ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.12.2019

Просмотров: 4460

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.



Документа, подтверждающих страну происхождения товаров, не требуется:- если

- ввозимые на таможенную территорию таможенного союза товары заявляются к таможенной процедуре таможенного транзита или таможенной процедуре временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов;

- если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами в соответствии норм ТКТС;

- если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя не превышает сумму, установленную Комиссией таможенного союза;

- в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза.



Таможенная стоимость товаров (глава 8, ст. 64-69).

Определение таможенной стоимости товаров, безусловно, одна из самых сложных в таможенном деле процедур. Таможенная стоимость является основой для расчёта таможенных платежей – таможенной пошлины и налогов на добавленную стоимость. Поэтому субъекты, осуществляющие внешнеторговую деятельность и таможенные органы, уделяют ей повышенное внимание. Каждая из сторон имеет здесь свой определённый интерес. Таможенные органы контролируют таможенную стоимость, в первую очередь, с точки зрения исполнения плана по доходам бюджета. А участникам внешнеторговой деятельности она интересна с точки зрения минимизации уплаты таможенных платежей. Как видно, желание сторон принципиально расходятся: таможня заинтересована в том, чтобы таможенная стоимость, а следовательно и таможенные платежи, были максимально большие. Импортёры заинтересованы в обратном - платежи должны быть минимальными[].

Основой определение таможенной стоимости товаров ТС, является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – основной документ Всемирной таможенной организации (ВТО).Статья семь данного Соглашения и Соглашение по применению статьи семь устанавливают общие принципы и правила оценки товаров для таможенных целей. Их точное соблюдение является обязательным условием членства страны в ВТО. Данные принципы таможенной оценки предполагают, что таможенная стоимость в максимально возможной степени должна определяться на основе цены сделки. То есть сумма уплаченной или подлежащей уплате за ввозимый товар.При этом одним из основных условий является то, что цена товара должна быть сформирована в условиях свободной конкуренции под воздействием спроса и предложения. Это предполагает возможность колебания цен на товары под влиянием множества факторов: сезонность спроса; устаревание товара в связи с появлением новых аналогов; истечение срока годности и так далее. Кроме того, значительное влияние на цену товара оказывают условия его приобретения: размер партии; продолжительность предполагаемого сотрудничества с продавцом товара и другие [].


Правила определения таможенной стоимости товаров ТСполностью соответствует указанным международным нормам.

Так, в соответствии статьи 64 ТКТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого выпущены товары [ст. 64 ТКТС].

Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

При изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу, на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы. Если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза.

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. А, в случаях, установленных ТКТС и таможенным органом.

Указанные правила не распространяются на товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу.

Декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров [ст. 65 ТКТС].

Эти «рамки таможенного декларирования товаров» определены12 декабря 2008г главами правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации. Ими было принято «Соглашением о порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» (далее по тексту – Соглашение). Установлено, что декларирование таможенной стоимости – это заявление сведений, необходимых для определения таможенной стоимости товаров и таможенный документ, в котором указывается таможенная стоимость товаров и сведений, необходимых для её определения [ ].

Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств-участников таможенного союза, регулирующими таможенные отношения в таможенном союзе [ ].


Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов

Сведения заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. Формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.

Если декларация таможенной стоимости в случаях, установленных решением Комиссии таможенного союза, не заполняется, сведения о таможенной стоимости ввозимых товаров заявляются в декларации на товары. При выявлениипризнаков, указывающих на то, что заявленные в декларации на товары сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, таможенный орган вправе мотивированно потребовать представления декларации таможенной стоимости.

Декларация таможенной стоимости - неотъемлемой частью декларации на товары. [ст. 65 ТКТС].

В соответствии норм Соглашения, декларирование таможенной стоимости товаров, вывозимых с единой таможенной территории государств-участников таможенного союза, производится в соответствии с законодательством государства Стороны, в котором осуществляется декларирование этих товаров.

Порядок осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, сегодня урегулирован двумя актами: «Соглашение о порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» [ст. 67 ТКТС] и главой 8 ТКТС «Таможенная стоимость товаров». В соответствии указанных актов, контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.

По результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решения о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.

Порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров устанавливается решением Комиссии таможенного союза.

Указанными актами решён вопрос и корректировке таможенной стоимости товаров.Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом как до, так и после выпуска товаров Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.


При принятии таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров до их выпуска декларант обязан осуществить корректировку недостоверных сведений и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированных сведений, в сроки, не превышающие сроков выпуска товаров [].

Декларант же обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При этом, декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений [].

