Файл: Ответы по философии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 1716

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6

3. Вайшви (каста земледельцев).
4. Шудры (каста неприкасаемых–простые люди).

К 6 в. до н.э. в Индии происходит кризис брахманизма–

недовольство брахманами. В результате кризиса появляются Упа-
нишады, на основе которых сформировались радикальные фило-
софские системы–Даршаны:

1.

Ньяя (основоположник–Готама).

2.

Вайшешика (основоположник–Канада).

3.

Санхья (Капила).

4.

Йога (Патанджаль).

5.

Веданта Бедараян).

6.

Миманса (основоположник–Шанкара).

Все эти системы базировались на Ведах и являлись

ортодоксаль-

ными.

 Кроме этого в итоге кризиса сформировались 3

неортодок-

сальные

системы:

1. Джайнизм.
2. Буддизм.
3. Локаята.

Наиболее важными школами были Санхья и Веданта. Санхья–

дуалистическая концепция, она принимает в качестве первоначала
две инстанции: Пракрити (материя, он она находится в непрерыв-
ном движении, она деятельна, но не наделена сознанием); Пуруша
(дух, имеет сознание, но не активен). Пракрити состоит из Гун:

1. Саттва (состояние умиротворенности);
2. Раджак (состояние активности);
3. Тамаг (состояние пассивности).

5.  Философия Древнего Китая

В Китае зародилось  три  великих учения: конфуцианство, даосизм,
китайский буддизм.
Возрождение  философии  началось  с  книги  перемен. Вселенная
троична: неб + человек + земля.
Под  человеком  понимается  император. Земля – квадрат, в  центре
которого находится Китай.
Энергия вселенной – цы. В которой выделяют 2 начала, инь и ян.
Конфуций  прокомментировал  книгу  перемен, его  трактат «десять
крыльев». Основная направленность – в прошлое, внимание уделя-
ется  практическим  проблемам – управление  государством. Харак-


background image

7

теристика благородного мужчины, который должен обладать чело-
веколюбием, соблюдать этикет ( нормы поведения). Знание сопос-
тавляется  с  знанием  древних  текстов. Ценится  верность, каждый
должен знать свое место.
Конфуций уделал большое внимание проблемам этики и политики.
Основными  категориями  конфуцианства  являются  понятия  благо-
родного мужа, человеколюбия и правил ритуала.
Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благород-
ные мужи во главе с государем — «сыном неба». Благородный муж
— это образец нравственного совершенства, человек, который всем
своим поведением утверждает нормы морали.
Воспитание  подданных — важнейшее  государственное  дело, и
осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять — зна-
чит поступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять
сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им пови-
новаться. Прообразом  организации  государственной  власти  для
Конфуция  служило  управление  в  семейных  кланах  и  родовых  об-
щинах (патронимиях).
Конфуций  был  решительным  противником  управления  на  основе
законов. Он  осуждал  правителей, делавших  ставку  на  устрашаю-
щие  правовые  запреты, и  выступал  за  сохранение  традиционных
религиозно-моральных  методов  воздействия  на  поведение  китай-
цев.
Даосизм – трактат « Книга о Дао и Дэ». Основателем течения явля-
ется  Лао  Дзы – архивариус. Главная  категория – Дао (путь). Под
дао понимается универсальный закон мира, который является дви-
жущей силой всего.
Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао
Дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.). В центре доктрины — учение о вели-
ком Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бес-
конечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, уни-
версальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда
и  безгранично. Его  никто  не  создал, но  всё  происходит  от  него,
чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Неви-
димое  и  неслышимое, недоступное  органам  чувств, постоянное  и
неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя
и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.
Каждый  человек, чтобы  стать  счастливым, должен  встать  на  этот
путь, попытаться  познать  Дао  и  слиться  с  ним. Согласно  учению


background image

8

даосизма, человек—микрокосм  вечен  так  же, как  и  универсум—
макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделя-
ется  от  человека  и  растворяется  в  макрокосме. Задача  человека  в
своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с миро-
вым  порядком  Дао. Нравственный  идеал  даосизма — это  отшель-
ник, который  с  помощью  религиозной  медитации, дыхательных  и
гимнастических  упражнений  добивается  высокого  духовного  со-
стояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, по-
грузиться в общение с божественным Дао.
Китайский буддизм. Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н.
э. Существовали предания о появлении там буддистских проповед-
ников ещё в III веке до н. э., однако они не могут считаться досто-
верными.
Первоначально  буддизм  воспринимался в Китае как  одна из  форм
национальной китайской религии — даосизма.

6. Досократовская философия Античности.

