ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.12.2019
Просмотров: 5604
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
27. Веймарская республика в Германии
Государственно-правовой механизм фашистских диктатур
Тема 5. СССР в 1945–1991 гг. СССР в первое послевоенное десятилетие
Государство и право США в новейшее время
осударство и право Великобритании в новейшее время
Масштабы и характер Второй мировой войны
Уголовное право.В отличие от Русской Правды, Псковская судная грамота понимает под преступлением не только нанесение материального либо морального ущерба частным лицам, но и причинение ущерба государству и его
органам. В ней появились и новые составы преступлений (например,государственная измена — «перевет»). Псковская судная грамота содержит также более развитую и суровую систему наказаний, что свидетельствует о резком обострении классовых противоречий. В ней прописаны смертная казнь, тюремное заключение. Но, как и Русская Правда, за
подавляющее большинство преступлений Псковская судная грамота предусматривала денежные штрафы, при этом штраф за убийство назывался не «вирой», а «продажей».Особо опасным преступлением против государства Псковская судная грамота считает государственную измену.Грамота говорит также о некоторых преступлениях против судебных органов — тайном посуле судье, насильственном вторжении в помещение суда («судебницу»), нанесении ударов судебно-административному лицу («подвернику»).В отличие от Русской Правды, Псковская судная грамота устанавливает более развитую систему имущественных преступлений.Особое внимание уделяется «татьбе» (краже). Она делится на простую и квалифицированную.Псковская судная грамота проводит уже довольно четкое различие
между татьбой как тайным похищением чужого имущества и разбоем и грабежом как насильственным открытым захватом чужого имущества, особо при этом выделяя «наход», то есть разбой, произведенный шайкой.К преступлениям против личности относились убийство («головщина»), нанесение побоев и оскорбление действием.
Преступления против нравственности относились к компетенции церковного суда.Судебный процесс по Псковской судной грамоте носил состязательный характер, но роль суда по сравнению с Русской Правдой усилилась.Наряду с нормальным процессом в Псковской судной грамоте прописан «извод» (свод — по Русской Правде).Судебные доказательства в основном совпадали с системой доказательств в Киевской Руси (собственное признание обвиняемого, свидетели, послухи, судебный поединок, присяга, письменные документы и извод). Особенно много места уделяется в памятнике присяге(«роте» или «правде»), судебному поединку («полю») и письменным доказательствам («грамотам»). Различалось два вида письменных доказательств — «доски» и «записи». «Доска» — частный документ, расписка на бересте. «Запись» — официальный документ, заверенный по установленной законом форме.Имелись две категории свидетелей — очевидцы, то есть свидетели факта, и послухи, то есть свидетели доброй славы обвиняемого. Ряд норм Псковской судной грамоты содержит постановления об институте судебного представительства — пособничестве, не прописанном в Русской Правде, которое в ранний период допускалось лишь для женщин, подростков, монахов или монахинь, а также для очень старых или глухих людей.Ряд статей грамоты содержит постановления о порядке взимания и размерах судебных пошлин в пользу князя или других представителей судебной власти. В Пскове запрещалось пересматривать уже разрешенные судом дела.
12Образование Московского государства в XIV-начале XVI в.Общественный и государственный строй Московской Руси.
Ликвидация
независимости ряда крупнейших русских
княжеств ознаменовала образование
единой государственной территории
Московского царства и начало складывания
его политической системы, которое
завершилось установлением самодержавной
власти. Существует два пути
централизации и образования единых
национальных государств. Первый
характеризуется тем, что одновременно
происходят процессы политического и
экономического объединения. В этом
случае он совпадает с зарождением
раннебуржуазных отношений, обострением
противоречий между феодальной знатью
и бюргерами. Последние становятся
социальной опорой центральной власти,
стремящейся ликвидировать феодальные
привилегии и создать единое
централизованное государство. Второй
же путь характеризуется тем, что
вначале происходит объединение
политическое, а затем экономическое.
Причем эти два процесса могут значительно
отстоять друг от друга по времени.
