Файл: Холмс. Внутренній мир снаружи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.12.2019

Просмотров: 7174

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41

Âíóòðåííèé ìèð: ïñèõîëîãè÷åñêèå ñèñòåìû

Áåç îðãàíè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåìû íå ìîæåò áûòü ðàçóìà. Òà-

êîâà áûëà ÿñíàÿ ïîçèöèÿ Ôðåéäà. Èìåííî ìîçã ÿâëÿåòñÿ íîñèòå-

ëåì ñëîæíûõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ñòðóêòóð ðàçóìà. Êðîìå òîãî, â íåì

îáðàçóþòñÿ ñèñòåìû, ñîñòîÿùèå èç äèíàìè÷åñêè âçàèìîäåéñòâóþ-

ùèõ äðóã ñ äðóãîì ÷àñòåé.

Ïðàâèëà èíòðàïñèõè÷åñêîãî âçàèìîäåéñòâèÿ è ñïîñîáû ïåðåäà-

÷è èíôîðìàöèè çíà÷èòåëüíî îòëè÷àþòñÿ îò òåõ, ÷òî ñóùåñòâóþò â

íåðâíîé ñèñòåìå. Ðàçëè÷íû òàêæå è ìåòîäû èõ íàó÷íîãî èññëåäî-

âàíèÿ: ïñèõèêó ÷åëîâåêà íåëüçÿ ïîìåñòèòü â ïðîáèðêó äëÿ ýêñïåðè-

ìåíòàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ èëè ðàññìîòðåòü åå ñðåç ïîä ìèêðîñêî-

ïîì. Âíóòðåííÿÿ ïñèõè÷åñêàÿ ñèñòåìà Ôðåéäà èëè îáúåêòû, ñ

êîòîðûìè ðàáîòàåò òåîðèÿ îáúåêòíûõ îòíîøåíèé, — íå áîëåå ÷åì

ìåòàôîðû, ïðèäóìàííûå äëÿ òîãî, ÷òîáû îáúÿñíèòü ðàáîòó ÷åëî-

âå÷åñêîãî ðàçóìà.

 ñâîåé òîïîãðàôè÷åñêîé ìîäåëè ðàçóìà Ôðåéä (Freud, 1923)

îïèñàë âíóòðåííèé ïñèõè÷åñêèé ìèð ÷åëîâåêà êàê ñîñòîÿùèé èç

÷àñòåé (Ýãî, Èä è Ñóïåð-Ýãî)*, êîòîðûå íàõîäÿòñÿ â äèíàìè÷åñ-

êèõ îòíîøåíèÿõ äðóã ñ äðóãîì è ñ âíåøíèì ìèðîì. Ïåðåäåëàííàÿ

ìíîþ ôðåéäîâñêàÿ ñõåìà ýòîé ìîäåëè ïðèâåäåíà íà ðèñ.2.3. Äëÿ

ïñèõîëîãè÷åñêèõ êîíöåïòîâ, îïèñàííûõ Ôðåéäîì, íå ñóùåñòâóåò

ôèçè÷åñêèõ äâîéíèêîâ, õîòÿ ñåé÷àñ êàæåòñÿ, ÷òî ôóíêöèè Èä ñ åãî

âëå÷åíèÿìè è èíñòèíêòàìè, êîòîðûå Ôðåéä ñ÷èòàë êîíñòèòóöèî-

íàëüíûìè è óíàñëåäîâàííûìè (Freud, 1915), ñâÿçàíû ñ íåêîòîðûìè

ïîäêîðêîâûìè îòäåëàìè ãîëîâíîãî ìîçãà, áûòü ìîæåò, â íàèáîëü-

øåé ñòåïåíè ñ ãèïîòàëàìóñîì (Kernberg, 1976; Buck, 1988).

*Ñ òî÷êè çðåíèÿ Ôðåéäà ïñèõè÷åñêèé àïïàðàò ðàñ÷ëåíåí íà òðè èíñòàíöèè: 

Èä

(

Îíî

), 

Ýãî

 (

ß

) è 

Ñóïåð-Ýãî

 (

Ñâåðõ-ß

). Ñëîâàðü ïî ïñèõîàíàëèçó Ëàïëàíøà è Ïîí-

òàëèñà äàåò èì ñëåäóþùåå îïðåäåëåíèå: “...

