ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 1710
Скачиваний: 4
81
новую систему ценностей и ориентиры общественного развития,
опираясь на принципы гуманизма и коэволюции природы и обще-
ства.
В философской литературе активно разрабатывается термин «науч-
ный гуманизм», который выражает настоятельную необходимость
коренного изменения человеческой деятельности, ставящей науч-
но-технический прогресс в прямую зависимость от нравственных
свойств не только отдельного человека, но и человечества в целом.
Известный гуманист Альберт Швейцер (1875 – 1965), разработав-
ший «этику благоговения перед жизнью», подчеркивал приоритет
этики нравственной личности над этикой общества. Отме-
чая прямую зависимость успехов в преодолении глобальных про-
блем от соблюдения прав каждого человека, известный ученый
В.А.Энгельгардт также настаивал на необходимости проявить вни-
мание к «внутренней среде» человеческой личности, к ее более
глубоким аспектам.
Таким образом, человечество, как самоорганизующаяся живая сис-
тема методом проб и ошибок ищет выходы из кризисных ситуаций,
борется за свое существование, стремится к лучшему будущему.
При этом глобальные проблемы не оставляют человечеству иного
выбора, как, преодолевая раздробленность и разногласия, идти к
своему единству, сохраняя самобытность культур, вековых тради-
ций и особенностей отдельных наций и народов. А такое единение
может происходить только на основе признания и соблюдения об-
щечеловеческих ценностей, среди которых центральное место за-
нимают неотьемлемые права человека, разрабатывать и отстаивать
которые в первую очередь должна философия.
Философия и футурология. Будущее человечества всегда было зна-
чительной мировоззренческой и методологической проблемой, а
социальный прогноз всегда выступал как мысленная модель пред-
стоящего развития, то есть как философское осмысление будуще-
го.
В современной науке выделяется особая дисциплина –
футурология.Футурология (от латинского futurum – будущее) – в
широком смысле – совокупность представлений о будущем челове-
чества, в узком – область насущных знаний, охватывающая пер-
спективы социальных процессов. Термин «футурология» был вве-
ден «для обозначения философии будущего» в1943 году немецким
ученым О.Флехтхеймом. С 60-х годов этот термин стал употреб-
82
ляться на Западе как история будущего или «наука о будущем».
В 1968году была создана международная организация, получившая
название Римский клуб. В него вошли известные ученые, общест-
венные деятели и бизнесмены, а возглавил организацию итальян-
ский экономист П.Печчен. Основными направлениями работы этой
организации являются стимулирование исследований глобальных
проблем, формирование мирового общественного мнения и диалог
с руководителями государств. Уже первый доклад этой организа-
ции «Пределы роста», опубликованный в 1972 году, вызвал эффект
«разорвавшейся бомбы». Полученные авторами доклада результаты
сводились к тому, что конечность размеров планеты с необходимо-
стью предполагает и пределы человеческой экспансии. Построив
компьютерную модель основных тенденций мирового развития,
они пришли к выводу, что при сохранении этих тенденций уже в
начале третьего тысячелетия человечество может полностью утра-
тить контроль над событиями и в результате прийти к неизбежной
катастрофе. Исходя из этого делался вывод, что необходимо «замо-
розить» производство, сохранить его рост на «нулевом уровне», а
быстро увеличивающуюся численность населения стабилизировать
с помощью соответствующей социальной политики.
Особым видом прогнозирования является социальное прогнозиро-
вание, которое занимается предвидением процессов, происходящих
в обществе. Основоположником глобального прогнозирования с
использованием математических методов и компьютерного моде-
лирования считается Дж.Форрестор, который в 1971 г. создал вари-
ант модели мирового экономического развития с учетом роста чис-
ленности населения Земли, роста промышленного производства, за-
грязнения среды. Математическое моделирование показало, что ес-
ли не ограничить рост указанных факторов, то сам рост промыш-
ленного производства приведет к социально-экологической катаст-
рофе и гибели человечества в середине XXI века.
Авторы книги «За пределами» предложили три глобальные про-
граммы, с помощью которых человечество сможет, по их мнению,
предотвратить грядущую катастрофу. Первая предусматривала со-
кращение в XXI веке численности населения Земли на протяжении
жизни трех поколений до 1 миллиарда человек, предусмотрев для
разных стран свои квоты. Согласно второй программе страны
«третьего мира» не должны развивать у себя промышленность по
типу западных держав, а обязаны ориентироваться на «зеленые»
83
технологии, которые позволят прокормить население. Программой
предусматривалось повсеместно значительно ограничить матери-
альное потребление, а населению перейти к жизни со скромным
достатком.
Стратегия человечества выступает как органический идеал его це-
леполагающей деятельности в планетарном масштабе в чрезвычай-
но сложных условиях. Актуальной задачей стало создание плане-
тарного гражданского обществакак института, в рамках которого
только и возможна эффективная реализация стратегии человечест-
ва, сопровождаемая необходимыми формами контроля междуна-
родных организаций. Большинство футурологов обеспокоены, что
в странах Запада доминирующая технико-экономическая компо-
нента подчас подавляла культурно-этическую составляющую. В
этой связи ставится задача перехода от техногенной, в том числе
информационной цивилизации, к антропогенной, где основной
ценностью был бы человек.
