ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.12.2019
Просмотров: 5576
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
27. Веймарская республика в Германии
Государственно-правовой механизм фашистских диктатур
Тема 5. СССР в 1945–1991 гг. СССР в первое послевоенное десятилетие
Государство и право США в новейшее время
осударство и право Великобритании в новейшее время
Масштабы и характер Второй мировой войны
26.Источники
и основные институты права Чехии X-XVI
веках.
В
Чешском королевстве в силу самых разных
социальных и политических причин
становление национального права пошло
по пути преимущественно партикулярного
и сословного права. Королевское
законодательство только в XI – XII вв.
имело созидающее значение для права.
Позднее попытки королей централизовать
юстицию и правоприменение путем создания
общечешских сводов законов, как правило,
наталкивалось на организованную
оппозицию городов и дворянства. Такой
областнический и партикулярный характер
права соответствовал, видимо, ярко
выраженному сословно-представительному
строю Чешского королевства той эпохи.
К
XIII в. каждая из вошедших в королевство
народностей (чехи, моравы, силезцы,
словаки) располагала своей устоявшейся
традицией суда и правовых обычаев. С
XIII в. начался последовательный рост
влияния и распространения чешского
земского права, опиравшегося на феодальные
обычаи отдельных областей. С XIV в. земское
право стало приобретать письменную
форму благодаря главным образом не
официальным, а частным кодификациям.
Преимущественное распространение таких
частных кодификаций также составило
одну из особенностей развития чешского
права в период позднего средневековья.
Одной
из древнейших частных кодификаций
земского права была Розенбергова книга,
составленная между 1320 и 1330 гг. Записи,
послужившие для нее основой, относились
к еще более давнему времени, воспроизводя
процессуальные обычаи раннефеодальной
поры. Книга была написана по-чешски и
охватывала главным образом частное
право.
На основе неудавшегося кодекса
законов короля Карла I (отвергнутого
земским сеймом в 1355 г. из-за опасения
умаления сословных прав) во второй
половине XIV в. неизвестным автором был
составлен «Устав земского суда». В
уставе было обобщено также в основном
судебное право и процессуальные обычаи,
причем касавшиеся разных сословий. Свод
был написан по-латыни и представлял
собой один из первых последовательных
опытов внедрения в земское право
институтов и правил доказывания из
традиции римского права. Около 1400 г.
один из знатоков земского права, земский
судья Анджей из Дубы составил более
широкий по содержанию свод под названием
«Чешские земские права».
В нем, кроме
чисто судопроизводственных правил и
частного права, освещались главные
институты уголовного и государственного
права королевства. В 1500 г. чешский сейм
одобрил официальный свод земского
права, подготовленный судьями короля
Владислава, – «Земское уложение». После
неоднократных ревизий и переделок с
1564 г., уже после вхождения Чехии в
Австрийское государство, свод был принят
в качестве образца.
Собственное
право, со своими писаными сводами,
возникло в чешских городах, также
основываясь на предоставленных городам
феодальных привилегиях, закрепленных
в так называемых земских досках
(полуофициальных погодных реестрах
привилегий). Это городское право (если
оно не затрагивало государственно-политических
институтов) сохраняло силу даже после
вхождения Чехии в Австрийскую империю.
Еще
одной особенностью средневекового
чешского права стало раннее обособление
специализированного правового
регулирования. Его происхождение было
также связано с сословными привилегиями
– на сей раз узко профессионального
значения. В итоге уже к XIII в. возникла
такая своеобразная область юстиции как
горное право.
Особое горное право
выросло из горной королевской регалии,
которой добились для себя последние из
династии Пржемысловичей даже в ущерб
интересам земского дворянства.
Исключительное право короны на добычу
золота, серебра, других металлов
предопределило возможность детальной
регуляции законами порядка горных
разработок вообще, а затем и использования
полезных ископаемых. Со временем это
регулирование стало исключительно
централизованным.
Около 1300 г. по
указанию короля Вацлава II был составлен
первый в истории права специализированный
кодекс горных законов «Право горной
регалии». Составителем его стал даровитый
итальянский юрист Гоззиус, который
использовал Юстиниановы «Институции»
и свод канонического права. В силу своей
специальной направленности кодекс
охватывал самые разные вопросы права,
включая сферу коммерции, налогов, даже
технической эксплуатации
рудников.