С этой точки зрения, объединение
Московского государства пошло по
второму пути, т. е. происходило только
политическое объединение русских
земель. Основной социальной опорой
московских князей в процессе объединения
выступало служилое сословие (помещики,
дворяне). Власть в интересах своей
социальной опоры пошла на ущемление
интересов крестьян (постепенное их
закрепощение) и жесткую регламентацию
жизнедеятельности всех других сословий.
Таким образом, главной экономической
причиной образования Московского
государства можно считать развитие
феодальных отношений “вширь” и
“вглубь”. Оно выразилось в появлении
наряду с вотчинным условного феодального
землевладения {поместья). Этот процесс
сопровождался усилением эксплуатации
крестьян, степень которой была
значительно выше у условных держателей
земли (помещиков),поскольку они были
временными владельцами земли. Все это
сопровождалось обострением социальных
противоречий в стране: между крестьянами
и феодалами, между различными группами
феодалов за “рабочие руки”. Помещики
нуждались в сильной централизованной
власти, которая могла бы ограничить
свободу крестьян, а также привилегии
бояр-вотчинников.Основной
внешнеполитической причиной объединения
являлось сохранение вассальной
зависимости русских земель от Золотой
Орды. В это время наблюдается, особенно
в городах, рост национального
самосознания, выразившийся прежде
всего в ряде городских восстаний
против татар. Восстание против татар
в Твери завершилось в конечном счете
отменой системы баскачества. Постепенно
в народном сознании Московское
княжество стало ассоциироваться с
идеей единого национального государства.
Среди особенностей образования можно
назвать существование постоянной
внешней угрозы. Это привело к тому,
что Московское государство формировалось
как “военно-национальное”, движущей
силой развития которого была постоянная
потребность в обороне и безопасности. 12.Источники
и отрасли русского феодального права
конца XV-первой
половины XVIIвв. Создаются новые сложные формы законодательства - общерусские кодексы (Судебники, Соборное Уложение), указные (уставные), в которых систематизировались нормы, не вошедшие в основной текст книги Судебников. Были сформированы Уставная книга Разбойного приказа, указные книги Поместного и Земского приказов. "Новоуказные статьи" стали промежуточным этапом кодификации русского права в период между Судебниками и Соборным Уложением (первая половина XVII в.). Все большее место в системе источников права начинают занимать разного рода частные акты. - духовные грамоты, договоры ("ряды"), акты, закрепляющие собственность на землю и др. В XV - XVI вв. гражданско-правовые отношения постепенно выделяются в особую сферу и их регулирование осуществляется специальными нормами, включенными в различного рода сборники (грамоты, судебники и пр.). Граждансоке право.В судебниках гарантировались права и привилегии феодалов.Судебники подтверждали право феодалов иметь в собственности холопов,усложняли процедуру отпуска холопов на волю.В Судебниках закреплялось право собственности феодалов на вотчины-наследуемые земельные владения,определялся особый статус родовых вотчин.сделки,направленные на отчуждение родовых вотчин,осуществлялись с согласия родственников.Гарантировалось право родственников на выкуп отчуждённой родовой вотчины.В Судебнике 1497 г.впервые в русском законодательстве упоминается новая форма феодального землевладения-поместье.Обязательным условием пользования поместьем была реальная служба государю.Поместья,в отличие от вотчин,не передавались по завещанию.До середины XVI века преобладающей формой заключения договоров оставалось устное соглашение,но уже в это время получает распространение письменная форма(кабала).Сделки с недвижимостью заверялись в официальной инстанции и скреплялись печатью.Личная ответственность должника за неисполнение взятого на себя обязательства заменялась имущественной ответственностью.По сравнении. С предыдущим периодом в наследственном праве завещателю предоставлялась большая свобода при назначении наследника.при завещании имущества за пределы круга близких родственников становится обязательной письменная форма завещания.Родовая недвижимость таким лицам не передавалась-её можно было получить только в порядке наследования по закону.Основными наследниками по закону традиционно считались сыновья феодала. Уголовное право. Преступление рассматривается как нарушение законов,воли государя,т.е.интересов феодального государства и класса феодалов.Вся тяжесть преступления,такие как разбой,убийство,поджог,были выделены в особую группу и квалифицировать как «лихое дело».К особо тяжким преступлениям Судебники относили государственные преступления.К ним примыкали должностные преступления и преступления против порядка управления и суда.Появились новые цели наказания-устрашение и изоляция преступника.