Файл: Ответы по философии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 1655

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

76

Различают  внутреннюю и внешнюю детерминацию культуры.
Внутренняя детерм. – историческая преемственность в развитии.
Внешн.детерминац. – воздействие на нее материаль.производства и
экологических отношений.
Типы культуры:

Культура в целом и любая конкретная региональная, историческая
форма культуры представляет собой сложное явление, которое мо-
жет быть рассмотрено в двух важнейших аспектах: статическом и
динамическом.
Культурная статика предполагает изучение распространения куль-
туры в пространстве, ее структуру, морфологию и типологию. Это
синхронный подход к изучению культуры.

В рамках культурной статики культуру необходимо классифициро-
вать на основании ее структуры: материальная, духовная, художе-
ственная и физическая культура.

Материальная культура

 основана на рациональном, репродук-

тивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной
форме, удовлетворяет первичной потребности человека.

Состав материальной культуры:

• культура труда (техника и орудия труда, источники энергии, про-
изводственные сооружения, системы коммуникаций и энергетиче-
ская инфраструктура);
• культура повседневности – материальная сторона человеческого
быта (одежда, мебель, утварь, бытовая техника, коммунальное хо-
зяйство, пища);
• культура топоса или места поселения (тип жилища, структура и
особенности населенных пунктов).

Духовная культура

 основана на рациональном, творческом типе

деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет
вторичные потребности человека.

Состав духовной культуры:

• религиозная культура (систематизированные религиозные учения,
традиционные конфессии и деноминации, современные культы и
учения, этнографическая религиозность);
• нравственная культура (этика как теоретическое осмысление


background image

77

нравственности, мораль как общественное ее выражение, нравст-
венность как личностная норма);
• правовая культура (судопроизводство, законодательство, испол-
нительная система, законопослушание);
• политическая культура (традиционный политический режим,
идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);
• педагогическая культура (идеалы и практика образования и вос-
питания);
• интеллектуальная культура (философия, история, наука).
Следует обратить внимание, что к понятию «духовная культура»
относятся и материальные объекты, включающие в себя мир ду-
ховной культуры: библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, кон-
цертные залы, учебные заведения, суды и пр.

По мнению некоторых культурологов, существуют виды культуры,
которые невозможно однозначно отнести только к материальной
или духовной области. Они представляют собой «вертикальное се-
чение» культуры, пронизывающее всю ее систему. Это такие виды
культуры, как экономическая, экологическая, эстетическая и др.
Более того, материальная и духовная культура практически всегда
присутствуют одновременно в конкретном объекте культуры и от-
несение его к той или иной стороне зависит от процентного содер-
жания материального и духовного. Это относится к художествен-
ной и физической культуре.

37.

Кризис  техногенной  цивилизации  и  гло-

бальные проблемы современности.

За последние десятилетия в результате стремительного роста науч-
но-технических достижений в развитии производительных сил об-
щества произошло больше изменений, чем на протяжении многих
предшествующих столетий. Техника, экономика, наземный и мор-
ской транспорт колоссально увеличили мобильность и преобра-
зующие возможности человека. В таких же масштабах возросла
мировая торговля и взаимозависимость мировой экономики. На
земле не осталось не только не изведанных человеком мест, но
практически нет уже и чистых территорий, естественное состояние
которых не было бы прямо или косвенно подвержено влиянию че-
ловеческой деятельности. В итоге вся планета стала одной систе-


background image

78

мой, единым целым и возникшие проблемы оказались общими для
всех людей, т.е. глобальными.
Глобальные проблемы (от латинского «Globus» – шар) – это про-
блемы широкого планетарного масштаба, возникающие в результа-
те мощного развития производительных сил в условиях научно-
технической революции, решение которых возможно только общи-
ми усилиями всего человечества. Причины появление глобальных
проблем своими корнями уходят в историю становления современ-
ной цивилизации, породившей обширный кризис индустриального
общества и технократически ориентированной культуры в целом.
Глобальные проблемы порождены не только выросшими техниче-
скими средствами воздействия общества на природу и огромными
масштабами его хозяйственной деятельности, но и стихийностью и
неравномерностью общественного развития, неравноправными
экономическими отношениями между развитыми и развивающими-
ся странами.
Глобальные проблемы современности представляют собой единую,
динамичную, постоянно изменяющую свое состояние во времени
систему, которая является открытой, так как в нее могут входить
вновь возникающие проблемы, а прежние – по мере их решения ис-
чезать.
По-прежнему актуальной остается проблема сохранения ми-
ра. Несмотря на окончание «холодной войны», военная опасность
сохраняется. Фактически, Вторая мировая война оказалась послед-
ней возможностью человечества выяснять свои отношения воен-
ными средствами, не ставя себя на грань самоуничтожения. С появ-
лением ядерного оружия «конец света» стал вполне реальным. Од-
нако наличие ядерного оружия не остановило местных, региональ-
ных конфликтов. После второй мировой войны произошло около
250 локальных войн, в которых погибло 30 млн. человек.
Проводятся ядерные испытания, нарастает опасность попадания
ядерного оружия в руки безответственных авантюристов, увеличи-
лась угроза слепой технологической случайности, которая может
привести к повторению «чернобыльского варианта».
Довольно остро в последнее время встала пробле-
ма международного терроризма.
Преодоление отсталости развивающихся стран и установление но-
вого международного экономического порядка занимают особое
место в системе глобальных проблем современности, так как здесь


