  устанавливаются  законодательными 

органами власти, но вводятся решениями местных органов власти 

на  территориях  соответствующих  административно-территориаль-

ных  единиц  и  зачисляются  в  местные  бюджеты.  К  ним  относятся 

налог с владельцев собак, курортный сбор, сбор с заготовителей.

1.7  Общая характеристика налоговой системы  

Республики беларусь

Современная  налоговая  система  Республики  Беларусь  обеспе-

чивает  функционирование  всего  хозяйственного  механизма,  по-

зволяет  финансировать  неотложные  государственные  потребности 

(более 80% доходной части бюджета Республики Беларусь формиру-

ется за счет налоговых поступлений).

В  основе  национальной  налоговой  системы  Беларуси  лежит 

налоговое  законодательство  –  система  принятых  на  основании  

и  в  соответствии  с  Конституцией  Республики  Беларусь  норматив-

ных правовых актов, которая включает:

– Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, 

регулирующие вопросы налогообложения;

– соответствующие декреты, указы и распоряжения Президента 

Республики Беларусь;

– постановления Правительства Республики Беларусь;

– нормативные правовые акты республиканских органов госу-

дарственного управления и самоуправления.

Республика  Беларусь  признает  приоритет  общепризнанных 

принципов международного права и обеспечивает соответствие им 

налогового законодательства.

В  соответствии  с  законодательством  основными  источниками 

консолидированного бюджета Республики Беларусь являются: НДС, 

доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль, 

подоходный налог и акцизы. Анализ структуры доходной части бюд-

жета  показывает,  что  основная  часть  его  доходов  на  протяжении 

лет формируется за счет налогов на товары и услуги. Удельный вес 

косвенных  налогов  в  общем  объеме  консолидированного  бюджета