В целом система наказаний по Судебникам стала более разветвлённой:впервые появляются телесные наказания,тюремное заключение как самостоятельный вид наказания.За тяжкие преступления,совершённые «лихими людьми»,Судебники предусматривали смертную казнь.Имущественные наказания,игравшие важную роль в период феодальной раздробленности,отодвигались на задний план и в основном использовались как дополнительные.в качестве самостоятельного вида наказания штрафы применялись за оскорбление и бесчестье.При этом ярко проявлялся сословный характер наказания:размер штрафа варьировался в зависимости от социального положения потерпевшего.Сословное положение учитывалось также при определении наказаний лицам,виновным в совершении должностных преступлений.высшие должностные лица несли имущественную ответственность,дьяков заключали в тюрьму,подъячих избивали кнутом. Процессуальное право.В Московском государстве судебный аппарат не был отделён от административного аппарата.Судебники регламентировали два уровня судебной системы:центральный-суд великого князя Боярской думы,и местный-суд наместников и волостей.Во избежание злоупотреблений устанавливалось,что наместники и их тиуны должны вершить суд вместе с выборными представителями от местного населения.Нормы судебников свидетельствуют,что в судопроизводстве XV-XVI вв. по-прежнему широко применялся состязательный(обвинительный)процесс.Эта процессуальная форма использовалась при рассмотрении гражданских и менее значительных уголовных дел.Разбирательство начиналось по жалобе истца.Специальные лица-недельщики,ездоки-обеспечивали доставку ответчика в суд.В ходе разбирательства стороны доказывали свою правоту при помощи показаний свидетелей,судебного поединка,письменных документов.Для рассмотрения дел о тяжких преступлениях появился новый вид судебного процесса-розыск.Он применялся в отношении опасных преступников.Следствие и разбирательство проводили наместники,а с середины XVI в.-губные старостыв качестве доказательства часто использовался обыск-опрос метсных жителей,а также пытка с целью признания обвиняемым своей винырозыскной процесс обычно проводился не с целью выяснения степени виновности подозреваемого,а для организации расправы с «лихими» людьми.Об этом свидетельствует широкое распространение осуждения без вины.Если определенное количество «лучших людей»в ходе обыска подтверждало преступную репутацию подозреваемого,то его могли казнить,не доказывая причастность к совершению конкретного преступления. |
14.Государственный и общестсвенный строй Польского государства в X-XVIII веках.
Вся
подчиненная князю территория
рассматривалась как единый княжеский
домен,поделенный на 8 административных
округов(земель).Бывшие племенные
центры-гроды-стали местом размещения
дружинных гарнизонов во главе с княжескими
наместниками(каштелянами).Сложилась
система централизованной государственной
эксплуатации(государственный
феодализм),когда зависимое население
платило дань на содержание князя и его
дружины.Постепенно формировалась
феодальная земельная собственность.Первыми
негосударственными феодальными
вотчинами стали вотчины церкви.Светские
феодальные вотчины возникли в Польше
позже церковных-только во второй половине
X-XII
вв.они формировались за счёт того,что
дружинники получали за службу в условное
владение заселенные территории и
иммунитетные привилегии.Среди феодалов
выделялись можновладцы(наиболее знатные
феодалы,пользующиеся правом неподсудности)и
рыцари-шляхта. В середине XIIв.польское
государство распалось на ряд самостоятельных
удельных княжетсв. Удельная раздробленность
сохранялась в польше сравнительно
недолго-до конца XIIIвека.В
удельный период продолжали развиваться
феодальные отношения.Князья жаловали
местным феодалам придворные уряды(должности)
и земельные владения с проживающим в
них населением.крестьяне(кметы)в основном
были лично свободными людьми,а наиболее
зажиточные из них относились к низшим
слоям польской шляхты.С конца XII
векастали появляться крестьянские
поселения,в которых применялось не
польское обычное право,а немецкое
право,что значительно улучшило правовое
положение сельского населения.В XIII
в.существенно ускорился рост польских
городов:их количество в это время
увеличивается с 50 до 250.как старые ,так
и новые города переводились на немецкое
право,т.е.получали право на самоуправление
в основном по образцу германского города
магдебург.По магдебурскому праву город
выходил из под власти пана или королевских
чиновников и подчинялся власти
наследственного войта.свою власть войт
осущетсвлял совместно с выборным
советом-радой во главе с бурмистрами.Горожане
выплачивали владельцу города часть
пошлин и других доходов,удерживая
определенную долю в пользу войта.Взамен
горожане имели право свободной торговли
и право на создание собственного
суда.