Èä

 ÿâëÿåòñÿ ïîëþñîì âëå÷åíèé â ëè÷-

íîñòè; åãî ñîäåðæàíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ïñèõè÷åñêèì âûðàæåíèåì âëå÷åíèé, áåññîç-

íàòåëüíû: îíè ÿâëÿþòñÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû, âðîæäåííûìè è íàñëåäóåìûìè, ñ

äðóãî頗 âûòåñíåííûìè è ïðèîáðåòåííûìè. Ñ òî÷êè çðåíèÿ ìåòàôèçèêè Ôðåéäà,

Èä

— ýòî ïåðâè÷íûé ðåçåðâóàð ïñèõè÷åñêîé ýíåðãèè; ñ òî÷êè çðåíèÿ äèíàìèêè,

Èä

 íàõîäèòñÿ â êîíôëèêòå ñ 

Ýãî

 è 

Ñóïåð-Ýãî

, êîòîðûå, ñ òî÷êè çðåíèÿ ãåíåòè÷åñ-

êîé, âîçíèêàþò, îòïî÷êîâûâàÿñü èç íåãî. ...

Ýãî

 çàâèñèò êàê îò òðåáîâàíèé 

Èä

, òàê

è îò èìïåðàòèâîâ 

Ñóïåð-Ýãî

 è çàïðîñîâ ðåàëüíîñòè. 

Ýãî

 âûñòóïàåò çàùèòíèêîì

èíòåðåñîâ ëè÷íîñòè â öåëîì. ...Îäíà èç òî÷åê çðåíèÿ íà ãåíåçèñ îïðåäåëÿåò 

Ýãî

 êàê

ïðèñïîñîáèòåëüíûé àïïàðàò, îòäåëèâøèéñÿ îò 

Èä

 ïðè êîíòàêòå ñ âíåøíåé ðåàëü-

íîñòüþ. ...

Ñóïåð-Ýãî

, ïî Ôðåéäó, îòâåòñòâåííî çà íðàâñòâåííîå ñîçíàíèå, ñàìî-

íàáëþäåíèå è ôîðìèðîâàíèå èäåàëîâ è ïî îòíîøåíèþ ê 

Ýãî 

èãðàåò ðîëü ñóäüè èëè

öåíçîðà.

— Ïðèì. ïåðåâîä÷èêà.


background image

42

Ðèñ. 2.3

Äîñòèæåíèÿ íåéðîïñèõîëîãèè, ýíäîêðèíîëîãèè è àíàòîìèè çà

ïîñëåäíèå ñòî ëåò íåìàëî ïîâåäàëè íàì î ðàáîòå ìîçãà, ñâÿçàííîé

ñ îðãàíè÷åñêèìè è ïñèõîëîãè÷åñêèìè ñèñòåìàìè; îäíàêî ìíîãèå

îñíîâíûå çàãàäêè îñòàþòñÿ íåðàçãàäàííûìè. Î íåêîòîðûõ óñïåõàõ

â ýòèõ îáëàñòÿõ ìîæíî óçíàòü èç êíèã蠓Íåéðîííûé ÷åëîâåê”

(

Neuronal Man

, Changeux, 1985).

Îòåö Äæîðäæà â òå÷åíèå âñåãî äåòñòâà áûë äëÿ íåãî îòñóòñòâóþ-

ùåé ôèãóðîé. Ýòî ñòàëî ÿñíî óæå íà ïåðâûõ ýòàïàõ åãî ïñèõîäðà-

ìû. Äæîðäæ òàêæå èñïûòûâàë ïîâòîðÿþùèåñÿ òðóäíîñòè ñ “îòöîâ-

ñêîé ôèãóðîé” íà ðàáîòå. Êàçàëîñü, ÷òî â ïîâñåäíåâíîé æèçíè îí

ñòðåìèòñÿ îòûãðàòü âîâíå ñâîé âíóòðåííèé ìèð, ïðè÷èíÿÿ ñòðàäà-

íèÿ ñåáå è îêðóæàþùèì.

Òàêàÿ äèíàìèêࠗ ýòî õëåá ïñèõîäðàìû. Èç ïîñëåäóþùèõ ãëàâ

áóäåò âèäíî, êàê ïîìîãëà Äæîðäæó ãðóïïà.