Приоритетной правовой
формой разработки рудников закреплялось
создание предпринимательских компаний,
которые, в традиции римского права,
признавались совместной собственностью.
Прибыль в них распределялась соответственно
размеру пая. Капитал компании делился
на условные доли – как правило, 16 или
32. Допускалось и индивидуальное
предпринимательство, особенно по розыску
ископаемых.
В отношении розыска
действовало правило горной свободы: в
силу заинтересованности королевской
власти в пополнении казны каждый мог
искать ископаемые, где угодно, даже в
чужих владениях. Владелец земли, где
был найден металл, мог претендовать
лишь на малую долю прибыли с добычи.
Только в 1534 г. собственникам земли было
передано исключительное право на добычу
меди, цинка, олова, железа и ртути.
Вопросы
деятельности такой компании решались
на ее общем собрании, где голоса
распределялись по паям. Право
предусматривало особую роль в управлении
классных специалистов, горных мастеров
и др.
Горный кодекс Вацлава II был едва
ли не первым в истории, где важное место
отводилось правилам своего рода трудового
права. Запрещалось создание профессиональных
организаций мастеров, кузнецов, отдельных
категорий рабочих (для предотвращения
нежелательных для предпринимателей и
казны стачек). Но были нормы об оплате
труда, о порядке обеспечения разных
категорий работающих в горном деле,
даже профессиональные привилегии (в
одежде, в быту), порядки проведения
праздников. Закреплялись и правила
эксплуатации шахт: указывались средства
для оснащения рабочего места, устройства
вентиляции, осушения забоев и штреков,
освещения и т. д.
Высокая степень
общей сословной привилегированности
чешского дворянства нашла соответствие
в особых, только чешскому праву присущих
институтах вещного права и собственнических
правах.
Главным институтом
семейно-имущественных отношений была
т. н. неделимая собственность, считавшаяся
общей принадлежностью феодального рода
минимум в трех поколениях. Существовали
как бы разные уровни неделимости:
дедовская, братская, дядьевская.
Наследование таких имуществ всегда
осложнялось выяснением обстоятельств,
выходит или нет данный наследник из той
или другой условной семейной общности
и потому, полагается ли ему выделить
его долю. Сделки с отделенными частями
дополнительно осложнялись длительным
сохранением права родового выкупа.
Правда, и сроки приобретательной давности
были небольшими – 3 года и 6 недель или
3 года и 18 недель.
С условной неделимостью
имущества было связано наличие особого
королевского права, подобному западному
праву «мертвой руки»: наследования в
свою пользу свободных, не имеющих
наследника дворянских имений (odumrti).
Споры по поводу этого королевского
права постоянно осложняли взаимоотношения
короны и дворянства. Для охраны своих
сословных прав шляхта стала образовывать
искусственные имущественные союзы –
громады для взаимного наследования
имуществ.
Основанием союза был
имущественный договор между посторонними
или родственниками. Каждый из членов
сохранял владение своим имением, жил в
нем. В случае смерти члены союза имели
преимущественное право наследования
имения своего сочлена и даже особое
право преимущественного выкупа
отчужденного имения у посторонних лиц
(право ретракта).Собственнические права
на недвижимость и сделки с нею подлежали
обязательной регистрации в земских
досках и тем самым признавались как бы
незыблемой частью сословных привилегий.
16.Общественный и государственный строй Болгарского государства в VII-XIV веках.
Общественнный
и государственный строй первого
болгарского царства.Большинство
населения первого Болгарского царства
составляли лично свободные
крестьяне.Феодальные отношения в
основном развивались в форме
централизованного изъятия части
произведенной продукции государством
и установления различных государственных
повинностей.Среди феодалов выделялись
две основные группы:боилы(высшая
знать),которые занимали важнейшие
государственные посты,и багаины(мелкие
и средние феодалы).Постепенно формировалось
единое феодальное сословие-боляре.Наряду
с феодальным существовал рабовладельческий
уклад.На рубеже VIII-IX
вв.начинают развиваться болгарские
города,которые были не только
военно-административными,но и
торгово-ремесленными центрами.Большинство
их жителей составляли свободные
ремесленники.