Споры о корректировке таможенной стоимости

В последнее время участились случаи корректировки таможенной стоимости товаров таможенными органами. Субъекты хозяйствования, в свою очередь, вынуждены отстаи­вать свои права и законные интересы, в т.ч. посредством обжалования данных действий либо решений, иногда успешно. При этом решения хозяйственных судов принимаются на основе как национального, так и международного законодательства.

В соответствии со ст. 67 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) по результатам осуществле­ния контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной тамо­женной стоимости товаров либо решение о ее корректиров­ке. При этом второе решение может быть принято как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в т.ч. непра­вильно выбран метод ее определения (п. 1 ст. 68 ТК ТС). Порядок контроля и принятия решения о корректировке та­моженной стоимости устанавливается решением Комис­сии Таможенного союза (ст.ст. 66, 67 ТК ТС).

Согласно п. 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 379 (далее — Порядок), признаками недосто­верности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться:

  1. выявленные с использованием системы управления
    рисками риски недостоверного декларирования таможен­
    ной стоимости товаров;

  2. установленные в результате контроля несоответствия
    сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в
    документах, представленных декларантом (таможенным
    представителем);

  3. более низкие цены декларируемых товаров по сравне­нию с ценой на идентичные или однородные товары при
    сопоставимых условиях их ввоза по информации иностран­ных производителей;

  4. более низкие цены декларируемых товаров по сравне­нию с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов;

  5. более низкие цены декларируемых товаров по сравне­нию с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из кото­рых изготовлены ввозимые товары;

  6. наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочета­нии с низкими ценами декларируемых товаров, дающие основания полагать согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа (п. 6 Порядка), о влия­нии взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или
    подлежащую уплате за товары;


7)наличие оснований полагать, что не соблюдена струк­тура таможенной стоимости (например, не учтены либо
учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т. п.

Соглашение об определении таможенной стоимости то­варов, перемещаемых через таможенную границу Тамо­женного союза, ратифицированное Законом от 9.07.2008 г. (далее — Соглашение), устанавливает единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях при­менения Единого таможенного тарифа ТС, а также приме­нения иных мер, отличных от таможенно-тарифного регу­лирования, которые вводятся (могут вводиться) для регу­лирования товарооборота в Таможенном союзе. Его поло­жения применяются в случае, если товары фактически пе­ресекли таможенную границу Таможенного союза при вво­зе на единую таможенную территорию Таможенного союза и в отношении таких товаров впервые после пересечения таможенной границы заявляется таможенный режим (п. 2 ст. 1 Соглашения).

Согласно ст. 9 ТК ТС любое лицо вправе обжаловать ре­шения таможенных органов, действия (бездействие) тамо­женных органов или их должностных лиц в порядке и сро­ки, которые установлены законодательством государства — члена ТС, с таможенной службой которого возник спор. В соответствии с п. 4 ст. 34 Таможенного кодекса Респуб­лики Беларусь (далее — ТК РБ) такая жалоба может быть подана не позднее одного года со дня, когда лицу стало или должно было стать известно о нарушении его прав и (или) законных интересов либо о незаконном возложении на не­го каких-либо обязанностей или со дня истечения установ­ленного срока для принятия таможенным органом решения или совершения таможенным органом либо его должност­ным лицом действий, принятие или совершение которых предусмотрено в соответствии с ТК РБ и иными актами та­моженного законодательства.

Практика показывает, что более положительные резуль­таты приносят судебные варианты такого обжалования. Исходя из ст. 227 ХПК юрлицо, ИП или гражданин, а также прокурор вправе подать в хозяйственный суд заявле­ние о признании недействительным ненормативного пра­вового акта госоргана, органа местного управления и само­управления, который не соответствует законодательству и которым нарушаются права и законные интересы юрлиц, ИП или граждан, либо об обжаловании действий (бездей­ствия) названных органов и их должностных лиц.

При этом постановление Пленума ВХС от 29.09.2010 № 39 «О некоторых вопросах применения Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении дел о проверке законности ненормативных правовых актов органов местного управления и самоуправ­ления, действий (бездействия) их должностных лиц» (да­лее — постановление № 39) рекомендует разделять требо­вания соответственно о признании ненормативного акта недействительным и действий (бездействия) органов (должностных лиц). Последнее должно иметь место лишь в случае, когда действие не облечено в форму акта либо не выполняются возложенные на госорган (организацию, должностное лицо) обязанности (п. 2 постановления № 39). На основании абз. 3 п. 7 постановления № 39 заявления (жалобы) по делам указанной категории, подсудные хозяй­ственному суду области (г. Минска), подаются в хозяйственный суд по месту нахождения заявителя.