Âíåøíèé ìèð: ñåìüÿ

Áîëüøèíñòâî ëþäåé ÿâëÿþòñÿ ÷ëåíàìè ñåìåé; âçàèìîäåéñòâóþ-

ùàÿ öåïü áèîëîãè÷åñêè èëè þðèäè÷åñêè ñâÿçàííûõ ìåæäó ñîáîé

ëþäåé ñïîñîáíà è íà óñïåøíîå ôóíêöèîíèðîâàíèå, è íà äèñôóíê-

öèîíàëüíîñòü è ïàòîëîãèþ. Èíäèâèä (ñ åãî èëè åå ñîáñòâåííûìè

ñîçíàòåëüíîå

ïðåäñîçíàòåëüíîå

áåññîçíà-

òåëüíîå

ÝÃÎ

âûòåñíåííîå

ÈÄ


background image

43

ôèçè÷åñêèìè è ïñèõè÷åñêèìè ñèñòåìàìè) âîçäåéñòâóåò íà ñåìüþ;

â ñâîþ î÷åðåäü, ñåìüÿ âîçäåéñòâóåò íà èíäèâèäà.

Äëÿ òåîðèè ñèñòåì âîïðîñ “Íå ÿâëÿþòñÿ ëè ñóïðóæåñêèå ðàçíî-

ãëàñèÿ ïðè÷èíîé äåëèíêâåíòíîñòè òðóäíûõ ïîäðîñòêîâ, âûçûâàþ-

ùèõ ññîðû ìåæäó ðîäèòåëÿìè?” ïðîñòî íåóìåñòåí. Èçìåíåíèÿ â

îäíîé ÷àñòè (÷ëåíå) ñåìåéíîé ñèñòåìû íåèçáåæíî ïîðîæäàþò èç-

ìåíåíèÿ âî âñåõ äðóãèõ åå ÷àñòÿõ (ñîñòàâëÿþùèõ ñåìüþ èíäèâèäàõ).

Òîò, êòî äåìîíñòðèðóåò íàèáîëüøèå èçìåíåíèÿ, ìîæåò ñòàòü “ïà-

öèåíòîì”, îäíàêî äëÿ ñèñòåìíîãî ñåìåéíîãî òåðàïåâòà ïðîáëåìû

êðîþòñÿ â äèñôóíêöèîíàëüíîé ñåìüå, à íå â “áîëüíî씠èíäèâèäå.

Ëå÷åíèå ìîæåò áûòü ïðîâåäåíî êàê äëÿ ñåìüè, òàê è äëÿ “ïàöè-

åíòà”. Äëÿ ýòîãî ñóùåñòâóþò ðàçëè÷íûå òåðàïåâòè÷åñêèå òåõíèêè

(ñì., ê ïðèìåðó, ñëåäóþùèå îáçîðû: Watzlawick, 1974; Skynner,

1976; Gorell Barnes, 1984).

Ïðîâåñòè òåðàïèþ ñ ñåìüåé, â êîòîðîé ðîäèëñÿ Äæîðäæ, áûëî

áû âåñüìà çàòðóäíèòåëüíî, âåäü îí óæå áûë âçðîñëûì. ×òî êàñàåò-

ñÿ åãî íûíåøíåé ñåìüè, òî îíà ñîñòîÿëà èç îäíîé æåíû, Ìàðèè.

Ïðîöåññ ðàçîãðåâà ñîäåðæàë íàìåêè íà íàïðÿæåíèå, ñóùåñòâóþ-

ùåå ìåæäó ñóïðóãàìè. Ñèòóàöèÿ ìîãëà ðàçðÿäèòüñÿ â ðåçóëüòàòå

ðàáîòû, êîòîðóþ Äæîðäæ ìîã ïðîâåñòè íàä ñâîèìè ïðîáëåìàìè ñ

ó÷àñòèåì ãðóïïû. Òåì íå ìåíåå, òåðàïèÿ äëÿ ñèñòåìû ñóïðóãîâ â

íàøåì ñëó÷àå áûëà áû ñîâñåì íåëèøíåé. Âåðîÿòíî, î âîçìîæíîñ-

òè òàêîé òåðàïèè çàãîâîðèë áû è ñàì Äæîðäæ, åñëè áû ïðîäîëæèë

ðàçãîâîð î ñâîèõ äîìàøíèõ íåóðÿäèöàõ.