Государство возглавлял
хан.он являлся верховным
главнокамандующим,высшим законодателем
и судьей, а также верховным жрецом.Ханская
власть имела монархический наследственный
характер.В своей власти ханы опирались
на феодалов-боляр.Из числа боилов
назначались особо приближённые к хану
сановники:кавхан(первый полководец и
соправитель) и ичиргу боил.Особую
категорию знати составляли
«вскормленники»(«питомцы»)хана,их
которых комплектовалась охрана хана,его
гвардия. Для решения наиболее важных
вопросов созывались конвенты-съезды
«всех болгар»,т.е.съезды болгарской
знати.В рамках болгарского государства
сохранялись славянские племенные
княжения-славинии.Славянские князья
участвовали во главе подчиненных им
ополчений в военных походах хана и
охраняли границы государства.
Общественный
и государственный строй второго
Болгарского царства.Во
втором Болгарском царстве окончательно
сформировались и достигли своего
расцвета феодальные отношения ,выросло
крупное церковное и светское
землевладение.Были известны два основных
вида феодальных земельных владений:баштина
(владение,свободно передающееся по
наследству)и прония (условное держание
на время службы,которым нельзя свободно
распоряжаться).Феодалы получали
имунитетные привилегии,которые
оформлялись царскими грамотами-хрисовулами.Среди
крестьян выделялись лично
свободные(баштинники) и крепостные
крестьяне(парники).Рабы получали землю
и превращались в зависимых
крестьян-отроков.
Во втором Болгарском
царстве система управления была построена
по византийскому образцу.Ключевую роль
в управлении играл совет при
царе-синклит.Иногда созывались феодальные
съезды-соборы.Территория государства
делилась на области,которым управляли
царские наместники.На местах сохранялись
органы общинного самоуправления.
28.Источники и основные институты болгарского права в IX-XIV веках.
Источники
Первого Болгарского царства.Важнейшими
источниками первого Болгарского царства
были обычаи,законы и законодательные
сборники,договоры ханов с Византией.Самым
древним и единственным дошедшим до нас
законодательным памятником дохристианского
периода являются «Законы хана Крума».Текст
законов на греческом языке сохранился
в византийском словаре второй половины
X
века.Согласно преданию,прежде,чем издать
законы,болгарский хан допролил пленных
аваров,интересуясь их мнением о причинах
ослабления и гибели аварского
государства.среди прочих причин пленники
назвали клеветничество,продажность
судей,широкое распространение
пьянства.Затем Крум объявил законы на
конверте «всех болгар».Хан приказал
производить тщательное судебное
разбирательство в случае любого обвинения
в нарушении закона и сурово карать воров
и их укрывателей,клеветников,пъяниц.После
принятия христианства широкое
распространение в Болгарии получили
византийские законодательные
сборники,которые нередко редактировались
применительно к болгарским
условиям.Заимствование византийского
права в первую очередь отвечало интересам
господствующего класса феодалов и
болгарской церкви.Византийские
законодательные сборники не только
непосредственно применялись в деятельности
судов,но и использовались при разработке
местных болгарских законов.Так на основе
«Эклоги»и отдельных статей «Номоканона»был
составлен первый после принятия
христианства письменный болгарский
памятник права- «Закон судный
людям».
Источники
права второго Болгарского царства.
Основными
источниками права во втором Болгарском
царстве являлись царские грамоты,в
которых содержались постановления о
феодальной земельной собственности, о
привилегиях феодалов и обязанностях
зависимых людей.Содержание и формы
болгарских царских грамот служат
доказательством сильного влияния
византийского права.Продолжали
использоваться в качестве источников
византийские законодательные сборники,
например,»Синтагма Матвея Властаря».
Закон
судный людям упоминает далеко не все
уголовные Преступления и в очень малой
степени регулирует гражданско-правовые
отношения. Все, что лежало за пределами
закона, оставалось областью старого
славянского обычая.
Закон
юридически закреплял три вида собственности
на землю: общинную, собственность задруг
(задруга большая семья, состоящая из
нескольких, связанных кровным родством,
семей), частную собственность феодалов,
в руках которых концентрируются и
богатства в виде "военной добычи".
За последними признается финансовый,
административный и судебный
иммунитет.Несколько статей Закона
посвящены регулированию гражданскоправовых
отношений (поклаже, закладу, опеке,
поручительству) на основе римсковизантийских
реципированных норм.В связи с развитием
ремесла сравнительно широкое
распространение имел договор подряда.
