ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 1716
Скачиваний: 4
6
3. Вайшви (каста земледельцев).
4. Шудры (каста неприкасаемых–простые люди).
К 6 в. до н.э. в Индии происходит кризис брахманизма–
недовольство брахманами. В результате кризиса появляются Упа-
нишады, на основе которых сформировались радикальные фило-
софские системы–Даршаны:
1.
Ньяя (основоположник–Готама).
2.
Вайшешика (основоположник–Канада).
3.
Санхья (Капила).
4.
Йога (Патанджаль).
5.
Веданта Бедараян).
6.
Миманса (основоположник–Шанкара).
Все эти системы базировались на Ведах и являлись
ортодоксаль-
ными.
Кроме этого в итоге кризиса сформировались 3
неортодок-
сальные
системы:
1. Джайнизм.
2. Буддизм.
3. Локаята.
Наиболее важными школами были Санхья и Веданта. Санхья–
дуалистическая концепция, она принимает в качестве первоначала
две инстанции: Пракрити (материя, он она находится в непрерыв-
ном движении, она деятельна, но не наделена сознанием); Пуруша
(дух, имеет сознание, но не активен). Пракрити состоит из Гун:
1. Саттва (состояние умиротворенности);
2. Раджак (состояние активности);
3. Тамаг (состояние пассивности).
5. Философия Древнего Китая
В Китае зародилось три великих учения: конфуцианство, даосизм,
китайский буддизм.
Возрождение философии началось с книги перемен. Вселенная
троична: неб + человек + земля.
Под человеком понимается император. Земля – квадрат, в центре
которого находится Китай.
Энергия вселенной – цы. В которой выделяют 2 начала, инь и ян.
Конфуций прокомментировал книгу перемен, его трактат «десять
крыльев». Основная направленность – в прошлое, внимание уделя-
ется практическим проблемам – управление государством. Харак-
7
теристика благородного мужчины, который должен обладать чело-
веколюбием, соблюдать этикет ( нормы поведения). Знание сопос-
тавляется с знанием древних текстов. Ценится верность, каждый
должен знать свое место.
Конфуций уделал большое внимание проблемам этики и политики.
Основными категориями конфуцианства являются понятия благо-
родного мужа, человеколюбия и правил ритуала.
Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благород-
ные мужи во главе с государем — «сыном неба». Благородный муж
— это образец нравственного совершенства, человек, который всем
своим поведением утверждает нормы морали.
Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и
осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять — зна-
чит поступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять
сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им пови-
новаться. Прообразом организации государственной власти для
Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых об-
щинах (патронимиях).
Конфуций был решительным противником управления на основе
законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашаю-
щие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных
религиозно-моральных методов воздействия на поведение китай-
цев.
Даосизм – трактат « Книга о Дао и Дэ». Основателем течения явля-
ется Лао Дзы – архивариус. Главная категория – Дао (путь). Под
дао понимается универсальный закон мира, который является дви-
жущей силой всего.
Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао
Дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.). В центре доктрины — учение о вели-
ком Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бес-
конечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, уни-
версальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда
и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него,
чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Неви-
димое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и
неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя
и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.
Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот
путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению
8
даосизма, человек—микрокосм вечен так же, как и универсум—
макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделя-
ется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в
своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с миро-
вым порядком Дао. Нравственный идеал даосизма — это отшель-
ник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и
гимнастических упражнений добивается высокого духовного со-
стояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, по-
грузиться в общение с божественным Дао.
Китайский буддизм. Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н.
э. Существовали предания о появлении там буддистских проповед-
ников ещё в III веке до н. э., однако они не могут считаться досто-
верными.
Первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм
национальной китайской религии — даосизма.
6. Досократовская философия Античности.
Натурфилософия – философия природы. На 1 план выходят во-
просы философии природы. Природа – как единственный абсолют,
как Космос в целом. Др.греки стремились объединить богов и че-
ловека. Природа не сотворена богами, а сами боги составляют не-
отъемлемую часть природы. Человек – это тоже микрокосмос, он
не теряет изнач.связи с природой, но живет не только по природе,
но и по установлению.