Îáùåñòâåííàÿ ñèñòåìà

Ïî ìåðå ïðîäâèæåíèÿ ââåðõ ïî óðîâíÿì èåðàðõèè ÷ëåíîâ ñåìüè

ìîæíî îòíåñòè ê áîëåå øèðîêèì ñèñòåìàì: ê ñåìüå â åå ðàñøèðåí-

íîì ïîíèìàíèè, ê ñëîæèâøèìñÿ ìåñòíûì ñîîáùåñòâàì è, åñëè

ãîâîðèòü î ðåáåíêå, — ê øêîëüíîé ñèñòåìå.

Ó÷ðåæäåíèÿ è îòäåëåíèÿ ñîöèàëüíûõ ñëóæ᠗ ýòî î÷åíü ñëîæ-

íûå ñòðóêòóðû, ñîñòîÿùèå èç ìíîæåñòâà ðàçëè÷íûõ ÷àñòåé (ñîöè-

àëüíûå ðàáîòíèêè, ñåêðåòàðè, ìåíåäæåðû, êëèåíòû è ò.ä.), è âñå

îíè ñóùåñòâóþò â äèíàìè÷åñêîì âçàèìîäåéñòâèè äðóã ñ äðóãîì.

Ïîäîáíûå ñèñòåìû ìîæíî ïîíÿòü ñ ïîìîùüþ òåõ æå òåîðåòè÷åñêèõ

ìîäåëåé, êîòîðûå ïðèìåíÿþòñÿ ê íåðâíûì êëåòêàì èëè ê ñåìüÿì.

Èçìåíåíèÿ â îäíî頓÷àñò蔠ñèñòåìû (ñêàæåì, â ñåêðåòàðå îôèñà

ñîöèàëüíîé ñëóæáû èëè â íàñòîé÷èâîì, áåñïîêîéíîì êëèåíòå) áó-


background image

44

äóò èìåòü ìîùíîå âîçäåéñòâèå íà âåñü ïåðñîíàë îôèñà è íà âñþ ñåòü

ñâÿçàííûõ ñ íèì ôèëèàëîâ (ñì. De Board, 1978).

Ó áåäíÿãè Äæîðäæà âñå îñíîâíûå ïðîáëåìû áûëè ëîêàëèçîâà-

íû â îôèñå ñîöèàëüíîé ñëóæáû. Âìåøàòåëüñòâî â ýòó ñèñòåìó ïðåä-

ïîëàãàëî áû êîíñóëüòàöèè ñî âñåì øòàòîì ñîòðóäíèêîâ. Òàêàÿ ïî-

ìîùü çàìåòíî ñíèçèëà áû íàïðÿæåíèÿ ìåæäó ñîòðóäíèêàìè è

ïîìîãëà áû èì ëó÷øå ñïðàâëÿòüñÿ ñ äàâëåíèåì êëèåíòîâ è ïîëèòè-

êîâ (ñì. Holmes, 1989a; Williams, 1991).

Äæîðäæ áûë òàêæå ÷àñòüþ åùå îäíîé ñèñòåìû ñîîáùåñòâࠗ

ïñèõîäðàìàòè÷åñêîé ãðóïïû. Ïåðåä íà÷àëîì ñåññèè Ïîë îòìåòèë

ïðîÿâëåíèå ðàçíîãëàñèé è íàïðÿæåííîñòü ìåæäó ÷ëåíàìè ãðóïïû.

Îïîçäàíèå Äæîðäæà âûçâàëî ðàçäðàæåíèå Äæîéñ, êîòîðàÿ òóò æå

ïðèíÿëàñü âîð÷àòü íà íåãî.

Åñëè áû ýòà äèíàìèêà ïîëó÷èëà äàëüíåéøåå ðàçâèòèå, âåðîÿò-

íåå âñåãî, Ïîë ðåøèë áû ñôîêóñèðîâàòü ðàáîòó íà ãðóïïîâûõ ïðî-

áëåìàõ. Ôóëêñ è Áèîí (S.H. Foulkes, W.R. Bion) ïðåäëîæèëè

ïñèõîàíàëèòè÷åñêèå ìîäåëè äëÿ ïîíèìàíèÿ ãðóïïîâîé äèíàìèêè,

êîòîðûå áóäóò ðàññìîòðåíû â ãëàâå 11.

