ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 2570
Скачиваний: 2
11
Основы функционирования национальной системы налого обло-
жения находятся в зависимости от состояния экономики и общест-
венно-политической настройки в переходный к рынку период. При
этом особое место в создании системы налогообложения рыноч ного
типа занимают принципы ее построения.
Весь комплекс принципиальных положений для системы нало-
гообложения разграничивается на две подсистемы:
1
Классические, или межнациональные, принципы.
Они
идеальны. Если налоговая система строится строго на основе их ис-
пользования, то ее можно считать оптимальной.
2
Организационно-экономические, или внутринациональ
-
ные, принципы.
На их основе создаются условия для действия
налогового механизма применительно к типу государства, полити-
ческому региону и возможностям экономики, сложившимся соци-
альным условиям развития общества.
Классические принципы были сформулированы основополож-
ником научной теории налогообложения шотландским экономистом
и философом Адамом Смитом (в XVIII в. в труде «Исследование
о природе и причинах богатства народов»):
1)
принцип справедливости
, утверждающий всеобщность об-
ложения и равномерность распределения налога между гражданами
соразмерно их доходам: «Подданные государства должны, по воз-
можности, соответственно своей способности и силам участвовать
в содержании правительства, т. е. соответственно доходу, которым
они пользуются под покровительством и защитой государства»;
2)
принцип определенности
, требующий, чтобы сумма, способ
и время платежа были совершенно точно заранее известны платель-
щику: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное
лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты,
способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и опре-
деленно для плательщика и для всякого другого лица. Неопределен-
ность обложения развивает наглость и содействует подкупности
сборщиков налогов»;
3)
принцип удобности
, предполагающий, что налог должен
взиматься в такое время и таким способом, которые представляют
наибольшие удобства для плательщика: «Каждый налог должен взи-
маться в то время и тем способом, когда и как плательщику должно
быть удобнее всего платить его»;
12
4)
принцип экономии
, заключающийся в сокращении издержек
взимания налога и рационализации системы налогообложения:
«Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он
брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того,
что он приносит государственному казначейству. Во-первых, собира-
ние налога может требовать большого числа чиновников, жалованье
которых в состоянии поглощать большую часть той суммы, какую
приносит налог; во-вторых, обязывая людей платить, он может тем
самым уменьшать или даже уничтожать фонды, которые позволяли
бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью» [20, с. 63].
Кроме этих классических принципов со временем сложился
комплекс требований (принципов), предъявляемых как со стороны
государства, так и со стороны плательщиков:
–
принцип всеобщности
, выражающий единый подход к налого-
плательщикам независимо от источников дохода;
–
однократность обложения
одного и того же объекта за опре-
деленный период;
–
стабильность налоговой системы
в течение длительного вре-
мени;
–
оптимальность налоговых изъятий
, то есть обеспечение госу-
дарства налоговыми доходами при относительно небольшом коли-
честве налогов и справедливой тяжести обложения юридических
и физических лиц.
С развитием национальных экономик меняются и системы нало-
гообложения, все больше приближаясь к классическим принципам.
Вместе с тем национальные системы налогообложения не теряют
своей индивидуальности.
В Беларуси имеются характерные для экономики республики
внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам
и получившие свое развитие. Так, согласно Налоговому кодексу Рес-
публики Беларусь (далее – НК), не допускается установление нало-
гов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб наци-
ональной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной
целостности, политической и экономической стабильности, в том
числе нарушающих единое экономическое пространство страны,
ограничивающих свободное передвижение физических лиц, пере-
мещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в преде-
лах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение
13
Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней
законодательных актов иные препятствия для осуществления пред-
принимательской и другой деятельности организаций и физических
лиц, кроме запрещенной законодательными актами.
1.5 Элементы налога и налоговая терминология
В Налоговом кодексе выделены следующие элементы налога:
плательщик, субъекты и объекты налогообложения, налоговая база,
налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.
Без законодательного определения перечисленных элементов
налог не может считаться установленным. Рассмотрим основные
элементы налога.
1.5.1 субъекты налогообложения
Субъект налогообложения
– налогоплательщик –
это осново-
полагающий элемент, по отношению к которому строится вся на-
логовая система в комплексе. В налоговых законодательствах всех
государств в качестве налогоплательщика признаны юридические
и физические лица.