В одной из статей этого Закона говорится,
что, если портной испортит материал
вследствие неумения шить или злонамерения,
он должен быть избит или лишен
вознаграждаения. Крестьянин, самовольно
разрывавший договор найма, не допахавший
до времени, наказывался согласно закону
тем, что лишался "орания", т.е.,
вероятно, всего им заработанного.Особое
место в Законе занимают нормы, направленные
против нарушения христианских предписаний
о браке. Закон запрещал многоженство,
предлагая выгнать из дома вторую жену
вместе с ее детьми, устанавливая
запрещение вступать в брак с близкими
родственниками. Однако неизвестно,
какой возраст требовался при вступлении
в брак. В семье господствовали
патриархальные отношения. Наследование
осуществлялось по закону и по завещанию.
Но воля завещателя была несколько
ограничена. Отец мог дать одному из
законных наследников больше, чем другому,
но совсем лишить наследства своих детей
не мог.Многие статьи Закона сохраняют
старые славянские обычаи: талион, кровную
месть, ордалии и др. Как уклад продолжал
существовать институт рабства. За
убийство раба возмещение получал его
хозяин. Раб мог выкупить себя на свободу
имуществом или отработкой.Закон строго
охранял собственность. Смертная казнь
грозила за поджог дома, за хищение
церковного имущества из алтаря. За
продажу в рабство свободного виновный
мог быть продан в рабство. Штраф в двойном
размере уплачивался за рубку и поджог
чужого леса, за кражу скота. Ряд статей
предусматривал суровые наказания за
многоженство и изнасилование, а также
за соблюдение языческих обрядов.Закон
ввел понятие рецидива в краже. Виновный
подлежал изгнанию (во второй раз) и
продаже в рабство (в третий раз).
17.Общественный
и государственный строй Сербии в IX-XIV
веках.
В
XII–XIII вв. в Сербии окончательно
сформировались феодальные отношения
и сложилось сословное деление общества.
Высший слой составляли духовенство,
властели, властеличи. Властели получали
от царя земельные владения на наследственном
праве, монопольно занимали государственные
должности, освобождались от всех
повинностей и податей за исключением
военной службы и поземельной подати –
сока. Также как и в Болгарии, в Сербии
существовали две категории земельных
владений: баштина (бащина) и прония.
Особый статус и привилегии предоставлялись
сербской православной церкви,
монастырям.
Низшие слои общества
назывались людьми и подразделялись на
меропхов – крепостных крестьян, влахов
– пастухов (потомков дославянского
романизированного населения), отроков
– лично зависимых крестьян (бывших
рабов, посаженных на землю), себров –
свободных крестьян. Крестьяне жили
общинами, но по мере развития феодальных
отношений общинная собственность
постепенно исчезала. Промежуточной
формой собственности (между общинной
и частной собственностью), характерной
для южных славян, была собственность
задруги – большой семьи, состоящей из
нескольких связанных кровным родством
семей.
В государстве Неманичей высшей
властью обладал король (царь). При короле
действовал постоянный совет из высших
чиновников, знати, духовенства. Важнейшие
вопросы решались на саборах (съездах
феодалов). Главным должностными лицами
были логофет (первый министр), казнач
(глава финансового ведомства).
Сербия
достигает наивысшего могущества в годы
правления Стефана Душана (1331–1355 гг.).
После смерти Душана государство распалось
на ряд владений. В 1389 г. сербы потерпели
поражение на Косовом поле и попали в
вассальную зависимость от Турции.
Окончательно Сербия утратила национальную
независимость в 1459 г. До середины XIX века
входила в состав Османской империи.
30.Источники
и основные институты сербского права
в IX-XIV
веках.
Институты
права Сербии основывались на правовых
обычаях, нормах римского и византийского
права, законодательстве сербских
правителей.
Важную роль в развитии
сербского права играло византийское
законодательство, Византийские правовые
сборники переводились на сербский язык
и перерабатывались с учетом местных
потребностей. В IX в. в Сербии, также
как в Болгарии, начали применяться
правовые нормы византийской «Эклоги»,
«Земледельческого закона». Также
получил широкое распространение сборник
норм византийского церковного и светского
права – «Номоканон». Сербская
редакция «Номоканона» была составлена
в 1219 г. представителями правящей династии
Неманичей – сербским епископом
Саввой и его братом, королем Сербии
Стефаном Первовенчанным. Поэтому
сербский перевод «Номоканона» стал
известен также как «Законник Святого
Саввы», а в историю славянского права
он вошел под названием «Кормчая книга».