К досократовскому периоду относятся:
1) Ионийская философия:
Милетская школа
. Представители:
Фалес . Основа – мира – вода, когда вода сгущается, то
образует твердые предметы
Анаксимандр(ученик Фалеса) – первым выдвинул идею
бесконечности миров.
Анаксимен – создал учение о воздухе как первооснове
мира.
Эфесская школа.
Представители:
Гераклит (прозвище «Темный»)- основой всего Гераклит
считал огонь. В его понимании огонь, с одной стороны,
подобен праматерии у представителей милетской школы
и является как первоосновой мира («архе»), так и основ-
9
ным элементом («стойхейрон»). С другой стороны, огонь
является для него наиболее адекватным символом дина-
мики развития, постепенности постоянных изменений.
Об этом свидетельствует, например, его изречение, что
мир «возникает из огня и опять сгорает в определенные
периоды в течение всего века; свершается это согласно
судьбе»
2) Философия Италийская (была представлена Ксенофон-
том, Пифогорицы, Парменидом, Зеноном)
Парменид – ввел понятие «бытие». Бытие – это то, что существу-
ет, что пребывает всегда.
Зенон – выдвинул апории, с помощью которых хотел доказать, что
мы будем мыслить бытие подвиж., то попад. В апорию.
Атомисты. Представители: Левклип и Демокрит.
Демокрит развил атомистическое учение, составил стройную логи-
чески последовательную систему. Считал, что атомы неизменны.
Гарантией движения были атомы.
7. Классический период Древнегреческой фило-
софии. (Философия Сократа. Платона, Ари-
стотеля).
Период классики – это вершина философской мысли.
Отличается от досократовского тремя моментами:
1) Качественно изменилось предметное поле философии.
2) Получает развитие категориальной .
3) Происх. отделение прикладных науч. знаний от философии.
Сократ развивал понятие морали. Считал,, что знания – основная.
Незнание – зло, аморально. Чеорвек должен следовать своим убеж-
дениям, чтобы стать счастливым.
Платон – ученик Сократа. Писал свои работы в форме диалогов.
Основал платоническую школу. Создатель идеи «идеального госу-
дарства».:
- «Учения об идеях»
- «Учение о государстве»
10
Аристотель:
- Учение о материи и форме
- Учение о человеке
8. Философия эпохи эллинизма.(Скептики, ки-
ники, эпикурейцы, стоики)
Эпоха эллинизма (начало датируется 323 г - смерть Македонско-
го) - образование мировых монархий котю приходят на смену
классическому античному полису. В эту эпоху возникло 3 фило-
софских направления: скептики, эпикурейцы, стоики.
Скептицизм.
Родоначальником С. явл Пиррон (365 - 275 гг. до н.э.). По его уче-
нию философ это человек кот-й стремится к счастью. Счастье же
может состоять только в невозмутимом спокойствии и в отсутствии
страданий. желающий достигнуть счастья должен ответить на 3 во-
проса: «Из чего состоят вещи?»; «Как мы должны к ним относить-
ся?»; «Какую выгоду получим мы из наших с ним отношений?».
На первый вопрос мы не можем дать никакого ответа: ни о чем
нельзя утверждать определенно, что оно существует. Поэтому о
любом способе познания нельзя сказать, истинный он или ложный,
так как всякому утверждению о любом предмете может быть с рав-
ным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.
Из невозможности однозначных утверждений о предметах Пир-
рон выводил ответ на второй вопрос: истинно философский способ
отношения к вещам состоит в воздержании от каких бы то ни было
суждений о них. Это не значит что не существует ничего достовер-
ного: наши чувственные восприятия безусловно достоверны. За-
блуждения возникают лишь в суждениях - там, где высказывающий
пытается от кажущегося и являющегося заключать к тому, что су-
ществует поистине.
Ответом на второй вопрос определяется, по Пиррону, и ответ на
3й вопрос: выгодой, проистекающей из воздержания от всяких су-
ждений будет невозмутимость или безмятежность, в которой С.
видит высшую ступень возможного для философа блаженства.
Эпикурейство.
Эпикур главной целью своей философии считает необходимость
обоснования для человека счастья. «Счастье в руках самого челове-