Юридическое лицо
– предприятие, организация, учреждение,
выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав
и обязанностей, имеющие обособленный баланс и отдельный рас-
четный счет в банке.
Физическое лицо
– гражданин данного государства, иностран-
ного государства или лицо без гражданства.
В Республике Беларусь плательщиками налогов, сборов (по-
шлин) признаются организации и физические лица, на которых
в соответствии с действующим законодательством возложена обя-
занность уплачивать налоги, сборы (пошлины). Под организациями
понимаются:
– юридические лица Республики Беларусь;
– иностранные юридические лица и международные органи-
зации;
– простые товарищества (участники договора о совместной дея-
тельности);
– хозяйственные группы.
14
Филиалы, представительства и иные обособленные подразде-
ления юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий
(расчетный) либо иной банковский счет, исполняют налоговые обя-
зательства юридических лиц.
Участники простого товарищества, на которых в соответствии
с договором о совместной деятельности между участниками возло-
жено ведение дел этого товарищества либо которые получают вы-
ручку по деятельности этого товарищества до ее распределения, ис-
полняют налоговые обязательства этого товарищества.
Головная организация (центральная компания) либо участник
хозяйственной группы, который в соответствии с законодательством
или договором наделен полномочиями по ведению дел этой группы,
исполняют налоговые обязательства этой хозяйственной группы.
Согласно ст. 17 Общей части Налогового кодекса Республики
Беларусь, физические лица, которые фактически находились на тер-
ритории РБ в календарном году более 183 дней, признаются налого-
выми резидентами Республики Беларусь.
1.5.2 Объекты налогообложения
Основаниями для возникновения у юридических и физических
лиц обязанностей по уплате налогов являются получение определен-
ного дохода, прибыли, владение землей, строениями и т. п., т. е. на-
личие объекта налогообложения. Перечень всех объектов налогоо-
бложения и полная характеристика каждого из них устанавливаются
налоговым кодексом государства, а при его отсутствии – законом
о данном налоге.
Выбор объектов налогообложения является важнейшим элемен-
том проводимой правительством налоговой политики и существен-
но влияет на экономическое развитие страны. Именно объекты
налогообложения, наряду с налоговыми ставками и льготами, нахо-
дятся в сфере прямых материальных интересов налогоплательщиков
и в немалой степени определяют их деловую активность.
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь
объ-
ектами налогообложения
признаются обстоятельства, с наличи-
ем которых у плательщика налоговое законодательство связывает
возникновение налогового обязательства.
Каждый налог, сбор (по-
шлина) имеет самостоятельный объект налогообложения. В качестве
15
объектов налогообложения декларируются: имущество, доходы
(прибыль), операции по реализации товаров, работ и услуг, ввоз
(вывоз) товаров на территорию Республики Беларусь и др.
Имуществом
признаются материальные и нематериальные
объекты, которые могут быть предметами владения, пользования
и распоряжения. В число материальных объектов включаются лю-
бые вещи, в том числе электрическая, тепловая и другая энергия,
газ и вода. Нематериальными объектами считаются: интеллектуаль-
ная собственность, имущественные, авторские и иные аналогичные
права. К недвижимому имуществу относятся материальные объек-
ты, прочно связанные с землей, перемещение которых без ущерба их
назначению невозможно (земельные участки, многолетние насажде-
ния, объекты леса, здания, сооружения и др.).
Под
доходами (прибылью)
понимается получение средств нало-
гоплательщиками как в денежной, так и в иной форме. Они включа-
ют: доходы (прибыль), полученные в результате осуществления эко-
номической деятельности; средства, полученные в виде финансовой
помощи, в виде санкций за нарушение условий договоров и др.
Реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав
при-
знаются отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполне-
ние работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом
другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому
лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от
способа приобретения прав на товары (результаты выполненных
работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответ-
ствующих сделок
[1, ст. 31].
Товаром
признается имущество, реализуемое либо предназна-
ченное для реализации, если иное не установлено таможенным за-
конодательством.
Работой
признается деятельность, результаты которой име-
ют материальное выражение и могут быть реализованы для удов-
летворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услугой
признается деятельность, результаты которой име-
ют материальное выражение, реализуются и потребляются в про-
цессе осуществления этой деятельности.
Ввозом (вывозом) товаров на территорию Республики Бела
русь
считается пересечение товарами таможенной границы
Беларуси. Налогообложение данного объекта контролируется
таможенными органами.