Этот правовой памятник рассматривается
исследователями как первый отечественный
сербский свод законов. В XIV в. появилась
сербская редакция еще одного византийского
правового источника – «Синтагмы
Матвея Властаря».
Большое значение
для развития сербского права имели
хрисовулы – королевские (царские)
грамоты. В них излагались не только
правовые предписания и обоснование
причин их появления, но и санкции за
нарушение установленных норм. Грамоты
составлялись по византийскому образцу:
каждая из них скреплялась золотой
печатью и подписью царя.Древнейшие
грамоты относятся к XII–XIII вв. В них
гарантировались различные привилегии
феодалам, торговцам. Многие хрисовулы
устанавливали пожалования в пользу
монастырей и церкви, обеспечивая
церковные учреждения землями и рабочей
силой.Наиболее известным памятником
сербского феодального права является
«Законник благоверного царя Стефана».
Законник был принят на соборе светских
и духовных феодалов в городе Скопле в
1349 г. Первоначально текст Законника
состоял из 130 статей. В 1354 г. были
утверждены дополнительные статьи и,
таким образом, их общее количество
увеличилось до 187. Подлинный текст
Законника не сохранился. До нас дошли
около 20 более поздних списков.Большое
внимание в Законнике уделяется закреплению
феодальной собственности на землю и
регламентации в общегосударственном
масштабе повинностей зависимых крестьян.
Установленные для меропхов (зависимых
крестьян) нормы повинностей не могли
произвольно нарушаться феодалами. Судьям
предписывалось защищать не только
феодалов, но и «убогих людей», т.е.
наиболее обездоленные слои
общества. Законником устанавливался
принцип верховенства закона. Указывалось,
что судьи должны всегда судить по
законнику, даже если король требует от
них обратного. Тем самым создавались
гарантии феодалам от королевского
произвола и одновременно создавались
гарантии прав судей. Например, властель,
осрамивший судью, лишался своего
имущества.Большинство статей Законника
посвящены уголовному и процессуальному
праву, что вполне характерно для всех
правовых памятников средневековья.
В
Законнике рассматривались следующие
виды и составы преступлений:
-
Преступления против религии. Ересь наказывалась клеймением, продажа христианина в иную веру – отрезанием языка и избиением. Разорение церкви каралось смертной казнью.
-
Преступления против государства. Фактически рассматривался только один состав – созыв собора себрами. Организаторам отрезали уши и выжигали ресницы. Упоминалось также о государственной измене, но сам состав не конкретизировался.
-
Преступление против порядка управления и суда. Подделка приставом документа наказывалась отсечением руки или отрезанием языка. Устанавливалась ответственность также за получение мзды (незаконного подношения) церковным управителем, приписку в текст хрисовула.
-
Преступления против личности: убийство, оскорбление, вырывание бороды (оскорбление действием), побои, телесные повреждения. Квалифицированным считалось убийство попа или монаха, отца, детей, матери. Ответственность за убийство устанавливалась в зависимости от формы вины. Наказание за преступления против личности зависело от социального положения. Исключение составляло оскорбление словом: в данном случае наказанием был денежный штраф, размер которого не зависел от сословного положения.
-
Преступления против нравственности. Одним из наиболее тяжких преступлений данного вида было изнасилование. Если властель изнасиловал властелицу, то ему отрубали руки и нос, а если насильником был себр, то его казнили.
-
Преступления против имущества: разбой, грабеж, кража, мошенничество. Разбойников и воров, пойманных с поличным, ослепляли и казнили. Мошенника наказывали, как разбойника.
Как видим, для сербской системы наказаний
было характерно широкое применение
смертной казни, членовредительства и
денежных штрафов.Процессуальное право
имело некоторые особенности. Заседание
суда производилось с участием присяжных
(поротников) в количестве 6,12 или 24
человек. Часто в качестве доказательства
использовались ордалии (опускали руку
в кипящий котел).
18.Общетсвенный
и государственный строй стран
средневекового Востока.
Общественный
и государственный строй Арабского
государства(халифата).