Натурфилософия – философия природы. На 1 план выходят во-

просы философии природы. Природа – как единственный абсолют,
как Космос в целом. Др.греки стремились объединить богов и че-
ловека. Природа не сотворена богами, а сами боги составляют не-
отъемлемую часть природы. Человек – это тоже микрокосмос, он
не теряет изнач.связи с природой, но живет не только по природе,
но и по установлению.

К досократовскому периоду относятся:

1) Ионийская философия:

Милетская школа

. Представители:

Фалес . Основа – мира – вода, когда вода сгущается, то
образует твердые предметы
Анаксимандр(ученик Фалеса) – первым выдвинул идею
бесконечности миров.
 Анаксимен – создал учение о воздухе как первооснове
мира.

Эфесская школа.

 Представители:

Гераклит (прозвище «Темный»)- основой всего Гераклит
считал  огонь. В  его  понимании  огонь, с  одной  стороны,
подобен праматерии у представителей милетской школы
и является как первоосновой мира («архе»), так и основ-


background image

9

ным элементом («стойхейрон»). С другой стороны, огонь
является  для  него  наиболее  адекватным  символом  дина-
мики  развития, постепенности  постоянных  изменений.
Об  этом  свидетельствует, например, его  изречение, что
мир «возникает из огня и опять  сгорает в определенные
периоды  в  течение  всего  века; свершается  это  согласно
судьбе»

2) Философия Италийская (была представлена Ксенофон-

том, Пифогорицы, Парменидом, Зеноном)

Парменид – ввел понятие «бытие». Бытие – это то, что существу-
ет, что пребывает всегда.
Зенон – выдвинул апории, с помощью которых хотел доказать, что
мы будем  мыслить бытие подвиж., то попад. В апорию.

Атомисты. Представители: Левклип и Демокрит.
Демокрит развил атомистическое учение, составил стройную логи-
чески  последовательную  систему. Считал, что  атомы  неизменны.
Гарантией движения были атомы.

7. Классический  период  Древнегреческой  фило-

софии. (Философия  Сократа. Платона, Ари-
стотеля).

Период классики – это вершина философской мысли.
Отличается от досократовского тремя моментами:

1) Качественно изменилось предметное поле философии.
2) Получает развитие категориальной .
3) Происх. отделение  прикладных науч. знаний от философии.

Сократ развивал понятие морали. Считал,, что знания – основная.

Незнание – зло, аморально. Чеорвек должен следовать своим убеж-
дениям, чтобы стать счастливым.

Платон – ученик Сократа. Писал свои работы в форме диалогов.

Основал платоническую школу. Создатель идеи «идеального  госу-
дарства».:
- «Учения об идеях»
- «Учение о государстве»


background image

10

Аристотель:
- Учение о материи и форме
- Учение о человеке

8. Философия  эпохи  эллинизма.(Скептики, ки-

ники, эпикурейцы, стоики)

Эпоха эллинизма (начало датируется 323 г - смерть Македонско-

го)  - образование  мировых  монархий  котю  приходят  на  смену
классическому  античному  полису. В  эту  эпоху  возникло 3 фило-
софских направления: скептики, эпикурейцы, стоики.

Скептицизм.

Родоначальником С. явл Пиррон (365 - 275 гг. до н.э.). По его уче-
нию  философ  это  человек  кот-й  стремится  к  счастью.  Счастье  же
может состоять только в невозмутимом спокойствии и в отсутствии
страданий. желающий достигнуть счастья должен ответить на 3 во-
проса: «Из чего состоят вещи?»; «Как мы должны к ним относить-
ся?»; «Какую выгоду получим мы из наших с ним отношений?».

На первый вопрос мы не можем дать никакого ответа: ни о чем

нельзя  утверждать  определенно, что  оно  существует. Поэтому  о
любом способе познания нельзя сказать, истинный он или ложный,
так как всякому утверждению о любом предмете может быть с рав-
ным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Из  невозможности  однозначных  утверждений  о  предметах  Пир-

рон выводил ответ на второй вопрос: истинно философский способ
отношения к вещам состоит в воздержании от каких бы то ни было
суждений о них. Это не значит что не существует ничего достовер-
ного: наши  чувственные  восприятия  безусловно  достоверны. За-
блуждения возникают лишь в суждениях - там, где высказывающий
пытается от кажущегося и являющегося заключать к тому, что су-
ществует поистине.

 Ответом на второй вопрос определяется, по Пиррону, и ответ на

3й вопрос: выгодой, проистекающей из воздержания от всяких су-
ждений  будет  невозмутимость  или  безмятежность, в  которой  С.
видит высшую ступень возможного для философа блаженства.

Эпикурейство.

Эпикур главной целью своей философии считает необходимость

обоснования для человека счастья. «Счастье в руках самого челове-