В период раздробленности
Польше удалось сохранить традиции
государственного единства. Этому
способствовали такие факторы, как
принадлежность князей к единой правящей
династии, наличие общей церковной
организации, общая(несмотря на региональные
различия) система обычного права.
Заинтересованность в объединении
стимулировалась борьбой с внешнеполитической
опасностью со стороны крестоносцев
(Тевтонского ордена) и Бранденбурга. В
1314 г. князь Владислав Локеток
объединил Великую и Малую Польшу, а в
1320 г. стал королем единого государства.
При этом Польша утратила более половины
своей прежней государственной территории,
лишилась выхода к морю. Столицей
государства стал Краков, где находилась
резиденция польских королей,
осуществлялась их коронация и захоронение.В
середине XIV в. последний король из древней
польской династии Пястов Казимир III
Великий, сын Локетка, захватил земли
Галицкой Руси и тем самым частично
компенсировал утрату польских этнических
территорий. Эти события положили начало
польской политической и культурной
экспансии на землях восточных славян,
которая являлась одним из главных
факторов государственно-политического
развития Польши в последующие столетия.
В 1385 г. в Крево Польское королевство и
Великое княжество Литовское заключили
так называемую Кревскую унию, способствующую
сближению двух государств и объединению
их усилий в борьбе с внешними врагами,
а в 1569 г. в результате Люблинской унии
было образовано федеративное
государство – Речь Посполитая.
Были созданы единые органы власти, но
княжество сохранило отдельную армию,
финансы, судебную систему, традиционные
государственные и земские должности,
свои законы.
24.Источники
и отрасли польского феодального
права.
Источники
польского права X-XIII веков. «Польская
правда» как памятник древнего польского
права К
древнейшим источникам права относится
обычное право и княжеское законодательство.
Обычное право существовало в устной
форме, а затем появились первые письменные
памятники.К памятникам обычного права
относится «Польская правда», составленная
в XIII в. Текст данного источника написан
на старонемецком языке, авторство
текста, по мнению исследователей,
принадлежит немецким рыцарям. Сохранился
отрывок из 29 статей. По содержанию нормы
«Польской правды» условно можно разделить
на четыре группы: 1) закрепляющие
феодальные отношения, 2) устанавливающие
наказания за преступления; 3) регламентирующие
порядок судебного разбирательства; 4)
определяющие наследственные права
рыцарей и крестьян.В «Польской правде»
фиксировались повинности крестьян
(кметов) в пользу феодалов, устанавливалось
денежное вознаграждение за возврат
беглых крестьян, регламентировался
порядок сбора церковной десятины. Это
свидетельствует о достаточно высоком
уровне развития феодальных отношений
в Польше в рассматриваемый период.Преступление
рассматривалось как обида или ущерб,
причиненный частному лицу, но, вместе
с тем, тяжкие преступления, совершенные
на общей дороге, считались нарушением
королевского мира. Предусматривалась
ответственность за два вида преступлений:
против личности и имущества. Косвенно,
при изложении норм процессуального
права, упоминаются государственные
преступления.В «Польской правде»
рассматривались такие виды наказания,
как смертная казнь (за государственную
измену), частные денежные штрафы (их
платили потерпевшему или его семье),
публичные денежные штрафы (платили
королю). Публичные штрафы уплачивались
наряду с частными штрафами, если был
нарушен королевский мир. В «Польской
правде» не упоминается о принципе
талиона, но другие источники свидетельствуют
о его применении. Так, за нарушение
поста выбивали зубы, а за супружескую
измену кастрировали.Судебный процесс
был состязательным по своему характеру,
начинался по жалобе истца. Отвести
обвинение можно было, если ответчик
присягал вместе с теми людьми, которые
готовы были подтвердить его доброе имя.