Концепция экологически приемлемого развития («органического
роста»)провозглашается сейчас в качестве исходной для Римского
клуба. Основные ее положения предусматривают: четкую коорди-
нацию целей для обеспечения совместимости в широком мировом
масштабе; создание ресурсосберегающих, безотходных технологий,
технологий очистки природной среды от различного вида промыш-
ленных загрязнений, утилизацию или надежное захоронение смер-
тоносных отходов; освоение новых источников энергии, ресурсных
потенциалов Мирового океана; систематическое, независимое раз-
витие мировой системы, исключающее рост и процветание какой-
либо составляющей за счет других; развитие в соответствии с ми-
ровыми потребностями, которое должно учитывать особенности
различных частей и регионов мира; информатизацию общества на
основе компьютеризации; выработку планетарного сознания как
органического единства экологизации, гуманизации и глобализации
84
38.
Будущее человечества. Философия и фу-
турология.
Футурология
(автор этого слова американец немецкого происхо-
ждения О.К. Флекгейм) как исследование и конструирование бу-
дущего стала формироваться в конце 60-х гг. ХХ в. В западных
странах. «футуробум» захватил не только специалистов, но и ши-
рокую публику. Футурологические книги Д. Белла, Ч. Рейча, О.
Тоффлера стали бестселлерами. В работах футурологов начального
периода с особой остротой звучат и предупреждения об опасных
тенденциях развития будущего, и призывы к исследованию его
проблем. В связи с этим О. Тоффлер предупреждал о том, что если
мы хотим предотвратит шок от столкновения с будущим или про-
контролировать рост населения, остановить загрязнение окружаю-
щей среды и гонку вооружений, мы не можем позволить, чтобы со-
трясающие Землю решении принимались бездумно, небрежно, бес-
толково. Пустить все на самотек – значит совершить коллективное
самоубийство.
Футурология все заметнее стала воздействовать на общественное
сознание западных стран. Никогда прежде небыли так популярны
научная фантастика, фильмы о событиях будущего. В ряде универ-
ситетов были введены спецкурсы по футурологии. При этом воз-
никли две тенденции. Первая связана с изучением будущего через
возвращение к прошлому и упрощение настоящего, вторая призы-
вает «творить» будущее путем создания новых ценностных отно-
шений и популяризации нетрадиционного образа будущего. Начаты
активные исследования социального прогнозирования. Наибольшее
внимание при этом уделяется методике исследования будущего, его
сценариев, моделирования.
В ходе анализа перспективы будущего человеческого общества
разрабатываются и различные модели будущего: «постиндустри-
альное общество» (Д.Белл), «супериндустриальное общество» и
общество Третьей волны» (О. Тоффлер), «активное общество» (А.
Этциони), «технотронное общество (Зб. Бжезинский), «пострево-
люционное общество»(И. Галтунг), «трансформационное общство»
(Дж. Дейтор), «кибернетическое общество» (Дж. Плат), «беспоря-
дочное общество» (М. Янг) и др.
С 80-х гг. ХХ в. футурология переживает второй бум: на перед-
ний план выдвигаются проблемы культуры, образа жизни, лично-
85
сти. Практикой футурологии становятся альтернативные движения
и эксперименты в сфере контркультуры. При этом динамика дви-
жений футурологических теорий отражает не только традиционные
противоречия западного общества, но и эффект ускорения общест-
венного развития – социальной акселерации, которое вызывает не
имеющие аналогов в прошлом, «неожиданные» качественно новые
феномены, резко сокращается время, необходимое для корректного
реагирования на них.
Западные комментаторы футурологических исследований прежде
всего отмечают сдвиг от оптимистических представлений о буду-
щем, которые опирались на веру во всемогущество технологий, к
пессимистическим ведениям мира, развитие которого сковано «це-
пями» пределов роста. Сегодня в описании будущего, как его изо-
бражали П. Медоуз, П. Эрлих, К. Уотт, Д. Майкл и др., произошел
поворот на 180 градусов. В прогнозах доминирует пессимизм, под-
черкиваются расползание бедности, вызванное «демографическим
взрывом», истощение ресурсов, растущая угроза выживанию по
причине загрязнения окружающей среды и неконтролируемого
распространения ядерного оружия, радиоактивных выбросов.
Отсюда футурологи приходят к заключению, что в худшем слу-
чае все возрастающее напряжение приведет к потере свободы, ав-
торитаризму и деструктивному конфликту. А неравенство в рас-
пределении благ, угроза экономического краха и очевидная неспо-
собность справиться с трудностями могут разрушить власть госу-
дарства. В лучшем же случае сам переход к новому образу жизни и
устойчивому состоянию экономики будет оплачен мучительной
ценой и будут достигнуты цели, менее значительные, чем ожида-
лось.
Что касается аксиологических императивов, то поворотный пункт
культурного развития выводит современное общество на поиск но-
вых языков, новых ценностей и новых способов их выражения. И
единственный способ заглянуть во всеобщее будущее – понять по-
требности современного человека. Без этого самые обоснованные
долгосрочные планы, предложенные из наилучших побуждений,
могут не осуществиться из-за непредвиденных изменений в чело-
веческих ценностных отношениях.
Социальное прогнозирование: его виды и методы.
В отечест-
венной философской литературе футурология как область знания,