Феодалы
во главе с халифом составляли господствующий
класс; особо возвышались многочисленные
сородичи халифов, племенные вожди,
крупные сановники, высшие военные чины,
верхушка духовной иерархии, местная
знать. Особенностью арабского феодального
строя было то, что там не было четкого
сословного деления как в европейских
странах; больше уделялось внимания
различиям мусульман и не мусульман.
Следует отметить, что в Крестьянство
разделилось на многие этнические группы;
арабы-мусульмане имели ряд привилегий;
так, например, они были освобождены от
некоторых налогов. Положение покоренного
крестьянства было очень тяжелым: росли
налоги, натуральные и денежные поборы;
увеличивались различные повинности; в
некоторых районах крестьян начали
прикреплять к земле. Наибольшая часть
земельного фонда и оросительных
сооружений в основных областях Халифата
являлась собственностью Халифата.
Меньшую часть земельного фонда составляли
земли, находившиеся в частной собственности
(мульк). Быстро стала развиваться форма
условной феодальной земельной
собственности — икта (по арабски —
надел), которая давалась в пожизненное
или временное держание служилым людям.
Появились в Халифате и земельные владения
мусульманских религиозных учреждений —
неотчуждаемые вакфы. От налогового
обложения были освобождены земли
халифской знати, вакфные и икта .Положение
крестьян на землях государственных и
на землях феодалов было крайне тяжелым.
Поземельный налог (харадж) взимался
либо натурой, в виде доли урожая, либо
деньгами, в виде постоянных платежей с
определенной земельной площади,
независимо от размеров собранного
урожая. Важную роль в жизни Халифата
играли города; в стране шел интенсивный
процесс отделения ремесла от сельского
хозяйства и развития феодального города
как центра товарного производства. При
этом необходимо отметить рост техники
текстильного, керамического, парфюмерного
и бумажного ремесел, а также обработки
металлов. Все более расширялся
товарооборот, возросла караванная
торговля.В связи с этим получила развитие
система кредита, употребление чеков и
обменные операции у менял.Среди горожан
были богатые купцы, ремесленники, мелкие
торговцы, поденщики. Города были
заинтересованы в сохранении устойчивых
экономических связей между отдельными
регионами страны.
Халифат представлял
собой феодально-теократическое,
централизованное государство во главе
с халифом — преемником пророка
(представителя аллаха на земле). Власть
халифа была практически восточной
деспотией, он верховный собственник
земли, глава государства, обладающий
всей полнотой светской и духовной
власти. Власть их в основном стала
наследственной, они пользовались правом
назначать своего преемника.На практике
неограниченную, самодержавную власть
имели лишь некоторые халифы из династии
Омейядов. Так в связи с распадом Халифата
в IX в. прежние арабские племенные
ополчения утратили свое значение;
поэтому появляется наемная конная
гвардия тюркского происхождения. Эта
гвардия (мамлюки) скоро приобрела
решающую силу в стране и начала свергать
одних халифов и возводить на престол
других; начиная с 60-х гг. IX в. халифы
стали практически заложниками в руках
собственной гвардии.На систему органов
управления халифата оказал сильное
влияние при Аббасидах государственный
механизм Ирана. Заместителем халифа и
вторым лицом в государстве стал визирь,
который руководил ведомствами (диванами):
финансов, войска, учета земель, организации
ирригационных работ, внутренних дел
(который содержал финансово-статистические
сведения), чиновников.В Халифате имелся
также штат сановников, осуществляющих
надзор за другими чиновниками халифа,
ведавших имуществом халифа; руководящих
полицией; контролирующих начальника
телохранителей; заведовавшего почтой
(его функции заключались, например, в
собирании сведений для халифа о состоянии
земледелия, об урожае, о сборе налогов,
о настроениях местного населения,
деятельности администрации).Территория
Халифата делилась на провинции, обычно
соответствовавших завоеванным
государствам и областям. Управляли ими,
как правило, наместники халифа —
эмиры, в ведение которых были вооруженные
силы и местный аппарат административно-финансового
управления.Что же касается более мелких
административно-территориальных
подразделений, то они управлялись
преимущественно на основании обычаев.
Должностные лица, стоящие во главе
городов и селений, носили разные названия.
В Аравии их звали старшинами-шейхами.Как
уже указывалось, в конце VIII в. наметились
децентрализаторские тенденции в развитии
Халифата. Стремление крупных феодалов
к политической самостоятельности
привело к образованию местных
наследственных эмиратов, превращавшихся
постепенно в самостоятельные государства.