Количество свидетелей-соприсяжников
точно определялось для каждого
преступления. Любое нарушение принятой
процедуры присяги вело к проигрышу
дела. При отсутствии свидетелей в
качестве доказательства применяли
испытание огнем или водой.
Горожане
в Речи Посполитой руководствовались
немецким правом.полностью дееспособным
лицом по польскому земскому праву
(шляхетскому)праву считался юноша
щляхтич,достигший возраста 24 лет.Только
в этом возрасте разрешалось свободно
распоряжаться недвижимым имущетсвом.над
несовершеннолетним устанавливалась
опека.в зависимости от способа приобретения
имущество делилось на родное и
приобретённое.К родовым относились
унаследованные вещи,к приобретенным-пожалованные
и купленные.Родственники имели право
первоочередной покупки родового
имущетсва и право ретракта-возврата
отчуждённого родового имущества на
возмездной и безвозмездной основе.С
древних времён в польском праве
господствовала договорная форма брака.Во
второй половине XVI
в.обязательной стала церковная форма
брака(но появилась она ешё в XIII
веке).католическая церковь не признавала
разводов,брак был нерасторжим.Жена
находилась под властью мужа.Она приносила
в дом приданное,которое всегда оставалось
её собственностью.Для имущественного
обеспечения вдовы сущетсвовал институт
вено:приводя жену в дом,муж описывал на
неё часть своего имущества в качестве
гарантии сохранности приданого.Различали
наследование по закону и по завещанию.При
наследовании по завещанию вводились
ограничения:свободно было можно завещать
движимое имущетсво и деньги.Завещание
по поводу недвижимого имущества были
действительны, если их утверждал сейм.При
наследовании по закону всё получали
сыновья.Только в конце XIV
в.дочерям рыцарей(шляхты)было разрешено
наследовать недвижимое имущество при
отсутствии у наследодателя сыновей.С
XVII
века дети разного пола одновременно
призывались к наследованию отцовского
имущетсва.
Претсупления в польском
земском праве делились на 2 группы.Наиболее
тяжкими считались публичные
преступления(государственные,против
суда и порядка управления,религиозные,разбой,грабёж).При
совершении такого преступления судебное
рассмотрение дела начиналось по
инициативе государственных органов.Все
остальные преступления считались
частными,т.е.преследовались в порядке
частного обвинения(по заявлению
потерпевшего и иных заинтересованных
лиц).
В польском уголовном праве
применялись следующие наказания:1)кровная
месть в шляхетской среде(до XVIв.);2)смертная
казнь:простая(повешание и утопление
для простолюдина,отсечение головы-для
щляхты) и квалифицированная(колесование,сожжение,сажание
на кол);3)лишение свободы;4)телесные
наказания для низших
сословий;5)бесчестие(инфамия)-для
шляхты;6)изгнание;7)проскрипция(гражданская
смерть осужденного);8)имущетсвенные
наказания:штрафы и конфискация имущетсва.
15.Государственный
и общественный строй феодальной Чехии
в X-XVII
веках.