Ñåãîäíÿ âå÷åðîì Ïîë ðåøèë ñîñðåäîòî÷èòüñÿ íà ïðîòàãîíèñòå,

ïîëàãàÿ, ÷òî òðåíèÿ â ãðóïïå ðàçðåøàòñÿ ñàìè ñîáîé. Èçìåíåíèÿ

â ëè÷íîé èíòðàïñèõè÷åñêîé ñèñòåìå îäíîãî ÷ëåíà ãðóïïû íåèçáåæíî

ïðèâåäóò è ê ïåðåìåíàì âíóòðè ãðóïïîâîé ñèñòåìû.

Ïîëèòè÷åñêàÿ ñèñòåìà

Ïîìèìî âñåãî âûøåïåðå÷èñëåííîãî, èíäèâèä ó÷àñòâóåò â ðàáî-

òå ìåñòíûõ ñèñòåì (òàêèõ êàê îáðàçîâàòåëüíûå êîìèòåòû, ïðîôñî-

þçû øêîëüíûõ ðàáîòíèêîâ, ãîðîäñêèå ñîâåòû), êîòîðûå îêàçûâà-

þò ñåðüåçíîå âîçäåéñòâèå íà ìåñòíîå íàñåëåíèå. Ñàìè ýòè ñèñòåìû

ñëåäóåò ïîíèìàòü â áîëåå øèðîêîì êîíòåêñòå ãîñóäàðñòâåííîãî óï-

ðàâëåíèÿ è íàöèîíàëüíîé ïîëèòèêè, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ ïðîäóêòîì

ñëîæíûõ èñòîðè÷åñêèõ ôàêòîðîâ, òàêèõ êàê êëàññîâàÿ áîðüáà, èì-

ïåðèàëèçì ìèíóâøèõ äåñÿòèëåòèé è åãî ñîâðåìåííûå ïîñëåäñòâèÿ,

à òàêæå èçìåíåíèÿ ýêîíîìè÷åñêèõ îòíîøåíèé ìåæäó ëþäüìè è

ìåæäó ñòðàíàìè.

Âåñüìà âåðîÿòíûì êàæåòñÿ ñëåäóþùåå: íàñêîëüêî îäíà ïîëèòè-

÷åñêàÿ ïàðòèÿ ïðèäåðæèâàåòñÿ îïðåäåëåííîé ïîëèòèêè, íàñòîëü-

êî äðóãèå ïàðòèè îòâå÷àþò íà ýòî, ñòàíîâÿñü, ñêàæåì, áîëåå èëè

ìåíåå ýêñòðåìèñòñêèìè â ñâîèõ ïîëèòè÷åñêèõ ëèíèÿõ. Ñäâèã âïðàâî


background image

45

ìîæåò âûçâàòü ïðîòèâîïîëîæíûé ñäâèã âëåâî. È âíîâü ìû ñòàëêè-

âàåìñÿ ñ ñèñòåìîé âçàèìîñâÿçàííîé äåÿòåëüíîñòè.

Ðàñøèðÿÿ èåðàðõèþ ñèñòåì, ìîæíî óãëóáèòüñÿ â ìåæäóíàðîäíóþ

ñôåðó, äåÿòåëüíîñòü â êîòîðîé íà ïîëèòè÷åñêîì ôðîíòå, ìåæäó

ñåðüåçíûìè ïîëèòè÷åñêèìè ñèëàìè áóäåò èìåòü ïîñëåäñòâèÿ äëÿ

âíóòðèïîëèòè÷åñêîé æèçíè ñòðàíû, åå ýêîíîìèêè è â êîíå÷íîì

ñ÷åòå äëÿ âñåãî íàñåëåíèÿ. Çàìå÷åííûå ó÷åíûìè èçìåíåíèÿ â êëè-

ìàòå Çåìëè (ê ïðèìåðó, ïîñëåäñòâèÿ óìåíüøåíèÿ åå îçîíîâîãî

ñëîÿ) âûçûâàþòñÿ, â ÷àñòíîñòè, ïîëèòè÷åñêèìè è ýêîíîìè÷åñêè-

ìè ôàêòîðàìè è ìîãóò, â ñâîþ î÷åðåäü, âåñòè ê çíà÷èòåëüíûì ýêî-

íîìè÷åñêèì è ñîöèàëüíûì ïåðåìåíàì. Âñå ýòî, áåç ñîìíåíèÿ,

îêàçûâàåò ãëóáîêîå âëèÿíèå íà áîëüøèíñòâî ëþäåé íà ýòîé ïëàíåòå.