background image

79

кроются мощные факторы дестабилизации всей системы сложив-
шихся международных отношений. В последнее время при обще-
мировом росте валового продукта значительно увеличился и без то-
го огромный разрыв в уровне социально-экономического развития
между развитыми и развивающимися странами. В развитых странах
во все сферы общественной жизни и экономику бурными темпами
стали внедряться компьютеры и микроэлектроника. Экономические
взаимосвязи и мировая торговля все в большей степени стали осу-
ществляться главным образом за счет обмена между экономически
развитыми государствами, тогда как развивающиеся страны, не об-
ладающие значительными сырьевыми ресурсами, неуклонно вы-
теснялись с мирового рынка.
Проблема обеспечения человечества энергетическими и сырьевыми
ресурсамистала сегодня глобальной. Эти ресурсы составляют осно-
ву материального производства и по мере развития производитель-
ных сил играют все более значительную роль в жизни человека. В
настоящее время человечество сжигает около 3 млрд. тонн нефти в
год и, таким образом, при нынешних темпах потребления этот не-
воспроизводимый природный продукт исчезнет через 40 лет.
Среди экологических проблем угрожающий характер приобрета-
ет загрязнение природной среды. В год на каждого жителя Земли
приходится более 20 тонн промышленных и других отходов. Про-
исходит уменьшение количества кислорода в атмосфере, нараста-
ние «парникового эффекта», загрязнение Мирового океана. Чело-
вечеству угрожает гибель, поскольку оно приближается к предель-
ной величине биологических возможностей выживания.
Глобальный характер приобрела и демографическая проблема. По
оценкам некоторых специалистов, имеющиеся на планете энерге-
тические, сырьевые, продовольственные и другие ресурсы могут
обеспечить достойную жизнь на Земле только 1 млрд. человек. В то
же время население нашей планеты сегодня составляет уже 6 млрд.
человек. Высокие темпы прироста населения характерны преиму-
щественно для развивающихся стран. В развитых странах демогра-
фическая проблема связана с низкой рождаемостью и ростом числа
людей преклонного возраста.
Под угрозой находится не только окружающий мир, но и
наш организм, человеческая телесность. Повсеместно фиксируется
резкое ослабление иммунитета человека под воздействием таких
факторов, как радиация, ультразвук, электромагнитное поле, а так-


background image

80

же многочисленных стрессов. Человечеству угрожает опасность
разрушения как вида, вследствие накопления генных нарушений,
патологий и заболеваемости людей. Количество больных и инфи-
цированных СПИДом с каждым годом растет.
Глобальные проблемы современности – это не чисто экономиче-
ские, политические или научные, а, прежде всего, проблемы духов-
но-нравственные. Духовно-нравственной основой появления гло-
бальных проблем современности является широкое распростране-
ние идеологии потребительства, которая побуждает людей к беско-
нечной погоне за новыми вещами. Выход из этой ситуации ряд
мыслителей видит в самоограничении производства и потребления,
переориентации людей на духовные ценности.
Будущее человека и общества. Принципиальное преодоление гло-
бальных проблем – дело не только чрезвычайно сложное и долгое,
но и не имеющее пока однозначных ответов, окончательных реше-
ний по поводу того, как добиться желаемых результатов. Вместе с
тем многие исследователи связывают преодоление глобальных кри-
зисов с формированием и укреплением в массовом сознании новой
этики, с развитием культуры и ее гуманизацией. Вместе с тем, это
хотя и необходимый, но только первый шаг на пути их преодоле-
ния, и связан он с формированием такого мировоззрения, которое
бы соответствовало постоянно изменяющейся ситуации и адекват-
но отражало реалии современной эпохи. В основу этого обновлен-
ного мировоззрения должен быть положен новый гуманизм, в ко-
тором отразилось бы и новое содержание, и новые черты общест-
венных отношений, не существовавшие в прежние эпохи. Новый
гуманизм должен быть ориентирован на выработку глобального
сознания и включать в себя как минимум три основополагающих
начала: чувство глобальности, нетерпимость к насилию и любовь к
справедливости, проистекающую из признания основных прав че-
ловека.
Сегодня ученые различных стран практически единодушны в том,
что человечество сумеет преодолеть экологические и другие гло-
бальные проблемы, но при условии, если будет осуществлен пере-
ход к другой цивилизации, построенной на новой системе ценно-
стей. Они должны базироваться набиосфероцентризме, акценти-
рующем внимание на уникальности феномена жизни и необходи-
мости поддержания биосферы в состоянии равновесия. У человека
нет иного пути, кроме как изменить свое видение мира, выработать