Общетсвенный
и государственный строй в X-XIII
веке.Объединение
чешских земель в рамках единого
государства завершилось во второй
половине X
века.В XI-XII
веке чесике земли находились в состоянии
феодальной раздробленности.Государственное
единство было восстановлено в начале
XIII
веке.В государстве формировались
феодальные отношения и устанавливались
различные формы феодальной
зависимости.Чешские феодалы подразделялись
на две категории:высшие-паны,которые
занимали основные государственные
должности,и средние и мелкие
феодалы-рыцари(владыки,земаны).Чешские
крестьяне (дедичы)в основном сохраняли
личную свободу,владели землей на
наследственном праве.В конце XII-XIII
в. В Чехии,как и в польше,создавались
сельские поселения на немецком праве
,что привело к расширению личных и
имущетсвенных прав крестьян.в связи с
этим основной формой феодальной
повинности стал денежный чинш.Интенсивно
в XIII
век шел процесс создания городов,которые
получали право на самоуправление по
образцу немецких городов.Среди городского
населения выделялись три социальные
группы:патрициат(знать,в основном
немецкого происхождения),бюргеры(цеховые
мастера и ремесленники) и плебс(городская
беднота).Городское управление было
сосредоточено в руках патрициата.По
форме правления государство являлось
феодальной монархией,верховная власть
принадлежала князю.С 1041 года чешские
князья признали вассальную зависимость
от германских императоров,чехия вошла
в состав Священной римской империи,но
при этом не утратила статус суверенного
государства. При князе действовал совет
из высшей знати(рада),созывались
феодальные (дворские )съезды.Ческие
феодалы участвовали в избрании князя
на престол,но эта процедура во многом
была формальной.Управленческий аппарат
Чешского государства был построен в
значительной мере по модели Франкского
государства.среди дворцовых чиновников
наиболее важную роль играл палатин(дворцовый
граф),заменявший князя во всех
делах.Остальные должностные лица
первоначально выполняли хозяйственные
функции и обеспечивали обслуживание
князя, переезжавшего со своим двором с
места на место.
Общественный
и государственный строй Чехии в XIV-XVII
вв.В XIVв.
В годы правления короля Карла I,котроый
одновременно являлся германским
императором,Чехия достигла наивысшего
могущетсва.При Карле I
окончательно сформировалась территория
ческого Государства- «ческой короны».В
состав государства входили чешское
королевство,Моравия,Силезские
княжетсва,Лужицы.В рассматриваемый
период продолжало развиваться феодальное
землевладение.наиболеее крупным
землевладельцем являлась католическая
церковь.к середине XIV
в.в её собственности находилась 1/3 часть
всех обрабатываемых земель.Церковь
была проводником иностранного влияния,что
так же,как и огромные материальные
богатства церкви,вызывало большое
недовольство различных слоёв населения.В
конце XIV-начале
XV
вв. в Чехии развернулось мощное
реформационное движение,идейным
вдохновителем которого был Ян Гус.Победа
сторонников реформации усилила
национальный характер государства:чешский
язык был признан государственным,создавалась
чешская протестантская церковь.Реформация
значительно изменила положение чешских
сосоловий.Лишившись своих земельных
богатств,духовенство в чешском королевстве
перестало быть отдельным сословием,и
не имело особого представительства в
сословных органах власти.Рыцари частично
получили такие же права,как и паны,но в
целом феодалы в Чехии подразделялись
в дальнейшем на панское и рыцарское
сословия.Были расширены права горожан,а
положение крестьян,напротив ухудшалось.С
конца XV
в крестьяне прикреплялись к земле,основной
повинностью стала барщина.В XV
в.окночательно сложилась сословная
монархия:чешские короли правили совместно
с феодальными сословиями.Если у короля
не было наследников,то король избирался
сословиями,издавая выборные капитуляции,в
которых гарантировались права сословий.при
короле действовал королевский совет
из крупных панов.Высшим органом власти
в Чешском королевстве был чешский
земский сейм,состоявший из представителей
трёх сословий-панов,рыцарей и
горожан.Земские сеймы собирались не
только в чешском королевстве,но и в
других частях государства.С XIV
в.созывались генеральные сеймы всех
земель чешской стороны,которые решали
наиболее важные вопросы.система
управления строилась с учётом специфики
территориального деления государства
и сословного деления общетсва.В Чехии
администрацию возглавлял бургграф.В
Чехии при замещении государственных
должностей руководствовались принципом
пропорционального представительства
панов и рыцарей. Территория чешского
королевства делилась на области
(края),власть в которых принадлежала
гетману и краевому съезду феодалов.