Äæîðäæ, åãî ñåìüÿ, åãî êëèåíòû è, íåñîìíåííî, áîëüøèíñòâî

îñòàëüíûõ æèòåëåé ñòðàíû íàõîäèëèñü ïîä âîçäåéñòâèåì ïîñëåä-

ñòâèé ãîñóäàðñòâåííîé ïîëèòèêè. È õîòÿ ýòà íåáîëüøàÿ ãðóïïà íå

â ñîñòîÿíèè ïðÿìî âîçäåéñòâîâàòü íà îãðîìíóþ ïîëèòè÷åñêóþ ñèñ-

òåìó, âîçíèêøèå ó ãðóïïû ïðîáëåìû ìîãëè áûòü èññëåäîâàíû â

ñîöèîäðàìå. Îíà ïîìîãëà áû êàæäîìó ÷ëåíó ãðóïïû ëó÷øå ïîíÿòü

ñâîþ ñîáñòâåííóþ ðîëü â ýòîé ñèñòåìå è ñâîþ îòâåòñòâåííîñòü çà

ïðîèñõîäÿøåå.

Ìîðåíî èíòåðåñîâàëà èäåÿ èíòåãðàöèè ðàçëè÷íûõ âçãëÿäîâ íà

÷åëîâåêà. Ñ òèïè÷íûì äëÿ íåãî ðàçìàõîì îí ïèñàë î “êîñìè÷åñêîì

÷åëîâåêå”.

“Ñåé÷àñ ìû ïîäõîäèì ê ÷åòâåðòîé âñåëåííî頗 ÊÎÑÌÎ-

ÑÓ. Â íà÷àëå äâàäöàòîãî âåêà, â ìîåé þíîñòè, áûëè ïîïóëÿð-

íû äâå ôèëîñîôèè ÷åëîâå÷åñêèõ îòíîøåíèé. Ñ ïîçèöèé îäíîé

ôèëîñîôèè, âñå âî âñåëåííîé óïàêîâàíî â îäíîé èíäèâèäóàëü-

íîñòè, â èíäèâèäóàëüíîé ïñèõèêå. Ýòî, â ÷àñòíîñòè, ïîä÷åð-

êèâàë Çèãìóíä Ôðåéä, êîòîðûé ñ÷èòàë, ÷òî ãðóïïࠗ ýòî ýïè-

ôåíîìåí. Äëÿ Ôðåéäà âñå áûëî 

ýïè

*, òîëüêî èíäèâèäóàëüíî

ïðèíèìàëîñü âî âíèìàíèå. Äðóãàÿ ôèëîñîôèÿ — ýòî ôèëîñî-

ôèÿ Êàðëà Ìàðêñà. Äëÿ Ìàðêñà âñå îêàí÷èâàëîñü îáùåñòâåí-

íûì ÷åëîâåêîì èëè, òî÷íåå ãîâîðÿ, ñîöèî-ýêîíîìè÷åñêèì.

Êàê áóäòî áû ýòî áûëî âñå, ÷òî ñóùåñòâîâàëî â ìèðå. Â ñàìîì

íà÷àëå ñâîåé êàðüåðû ÿ ïðèøåë ê ìíåíèþ, ÷òî åñòü åùå è äðó-

ãàÿ îáëàñòü, ãîðàçäî áîëåå øèðîêèé ìèð ìåæäó ïñèõîäèíàìè-

êîé è ñîöèîäèíàìèêîé ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâࠗ “êîñìîäè-

*×àñòü ñëîæíûõ ñëîâ, èìåþùàÿ çíà÷åíè堓íàõîäÿùèéñÿ ïîâåðõ ÷åãî-ëèáî, âîçëå

÷åãî-ëèáî, ñëåäóþùèé çà ÷åì-ëèáî”.

— Ïðèì. ïåðåâîä÷èêà.