ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 1715
Скачиваний: 4
86
связанная с предвидением, называлась
прогностикой.
Предмет ее
исследования включал виды и методы прогнозирования, донаучные
и вненаучные формы футурологической мысли. Особое внимание
уделяется анализу глобальных проблем современности и разработ-
ке рекомендаций по предотвращению их негативных последствий.
Решение этих задач требует создания целостной научно-
философской концепции будущего.
Прогнозирование
– одна из форм конкретного научного предви-
дения, доведения гипотез до воплощения в теоретические или ими-
тационные модели опережающего проектирования и конструиро-
вания. Различают
прогнозы
естественнонаучные, производствен-
но-практические, методико-биологические, экологические, демо-
графические, научно-технические, народно-хозяйственные, эконо-
мические, социальные.
Социальные прогнозы
следует рассматривать в широком и узком
смысле.
В широком смысле социальное прогнозирование включает разра-
ботку перспектив и моделей рационального взаимодействия чело-
века с природой; роста народонаселения; развития народнохозяйст-
венных и экономических комплексов; политических, классовых,
национальных и социальных отношений; расселения людей; разви-
тия социальных групп, социальных институтов, личности, между-
народных отношений; управления экономическими процессами;
научно-технического обеспечения воспроизводства общественно
необходимого продукта и трудовых отношений. Каждое их этих
направлений рассматривается как отрасль прогнозирования.
В узком смысле слова социальное прогнозирование распростра-
няется на те социальные объекты, процессы, формы и виды соци-
альных отношений, которые связаны с внепроизводственной жиз-
нью человека. Изучаются социальные условия труда, удовлетворе-
ние социальных потребностей, общественное образование и воспи-
тание, регулирование социальных отношений.
По пространственному критерию различают социальное прогно-
зирование планетарного, межгосударственного, государственного,
регионального, местного масштабов. Это обеспечивает комплекс-
ность, конкретность
и
адресность
прогнозов.
Методологическими основами и принципами социального прогнози-
рования
являются объективность и научность, последовательность,
87
системность обоснования, условность реализации (прогноз реали-
зуется лишь при соблюдении определенных социальных условий –
объективных и субъективных), вероятностный характер определе-
ния искомого результата, многовариантность альтернатив искомого
решения. Важнейшими принципами являются проверяемость об-
ратной связью (особенно социальных последствий), реалистич-
ность, диалектический и сенергетический подходы, конкретность и
адресность, межотраслевая сопряженность, управляемость, способ-
ность к самоорганизации.
Социальное прогнозирование отличается разнообразием, но ос-
новными считаются два вида: поисковые и норматив-
ные.
Поисковые социальные прогнозы
– это такие разработки бу-
дущего социальных процессов, систем, явлений, которые основаны
на выявлении тенденций развития на ретро- и интроспективе и на
условном продолжении их в будущем. На условной шкале возмож-
ностей при этом осуществляется построение функции распределе-
ния вероятности: невероятно – менее вероятно – наиболее вероят-
но.
Нормативные социальные прогнозы
разрабатываются на основе
заранее определенных, специально разработанных, изученных спе-
циальных целей, идеалов, норм, стандартов. Если поисковые про-
гнозы отвечают на вопрос: что возможно, то нормативные отвеча-
ют на вопрос: как достичь предсказываемого будущего. Специфика
нормативных прогнозов в том, что они в большей степени, чем по-
исковые, носят прагматический характер, используются преимуще-
ственно в управленческой практике и служат для обоснования пер-
спективных целей, задач, программных и плановых разработок,
среднесрочных и дальнесрочных решений.
Исходя из этого выделяют специфические формы и типы прогно-
зов: плановые, программные, проектные, оргуправленческие, нор-
мативно-целевые. По сферам реализации следует назвать экономи-
ческие, социально-культурные, социально-педагогические, соци-
ально-правовые прогнозы.
Для прикладной социологии особое значение имеет характери-
стика
методов социального прогнозирования.
Это, во-первых, об-
щенаучные методы: описания, объяснения, предсказания на основе
интуиции, предвосхищения, целеполагания, проектирования, ана-
логии, экстраполяции и интерполяции, компьютерного моделиро-
вания, экспертных оценок, выявления ценностных ориентаций. По-
88
мимо них, могут быть использованы специальные и специфические
способы и методы. Сюда же следует добавить, что поскольку при-
кладное значение социального прогнозирования связано с социаль-
ным управлением и планированием, поскольку необходимо иметь
представление о соотношении гипотезы, проекта, прогноза и плана.
Система гипотез (предположений), относящихся к будущему, но-
сит вероятностный характер и не может представлять собой эле-
мент планового решения или самого плана. Прогноз или элементы
прогнозирования являются предпосылкой или частью социального
планирования в трех основных формах: 1) как предплановые разра-
ботки (для поиска вариантов плановых решений); 2) как отдельные
элементы планового документа, в том числе некоторые вероятност-
ные показатели и мероприятия; 3) как расчет возможностей выпол-
нения плановых заданий и показателей.
Но научное обоснование социального планирования – лишь одна
из функций социального прогнозирования. Основная же функция –
предвидение будущего с помощью конкретных расчетов, моделей.
Насчитывается большое число методов прогнозирования, но ча-
ще всего используются экспертные оценки различных видов, экст-
раполяция, моделирование, сценарии, математико-статистические
методы, аналогии.
Делая выводы, следует подчеркнуть, что социальное прогнозиро-
вание служит повышению эффективности социального управления.
Научные прогнозы относительно будущего делаются на основе
настоящего. Настоящее – это множество эмпирических состояний и
событий в некотором пространственно-временном поле.
Настоящее, прошлое и будущее отчасти образуют единый про-
цесс жизни социального организма, а отчасти – различные истори-
ческие этапы. В первом смысле настоящее есть воспроизводство
каких-то явлений, потенций прошлого, а будущее есть сохранение
явлений настоящего и реализация его потенций. Кроме того, в бу-
дущем сохраняются универсальные социальные законы организа-
ции и жизнедеятельности людей. Если настоящее познано в соот-
ветствии с принципами науки, то тем самым познаны и фундамен-
тальные предпосылки будущего. Настоящее дает ключ к понима-
нию не только прошлого, но и будущего. Подлинно научное позна-
ние имеет целью открытие универсальных закономерностей, вклю-
чающих в себя фактор времени, но не связанный специфически с
настоящим, прошлым или будущим.
89
Люди делают свое будущее в настоящем. Они стремятся предви-
деть результаты своей деятельности, ставят цели и прилагают уси-
лия к тому, чтобы их реализовать. Почему же в таких случаях воз-
никает проблема предвидения? Потому что не все подконтрольно
воле людей. Возникают непредвиденные следствия их деятельно-
сти. Людей много, их цели и намерения разнообразны. Они всту-
пают в конфликты, препятствуют друг другу, совершают ошибки в
своих расчетах. Суммарный результат их деятельности не всегда
совпадает с тем, к чему они стремятся. Сюда же следует добавить,
что часто решающую роль играет субъективный фактор в прогно-
зировании. Люди, сознательно действуя в направлении такого бу-
дущего, которое для них желательно и которое можно предвидеть
теоретически, могут скрывать свои подлинные цели, маскировать
их, чтобы ввести в заблуждение других. Этот аспект особенно ва-
жен в наше время, когда сравнительно небольшая часть общества
может навязать свою волю многим миллионам и манипулировать
ими. Отсюда одна из задач теоретического прогнозирования – ана-
лиз объективных тенденций в развитии общества и его подсистем.